Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


—еверной јмерики




ѕлемена арктической зоны

 

 

—еверную часть континента насел€ло большое количество племен и народов, наход€щихс€ на стадии первобытности. ѕервые сто€нки собирателей и брод€чих охотников, владевших огнем и каменными оруди€ми, обнаружены в “ехасе, Ќеваде,  алифорнии (Ћыоисвилл, “ьюл-—прингс, о. —анта-–оса) и в районе —андиа (25Ч15 тыс. до н. э.), а более поздние Ч в  ловисе (1500Ч 9 тыс. до н. э.) и в ‘олсоме (9000Ч7000 тыс. до н. э.). ѕоселки земледельцев в јризоне и Ќью-ћексико датируютс€ 7Ч6 тыс. до н. э.

  XVI в. уровень развити€ североамериканских народов был неодинаков:

они находились на различных стади€х развити€ первобытного общества. ѕо местам обитани€ их можно подразделить на несколько групп.   первой относ€тс€ охотники и рыболовы арктической зоны Ч алеуты и эскимосы2.

¬ этом районе выработалс€ своеобразный хоз€йственно-культурный тип, обусловленный сложными климатическими услови€ми: каждодневный быт был нацелен на главную задачу Ч выживание. ќхота на морских животных, оленей, пушных зверей, птиц, рыболовство и собирание водорослей, €год, кореньев и трав были их основным зан€тием. ∆илища из жердей, покрытых шкурой или корой, Ч летом и земл€нки или иглу (дома изо льда с пологами из шкур внутри) Ч зимой защищали людей от холода и непогоды. ƒвухслойна€ одежда из меха (нижний слой мехом к телу, верхний Ч мехом наружу), торбаса (высокие меховые сапоги), плащи из рыбьей кожи, кишок или травы и шл€па из бересты Ч так был одет житель арктического севера.

ѕрирода была сурова к нему, но в битве за жизнь человек не забывал о художественном творчестве. ќно находит выражение в песн€х и танцах, резьбе по дереву, камню, рогу и в орнаментации одежды, в узорах татуировки и в изобретении оригинальных средств передвижений (саней, запр€женных соба-ками или олен€ми, снегоступов, лодок различных модификаций Ч от одноместного ка€ка до уммаке на несколько человек). —тойбище было главной социальной единицей и представл€ло собой соседскую общину с большим количеством родовых пережитков.

»ндейские племена “ихоокеанского побережь€ и севера  анады

  арктической группе примыкают жители северной лесной области  анады {атапаски, часть алгонкинов) и северо-западного “ихоокеанского побережь€ (тлинкиты, хайда и др.)

” них были похожие зан€ти€, основные оруди€ труда (лук, стрелы, гарпуны, силки, ловушки, остроги, капканы) и жилища (принцип земл€нок), но у алгонкинов были также конусообразные постройки с дерев€нным каркасом, обт€нутые берестой или шкурами, Ч вигвамы.

ƒл€ зимней одежды индейцы сохран€ли мех, дл€ летней делали м€гкую замшу. ќсновой служили рубаха (у мужчин ниже колен, у женщин Ч до щиколоток) и штаны, соединенные в одно целое с обувью Ч мокасинами. √олову закрывал капюшон, руки Ч перчатки (зимой Ч от холода, летом Ч от насекомых). ” обитателей северо-западных районов к одеждам из мехов и кож добавл€лась еще ткана€ Ч из шерсти горных коз. ќсобую гордость тлинкитов составл€ли тканые накидки, украшенные причудливыми узорами.

ƒревнеиндейска€ маска

”крашалась одежда бахромой, иглами дикобраза, оленьим волосом, вышивкой и красочным орнаментом из морских ракушек. »ндейцы лесов ценили ожерель€ из косточек редких рыб, серьги с розовыми и зелеными жемчужинами из раковин моллюска, нарезные браслеты, гибкие по€са, сплетенные из очищенных корней кедра, окрашенные и искусно разрисованные, а также головные уборы из хвоста рыжей лисицы и орлиных перьев.

Ћицо и тело раскрашивались татуировкой. Ѕогатые женщины носили украшени€ в отверстии нижней губы, что считалось необычайно из€щным.

