Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ƒоклассический период




¬ развитие культуры √реции HIЧ1-й половины I тыс. до н. э. включают период древнейших цивилизаций (IIIЧII тыс. до н. э.), гомеровский период (XIЧIX вв. до н. э.) и архаический период (VIIIЧVI вв. до н. э.)

  древнейшим цивилизаци€м на территории √реции относ€тс€ ћинойска€ и ћикенска€ (јхейска€) культуры.

ћинойска€ культура

¬ насто€щее врем€ считаетс€, что истори€ ƒревней √реции начинаетс€ примерно на рубеже III тыс. до н. э., когда на ее территории повсеместно распростран€ютс€ бронзовые оруди€ труда. Ќа прот€жении III тыс. до н. э. наиболее развитым было население  икладских островов, расположенных в Ёгейском море. ƒо нашего времени дошли остатки крепостных стен, мраморные статуэтки, расписные сосуды. Ќа рубеже IIIЧII тыс. до н. э. на островах по€вл€ютс€ насто€щие города, с этого времени центром цивилизации становитс€ остров  рит, культуру которого иногда называют ћинойской по имени ћиноса Ч легендарного цар€ острова.

¬с€ жизнь на  рите была сосредоточена вокруг так называемых дворцов, которые состо€ли из множества различных по отделке и назначению помещений, но воспринимаемых как единый архитектурный ансамбль. Ётому во многом способствовал занимающий центральную часть дворца большой пр€моугольный двор, с которым были св€заны все остальные помещени€. ƒворцы. посто€нно перестраивались и становились все более пышными. ќсобого внимани€ заслуживает замечательна€ настенна€ роспись, украшавша€ внутренние помещени€, коридоры и портики. Ќа фресках изображались животные, цветы, сцены из жизни обитателей дворца, в частности Ђигры с быкамиї Ч религиозный ритуал, св€занный с одним из главных минойских культов Ч культом бога-быка, в образе которого соплощались разрушительные силы. —имволом вечного обновлени€ природы, материнства, женственности была ¬елика€ богин€ (владычица) Ч центральна€ фигура минойского пантеона богов.

–елиги€ играла огромную роль в жизни  рита, там сложилась особа€ форма царской власти Ч теократи€ (от греч. theos Ч бог), при которой светска€ и духовна€ власть принадлежит одному лицу. ÷арский дворец выполн€л универсальные функции, €вл€€сь одновременно религиозным, административными и хоз€йственным центром. —реди дошедших до нас пам€тников ремесла и искусства критской цивилизации следует отметить, кроме прекрасных фресок, замечательные бронзовые статуэтки, оружие, великолепную красочную керамику.

–асцвет ћинойской культуры приходитс€ на XVI Ч 1-ю пол. XV вв. до н. э. ќднако в середине XV в. до н. э. почти все поселени€ и дворцы острова были разрушены в результате извержени€ вулкана на острове ‘ера (современный —анторин) недалеко от  рита, а также вторжени€ из материковой части √реции воинственных греков-ахейцев1. ÷ентр цивилизации перемещаетс€ в материковую √рецию, где в это врем€ достигла расцвета ћикенска€ (или јхейска€) культура, сформировавша€с€ на рубеже XVIIIЧXVII вв. до н. э.

ћикенска€(јхейска€) культура

ѕервоначально эта культура испытывала сильное

вли€ние ћинойской цивилизации. —  рита были заимствованы некоторые божества, фрескова€ живопись, фасоны одежды, водопровод, канализаци€ и др. ќднако тесно св€занна€ с древнейшими культурами материковой √реции, ћикенска€ цивилизаци€ была достаточно своеобразной. ќдним из ранних пам€тников јхейской культуры были так называемые шахтные гробницы в ћикенах, открытые в 1876 г. известным немецким археологом √енрихом Ўлиманом (1822Ч1900). ¬ гробницах вместе с кост€ми умерших были найдены украшени€, сосуды, оружие, золотые посмертные маски.

–асцвет ћикенской цивилизации приходитс€ на XVЧ’Ў вв. до н. э.  ак и на  рите, основными центрами культуры были дворцы. Ќаиболее значительные из »“ќ√Ч в ћикенах, “иринфе, ѕилосе, јфинах, »олке. ѕочти все ахейские дворцы в отличие от критских были укреплены, их мощные стены сооружались из огромных каменных глыб без вс€кого св€зующего материала.

 ак и на  рите, дворцы были украшены фресками, однако дл€ воинственной, менее утонченной микенской культуры характерно ѕреобладание сцен войны и охоты. ¬ период расцвета ахейской цивилизации на смену шахтным погребени€м приходит новый вид царской усыпальницы Ч толос (купольна€ гробница), сама€ больша€ из них Ч гробница јтре€ в ћикенах.

