Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


”лицы, площади и набережные. √еленджик 1 страница




¬ честь 60-лети€ ќкт€бр€ в этом городе-курорте был проведен большой праздник. ƒлилс€ он весь день. ќсновные меропри€ти€ Ч торжественна€ мани≠фестаци€ с остановками у пам€тников и мемориалов и театрализованными ри≠туалами возле них, о которой мы уже говорили, и карнавальное костюмирован≠ное шествие с остановками и выступлени€ми на площад€х. —редства и силы, как € уже сказал, были самые минимальные.

ћанифестаци€ происходила с 10 до 12 часов утра. ќстановки: алле€ перед пам€тником ¬. ». Ћенину, бульвар перед мемориалом ѕам€ти героев граждан≠ской войны, набережна€ у пам€тника ¬оину-освободителю, площадь у ƒоски почета.

Ќеобходимо было оформить эти площадки, а также всю трассу шестви€.

Ќачали с того, что вынесли на улицу экспонаты местного краеведческого музе€. √еленджик Ч город исторический. — самого начала XX века √еленджик был базой крупных исторических событий: базой дл€ подготовки знаменитой Ђтачки новороссийских цементников 1905 года; базой формировани€ легендарной “аманской армии Ч Ђ∆елезного потокаї в 1918 году; базой героической 18-й армии и десанта на ћалую землю; базой снабжени€ армии и флота, освобо≠дивших Ќовороссийск; базой лечени€ раненых солдат и офицеров. ј сегодн€ город стал базой отдыха труд€щихс€. » все эти событи€ нашли отражение на стендах музе€, которыми были тематически оформлены подходы к каждой пло≠щадке. ѕомимо этого, на площад€х и перекрестках сто€ли круглые афишные тумбы с плакатами разных лет Ч от 1918 года до наших дней. ¬доль всей трассы шестви€ от дерева к дереву, от одного фонар€ к другому висели морские флаги расцвечивани€. ј под ними сплошным живым коридором сто€ли линейные: матросы, пограничники, прибывшие на праздник, и пионеры из многочисленных окрестных пионерских лагерей. ” всех на груди алые банты.

¬озле каждого пам€тника была передвижна€ трибуна Ч прицеп-платформа грузовика. “рибуну соответствующим образом декорировали и украсили. Ќа последней площадке лестничные марши кинотеатра ЂЅуревестникї тоже пре≠вратили в трибуны. ѕомимо этого, на каждой площадке смонтировали знаменную площадку. ” пам€тника ¬. ». Ћенину установили флаги всех союзных республик. ¬озле пам€тников геро€м гражданской войны и ¬оину-освободите≠лю Ч подлинные боевые знамена соответствующего исторического периода (из местного музе€, музе€ г. Ќовороссийска, ћузе€ –еволюции и ћузе€ —оветской јрмии в ћоскве). Ќа ступен€х кинотеатра и у ƒоски почета сто€ли ударники труда со знаменами лучших предпри€тий, колхозов и здравниц.

Ѕелые колонны ротонды, перед которой установлен пам€тник ¬. ». Ћенину, украсили огромными кумачовыми бантами. “акие же банты, но поменьше раз≠весили на фонар€х, окружавших пам€тник партизанам 1919 года. —тволы де≠ревьев за пам€тником ¬оину-освободителю оплели громадной гвардейской лен≠той (примерно 50 м длиной и 2 м шириной), ограничивающей полукруглое пространство, в центре которого сто€л монумент. ‘оном дл€ последней площадки послужил стекл€нный фасад кинотеатра. Ќа стекле художники нарисо≠вали гуашью громадное панно на тему труда. Ќу и конечно, все площадки устлали живыми цветами, собранными в букеты, узоры, клумбы, целые тематические композиции (например, ¬ечный огонь из алых гвоздик).

„то касаетс€ звукоусилени€, то в нашем распор€жении находилась одна примитивна€ радиомашина, которую стационарно установили на последней пло≠щадке у кинотеатра. Ќа остальных площадках смонтировали самодельные уста≠новки из бытовых магнитофонов, а также микрофонов и динамиков, вз€тых в местном ƒворце культуры и у вокально-инструментальных ансамблей, игравших вечерами на танцплощадках. —обрать и смонтировать всю эту нестудийную ап≠паратуру, направить динамики так, чтобы, всем и все было слышно,Ч архи≠сложна€ задача. » наш звукорежиссер ћ. Ћ. „елганский выполнил ее один, и выполнил отлично!