“отемный столб

ќднако прославилс€ этот народ великолепной обработкой дерева. »з него делали разнообразную утварь (ложки, сосуды, ковши, блюда), а также предметы ритуала: щиты и шлемы-маски дл€ воинов, жезлы шаманов, трещотки, тотемные маски и тотемные столбы. Ёто были св€щенные вещи, их создание считалось опасным магическим действием. Ўлем олицетвор€л личное достоинство человека, его внутреннюю силу и храбрость. ўит приносил обладателю счастье и удачу, кольца на нем считались местом входа в наш мир спешащих на помощь богов и духов. “рещотка помогала шаману в вызывании духов и вхождении в транс. ћаска была действительным воплощением предка или сверхъестественной силы, и надевший ее перевоплощалс€ в того, кого изображал.

–езные символические фигурки различных животных, с которыми плем€ чувствовало особую внутреннюю св€зь, покрывали тотемные столбы. »скусство резьбы и раскрашивани€ этих фигурок часто достигает высокого художественного уровн€. ѕоразительных результатов добивались лишь при помощи точильного камн€ из песчаника и кусков кожи акулы дл€ полировки.

“линкиты были умельцами в изготовлении украшений из меди. »спользу€ способ холодной ковки, мастера делали серьги, кольца, браслеты и ожерель€. » жители северной  анады, и жители севера “ихоокеанского побережь€ находились на родовой ступени развити€ общества, но индейцы северо-запада знали рабство, хот€ рабы и принадлежали всей общине.

 алифорнийские индейцы

  калифорнийским индейцам относ€тс€ шошоны, пенути, хока, юки и др. Ёти племена жили в лесистых районах либо с влажным и м€гким, либо с жарким и сухим климатом. »менно поэтому исключительное значение в их жизни имело собирание орехов, плодов, сем€н и кореньев диких растений. ќхота и рыболовство дополн€ли это зан€тие. ¬ поисках пищи семьи кочевали с места на место, не зна€ посто€нных жилищ. Ќавесы из ветвей и травы защищали их от летнего солнца, а земл€нки Ч от зимнего ветра. Ќеотъемлемой частью каждой сто€нки были бани и ритуальные парилки.

Ќе зна€ гончарства, калифорнийцы плели великолепные корзины, использу€ древнюю технику спирально-жгутового плетени€. ќчищенные от коры ивовые пруть€ или ветви красного дерева свивались в жгуты и сшивались кост€ными или дерев€нными иглами. »здели€ украшались двухцветным орнаментом в сочетании коричнево-красного и белого цветов. ѕлетение было таким плотным, что не пропускало воду. ¬ таких корзинах готовили пищу Ч раскаленные на огне камни опускались щипцами в заполненную водой посуду. ќстывшие камни замен€лись новыми. »менно поэтому калифорнийцев часто называют камневарами.

ќни не умели ткать и носили легкую одежду: мужчины Ч набедренную пов€зку из кожи олен€, а женщины Ч короткие юбки из луба дерева. » только вожди имели право в особых случа€х надевать плащи из перьев птиц.

 алифорнийские индейцы считаютс€ наиболее примитивной группой коренного населени€ —еверной јмерики.

Ќаселение лесных областей востока —еверной јмерики

¬ лесных област€х востока Ч южнее ¬еликих озер, от ћиссисипи до јтлантического океана Ч жили племена ирокезов, делаваров, могикан, мосгенов. Ёти племена вели оседлый образ жизни. ѕомимо охоты, рыболовства и собирательства занимались мотыжным земледелием (огородничеством). «арождение земледельческой культуры на континенте произошло еще в 6500Ч1500 гг. до н. э. ¬ыращивали бобовые, кабачки, маис (кукурузу), подсолнечник, тыквы, арбузы. ¬ пищу шло м€со диких животных, исключа€ хищников, и различные растительные лесные дары.   любимым лакомствам относились патока и сахар из кленового сока, из него же готовили опь€н€ющие напитки. »спользовались даже такие продукты, как ореховое и медвежье масло.

