Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


Ёпохи эллинизма

Ќовым рубежом в истории √реции становитс€ поход на ¬осток јлександра ћакедонского (356Ч323 до н. э.) Ч сына ‘илиппа II, подчинившего √рецию. ¬ результате похода (334Ч324 до н. э.) была создана огромна€ держава, простиравша€с€ от ƒуна€ до »нда, от ≈гипта до современной —редней јзии. Ќачинаетс€ эпоха эллинизма (323Ч27 до н. э.)Ч эпоха распространени€ греческой культуры на всей территории державы јлександра ћакедонского. ¬заимное обогащение греческой и местных культур способствовало созданию единой эллинистической культуры, сохранившейс€ и после распада империи на р€д так называемых эллинистических государств (ѕтолемеевский ≈гипет, государство —елевкидов, ѕергамское царство, Ѕактри€, ѕонтийское царство и др.).

¬ эпоху эллинизма в значительной мере исчезает характерный дл€ классической эпохи разрыв между теорией и практикой, наукой и техникой. Ёто характерно дл€ творчества знаменитого јрхимеда (ок. 287Ч212 до н. э.). ќн создал пон€тие бесконечно большого числа, ввел величину дл€ вычислени€ длины окружности, открыл гидравлический закон, названный его именем, стал основоположником теоретической механики и т. д. ¬ то же врем€ јрхимед внес большой вклад в развитие техники, создав винтовой насос, сконструировав множество боевых метательных машин и оборонительных орудий.

—троительство новых городов, развитие мореплавани€, военной техники способствовали подъему наук Ч математики, механики, астрономии, географии. ≈вклид (ок. 365Ч300 до н. э.) создал, элементарную геометрию; Ёратосфен (ок. 320 Ч250 до н. э.) достаточно точно определил длину земного меридиана и таким образом установил истинные размеры «емли; јристарх —амосский (ок. 320Ч250 до н. э.) доказал вращение «емли вокруг оси и ее движение вокруг —олнца; √иппарх јлександрийский (190 Ч 125 до н. э.) установил точную длину солнечного года и вычислил рассто€ние от «емли до Ћуны и —олнца; √ерон јлександрийский (I в. до н. э.) создал прообраз паровой турбины.

”спешно развивалось и естествознание, особенно медицина. ƒревнегреческие ученые √ерофил (рубеж √/ЧIII вв. до н. э.) и Ёрасистрат (ок, 300Ч240 до н. э.) открыли нервную систему, вы€снили значение пульса, сделали большой шаг вперед в изучении мозга и сердца. ¬ области ботаники следует отметить труды ученика јристотел€ Ч ‘еофрата (“еофраст) (372Ч288 до н. э.).

–азвитие научных знании требовало систематизации и хранени€ накопленной информации. ¬ р€де городов создаютс€ библиотеки, самые знаменитые из них Ч в јлександрии и ѕергаме. ¬ јлександрии при дворе ѕтолемеев был создан ћусейон (храм муз), служивший научным центром. ¬ нем находились различные кабинеты, коллекции, аудитории, а также бесплатное жилье дл€ ученых.

¬ эллинистическую эпоху развиваетс€ нова€ отрасль знани€, практически полностью отсутствовавша€ в классическую эпоху, Ч филологи€ в широком смысле слова: грамматика, критика текста, литературна€ критика и пр. Ќаибольшее значение имела александрийска€ школа, главной заслугой которой €вл€етс€ критическа€ обработка текста и комментирование классических произведений греческой литературы: √омера, трагиков, јристофана и др.

Ћитература эпохи эллинизма, хот€ и становитс€ более разнообразной, значительно уступает классической. Ёпос, трагеди€ продолжают существовать, но станов€тс€ более рассудочными, на первом плане Ч эрудици€, изысканность и виртуозность слога: јполлоний –одосский (III в. до н. э.),  аллимах (ок. 300 Ч ок. 240 до н. э.).

—воеобразной реакцией на жизнь городов стал особый вид поэзии Ч идилли€. »диллии поэта ‘еокрита (ок. 310 Ч ок. 250 до н. э.) стали образцами дл€ более поздней буколической, или пастушечьей, поэзии.

¬ эпоху эллинизма продолжает развиватьс€ реалистическа€ бытова€ комеди€, прекрасно представленна€ творчеством афин€нина ћенандра (342/341 Ч 293/290 до н. э.). —южеты его остроумных комедий стро€тс€ на бытовых интригах. Ўирокое распространение получают короткие драматические сценки из жизни обычных горожан Ч мимы.

ћенандру приписывают крылатую фразу:

 

 ого люб€т боги, умирает молодым,

 

Ёллинистическа€ историографи€ все больше превращаетс€ в беллетристику, основное внимание удел€етс€ занимательности изложени€, стройности композиции, совершенству стил€. ≈два ли не единственным исключением €вл€етс€ ѕолибий (ок. 200Ч120 до н. э.), стремившийс€ продолжить традицию ‘укидида и первым попытавшийс€ написать целостную всемирную историю.

‘илософи€ в этот период обладала целым р€дом особенностей. ¬ажнейшими из них €вл€ютс€ эклектизм (от греч. ekiektikos Ч выбирающий) Ч стремление сочетать элементы различных школ, этическа€ направленность, первое место занимают вопросы морали.  ризис полиса, падение его коллективистской морали привод€т к аполитичности, утрате гражданских добродетелей. ¬ результате философы отгораживаютс€ от внешнего мира, занимаютс€ вопросами личного самосовершенствовани€. Ќаиболее, типичными дл€ эллинистической эпохи €вл€лись две новые школы Ч эпикурейство и стоицизм.

