Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ѕериод империи




 

Ёпоха ранней империи Ч принципата (конец I в. до н. э. Ч II в. н. э.) Ч врем€ расцвета римского государства, которое превращаетс€ в огромную империю, включавшую ¬осточное

—редиземноморье, —еверную јфрику, большую часть ≈вропы.

÷ентром изучени€ философии в –имской империи (как и в классической √реции, так и в эпоху эллинизма) оставались јфины. ¬ IЧII вв. н. э. у римл€н по-прежнему были распространены стоицизм и эпикурейство. —реди знати особенно попул€рен был стоицизм, основными представител€ми которого в это врем€ были —енека (ок. 4 г. до н. э. Ч 65 н. э.) и император ћарк јврелий (121Ч180 н. э.). Ќизшие слои общества особенно почитали брод€чих философов-киников.

ƒл€ религии эпохи принципата характерно установление новых культов Ч почитание императоров, объ€вл€вшихс€ после смерти божественными, и богини –омы как покровительницы всей –имской империи. ќчень попул€рны были культы богов-спасителей, победивших смерть и нашедших способы даровать вер€щим в них бессмертие в загробном мире.

÷ентрами научной де€тельности –имской империи были крупнейшие города: –им, јлександри€, јфины,  арфаген и др. Ѕольшое значение в IЧII вв. н. э. придавалось географическим знани€м Ч по€вл€ютс€ трактаты —трабона (64/63 до н. э. Ч 23/24 н. э.), ѕтолеме€ (после 83-после 161). Ђ≈стественную историюї, €вл€вшуюс€ энциклопедией по физической географии, ботанике, зоологии, минералогии, создал ѕлиний —тарший (23/24Ч79). Ѕольших успехов добилась медицина: врач √ален (129Ч199) проводил опыты по изучению дыхани€, де€тельности спинного и головного мозга. ¬ классическом труде Ђќ част€х человеческого телаї он дал первое анатомо-физическое описание целостного организма. ¬ этот период были созданы школы дл€ подготовки врачей. ќднако нар€ду с достижени€ми естественных наук уже во II в. н. э. стали заметны признаки регресса. ¬ астрономии происходит отказ от предложенной јристархом —амосским еще в III в. до н. э. гелиоцентрической системы, принимаетс€ предложенна€ ѕтолемеем геоцентрическа€ теори€, согласно которой центром солнечной системы €вл€етс€ «емл€.  роме того, особой попул€рностью в эпоху принципата пользуетс€ астрологи€.

¬о IIЧIII вв. н. э. высшего расцвета достигает римска€ юриспруденци€. —оздаютс€ многочисленные теоретические сочинени€, юристы активно участвуют в управлении государством, занимают высокие государственные должности, €вл€ютс€ экспертами и советниками императоров. Ќаиболее известными юристами того времени были √ай (2-€ пол. II в.), ёлиан (II в.), ѕапиниан (ок. 146Ч212), ”льпиан (?Ч228) и др.

ќдно из величайших достижений римской культуры Ч литература эпохи ранней империи. ќсобого расцвета она достигает в правление первого римского императора јвгуста (63 до н. э. Ч 14 н. э.). —трем€сь укрепить свой авторитет, он активно привлекал ко двору писателей, поэтов, художников. ћногим из них покровительствовал и оказывал материальную помощь приближенный јвгуста Ч √ай ÷ильний ћеценат (?Ч8 до н. э.), чье им€ стало нарицательным. —реди пользовавшихс€ поддержкой ћецената Ч замечательные поэты ¬ергилий (70Ч19 до н. э.), перу которого принадлежит знаменита€ поэма ЂЁнеидаї, и √ораций (65Ч8 до н. э.), поэзи€ которого стала образцом дл€ европейской лирики.

Ќемного позже творил еще один знаменитый римский поэт Ч ќвидий (43 до н. э.Ч 18 н. э.). ќсобой известностью среди его произведений пользуютс€ Ђћетаморфозыї Ч поэма, в которой излагаютс€ греческие мифы о превращени€х богов и героев. ”мна€, иронична€, полна€ горьких упреков судьбе поэзи€ ќвиди€ оказала большое вли€ние на литературу —редневековь€ и ¬озрождени€:

 

Ќужда часто порождает изобретательность.

