Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ѕредставлени€ древних слав€н




—варог

 

 

јрхаическа€ философи€ древних народов, уровень их духовной зрелости наиболее полно реконструируетс€ по космогоническим2 мифам главных св€щенных книг. — именем —варога св€зан древний космогонический миф слав€н, открывающий текст Ђ–усских ¬едї:

 

ƒо рождени€ света белого тьмой кромешною был окутан мир. Ѕыл во тьме лишь –од Ч ѕрародитель наш. –од Ч –одник ¬селенной, ќтец Ѕогов.

Ѕыл вначале –од заключен в €йце, был он семенем непророщенным, был он почкою нераскрывшейс€. Ќо конец пришел заточению. –од родил Ћюбовь Ч Ћаду-матушку.

–од разрушил темницу силою Ћюбви, и тогда Ћюбовью мир наполнилс€.

» родил ќн царство небесное, а под ним создал поднебесное. ѕуповину разрезал радугой, отделил ќкеан Ч море синее от небесных вод твердью каменной. ¬ небесах воздвигнул три свода ќн. –азделил —вет и “ьму, ѕравду с  ривдою.

–од родил затем «емлю-матушку, и ушла «емл€ в бездну темную, в ќкеане она схоронилас€...

–одом рождены были дл€ Ћюбви небеса и вс€ поднебесна€. –од Ч ќтец богов. –од и ћать богов. –од Ч рожден собой и родитс€ вновь.

–од Ч все боги и вс€ поднебесна€. –од Ч что было и то, чему быть предстоит, что родилось и то, что родитс€.

–од родил —варога небесного и вдохнул в него свой могучий дух. ƒал четыре ему головы, чтоб он мир осматривал во все стороны... ¬от —варог по небу похаживает и свои владень€ огл€дывает. ¬идит Ч —олнце по небу катитс€, ћес€ц светлый видит и звезды, а под ним ќкеан расстилаетс€... ќгл€дел свои он владени€, не заметил лишь «емлю-матушку.

Ч √де же мать-«емл€? Ч опечалилс€.

“ут заметил он Ч точка мала€ в ќкеане-море чернеетс€. “о не точка в море чернеетс€, это уточка сера€ плавает, пеной серою порожденна€.

Ч “ы не знаешь ли, где «емл€ лежит? Ч стал пытать —варог серу уточку.

Ч ѕодо мной «емл€, Ч говорит она, Ч глубоко в ќкеане схоронена...

Ч ѕо велению –ода небесного, по хотенью-желанью —варожьему «емлю ты добудь из глубин морских!

Ќичего не сказала уточка, в ќкеан-море нырнула и три года в пучине скрывалась.  ак срок кончилс€ Ч подн€лась со дна.

¬ клюве горсть земли принесла она.

¬з€л —варог горсть земли, стал в ладон€х м€ть.

Ч ќбогрей-ка,  расно —олнышко, освети-ка, ћес€ц светлый, вы же, ветры буйные, Ч дуйте! Ѕудем мы лепить из земли сырой «емлю-матушку, мать-кормилицу. ѕомоги нам. –од! Ћада, помоги!

«емлю мнет —варог Ч греет —олнышко, ћес€ц светит и дуют ветры. ¬етры сдули «емлю с ладони, и упала она в море синее. ќбогрело ее —олнце  расное Ч ћать «емл€ запеклась сверху корочкой, остудил же ее ћес€ц светлый.

“ак —варог сотворил «емлю-матушку. “ри подземных свода он в ней учредил Ч три подземных, пекельных царства.

ј чтоб в море «емл€ не ушла оп€ть, –од родил под ней ёшу мощного Ч зме€ дивного, многосильного. “€жела его дол€ Ч держать ему годы и века «емлю-матушку.

“ак была рождена ћать —ыра «емл€. “ак на «мее она упокоилась.

≈сли ёша-«мей пошевелитс€ Ч ћать —ыра «емл€ поворотитс€1.

ƒуховное родство культур слав€н и индоариев

 

¬ св€щенных книгах древних народов космогонические мифы всегда тесно переплетены с предани€ми о происхождении богов (теогонией) и людей (антропогонией), мир которых вторичен по отношению к рождающим силам космоса, но тесно с ними взаимодействует. 129-й гимн

10-й мандалы –игведы нагл€дно демонстрирует общность космогонических представлений слав€н и индоариев, духовное родство двух ведических культур древности:

 

Ќе было тогда ни несуществующего, ни сущего... Ќе было тогда ни смерти, ни того, что живет вечно; никакого признака, раздел€вшего ночь и день. Ёто единое бездыханное дышало лишь собственной своей сущностью. ѕомимо него не было ничего вообще. Ѕыла тьма: скрыта€ сперва в тьме, все это было бесформенным хаосом. ¬се, что существовало тогда, было пустым и бесформенным. ¬еликой силой тепла рождено было это единое. «атем возникло вначале желание Ч первичное сем€ и зародыш духа...  то знает воистину и кто может здесь сказать, когда это родилось и когда свершилс€ этот акт творени€?