јхейцы, захватив в XV в. до н. э.  рит, перен€ли у минойцев письменность (линейное слоговое письмо ј) и приспособили ее дл€ передачи своего €зыка (линейное слоговое письмо Ѕ). √лин€ные таблички со слоговым письмом Ѕ, содержащие записи на греческом €зыке, удалось расшифровать. —логовое письмо ј, которым пользовались не греки, а минойцы Ч доахейское население  рита, до сих пор не поддаетс€ расшифровке.

¬ конце XIII в. до н. э. огромна€ масса северобалканских варварских, то есть не затронутых  рито-ћикенской цивилизацией, племен устремилась на юг. ¬едуща€ роль в этом переселении народов принадлежала греческому племени дорийцев. ќни обладали большим преимуществом перед ахейцами Ч более эффективным, чем бронзовое, железным оружием. »менно с приходом дорийцев в XIIЧXI вв. до н. э. начинаетс€ в √реции железный век, и именно в это врем€ прекращает свое существование  рито-ћикенска€ цивилизаци€.

Ётот период (XIЧIX вв. до н. э.) греческой истории получил свое название по имени великого √омера. ≈го прекрасные поэмы Ђ»лиадаї и Ђќдиссе€ї, созданные

 ультура гомеровского периода

в VIII в. до н. э., €вл€ютс€ важнейшим источником информации об этом времени, хот€ и рассказывают о происходившей в XIII в. до н. э. “ро€нской войне и возвращении одного из главных героев Ч ќдиссе€,Ч домой после войны. ќднако, описыва€ событи€, относ€щиес€ еще к  рито-ћикенской эпохе, √омер, как правило, переносит их в более позднюю историческую среду. ¬ поэмах отражена жизнь общества с гораздо более примитивной культурой, чем та, котора€ ѕредстает перед нами в пам€тниках  рито-ћикенской цивилизации. √ерои √омера Ч цари и представители знати Ч живут в окруженных частоколом дерев€нных домах, столь не похожих на дворцы крито-микенских царей. \

ƒо нас дошло мало пам€тников гомеровского периода. ќсновными строительными материалами были дерево и необожженный кирпич, монументальна€ скульптура тоже была дерев€нной. Ќаиболее €рко искусство этого периода про€вилось в керамических вазах, расписанных геометрическим орнаментом, а также в терракотовых и бронзовых статуэтках.

√омеровский период был бесписьменным, первые известные после длительного перерыва греческие надписи принадлежат уже другой эпохе Ч архаической (2-€ пол. VIII в. до н. э.). Ќо в них используетс€ уже не линейное слоговое письмо Ѕ, а совершенно новое алфавитное письмо, заимствованное греками у финикийцев. ¬ целом гомеровский период был временем упадка, засто€ культуры, но именно тогда вызревали предпосылки стремительного подъема греческого общества в архаическую и.классическую эпоху.

 ультура архаического периода

¬ этот период (VIII Ч 480 до н. э.) проходила ¬елика€ колонизаци€ Ч освоение греками побережь€ —редиземного, „ерного, ћраморного морей. ¬ резуль-тате греческий мир вышел из состо€ни€ изол€ции, в котором оказалс€ после крушени€  рито-ћикенской культуры. √реки сумели многому научитьс€ у других народов. ” лидийцев была заимствована чеканка монеты, у финикийцев Ч алфавитное письмо, которое греки усовершенствовали, введ€ обозначени€ не только согласных, но и гласных. «арождение греческой науки, в частности астрономии и геометрии, происходило под вли€нием египт€н и вавилон€н. Ќа греческое искусство оказали сильное воздействие египетска€ и ближневосточна€ архитектура и скульптура. Ёти и другие элементы чужих культур были творчески переработаны и органично вошли в греческую культуру.

¬ период архаики с окончательным разложением родовой общины происходит формирование античного полиса (греч. polis, лат. civitas) Ч города-государства, гражданской общине которого принадлежала и окружающа€ город сельскохоз€йственна€ территори€. Ќаиболее крупными полисами были јфины, —парта,  оринф, јргос, ‘ивы.

¬ политическом отношении √реци€ делилась на множество самосто€тельных городов-государств, однако именно в архаическую эпоху активное взаимодействие греков с другими народами пробудило в них сознание единства, по€вл€ютс€ пон€ти€ Ђэллиныї, ЂЁлладаї, охватывающие греческий мир в целом. ¬ажными центрами экономических, политических, культурных св€зей между полисами станов€тс€ общегреческие св€тилища, возникновению которых способствовало окончательное создание единого пантеона богов в результате сли€ни€ древних местных культов, основным среди которых стал культ олимпийских богов.