 

–имска€ литература 1Ч11 вв. н. э. представлена целым созвездием имен:

писатели јпулей (II в.), автор авантюрно-аллегорического романа Ђћетаморфозы, или «олотой оселї; ѕлутарх (ок. 46 Ч ок. 119), знаменитый Ђ—равнительными жизнеописани€миї выдающихс€ греков и римл€н; сатирики ёвенал (ок. 60Ч ок. 127), ѕетроний (?Ч66), Ћукиан (ок. 120 Ч ок. 190).

¬ эпоху ранней империи расцвета достигает римска€ историографи€. “иту Ћивию (59 до н. э. Ч 17 н. э.) принадлежит труд Ђ»стори€ –имаї от основани€ города до 9 г. н. э.  рупный римский историк “ацит (ок. 55 Ч ок. 120) Чавтор работ Ђјнналыї, Ђ»стори€ї, Ђ√ермани€ї. ¬ этот период были созданы фундаментальные труды по римской и всемирной истории, однако крупный недостаток историографии этого времени Ч ее €вна€ ориентаци€ на прославление империи.

¬ период принципата во многих городах империи развиваетс€ крупное строительство Ч создаютс€ новые храмы, дворцы, театры, цирки, термы и т.д. ¬ IЧII вв. н. э. по€вл€ютс€ два самых известных римских архитектурных пам€тника:  олизей Ч самый большой амфитеатр јнтичного мира, вмещавший около 50 тыс€ч зрителей, наблюдавших за травлей зверей и гладиаторскими бо€ми, и ѕантеон (храм во им€ всех богов) Ч самое знаменитое античное купольное сооружение высотой 43 м. —тены, потолки и полы общественных зданий, а также дворцов императоров и богатых домов частных лиц украшались росписью или мозаикой. ѕрекрасные образцы римской живописи сохранились в ѕомпе€х, √еркулануме и —таби€х, засыпанных пеплом во врем€ извержени€ ¬езуви€ в 79 г. н. э.

 олизей

¬ конце II в. н. э. в –имской империи начинаетс€ кризис, который в III в. охватывает все государство и носит всеобъемлющий характер. ≈го наиболее €рким про€влением были часта€ смена императоров, отпадение провинций, по€вление в различных част€х империи самосто€тельных правителей. ’арактерными признаками кризиса античной культуры €вл€ютс€ низкий уровень грамотности, огрубление нравов, пессимизм, широкое распространение христианства.

— III в. античное направление в архитектуре не создает уже ничего нового, совершенна€ портретна€ скульптура смен€етс€ более грубой, снижаетс€ техническое мастерство.

ѕоздн€€ импери€

¬ период поздней империи (конец III Ч конец V вв.) измен€етс€ форма римского государства: принципат уступает место доминату Ч неограниченной монархии восточного типа, лишенной вс€ких республиканских признаков. — установлением домината ситуаци€ в империи несколько нормализуетс€, однако центробежные силы продолжают действовать, и в 395 г. импери€ окончательно распадаетс€ на «ападную с центром в –име и ¬осточную с центром в  онстантинополе (греческий ¬изантии).

»стори€ культуры позднего античного периода проходит в борьбе разлагающейс€ античной традиции с новыми, христианскими, принципами.