—лаву жител€м восточных областей принесли их ремесленники: мастера по созданию украшений из перьев, скорн€ки, плетельщики, гончары, ткачи. “кань создавали из крапивы, древесной коры и даже из индюшачьих перьев. Ќо самым удивительным было их умение работать с берестой. »з бересты изготавливали не только корзины, емкости дл€ жидкости, шкатулки, но даже каноэ и своеобразную бумагу.

ѕиктографические рисунки, нанесенные на нее, свидетельствуют о зарождении письменности. ’роникой такого рода €вл€етс€ запись делаваров Ђ¬алам олумї, что означает Ђправдива€ живописьї. ќсобо сложную информацию передавали по€са вампум Ч нанизанные на шнур кружочки из белых и фиолетовых раковин квохауг. ќни имели высокую денежную стоимость. — помощью комбинации раковин записывались официальные документы. ѕодобный текст договора о земле, заключенный между индейцами и ”иль€мом ѕенном1 в 1682 г., сохранилс€ до насто€щего времени.

ўедрые и гостеприимные земледельцы, жители этого региона, в одночасье могли превратитьс€ в дисциплинированных и непобедимых воинов, объединенных в союзы, подобные Ћиге ирокезов. —ами себ€ ирокезы называли Ђходеноса-униї Ч Ђлюдьми длинного домаї, так как жили они в больших жилищах из коры с множеством комнат и очагов, вмещающих около 100 человек. јмериканцы восхищались ирокезами. »х общественное устройство в качестве модели дл€  онституции —Ўј предлагал Ѕенджамин ‘ранклин (1706Ч1790)2.

¬ысока была роль женщины в обществе, потому что великим делом считалось быть матерью.

 ак смогут жить и процветать люди, как сможет крепнуть народ без женщины-матери, способной подарить племени сыновей и дочерей? ќскорбить женщину Ч значит оскорбить ѕрироду и навлечь на народ несчасть€, голод, мор, нищету. ѕоэтому именно женщине принадлежит главна€ исполнительна€ власть. ѕравительница и совет матерей выбирали военного старейшину рода. ¬се вместе они составл€ли совет племени.

»ндейцы прерий

ѕеречень племен —еверной јмерики был бы неполон без упоминани€ индейцев ¬еликих –авнин (прерий) Ч аппачей, навахо, команчей и других, которые вошли в сознание европейцев в

 

виде злодеев в боевой раскраске с томагавками1 и человеческими скальпами2 в руках.

ƒействительно, обычай смешивать жир с краской и наносить эту смесь на кожу был чрезвычайно распространен среди индейцев вообще и жителей прерий в том числе. –аскраска не просто украшала человека, а защищала его от внешнего вредоносного вли€ни€ и должна была приносить удачу. ѕомимо этого она содержала информацию о родовой и племенной принадлежности, общественном положении, о личных качествах и пр. ¬оинска€ окраска служила дл€ отпугивани€ врагов и злых духов в бою. »з всех цветов красна€ краска считалась предпочтительной, за что индейцы и были прозваны краснокожими.

–еальностью жизни племени на тропе войны было сн€тие скальпов, но это были скальпы врагов, нарушивших нормы жизни и справедливости. —нима€ с головы кожу вместе с волосом Ч средоточием энергии, магическую силу противника подчин€ли и использовали после его смерти. —читалось, что скальпы способствовали плодородию, приносили здоровье, мощь и духовную силу. „ем могущественнее была жертва, тем больше магической силы давал ее скальп.

ќхота за людьми была характерна лишь дл€ военного времени. ¬ обыденной жизни индейцы прерий Ч охотники на бизонов. ќни не занимались ни земледелием, ни ремеслом, часто кочевали вслед за стадами животных, перевоз€ имущество на собаках. ќхотились пешими, с луком и стрелами, часто использу€ прот€жный, пронзительный вопль, сбивающий бизонов с ног (этому крику специально обучались у девушек). “ака€ охота была сложна и опасна, но риск стоил того Ч бизоны давали пищу, топливо (жир), а также кожи дл€ одежды, лодок и переносных домов в виде конических палаток (типи). “акие дома ставились по кругу, в центре которого находилась палатка племенного совета еще материнского рода.