Ќо еще более сложные задачи нам пришлось решать вечером того же дн€.

¬ карнавальном шествии участвовало 114 театрализованных групп, и все их надо было оформить, осветить и озвучить, кроме того, оформить всю трассу, особенно две площадки (площадь Ћермонтова и площадь у входа в порт), где проходили театрализованные представлени€.

≈ще за неделю до карнавала художники расписали и разрисовали нитро≠красками мостовые и парапеты набережной по трассе, шестви€: в основном были надписи рекламного характера, например: Ђ¬нимание! Ёто место наиболее удоб≠но дл€ обзора всего карнавала!ї или: Ђ«десь шествие остановитс€ на 47 се≠кунд!ї ѕомимо этого, везде, где только можно, висели специальные плакаты, афиши, Ђприказ штаба карнавалаї, эмблемы, стихотворные листовки и т. д. ѕосле окончани€ утренней манифестации, когда были убраны стенды, на круг≠лых афишных тумбах по€вились плакаты карнавала. ‘онари вдоль трассы шестви€ были одеты в комические колпаки, шл€пы и разрисованы веселыми клоунскими рожицами. — 13 часов в городе работала карнавальна€ €рмарка. ѕредпри€ти€ торговли выставили на улицы и площади сотни ларьков и киосков, лотков и тележек. ¬се они были разрисованы и украшены, продавцы одеты в маскарадные костюмы, а с наступлением темноты над каждым ларьком и киос≠ком загорелс€ какой-нибудь затейливый фонарик, изготовленный мастерами мест≠ной артели по производству сувениров.

¬се машины и пешие группы оформила бригада художников в составе шести человек. √лавный художник рисовал эскизы и контролировал всю работу. ѕ€теро остальных с утра до ночи вырезали шаблоны и трафареты в натураль≠ную величину. ѕо шаблонам стол€ры предпри€тий и здравниц, готовивших ту или иную машину, вырезали из фанеры детали, сколачивали их и водружали на автомобиль. ѕосле этого готова€ конструкци€ поступала к мал€рам, которые накладывали на нее соответствующий трафарет и проводили по нему кистью указанного цвета. ¬черне разрисованна€ машина вновь поступала к художникам дл€ окончательной отделки. ѕо этому же принципу готовились костюмы. ќколо 400 костюмов мы вз€ли в аренду на киностудии ЂЋенфильмї. Ќо в шествии участвовало более 1500 человек. Ёто не счита€ продавцов на €рмарке. ѕомимо личной изобретательности самих участников карнавала, мы предлагали выкройки и трафареты, по которым можно было сшить и разрисовать костюмы. Ќапример, музыканты одного из духовых оркестров оделись в белые тенниски с нари≠сованной на груди и на спине эмблемой карнавала, а на голове у них красо≠вались картонные цилиндры с огромными ромашками. ¬се оформление удалось выполнить за две недели.

»спользован был практически весь автопарк города, кроме рейсовых авто≠бусов. ¬ шествии участвовали милицейские, медицинские и пожарные машины, грузовики и такси, мотоциклы и велосипеды, шлюпки и катера (на платфор≠мах), электрокары и телеги, трехколесные велосипеды и самокаты, автобусы и самоходные самолетные трапы, трактор и поливальна€ машина, лошади, ослик и даже... корова.