ƒл€ греческой религии, как и дл€ древневосточных, характерен политеизм1. ѕо представлени€м древних греков, первоначально существовал ’аос, из которого выделились земл€ (√е€) и подземный мир (“артар). Ќебо (”ран) было порождено √еей. ¬торым поколением богов стали дети √еи и ”рана Ч титаны, которые свергли отца. ќдин из титанов,  ронос (врем€), воцарилс€ над миром, но после ожесточенной борьбы был смещен своим младшим сыном Ч «евсом. ѕо преданию, «евс и окружавшие его боги жили на горе ќлимп, поэтому греки называли их олимпийцами. ѕобедив титанов, «евс-громовержец стал верховным богом, его жена √ера Ч владычицей неба. —воему брату ѕосейдону «евс предоставил во владение море, а другому брату Ч јиду Ч подземное царство.

Ѕогом света и поэзии был ƒполлон, которого обычно сопровождали дев€ть муз2 Ч покровительниц искусств и наук. Ѕогиней красоты была јфродита, мудрости Ч јфина, богом огн€ и кузнечного мастерства Ч √ефест, войны Ч јрес.  ажда€ отрасль хоз€йственной де€тельности имела своего бога-покровител€: ƒеметра покровительствовала земледелию, јфина Ч ткачеству, ƒионис Ч виноделию, √ермес Ч торговле и т. д.

 роме общегреческих богов в каждой области √реции почитались и местные божества, насел€вшие леса, горы, источники, луга.

ѕомимо мифов о богах и начале мира, у греков были очень распространены всевозможные мифы о геро€х, причем наиболее попул€рные объедин€лись в циклы, например, о “ро€нской войне, о подвигах √еракла, ѕерсе€ и многих других геро€х.

¬ажным фактором культурного развити€ √реции были игры, устраивавшиес€ в честь некоторых богов. —амыми значительными из них были: ќлимпийские игры Ч спортивные сост€зани€, посв€щенные «евсу, проходившие раз в четыре года в ќлимпии, начина€ с 776 г. до н. э.; ѕифийские игры Ч спортивные и музыкальные сост€зани€ в честь јполлона в ƒельфах (раз в четыре года); »стмийские Ч в честь ѕосейдона, проводившиес€ под  оринфом раз в два года:

¬ играх в честь богов про€вл€етс€ один из важнейших элементов

 

древнегреческой культуры Ч агонистика1. —тремление к противоборству, сост€зани€м, органично присущее мировоззрению древних греков, пронизывает практически все сферы их де€тельности. ’арактерно, что в системе воспитани€ архаической эпохи главное Ч превзойти остальных, стать лучшим. ќбразованный человек должен был владеть всеми видами оружи€, играть на лире, петь, танцевать, участвовать в спортивных и игровых сост€зани€х и т. п.

¬ эпоху архаики наиболее развитой областью √реции была »они€ (западное побережье ћалой јзии), именно там возникла перва€ философска€ система античности Ч натурфилософи€. ≈е представители воспринимали мир как единое материальное целое, пытались осмыслить его закономерности. ‘алес (624Ч546 до н. э.) считал первоосновой всех вещей воду, јнаксимен (ок. 585Ч 525 до н. э.) Ч воздух, јнаксимандр (ок. б11Ч546до)н;э.)Ч апейрон (беспредельное), т. е. первоматерию с ее противоположными началами Ч твердым и жидким, теплым и холодным. »сследованием первопричины мира занимались и другие философы архаической эпохи.

ѕифагор (ок. 540Ч500 до н. э.) и его последователи, счита€ основой всего сущего числа и числовые отношени€, внесли значительный вклад в развитие математики, астрономии и теории музыки. ќдним из крупнейших греческих философов был √ераклит Ёфесский (ок. 554Ч483 до н. э.), считавший первоосг новой материи огонь. ѕо его мнению, как в природе, так и в обществе происход€т вечное движение, вечна€ борьба, бытие посто€нно измен€етс€. Ѕольшой вклад в) развитие философии внесла элейска€ школа, наиболее €рким представителем которой был ѕарменид Ёлейский (ок. 540Ч480 до н. э.), сформулировавший принцип тождества мышлени€ и быти€. —чита€ разум, а не ощущени€ источником познани€, множественность вещей, их

движение он объ€сн€л обманом органов чувств.

ѕифагор

Ћитературное творчество издавна существовало в √реции в устной форме: эпос, трудовые песни, басни и пр., что подготовило по€вление гомеровских Ђ»лиадыї и ЂќдиссееЧпервых греческих литературных произведений, причем настолько совершенных, что до сих пор эти поэмы €вл€ютс€ величайшими достижени€ми мировой литературы, хот€ созданы они были в VIII в. до н. э.   этому же времени относитс€ и творчество √есиода, написавшего поэмы Ђ“еогони€ї (т. е. родословна€ богов) и Ђ“руды и дниї, впервые, отразившую личность самого автора, его жизнь.