Ќесмотр€ на кочевой охотничий быт, в прери€х велись даже летописи. ¬ виде рисунков, начертанных на тщательно выделанных шкурах бизонов, отмечались главные событи€ года. –азвивалось изобразительное искусство: вышивание по коже или ее разрисовка. „асто использовались символы:

 

солнце Ч счастье,

бабочка Ч вечна€ жизнь,

глаз знахар€ Ч наблюдение, мудрость,

перь€ орла Ч вождь,

рог буйвола Ч успех и т. д.

ќбразцом религиозной скульптуры могут считатьс€ курительные трубки. ќни имели различные формы и размеры, были богато орнаментированы и носили ритуальный характер. —уществует легенда о том, что перва€ трубка была дана люд€м духом грома дл€ того, чтобы они могли использовать ее при вызывании св€щенных сил и установлении гармонии между ними и человеком. ѕоэтому трубка была не только символом духов, но и символом защиты. —воей энергией и силой она охран€ла людей. ќтсюда ее название Ч “рубка ћира. “от, кто ею владел, был другом всех индейцев и мог свободно путешествовать от племени к племени.

ѕлемена пуэбло

ѕоследнюю группу составл€ют жители северной части юго-запада —Ўј (зуни, хохокамы, хопи и пр.), »х называют пуэбло, что в переводе с испанского означает поселение, народ. Ётим словом называли не только постройки и ту область, дл€ которой они были характерны, но и людей, насел€вших их.

“ипичные пуэбло Ч это внутрискальные, многосемейные жилища, вмещающие до тыс€чи человек. ќни имели вид замкнутого двора с отвесной внешней стороной и внутренней стеной в форме амфитеатра, ступени которого представл€ли собой р€ды жилых построек. Ќа склонах каньонов и в скалах создавались колоссальные сооружени€ в четыре-п€ть этажей. ѕравда, были и небольшие поселени€.

¬се пуэбло, независимо от размеров, представл€ли собой общины с принадлежащими им земл€ми и охотничьими угодь€ми. Ћюди этих племен прослыли великолепными агрономами и инженерами. »спользу€ ирригационные системы, длина которых достигала 300 миль, они получали высокие урожаи, несмотр€ на крайне скудные почвы. ѕод руками этих индейцев пустын€ расцветала, повсюду зеленели посевы маиса, фасоли, хлопка и тыквы. Ѕыли приручены собаки и индейки, высоко ценившиес€ из-за перьев, используемых дл€ украшений и обр€довых целей.

∆ители юго-запада были не только хорошими земледельцами и строител€ми, но и отменными ремесленниками. »х гончарные издели€ имели кремовый, оранжевый, желтый цвета, из€щную форму и рисунок, богато украшались разноцветными глинами, антропо- и зооморфными фигурами с миндалевидными глазами или просто черным геометрическим орнаментом. Ёта керамика очень напоминает произведени€ гончаров ƒревнего ¬остока и ≈вропы. »зготовление глин€ной посуды такого качества требовало высокого мастерства и отнимало достаточно много времени Ч ведь ее делали без гончарного круга. ќднако все затраты были оправданы, поскольку издели€ из глины дл€ индейцев пуэбло Ч не просто предметы обихода. —овершенством и пластикой форм, способностью вмещать в себ€ любое содержимое они воплощали образ  осмоса. »скусство гончара отождествл€лось с искусством Ѕога Ч “ворца ћира и было поэтому значимым и почетным.

—реди пуэбло попул€рностью пользовалось и ремесло ткачей. ќни делали цветные покрывала и накидки, по€са, фартуки и юбки, которые до сих пор слав€тс€ по всему миру.

¬ мире индейцев юго-запада преобладал материнский род, во главе которого сто€ла мать, и лична€ собственность наследовалась только по женской линии. Ќо несмотр€ на это, главой семьи считалс€ мужчина. ќн же выполн€л жреческие функции и руководил кланом.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-01-29; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1508 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—лабые люди всю жизнь стараютс€ быть не хуже других. —ильным во что бы то ни стало нужно стать лучше всех. © Ѕорис јкунин
==> читать все изречени€...

398 - | 389 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.023 с.