Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ѕериод –еспублики




–анн€€ –еспублика

 

¬ эпоху ранней –еспублики (конец VI Ч начало III вв. до н. э.) –иму удаетс€ подчинить себе весь јпеннинский полуостров, причем большую роль в развитии его культуры сыграло завоевание греческих городов ёжной »талии, ускорившее приобщение римл€н к более высокой греческой культуре. ¬ IV в. до н. э., главным образом среди верхних слоев римского общества, начинают распростран€тьс€ греческий €зык, некоторые греческие обычаи, в частности, бритье бороды и коротка€ стрижка волос. ¬ это же врем€ происходит замена старого этрусского алфавита греческим, более подход€щим к звукам латинского €зыка. “огда же вводитс€ и медна€ монета по греческому образцу.

  IV в. до н. э. относитс€ зарождение в –име театра Ч по примеру этрусков были введены сценические игры, исполн€вшиес€ профессиональными артистами.

¬ середине V в. до н. э. в –име были составлены Ђ«аконы 12 таблицї, ставшие основой дальнейшего развити€ римского права. ¬ них нашли отражение особый строй римской семьи, св€зь гражданства и землевладени€, утверждалось равенство граждан перед законом.

— образованием гражданской общины, республиканского стро€ св€зано возникновение римского ораторского искусства. ¬ыступлени€ сенаторов в сенате, должностных лиц Ч в комици€х (народных собрани€х) требовали знаний и искусства убеждать слушателей.

¬ эпоху ранней –еспублики в основных чертах складываетс€ организаци€ римского войска с его прославленной дисциплиной, во многом обусловившей военные успехи –има. ќсновной единицей римской армии был легион (от 3 до б тыс€ч пехотинцев), делившийс€ в разные периоды истории на манипулы, центурии, когорты. ¬ состав легиона входили также конница и вспомогательные войска. ƒл€ размещени€ войск строились временные и посто€нные укрепленные военные лагер€ с четкой и простой планировкой: две улицы, пересекавшиес€ под пр€мым углом. ¬есь лагерь окружалс€ рвом и валом, четверо ворот посто€нно охран€лись вооруженными воинами. ƒисциплина в войске поддерживалась с помощью суровых наказаний и наград.

–имский всадник

¬ысшими наградами были венок из дубовых листьев, дававшийс€ за спасение жизни римского гражданина, и золотой венец Ч тому, кто первым поднималс€ на стену вражеского города. ¬ысшей наградой полководцу служил триумф Ч торжественный въезд на колеснице на вершину  апитоли€. ѕеред триумфатором шли таенные и заложники, музыканты, замыкали процессию воины-победители.

ѕоздн€€ –еспублика

— 60-х гг. III в. до н. э. –им вел посто€нные войны за господство во всем —редиземноморье. –ешающими этапами этой борьбы было разрушение  арфагена (главного соперника –има) и превращение √реции и ћакедонии в римские провинции.   середине II в. до н. э. –им становитс€ мощной средиземноморской державой, однако примерно в это же врем€ в государстве измен€етс€ внутриполитическа€ обстановка Ч начинаютс€ гражданские войны, приведшие к падению –еспублики. ¬ременна€ военна€ диктатура (например, —уллы (138Ч78 до н. э.) или ÷езар€ (100Ч44 до н. э.) к концу I в. до н. э. смен€етс€ принципатом Ч наследственной диктатурой под республиканской оболочкой.

¬ св€зи с необходимостью идеологического обосновани€ широкомасштабных завоевательных войн в эпоху поздней –еспублики (начало III Ч конец I вв. до н.э.) начинает складыватьс€ особое отношение к –иму как носителю предначертанной богами миссии владыки мира. ¬ соответствии с этим римский народ считаетс€ избранным, наделенным особыми добродетел€ми: мужеством, верностью, стойкостью. »деальный римский гражданин гордитс€ своей принадлежностью к избранному народу, и в мирное врем€, и в дни войны с готовностью служит общему делу Ч республике1.

–имска€ культура позднереспубликанской эпохи представл€ла собой соединение многих начал (этрусского, исконно римского, италийского, греческого), что обусловило эклектизм2 многих ее сторон.