ѕантеон

’ристианство возникает на основе распространенной в восточных провинци€х –имской империи идеи ожидани€ мессии Ч спасител€. ¬ своем дальнейшем развитии оно воспринимает элементы восточных религий и культов, эллинистической философии и социальных утопий. ¬ центре христианской системы находилось убеждение, что в лице »исуса ’риста сын божий воплотилс€ в человеке. ќбраз мессии Ч ’риста первоначально упоминалс€ в самой общей форме и лишь несколько позже, в конце I в. и в первой половине II в. н. э., по€вились жизнеописани€ основоположника новой религии Ч ≈вангели€1 ¬ этот, первый, период своего существовани€ христианство вызывало лишь подозрение и непри€зненное отношение со стороны имперских властей, в середине III в. оно было запрещено, начались преследовани€ христиан по всей –имской империи. ќднако уже в 313 г. император  онстантин (272Ч 337) издал в ћедиолане (современный ћилан) эдикт, которым разрешил христианам свободно исповедовать свою религию, строить храмы, занимать общественные должности. “аким образом, христианство было признано равноправной религией и постепенно превратилось в государственную. ¬ 325 г.  онстантин созвал в Ќикее первый ¬селенский собор, прин€вший христианский символ веры. ¬о второй половине IV в. был окончательно сформирован Ќовый завет, в состав которого вошли четыре ≈вангели€ (от ћатфе€, ћарка, Ћуки и »оанна), ƒе€ни€ апостолов, ѕослани€, а также ќткровение »оанна Ѕогослова (јпокалипсис). “огда же начинаетс€ разгром €зыческих храмов, запрещаютс€ ќлимпийские игры. ќсобо следует отметить, что торжество христианской религии сопровождалось гибелью многих пам€тников античной культуры.

¬ эпоху поздней античности христианска€ литература, расшир€€ и усложн€€ христианское вероучение, закладывала основы средневековой схоластики и богослови€. » хот€ в это врем€ еще творили такие поэты, как јвзоний (ок. 310 Ч ок. 395) и  лавдиан (ок. 375 Ч после 404), и такой выдающийс€ историк, как јммиан ћарцеллин (ок. 330 Ч ок. 400), но они все же подражали старым образцам и чрезмерно увлекались внешней формой.

¬ IV в. начинают строить христианские храмы Ч базилики. ‘орма и название их были заимствованы от более ранних античных базилик, €вл€вшихс€ административными и судебными здани€. Ќар€ду с базиликами в раннехристианское врем€ сооружались культовые здани€ центрического типа, в которых нашли свое дальнейшее развитие античные традиции круглого храма.

Ќовые художественные черты €снее всего выступают в христианской живописи. ¬ роспис€х катакомб1 нагл€дность изображени€, стремление донести до зрител€ содержание станов€тс€ важнее, чем пропорциональна€ разработка фигур, соблюдение масштабности.

¬осточна€ –имска€ импери€ продолжала существовать до 1453 г. как ¬изантийска€ импери€, культура которой стала продолжением греческой, но в христианском варианте. «ападна€ –имска€ импери€ прекратила свое сущенствование в 476 г., когда был низложен последний император. Ётот год традиционно считаетс€ концом ƒревнего мира, јнтичности, началом —редневековь€.

 

 

 ультурное наследие ƒревнего –има не погибло, его вли€ние прослеживаетс€ во многих европейских €зыках, в научной терминологии, архитектуре, литературе.

ћногие пам€тники римской культуры сохранились до наших дней. Ћатинский €зык на прот€жении —редневековь€ и Ќового времени был €зыком всех образованных людей. ƒо сих пор он используетс€ в научной терминологии, особенно в медицине, биологии, юриспруденции, а также в естественных и общественных науках. Ќа основе латинского €зыка возникла цела€ группа романских €зыков, на которых говор€т народы значительной части ≈вропы. –имска€ архитектура, опиравша€с€ на греческие каноны, стала основой европейской архитектуры эпохи ¬озрождени€ и Ќового времени.   числу самых выдающихс€ достижений римл€н относитс€ созданна€ ими правова€ система, сыгравша€ решающую роль в дальнейшем развитии юридической мысли. », наконец, именно ƒревний –им €вилс€ колыбелью христианства Ч религии, объединившей все европейские народы и в огромной степени повли€вшей на судьбы человечества.

–имска€ культура с ее развитыми представлени€ми о целесообразности вещей и поступков, о долге человека перед собой и государством, о значении закона, справедливости в жизни общества смогла дополнить греческую культуру с ее стремлением к познанию мира, развитым чувством меры, красоты, гармонии, €рко выраженным игровым элементом. —интез этих двух культур и создал неповторимую античную культуру, ставшую основой европейской культуры.

 

 






ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-01-29; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1231 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

“ак просто быть добрым - нужно только представить себ€ на месте другого человека прежде, чем начать его судить. © ћарлен ƒитрих
==> читать все изречени€...

502 - | 399 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.018 с.