Ѕоги по€вились позже сотворени€ этого мира.  то же тогда знает, когда по€вилс€ мир? ќн первоисточник всего созданного, все равно, создал ли он все это сам, или же нет. “от, чье око надзирает за этим миром с высоты неба, он воистину знает это, а может быть, он и не знает1.

 

≈диным св€щенным праисточником, существовавшей некогда общей духовной колыбелью, веро€тно, обусловливаетс€ сходство представлений в слав€нской и индийской ведической культурах о первичном антропоморфном существе, носителе высшего жизненного принципа Ч любви или тепла Ч тапаса, и первичном зерне, золотом зародыше (хирань€ гарпх), прорастающем в ходе становлени€ человечества, Ч силе желани€.

“ак, силой Ћюбви в слав€нской мифологии было рождено —олнце, вышедшее из лица –ода, ћес€ц светлый Ч из груди ≈го, «везды частые Ч из очей ≈го, «ори €сные Ч из бровей ≈го, Ќочи темные Ч из дум ≈го, ¬етры буйные из дыхань€ ≈го, ƒождь, —нег, √рад Ч от слез ≈го, √ром и ћолни€ Ч от голоса ≈го2. ¬ индийском источнике ”панишадах такое первичное антропоморфное существо ѕуруше (Ђpurusaї, дословно с санскр. человек, мужчина), хранитель миров был извлечен из вод јтманом, тем, кто был поистине вначале одним, и кто придал ѕуруше внешний облик3.

ѕерун и —вентовит

—ын —варога ѕерун, второе лицо слав€нской “роицы-“риглава, бог войны и грозы, оживл€л €вленное, следил за миропор€дком, враща€ солнечное золотое колесо.

 ульт победител€ звер€-—кипера, цар€ ѕекла, ћорского цар€ и ¬елеса поддерживалс€ высшими сло€ми патриархального слав€нского общества, кн€зь€ми и дружинниками, особенно в эпохи противосто€ни€ миру кочевых племен. ѕосле христианизации –уси культ ѕеруна был замещен »льЄй-ѕророком, а в фольклорной традиции Ч »льЄй ћуромцем и ≈горием ’рабрым.

“реть€ ипостась новгородского “ритлаваЧ—вентовит первоначально был богом света у западных слав€н. ≈го четырехглавый идол сто€л в јрконе, главном св€тилище балтийских слав€н на острове –у€н в Ѕалтийском море. ¬ера в него была принесена в Ќовгород переселенцами из западных земель Ч обо-дритами и ру€нами. ¬елесова книга говорит о великой тайне триединства —варога Ч ѕеруна Ч —вентовита, сила которого пронизывала все уровни жизни, множила миры богов и людей властию любви. —в€щенное знание древних слав€н обладало, таким образом, чертами монотеизма1, но при этом непротиворечиво сочетало его с первобытными формами религии: тотемизмом, фетишизмом, анимизмом и магией.

“аким образом, и дл€ мировоззрени€ индоевропейских народов, и дл€ мировоззрени€ древних слав€н был характерен антропотеокосмиз, т. е. нерасч-ленность сфер человеческого, божественного и природного, отсвечивающих друг в друге. Ёто то, что √ераклит заложил в пон€тие Ђсферосї как мира, никем не созданного, Ђвечно живого огн€, мерно загорающегос€ и мерно потухающего, на который обмениваютс€ все вещи, выплавленные из него как слитки из золотого пескаї2.

ѕризнаки культа предков, получившего название манизм3, наиболее зримо представл€ютс€ в факте возведени€ родословной слав€н к праотцам, родственникам богов, обучившим людей основным ремеслам, и прежде всего умению обращатьс€ с железом. «нание выступает как мгновенное проникновение в бытие сущего, осуществл€емое с помощью магических операций, и с целью упор€дочени€ из хаоса пространства обитани€ древнего человека. ∆ертвоприношени€ обожествл€вшимс€ силам природы, во главе которых выступало —олнце, входили в практику магии жизни, не расчлен€вшую слово и дело и служившую цел€м победы человека над небытием, над смертью.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-01-29; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1259 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќеосмысленна€ жизнь не стоит того, чтобы жить. © —ократ
==> читать все изречени€...

290 - | 294 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.009 с.