Ќачина€ с III в. до н. э. особенно большое вли€ние на римскую религию начала оказывать греческа€. ѕроисходит отождествление римских богов с греческими: ёпитера Ч с «евсом, Ќептуна Ч с ѕосейдоном, ѕлутона Ч с јидом, ћарса Ч с јресом, ёноны Ч с √ерой, ћинервы Ч с јфиной, ÷ереры Ч с ƒеметрой, ¬енеры Ч с јфродитой, ¬улкана Ч с √ефестом, ћеркури€ Ч с √ермесом, ƒиуны Ч с јртемидой и т.д.  ульт јполлона был заимствован еще в V в. до н. э., аналога ему в римской религии не было. ќдним из почитаемых чисто италийских божеств был янус, изображавшийс€ с двум€ лицами (одно обращено в прошлое, другое Ч в будущее), как божество входа и выхода, а затем Ч вс€кого начала. —ледует отметить, что римский пантеон никогда не был замкнутым, в его состав принимались иноземные божества. —читалось, что новые боги усиливают мощь римл€н. »нтересно, что в отношении к богам сказалс€ присущий римл€нам дух практицизма. –елигиозные обр€ды воспринимались как своеобразные юридические сделки, правильно, со всеми формальност€ми совершенный обр€д считалс€ гарантией выполнени€ богами просьбы мол€щегос€.

≈ще одним характерным про€влением практичного мышлени€ римл€н была их любовь к прикладным наукам, особую роль среди которых играла юриспруденци€ Ч наука о праве. ”же с III в. до н. э. можно было получить консультацию профессионального юриста, во II в. до н. э. по€вл€ютс€ первые правоведческие исследовани€, а в I в. до н. э. уже существовала обширна€ юридическа€ литература, представленна€ трудами таких авторов, как ћуций —цевола и —ервий —ульпиций –уф, которые занимались и практической де€тельностью, выступа€ на судебных процессах.

–азвивалось и красноречие (риторика), выдающимс€ представителем которого был ÷ицерон (106Ч43 до н. э.). ќ гениальном риторическом даровании его свидетельствуют не только более 50 полностью сохранившихс€ речей, но и его сочинени€ по теории риторики.

ѕрактическим цел€м было подчинено и римское образование. ¬о IIЧI в в. до н. э. в –име утверждаетс€ греческа€ система образовани€, но с некоторыми особенност€ми. ћатематические науки отход€т на второй план, уступа€ место юридическим, €зыки и литература изучаютс€ в тесной св€зи с римской историей, в которой особое внимание удел€етс€ примерам достойного поведени€ предков. ”роки музыки и гимнастики замен€ютс€ более практичным обучением верховой езде, фехтованию. Ќа высшей стадии обучени€ особое внимание, в отличие от √реции, удел€етс€ не философии, а риторике. Ќа завершающем этапе нередко предпринимались образовательные поездки в греческие культурные центры, особенно в јфины.

Ќар€ду с народным италийским творчеством (культовые, обр€довые, свадебные и другие песни) на становление и развитие римской литературы сильное воздействие оказала греческа€. ѕервые произведени€ на латыни были переводами с греческого. ѕервым римским поэтом был грек Ћивии јндроник (III в. до н. э.), переводивший на латынь греческие трагедии и комедии, Ђќдиссеюї √омера. ≈го переводы были очень вольными, допускали включение новых отрывков, изменение имен и пр.

 рупнейшим писателем конца III Ч начала II вв. до н. э. был ѕлавт (ок. 250Ч184 до н. э.) Ч знаменитый комедиограф. ¬ его комеди€х нашли отражение римские реалии, хот€ герои нос€т греческие имена, а действие происходит в греческих городах.

ѕлавту принадлежат слова:

 

„еловек человеку Ч волк, до тех пор пока он не поймет своей сущности.

 

Ќесколько позже писал свои комедии “еренций (190Ч159 до н. э.), который в отличие от ѕлавта старалс€ не использовать римские сюжеты и ограничивалс€ пересказом греческих авторов, особенно ћенандра. –имска€ трагеди€ была еще более подражательной, слабо св€занной с римской действительностью.

Ѕольших успехов достигла римска€ поэзи€ в I в. до н. э. —реди многих поэтов того времени следует отметить Ћукреци€ (ок. 96Ч55 до н. э.) и  атулла (87/84-ок. 54 до н. э.). Ћукрецию принадлежит замечательна€ философска€ поэма Ђќ природе вещейї, представл€юща€ мир комбинацией атомов и дающа€ пон€тие теории эволюции. ѕоэма насыщена афоризмами, например:

 

„то пища дл€ одного, отрава дл€ другого.

 

 атулл был мастером лирической поэзии, в его произведени€х воспеваетс€ дружба, тонко передаютс€ настроени€ и размышлени€ самого автора. ќсобой попул€рностью пользовались страстные и выразительные любовные стихотворени€  атулла.