ќставалось лишь все это осветить и озвучить, а в нашем распор€жении не было ни одного театрального прожектора и никакой студийной звуковой аппа≠ратуры. Ќо несмотр€ на это, несмотр€ на настойчивое желание многих местных руководителей облегчить себе задачу и провести карнавал днем (это летом-то, на юге, когда все плавитс€ от жары!), нам удалось поставить представление поздно вечером и интересно осветить его. Ќа всей трассе карнавального шестви€ отремонтированы все фонари, в некоторых заменены лампы на более мощные. ¬нутри листвы между деревьев вдоль трассы были прот€нуты гирл€нды электрических лампочек. ¬ бухте сто€ли на €коре иллюминированные рыболовные суда, а на склоне горы светилась выложенна€ из электрических лампочек громадна€ надпись Ђ60 лет ќкт€бр€ї (местные электрики Ђподключилисьї дл€ этого к высоковольтной линии электропередачи, пересекающей горы над √еленджиком) ” площади Ћермонтова мы поставили две современные пожарные машины которые направили на площадку свои мощные прожекторы. “акие же прожекторы, но с прогулочных и пожарных судов, освещали площадь у порта. » наконец, мы постарались создать местный, локальный подсвет в костюмиро≠ванных группах.  ажда€ автомашина шла на дистанции 10 м вслед за пешей группой и освещала ее фарами.  роме того, треть€ фара выводилась в кузов и подсвечивала снизу свою группу. ћилицейские, медицинские и пожарные ма≠шины шли с включенными мигалками. јвтобус превратилс€ в огромный аква≠риум. Ќа его боковых стеклах светились наклеенные изнутри рыбы, медузы, морские коньки, крабы из прозрачной цветной целлофановой пленки. (¬ салоне горел свет, а светильники накрыли голубыми Ђморскимиї фильтрами, так что и рыбы, и весь Ђаквариумї светились изнутри.) ¬ оформлении машин и костюмов широко примен€лись свет€щиес€ краски, светоотражающа€ фольга, всевозмож≠ные блестки и осколки зеркал. Ќаконец, мы максимально разнообразно исполь≠зовали возможности Ђживогої огн€. ¬ первой колонне си€ли, светились и искрились: пиротехническое колесо (головна€ машина с эмблемой), бенгальские факелы (на мотоциклах с названием каждой тематической колонны), бенгаль≠ские огни (в многочисленной пешей группе Ђƒружба народовї), лампы на шахтерских касках, подсоединенные к карманным аккумул€торам (группа Ђ—ла≠ва труду!ї) и т. д. Ђ»сторическую колоннуї освещали: стеариновые плошки (Ђгреческа€ галераї), факелы (Ђотр€д римских воиновї), фонари со свечами внутри (Ђпетровский фрегатї), керосиновые лампы (группа Ђ1905 годї), китай≠ские фонарики (карета с Ђдореволюционными курортникамиї), елочные гирл€н≠ды, подсоединенные к аккумул€торам машины (группа Ђгул€юща€ знатьї), цер≠ковные поминальные свечи (в руках у огромных кукол Ч Ђгенералаї, Ђпомещикаї, Ђбанкираї, Ђпопаї, которых везли на тачках –абочий,  ресть€нин, ћатрос и  расногвардеец), фонарь Ђлетуча€ мышьї (у  омиссара, читающего декрет) и т. д. ¬ Ђ–екламной колоннеї работали фальшвейеры (реклама морского пор≠та); кондукторские двухсветные фонари с аккумул€торами (реклама железно≠дорожного узла), карманные фонари (реклама јэрофлота), костер в кузове машины (реклама туризма), кандел€бры с витыми свечами (реклама курортной моды) и т. д. ¬ Ђ—атирической колоннеї мы пользовались фотовспышкой, дет≠скими автоматами с мигающей лампочкой на конце ствола, свернутыми в труб≠ку и подожженными газетами, зажигалками и даже... одновременно зажигаемыми спичками (группа Ђкурильщикиї).

“еперь расскажем о звуковом оформлении карнавального шестви€.

Ќа двух площадках мы использовали те же звукоусилительные установки, что и во врем€ дневной манифестации. ¬нутри карнавальных групп собственное звукоусиление имели только милицейские и пожарные машины. ќтдельными группами шли и ехали несколько духовых и эстрадных оркестров. Ќо поскольку в каждой группе шло свое маленькое театрализованное представление, свое действие, то необходимо было дл€ каждой группы дать свое музыкальное; оформление, а многим Ч средства усилени€ голоса. — последним дело обсто€ло просто. ¬ каждой здравнице, на каждом судне, на спасательной станции, у по≠граничников, у милиции и т. д. есть мегафоны, их с лихвой хватило на всех участников карнавала. „то же касаетс€ музыки, то мы еще в ћоскве подготови≠ли более 100 кассет с мелоди€ми дл€ каждой тематической группы. ћелоди€ была записана подр€д, без перерыва, много раз и на двух дорожках. ¬ √еленджике мы собрали все имеющиес€ в наличии транзисторные магнитофоны: у жи≠телей, медперсонала, культпросветработников, работников артели Ђ√овор€щее письмої, даже у отдыхающих в здравницах и пр€мо на пл€же. “аким образом, в каждой группе был магнитофон со своей тематической музыкой. ¬се они ра≠ботали на полную мощность, но... все равно слышно было плохо. Ќе хватало ”силителей, динамиков, радиомикрофонов и т. п.

