Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


¬. ћарксистска€ теори€ государства и классов




’от€ мы можем осуждать классическую экономическую теорию за отсутствие €сной концепции государства, это ни в коей мере не относитс€ к  арлу ћарксу. ћаркс разработал интересную и провокационную экономическую теорию государства в то врем€, когда большинство экономистов еще даже не приступили к рассмотрению этого вопроса. ¬ теории ћаркса государство выступает как инструмент, посредством которого господствующий класс управл€ет другим, угнетенным классом. ¬ капиталистический период истории государство €вл€етс€ "исполнительным комитетом буржуазии": оно защищает собственность капиталистического класса и проводит политику, в которой заинтересована буржуази€. ¬ "ћанифесте коммунистической партии" творитс€, что "политическа€ власть в собственном смысле слова - это организованное насилие одного класса дл€ подавлени€ другого"[145].

“еори€ государства следует из марксистской концепции классов. ћаркс верил, что "истори€ всех до сих нрор существовавших обществ была историей борьбы классов"[146].  лассы - это "организованные группы с общими интересами"[147]. ќбщественные классы также эгоистичны: они став€т классовый интерес выше национального и не забот€тс€ об интересах других классов, противосто€щих им. ѕо ћарксу, общественный класс - это не группа людей, имеюща€ определенный социальный статус или доход; классы определ€ютс€ ћарксом с точки зрени€ отношений собственности. —обственники производ€щего капитала - "экспроприаторы" прибавочной стоимости, формируют эксплуататорский класс, а эксплуатируемые, не владеющие собственностью, получающие зарплату - пролетариат[148].

ѕодобное определение необходимо рассмотреть подробнее. ≈сли бы ћаркс определ€л классы с точки зрени€ социального положени€ или престижа их членов, он не имел бы нрава говорить об их общих интересах, так как люди с различными источниками дохода (то есть доходом от труда или капитала) могут обладать схожими уровн€ми престижа. ¬место этого ћаркс определ€ет класс с точки зрени€ владени€ производственной собственностью. ѕоэтому получаетс€, что все индивиды, принадлежащие капиталистическому классу обладают общими интересами, это же можно сказать и о пролетариате, так как все члены каждой из групп тер€ют или получают выгоду вместе с изменени€ми цен и заработной платы. ќдна группа экспроприирует прибавочную стоимость, которую производит друга€, соответственно, эксплуатируемый класс понимает, что в его интересах и возможности "возмутитьс€" и прекратить подобную эксплуатацию.  ороче говор€, классы определ€ютс€ с точки зрени€ их экономических интересов, дл€ удовлетворени€ которых они приложат все силы и используют все методы, включа€ насилие.

ѕостольку, поскольку класс эгоистичен по своей сути, то и индивид также эгоистичен. ћаркс презирал утопических социалистов за то, что они предполагали альтруистический характер человеческой культуры. Ѕольшинство наблюдаемого ћарксом эгоизма он относил к капиталистической системе и буржуазной »деологии. "Ѕуржуази€... не оставила между людьми никакой другой св€зи, кроме голого интереса, бессердечного "чистогана". ¬ лед€ной воде эгоистического расчета потопила она св€щенный трепет религиозного экстаза, рыцарского энтузиазма, мещанской сентиментальности."18 ќднако если эгоизм свойственен буржуазному обществу, он типичен и дл€ всей истории цивилизации. "Ќизка€ алчность была движущей силой цивилизации с ее первого до сегодн€шнего дн€; богатство, еще раз богатство, и трижды богатство; богатство не общества, а вот этого отдельного жалкого индивида было ее единственной, определ€ющей целью."19 ћаркс нападал почти на все, что люди называли достойным жертвы; идеологи€ становилась предлогом скрыть закрепленные интересом имущественные права; буржуази€ тратила огромные суммы на "евангелизацию законов дл€ низших", зна€, что это заставит рабочих "подчинитьс€ привычкам хоз€ев, которых поставил над ними Ѕог."20 ќн писал, что "высока€ англиканска€ церковь скорее простит нападки на 38 из 39 ее символов веры, чем на 1/39 ее денежного дохода."21 “олько при коммунизме, примитивном племенном коммунизме или послереволюционном коммунизме, эгоистические наклонности человека не будут контролировать человеческое поведение.

”пор ћаркса на человеческий эгоизм и его утверждение, что классы будут объединены общим интересом, заставили многих критиков называть его утилитаристом и рационалистом. Ќекоторые считают, что это основна€ ошибка ћаркса и что он чересчур сильно подчеркивает эгоизм и рационализм индивида. ќдин пример подобного взгл€да на теорию ћаркса заслуживает особого внимани€. —.–айт ћиллс утверждал, что прежде, чем возникнет согласованное действие класса, должны существовать: 3) сознательна€ готовность использовать коллективные политические средства дл€ реализации индивидуальных интересов... ¬ общей модели ћаркса всегда присутствует... политическа€ психологи€. Ёта иде€ по своей сути, также рациональна как сам либерализм, в том, что касаетс€ психологических предпосылок. Ѕорьба между классами возникает на базе осознани€ несоответстви€ их материальных интересов; материальна€ сторона и заинтересованность объедин€ютс€ исчислением преимуществ.  ак верно заметил ¬еблен, эта иде€ ут илитарна и гораздо ближе к Ѕентаму, чем к √егелю.

 ак марксизм, так и либерализм кладут в основу поведени€ человека рационалистическую базу: при первой возможности человек нормальным образом придет к политическому осознанию собственного или классового интереса | курсив мой|.

ќшибка ћаркса, полагающего, что люди достаточно утилитарны н рационалистичны, дл€ того чтобы осознать все выгоды классового взаимодействи€, доказана, с точки зрени€ ћиллса, существованием политической апатии. "Ѕезразличие, - говорит ћиллс, - вот основной признак крушени€ надежд социалистов."

Ќаиболее важным комментарием к государственной политике —Ўј можно назвать повсеместное общественное безразличие... |Ѕїлмнинстно людей| не имеют никакого отношени€ к политике. ќни ни радикалы, ни либералы, ни консерваторы, ни реакционеры - пни бездейственны, они находитс€ мне политики[149].

¬ нескольких словах можно сказать, что ћаркс видит эгоистичных индивидов и эгоистичные классы действующими во им€ достижени€ своих интересов. ћногие критики атакуют ћаркса за слишком сильное внимание к эгоизму и рациональности поведени€ индивида. ќни полагают, что большинство людей не знают и не хот€т знать, каковы их классовые интересы, так как классова€ борьба, в отличие от точки зрени€ ћаркса, не 11 астол ько все< Ћье мл юща.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-08; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1438 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќеосмысленна€ жизнь не стоит того, чтобы жить. © —ократ
==> читать все изречени€...

516 - | 451 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.009 с.