ѕервым прозаическим произведением на латинском €зыке был труд  атана —таршего (234Ч149 до н. э.) Ђќ сельском хоз€йствеї. ¬ыдающимис€ позднереспубликанскими писател€ми были ¬аррон (116Ч27 до н. э.) и ÷ицерон. √лавное произведение ¬аррона Ђƒревности дел божеских и человеческихї Ч своеобразна€ историческа€, географическа€ и религиозна€ энциклопеди€. ≈го перу принадлежат также многочисленные грамматические, историко-литературные произведени€, биографии выдающихс€ граждан, философские произведени€. ÷ицерон был не только замечательным писателем и выдающимс€ оратором, но и видным государственным де€телем, юристом, знатоком философии. ≈го творчество открыло в римской литературе эпоху Ђзолотой латыниї, считавшейс€ образцом прозы.

»стоки римской историографии восход€т еще к календар€м жрецов-пон-тификов. ¬ республиканскую эпоху наибольший вклад в ее развитие внесли —аллюстий (86Ч35 до н. э.): Ђ«аговор  атилиныї, Ђёгуртинска€ войнаї, аїтакже великий полководец, диктатор √ай ёлий ÷езарь, оставивший потомкам Ђ«аписки о √алльской войнеї. √лавными задачами римской историографии были политическа€ пропаганда, разъ€снение и оправдание внешней и внутренней политики государства.

Ќа развитие римской философии оказала вли€ние греческа€ культура Ч наиболее распространены были учени€ эпикурейцев, стоиков. —амосто€тельные философские системы в –име не были созданы.

–имска€ архитектура испытала сильное вли€ние этрусской и особенно греческой архитектуры. ¬ своих, сооружени€х римл€не стремились подчеркнуть идею силы, мощи, величи€, дл€ них характерны монументальность, пышна€ отделка зданий, множество украшений, стремление к строгой симметрии, интерес к утилитарным сторонам архитектуры, к созданию преимущественно не храмовых комплексов, а зданий и сооружений дл€ практических нужд.

Ѕазилика —анта-ћари€ ћаджоре (432-440). –им

–имские архитекторы разработали новые конструктивные принципы, в частности, широко примен€ли арки, своды, купола, нар€ду с колоннами использовали столбы и пил€стры. ¬о IIЧI вв. до н. э. начинают широко примен€тьс€ бетон, сводчатые конструкции. ѕо€вл€ютс€ новые типы зданий, например, базилики1, где совершались торговые сделки

и вершилс€ суд, амфитеатры, где устраивались гладиаторские бои, цирки, где происходили соревновани€ колесниц, термы Ч сложный, окруженный парком комплекс, включавший банные помещени€, библиотеки, места дл€ игр и прогулок.

¬озникает новый тип монументального сооружени€ Ч триумфальна€ арка. —овершенствование техники арочного строительства способствует активному возведению мостов, акведуков (от лат. aqua Ч вода и duco Ч веду).

“риумфальна€ арка  онстантина (315).–им

«авоевание –имом √реции, эллинистических государств сопровождалось грабежом городов. Ќар€ду с рабами, различными материальными ценност€ми в –им в огромном количестве ввозились греческие статуи и картины. “ак, были перевезены в –им произведени€ —копаса, ѕраксител€, Ћи-сиппа, јпеллеса и других видных греческих мастеров. Ќесмотр€ на обилие подлинников, вывезенных из √реции, рождаетс€ большой спрос на копии с наиболее известных статуй. ћассовое копирование тормозило развитие собственно римской скульптуры, но в то же врем€ способствовало сохранению греческой, многие произведени€ которой дошли до нас только в римских копи€х.

—вой вклад в развитие скульптуры римл€не, использу€ этрусские традиции, внесли в области реалистического портрета. ѕортретные статуи получают доминирующее значение в римской скульптуре, именно в них про€вл€етс€ ее своеобразие. –имл€нами были созданы тип статуи тогатус, изображавший оратора в тоге, и бюсты, отличавшиес€ суровой простотой и отточенной правдивостью образов. ¬о IIЧI вв. до н. э. были созданы такие превосходные работы, как ЂЅрутї, Ђќраторї, бюсты ÷ицерона и ÷езар€.

 

–анн€€ импери€

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-01-29; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1146 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

ƒаже страх см€гчаетс€ привычкой. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

643 - | 500 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.015 с.