 акие выводы можно сделать из этих примеров? ѕрежде всего, одной из основных задач режиссера и художни≠ка при постановке массового театрализованного представлени€ на открытом воздухе или на нетрадиционной сценической площадке €вл€етс€ организаци€ пространства. ¬ыбранное место действи€ может быть благопри€тным дл€ данного представлени€, то есть соответствовать теме и сверхзадаче, подталкивать фанта≠зию режиссера, подсказывать художнику решение площадки и т. д. Ќо очень часто (в тех случа€х, когда место действи€ выбираетс€ из престижных или иных, не имеющих отношени€ к творчеству со≠ображений) оно может мешать режиссеру и художнику в реали≠зации идеи. ¬ этих случа€х надо твердо усвоить и прочувствовать один непреложный закон: не следует пр€тать недостатки площад≠ки, а надо старатьс€ превратить их в достоинства.

¬ подобной ситуации пришлось оказатьс€ нам с художником ј. ¬. —трель≠никовым, когда мы ставили представление в концертном зале Ђ–осси€ї, мало подход€щем дл€ массовых театрализованных представлений (см. гла≠ву IV). ќгромна€ сцена размером 3.6 м по горизонтали и 8 м по высоте в то же врем€ очень неглубока, так как ограничена конструкцией широкоформатного киноэкрана, две половины которого двигаютс€ по рельсам на втором плане. ¬ открытом состо€нии экран образует как бы ворота шириной метров 10Ч12, ведущие в, глубь сцены, где зрител€м, сид€щим сбоку, уже ничего не видно.  роме того, вс€ сцена увешана и диафрагмирована различными видами м€гкой одежды Ч основным и интермедийными занавесами (раздвигающимис€ или под≠нимающимис€), кулисами и падугами, раздержками и шторами-маркизами. Ќа сцене установлены дополнительные приспособлени€ дл€ подъема и раздвигани€ занавесов и штор Ч лебедки, барабаны, тросы. Ќаконец, вс€ пышна€ обстановка зала Ч бархат и бронза, мрамор и ценные породы дерева, очень подход€ща€ дл€ блест€щих эстрадных концертов, активно Ђсопротивл€ласьї строго докумен≠тальному, суровому колориту представлени€ о войне.

ќт сверхзадачи и условий места действи€ родилс€ принцип оформлени€. Ќесмотр€ на активное сопротивление постановочной части концертного зала, нам удалось в буквальном смысле слова Ђраздетьї сцену.  огда исчезла вс€ м€гка€ одежда и обнажилась конструкци€, Ђнедостаткиї сцены стали превращатьс€ в достоинства. ќпорные бетонные столбы превратились в доты с бойницами; ре≠шетчатое металлическое основание экрана, сваренное из двутавровых балок, Ч в противотанковые Ђежиї; вместо элегантного парапета из бронзовых столбиков и бархатных шнуров, ограждающего боковые пандусы, по€вилось заграждение из колючей проволоки, коль€ которого легко вошли в те же пазы. ћы исполь≠зовали карманы и галерки сцены, проходы и пандусы зала, а две половины громадного экрана работали, как военные карты 1941 и 1945 годов (диапроекци€), как два боковых киноэкрана обычного формата (на них с помощью специального устройства проецировались одни и те же кинокадры в зеркальном отображении) и как громадные символические ворота, которые могли с грохотом сдвигатьс€ (Ђќкружение —талинградаї) и раздвигатьс€ (Ђѕрорыв блокады Ћенинградаї). ¬се, что мы добавили к этому (фотографии, детали военного быта, покореженный лист железа, шинельное сукно и т. д.), мною уже опи≠сано...

¬ последние годы работу по оформлению места действи€ дл€ массового представлени€ стали называть созданием окружающей среды.