ѕифагор

¬ литературе эпохи архаики ведуща€ роль постепенно переходит от эпоса к лирической поэзии. ¬нимание к человеку, его" внутреннему миру, к событи€м современной жизни характерно дл€ творчества јрхилоха (2-€ пол. VII в. до н. э.), —афо (—апфо) (ок. 610 Ч ок. 580 до н. э.), јлке€ (рубеж VIIЧVI вв. до н. э.), феогнида ћегарского (2-€ пол VI в. до н. э.), јнакреонта (2-€ пол. VI в. до н. э.). —очинени€ лирических поэтов обычно декламировались нараспев и сопровождались игрой на лире.

¬ центре лирики —афо Ч темы любви, нежного общени€ подруг,

 

девичьей красоты1. —тих —афо отличаетс€ метрическим разнообразием, выдел€етс€ строфа, названна€ по имени поэтессы сапфической:

 

“от, кто прекрасен, Ч добр.

ј тот, кто добр, Ч скоро станет прекрасным.

 

  VI в. до н.э. как особый жанр греческой литературы оформл€етс€ басн€, которую традиционно св€зывают с именем полулегендарного Ёзопа2. ћногие сюжеты его басен (например, Ђ¬олк и €гненокї, ЂЋисица и виноградї, Ђ¬орона и лисицаї) получили развитие в последующие эпохи, в частности, в Ќовое врем€ в переложени€х ∆. де Ћафонтена (1621Ч1695), ».ј.  рылова (1769Ч1844) и др. ќдин из известнейших афоризмов Ёзопа:

Ќе поймав, цыпл€т не сосчитаешь.

¬ VIIIЧVI вв. до н. э. зарождаютс€ греческа€ историографи€, а также греческий театр, выросший из хороводов, песен, молитв, исполн€вшихс€ на ре-

лигиозных праздниках в честь ƒиониса. –азвитие драматических представлений св€зано с выделением из хора действующего лица Ч актера.

»скусство периода архаики характеризуетс€ поисками формы, выражающей эстетический идеал прекрасного “елом и духом гражданина полиса. ¬ это врем€ по€вл€ютс€ два основных типа одиночной скульптуры Ч обнаженного юноши (курос) и задрапированной женщины (кора) с характерной, так называемой архаической улыбкой.  роме того, по€вл€ютс€ скульп- турные многофигурные композиции и рельефы. ќбраз человека, сложившийс€ в архаическом искусстве, обладает некоторыми чертами, близкими искусству ƒревнего ¬остока: некотора€ условность изображени€, статичность, торжественность.

ќрдеры архитектурные: ј Ч дорический; Ѕ Ч ионический; ¬ Ч коринфский; 1 Ч карниз; 2 Ч фриз; 3 Ч архитрав; 4 Ч капитель; 5 Ч ствол колонны 6 Ч база

  VI в. оформл€етс€ архитектурный ордер в его дорическом и ионическом вариантах. —уровому, несколько т€желовесному дорическому стилю соответствует строга€, геометрически правильна€ капитель колонны. ¬ ионическом, более пышном, стиле колонна нар€ду с чисто функциональной несет и декоративную нагрузку, дл€ нее характерны капитель с завитками-волютами, более сложный цоколь, сама она гораздо из€щнее дорической колонны. ¬ период архаики утверждаетс€ синтез архитектуры и скульптуры Ч храмы снаружи украшаютс€ рельефами, внутри став€тс€ статуи богов, которым посв€щены храмы.

 

 

‘ронтон древнегреческого храма

√реческа€ керамика эпохи архаики поражает богатством и разнообразием форм, красотой живописного оформлени€. ќколо 700 г. до н. э. гончары из  оринфа придумали чернофигурную технику росписи сосудов, в которой неглазурованна€ красна€ глина раскрашивалась в черный цвет и расписывалась мифологическими или батальными сценами. ќколо 530 г. до н. э. афинские гончары предложили пр€мо противоположный процесс и создали более сложную по изготовлению краснофигурную керамику, росписи которой отличались более тщательной прорисовкой и разработкой деталей, и аттические чернофигурные и более поздние краснофигурные вазы с изображением сцен обыденной жизни людей.

—воеобразна€ архаическа€ культура заложила основу дл€ расцвета культуры классической, сыгравшей столь значительную роль в развитии мировой цивилизации.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-01-29; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1279 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

≈сли президенты не могут делать этого со своими женами, они делают это со своими странами © »осиф Ѕродский
==> читать все изречени€...

669 - | 622 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.029 с.