ќснователем первой был Ёпикур (342/341Ч271/270 до н. э.). ќн утверждал, что целью человека должно быть личное блаженство, высшей формой которого признавалась атаракси€, т. е. невозмутимость, душевный покой.

¬тора€ система, стоицизм, созданна€ «емном (ок. 335 Ч ок. 262 до н- э.), идеалом добродетели считала независимость желаний и поступков от чувств. ¬ысшей нормой поведени€ €вл€ютс€ апати€, бесстрастие.

ƒл€ позднеэллинистической философии характерна еще одна черта Ч религиозный уклон. ”же мировой разум стоиков выдает свою теологическую природу. ¬ дальнейшем религиозные тенденции в философии про€вл€ютс€ все €снее,

¬ религию эпоха эллинизма привнесла р€д новых €влений. ѕрежде всего, это культ монарха, выросший на почве обожествлени€ личности цар€, харак-. терного дл€ многих древневосточных обществ. √реко-македонские монархии сделали этот культ общим. ÷арствующие монархи, их жены признавались богами, в их честь строились храмы, им воздавались почести, как богам. ƒруга€ характерна€ черта эллинистической религии Ч культ судьбы, судьба приобретает вид случа€, удачи. Ќо наиболее типичным дл€ эллинистической религии €вл€етс€ синкретизм (от греч. synkretismos Ч соединение) Ч смешение различных элементов греческих и восточных религиозных представлений.

¬ эллинистическую эпоху возникает множество новых городов, строительство которых, а также перепланировка старых осуществл€ютс€ по определенной системе: город опо€сывалс€ массивными стенами, в пределах которых располагались улицы, ограничивавшие правильные пр€моугольные кварталы. ¬ городах увеличиваетс€ количество общественных сооружений: стро€тс€ булевтерии (здани€ городских советов), палестры (спортивные школы), гимнасии (в эллинистическую эпоху это уже школьные здани€), стадионы, библиотеки, бани и т. д. ¬ столицах эллинистических государств возвод€тс€ дворцовые постройки. ¬ этот период широко используютс€ мозаичные покрыти€ внутренних двориков, полов в парадных помещени€х. —тены зданий часто украшаютс€ роспис€ми, имитирующими облицовку цветным камнем, нередко встречаютс€ сюжетные росписи.

¬ эллинистический период по€вл€ютс€ и такие специфические сооружени€, как знаменитый ‘аросский ма€к в јлександрии, Ѕашн€ ветров в јфинах.

ќдним из величайших художников античности считали јпеллеса (2-€ пол. IV в. до н. э.), который одно врем€ был придворным художником јлександра ћакедонского. ќн в совершенстве использовал эффекты светотени и графическую перспективу, его изображени€ людей отличались особым из€ществом1.

ѕроизведени€ јпеллеса, как и других греческих художников, не сохранились, а известны по свидетельствам античных авторов.

¬ эпоху эллинизма продолжают развиватьс€ тенденции, наметившиес€ в греческой скульптуре IV в. до н. э. ѕро€вл€етс€ повышенный интерес к личности, ее эмоци€м, характерные черты скульптуры этого времени Ч динамичность, выразительность. јктивно развиваетс€ жанровое направление, по€вл€ютс€ новые школы Ч в ѕергаме, на –одосе, в јлександрии. ¬ этот период были созданы всемирно известные рельефы пергамского алтар€ «евса, скульптуры Ђјфродита ћелосска€ї, ЂЌика —амофракийска€ї, скульптурные группы ЂЋаокоонї, Ђ‘арнезский быкї, скульптурный портрет ƒемосфена. ќдним из семи чудес света считалс€ не дошедший до нас –одосский  олосс Ч бронзова€ стату€ бога солнца √елиоса, достигавша€ в высоту 37 м.

 

 

ƒревнегреческа€ культура оказала огромное вли€ние на развитие европейской цивилизации. ƒостижени€ греческого искусства частично легли в основу эстетических представлений последующих эпох. Ѕез греческой философии, особенно ѕлатона и јристотел€, невозможно было бы развитие ни средневековой теологии, ни философии нового времени. ƒо наших дней в своих основных чертах дошла греческа€ система образовани€. ƒревнегреческие мифологи€ и литература уже много столетий вдохновл€ют поэтов, писателей, художников, композиторов.

«начение древнегреческой культуры столь велико, что недаром мы называем времена ее расцвета Ђзолотым векомї человечества. » теперь, спуст€ тыс€челети€, мы восхищаемс€ идеальными пропорци€ми архитектуры, непревзойденными творени€ми скульпторов, поэтов, историков, ученых. Ёта культура Ч сама€ человечна€, она и до сего времени дарит люд€м мудрость, красоту и мужество:

ћного в природе дивных сил,

Ќо нет сильнее человека...1

¬ сохранении греческого культурного наследи€ и передаче его последующим эпохам огромную роль сыграла римска€ культура.

 

 


 



<== предыдуща€ лекци€ | следующа€ лекци€ ==>
 лассический период | ÷арский период
ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-01-29; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 930 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—тудент всегда отча€нный романтик! ’оть может сдать на двойку романтизм. © Ёдуард ј. јсадов
==> читать все изречени€...

552 - | 404 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.019 с.