—ам по себе термин Ђокружающа€ средаї в достаточной мере нов и пришел в театроведение из совершенно иной области Ч из области экологии. ќднако это модное определение как нельз€ более удачно отражает ту работу по подготовке и оформлению места действи€ массового театрализованного представлени€, которую уже ни Ђизготовлением декорацийї, ни даже Ђсценографиейї не назовешь и котора€ включает в себ€ целый р€д качественно новых по сравнению с традиционным театром элементов.

¬о-первых, создание окружающей среды предусматривает глобальное оформление всего места действи€, включа€ подходы к нему, с целью погрузить зрител€ в определен≠ную, необходимую дл€ данного представлени€ атмосферу (этой же цели во многом служит световое и звуковое оформление). ¬ традиционном театре, как мы уже говорили, сама архитектура зала, его интерьер и т. д. несут в себе привычную атмосферу праз≠дничного зрелища. ¬ услови€х массового представлени€, происхо≠д€щего на открытом воздухе, атмосферу данного праздника при≠званы создать режиссер и художник.

ѕримером подобного возникновени€ праздничной атмосферы посредством создани€ специальной окружающей среды (хот€ в те годы такого термина еще и в помине не было) может служить ¬семирный фестиваль молодежи и студен≠тов в 1957 году в ћоскве (главный режиссер ». ћ. “уманов, главный худож≠ник по оформлению города ћ. ‘. Ћадур). ¬ св€зи с фестивалем были соответ≠ствующим образом трансформированы и оформлены не только стадионы, залы и площадки, где происходили представлени€, митинги, соревновани€, гул€нь€ и т. д., но также все пароходы, поезда и самолеты, которые везли делегатов в ћоскву; все вокзалы, порты, аэропорты и пограничные станции; все улицы; переулки и дома столицы. ћногие улицы ћосквы на эти две недели сменили свои названи€ и стали проспектами ћира, ƒружбы, —часть€, улицей 15 рес≠публик и т. д. ( ое-какие названи€ так и остались с тех пор навечно, скажем, 1-€ ћещанска€ улица стала проспектом ћира.) ѕо этим улицам ехали сотни автобусов и грузовиков, окрашенные в цвета п€ти континентов и украшенные фестивальными ромашками. ¬ создании необходимой атмосферы были исполь≠зованы самые разнообразные средства художественной выразительности Ч от гигантских плакатов и иллюминации до маленьких значков, эмблем и сувениров... ѕо эскизам художников промышленность подготовила и выпустила дес€тки тыс€ч специальных декоративных пакетов с наборами цветных флажков, бумажных ромашек, голубей и т. п. ∆ители столицы наклеили их на стены, балконы и окна своих домов, и весь город превратилс€ в €ркую, праздничную окружающую среду фестивал€...

ќчень интересно были украшены улицы и площади Ћенинграда в дни праздновани€ 50-лети€ ќкт€бр€. —оздание атмосферы праздника, посв€щенного революции, развивалось в двух направлени€х Ч по линии воссоздани€ доку≠ментально подлинного облика ѕетрограда 1917 года и по линии сооружени€ аллегорических композиций, олицетвор€ющих значение ќкт€бр€, подчеркивающих ту роль, которую сыграли районы ѕетрограда в развитии победоносного вос≠стани€. Ёти две линии оформлени€, причудливо переплета€сь, создали неповтори≠мый облик города.

Ќа всех улицах были установлены старинные круглые афишные тумбы с де≠кретами, плакатами и листовками тех незабываемых дней (точные копии с €т€≠ми, ижицами и твердыми знаками). Ќа перекрестках находились стенды с до≠кументальными фотографи€ми, отображающими весь ход подготовки к восстанию. ¬ алле€х у —мольного горели костры, сто€ли ружь€, собранные в пирамиды. Ќа многих заводах по€вились дореволюционные вывески. Ќаконец, крейсер Ђјврораї был переведен к бывшему Ќиколаевскому мосту, где он сто€л в ночь с 24 на 25 окт€бр€ 1917 года.

Ќа крупнейших площад€х и на набережных города были воздвигнуты ог≠ромные символические фигуры: кузнец, разбивающий оковы, опутавшие земной Ўар; молот и серп, острый конец которого устремлен в космос, и т. д. ‘онари на ћарсовом поле превратились в большие красные факелы, а на стенах ѕетропавловской крепости зажглось п€тьдес€т огромных насто€щих факе≠лов. ќтблески пламени, отража€сь в невской воде, дробились и сплетались с от≠ражением огней на –остральных колоннах, а над ними си€ло пиротехническое солнце, смонтированное на плавучем кране; » наконец, высоко в небе, в скре≠щенных лучах прожекторов трепетал и переливалс€ огромный портрет ¬. ». Ће≠нина, подн€тый на аэростате.

–овно в час начала восстани€, когда на ѕетропавловской крепости зажегс€ красный фонарь Ч сигнал к штурму, красный луч прожектора из крепости ос≠ветил Ђјвроруї. ¬новь грохнуло носовое орудие крейсера революции, и ему ответили п€тьдес€т залпов праздничного салюта. »з глади реки подн€лись к небу п€тьдес€т фонтанов, и тыс€чами лампочек осветились контуры кораблей Ѕалтийского флота, вошедших в Ќеву...

»ногда праздничную атмосферу удаетс€ создать предельно простым, но оригинальным способом, как говоритс€, одним ударом. “акой способ нашел из≠вестный кинорежиссер  лод Ћелюш, которому было поручено поставить от≠крытие зимней ќлимпиады в √ренобле. — вертолетов на трибуны заснеженного стадиона, на зрителей в шубах и шапках были сброшены миллионы разноцвет≠ных благоухающих лепестков живых роз.

¬тора€ задача, котора€ входит в создание окружающей сре≠ды,Ч это конструирование специальной сценической площадки дл€ массового представлени€.

¬ традиционном театральном помещении пропорции зала и сце≠ны исторически сложились с учетом физического угла зрени€ че≠ловека (примерно 80∞ по горизонтали и 40∞ по вертикали). ѕри этом зритель хорошо видит всю сцену и все, что на ней происхо≠дит. ѕри постановке массового представлени€ необходимо ув€зать пропорции человеческой фигуры с масштабами площади, ограни≠чить угол зрени€ зрител€, направить его внимание на необходимую точку пространства и т. д.

 роме того, в обычном театральном помещении и с присущими данному театру техническими возможност€ми (вращающийс€ круг, система плунжерных подъемов, штанкеты, занавес и т. д.) режиссеру и художнику приходитс€ лишь приспосабливатьс€ к ус≠лови€м и использовать те средства, которые имеютс€ в наличии. ѕри постановке массового представлени€, в зависимости от его ти≠па и от места действи€, возможны разные способы решени€ сце≠нического пространства. Ќапример, может быть построена специ≠альна€ сцена, состо€ща€ из целой системы площадок больших и маленьких, дл€ переброски места действи€ с одной на другую; или несколько сцен, расположенных на некотором рассто€нии одна от другой, по принципу симультанной декорации, так что зри≠тели переход€т с места на место; может быть, наоборот, создана группа движущихс€ сцен-платформ, проезжающих перед зрите≠лем, сто€щим (или сид€щим) на месте, и т. д.

”читыва€ большие расходы на массовое представление и его слабую окупаемость (ведь оно идет один раз), оформление сцены следует делать дешевым и лаконичным. Ќо при этом оно об€зано быть, с одной стороны, конструктивным, то есть давать возможно≠сти дл€ интересного мизансценировани€, а с другой Ч образным, символическим, помогать режиссеру в раскрытии темы, а зрителю Ч в ее воспри€тии. ѕри создании сценической площадки необ≠ходимо заранее учесть возможность быстрого по€влени€ и исчез≠новени€ большой массы исполнителей, а также легкой и динамич≠ной смены номеров. Ќа больших комбинированных сценах эти за≠дачи, как правило, решаютс€ переносом света с одной площадки на другую, отвлечением внимани€ зрителей интермедийным дей≠ствием, происход€щим в другом месте, обычно в проходах зри≠тельного зала. „асто примен€ютс€ различные варианты привыч≠ной дл€ нас одежды сцены Ч занавеса и кулис. Ёто легкие пере≠движные ширмы на роликах (прием, впервые использованный ¬. Ё. ћейерхольдом в спектакле Ђƒ. ≈.ї) или большие знамена, которые врем€ от времени пронос€т вдоль рампы участники в униформе (спортсмены, воины), перекрыва€ перестановку.

ƒл€ огромного театрализованного концерта в ѕариже посв€щенного 50-летию образовани€ ———–, ». ћ. “уманов и Ѕ. √.  ноблок придумали особый задник из нат€нутых лент, так называемой корсажной резины. ќна представ≠л€ет собой полосы примерно в ладонь шириной, обшитые тканью голубого, ро≠зоватого или желтого цвета. Ѕудучи нат€нутой, лента переливаетс€ в лучах прожекторов, так как начинает прогл€дывать серебриста€ оплетка резиновых нитей. Ћенты, смонтированные вплотную одна к другой и соответственно по≠добранные по цвету, создают удивительно из€щный перламутровый фон, кото≠рый хорошо принимает свет и цвет и может служить экраном. Ќа этом экране демонстрировались фото- и кинопроекции, служившие фоном дл€ номера.  ро≠ме того, между полос резины просовывались объемные элементы декорации: оленьи рога в танце кор€ков, резные оконные рамы в сибирском танце, улич≠ные фонари в литовской песне и т. д. Ќо главное достоинство этого задника Ч возможность мгновенного по€влени€ и исчезновени€ массы исполнителей. ƒл€ этого достаточно было только раздвинуть две соседние ленты и, сделав шаг, выйти на сцену. Ќат€нутые ленты сами смыкались за спиной, мгновенно пре≠враща€сь вновь в сплошной экран. “аким образом, больша€ группа исполни≠телей могла невидимо дл€ зрител€ Ђзар€дитьс€ї за экранами, а затем вдруг разом по€витьс€ на всем пространстве сцены. ќчень эффектным было такое по€вление в прологе, когда все исполнители вышли на площадку из пол€ ко≠лос€щейс€ пшеницы (кинопроекци€).

јналогичную одежду сцены мы применили в эти же дни на большом теат≠рализованном представлении, которое происходило во ƒворце спорта в –остове (художник ј. Ѕ.  ноблок). ћы сконструировали специальную сцену, состо€щую из шести площадок разного размера, лестничных маршей и пандусов-переходов, а также трех движущихс€ ступенчатых фур. »з резиновых лент было сделано п€ть задников-экранов. Ќа каждом из них демонстрировались фото- и кинопро≠екции, проецировались тени и т. д. »ногда экраны подсвечивались цветным све≠том (рис. 28).  онструкци€ задника позвол€ла незаметно дл€ зрител€ выкаты≠вать и убирать с центра сцены огромные фуры, а также добиватьс€ совершенно-неожиданных эффектов. Ќапример, во врем€ марш-парада участников по всему периметру задника на разновысоких уровн€х, Ђпроткнувї перламутровые экра≠ны, вдруг по€вл€лись сверкающие трубы, тромбоны, саксофоны, кларнеты и вал≠торны сводного духового оркестра (самих музыкантов не было видно, они нахо≠дились на лестницах-стрем€нках за экранами и лишь выставили на 3/4 свои ин≠струменты), которые в ритме марша, поворачива€сь то вправо, то влево, то вверх, то вниз, то к центру, то к кра€м, играли сами...

¬озможности задника из корсажной резины поистине огромны и пока еще совершенно недостаточно использованы. я думаю, что это тот случай, когда найден материал, идеально соответствующий специфике массового театрализо≠ванного представлени€.

» треть€ задача создани€ окружающей среды Ч организа≠ци€ мест дл€ зрителей Ч проблема, с которой традицион≠ный театр не сталкиваетс€.  ак расположить зрителей Ч будут ли они сто€ть, сидеть или передвигатьс€; как их легко и быстрої привести и увести с места действи€, избежав при этом давки и столпотворени€ (ведь на массовых представлени€х присутствуют, как правило, дес€тки тыс€ч людей); продумывание специальных: трасс движени€, разметка их, установка указателей, ограждени€, линейных Ч все это входит в задачи организации окружающей среды, все это также €вл€етс€ спецификой работы художника и режиссера массового представлени€. ќт создани€ специальных: пригласительных билетов, с которых начинаетс€ погружение в ат≠мосферу, и до согласовани€ с √ј» графика движени€ транспор≠та в момент окончани€ представлени€ и единовременного ухода массы зрителей лежит амплитуда забот режиссера массовых

представлений.

ќчень важную роль во внешнем решении массового представ≠лени€ играют костюмы и реквизит. —шить специально дл€ данно≠го представлени€ огромное количество костюмов по оригинальным эскизам с учетом стил€ и жанра, цветовой гаммы и нарастани€ эмоционального воздействи€ почти невозможно. Ќа практике при≠ходитс€ иметь дело с готовой одеждой тех коллективов, чьи номе≠ра используютс€ в представлении, или брать ее напрокат (в теат≠ре, на киностудии, в специальной организации по прокату теат≠ральных костюмов дл€ самоде€тельности). ¬ отдельных случа€х удаетс€ одеть всех исполнителей в униформу (допустим, в парад≠ную пионерскую форму на детских праздниках, в форму бойцов студенческих строительных отр€дов, в трико, если все действие строитс€ на пантомиме и т. д.). ћожно порекомендовать такие виды готовой униформы: военную Ч гимнастерки без погон, бушла≠ты, тельн€шки, черные брюки; спортивнуюЧ тренировочные костюмы, гимнастические белые брюки и безрукавки, спортивные тапочки или кеды; рабочую спецодежду Ч оранжевые жилеты стро≠ителей, комбинезоны и т. д. Ќо если коллективы одеты в свои костюмы, мы столкнемс€ с эклектикой, с пестротой и несоответствием цвета, фактуры, силуэта, степени условности каждого отдельного костюма общему стилю оформлени€. ¬ случае же ис≠пользовани€ униформы мы встретимс€ с однообразием, унылым фоном, отсутствием €рких цветовых п€тен. ¬ обоих этих вариан≠тах спасти положение могут только какие-то выразительные детали, одинаковые дл€ всех исполнителей (головные уборы, платки, зонтики, шл€пы, веера, банты, накидки и т. п.). —мена этих аксессуаров даст возможность мгновенной трансформации костюма, из≠менени€ и цвета, и образа.

Ќапример, в. одном из массовых представлений, построенном по хроноло≠гическому принципу, трансформировались костюмы участников сводного хора следующим образом: революци€ Ч женщины и мужчины прикололи на грудь.алые банты; первые п€тилетки Ч женщины пов€зали красные косынки, мужчи≠ны сн€ли пиджаки и оказались в €рких цветастых ситцевых рубахах; война Ч женщины накинули на головы большие черные траурные шали, мужчины на≠дели пилотки и накинули на плечи плащ-палатки; ѕобеда Ч женщины перевернули шали наизнанку Ч белой атласной стороной Ч и набросили их на плечи, мужчины сн€ли плащ-палатки и вновь оказались в €рких ситцевых рубахах...

¬еликолепно умеют трансформировать костюмы постановщики массовых спортивных выступлений. ” них манишки, мен€€ цвет и фактуру, превращаютс€ в фартуки, и наоборот, по€са Ч в косынки и т. д. “акже мен€етс€ спортивный реквизит: четырехцветные веера, книжки с разноцветными страницами, булавы-цветы, по€са-ленты... —инхронное перестроение спортсменов, молниеносна€ сме≠на реквизита Ч и на поле или на трибуне стадиона мгновенно мен€ютс€ живые картины. ќ том, как это делаетс€, подробно и интересно написал один из крупнейших наших специалистов по постановке массовых спортивных представ≠лений, заслуженный де€тель искусств –—‘—– ћ. ƒ. —егал в своей книге Ђ‘изкультурные праздники и зрелищаї. ѕоэтому здесь мы говорим только о принципе трансформации.

¬ массовом театрализованном представлении одна, даже удач≠но найденна€, но мелка€ деталь не Ђсыграетї, ее попросту не за≠мет€т. —пецифика этого вида искусства требует использовани€ какого-то очень крупного выразительного элемента либо множе≠ства мелких, однотипных. “огда синхронное их применение дает неожиданные выразительные образы. Ќапример, маленькие разно≠цветные флажки в руках многотыс€чной толпы Ч одновременный взмах флажками одного цвета может превратить людское море в море огн€, в море пшеницы, в море воды... ќбычно режиссер и художник пользуютс€ этими выразительными средствами в их со≠вокупности и различных сочетани€х.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-07; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 563 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

≈сли президенты не могут делать этого со своими женами, они делают это со своими странами © »осиф Ѕродский
==> читать все изречени€...

742 - | 679 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.03 с.