Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ћосква Ђ—оветска€ –осси€ї, 1982




—илин ј. ƒ.

Ђѕлощади Ц наши палитрыї

 

√лава I. Ђќ—ќЅџ… –ќƒ —÷≈Ќ»„≈— ќ√ќ ƒ≈…—“¬»яї

 

(ќ—Ќќ¬Ќџ≈ —ѕ≈÷»‘»„≈— »≈ ќ—ќЅ≈ЌЌќ—“» –≈∆»——”–џ ћј——ќ¬џ’ “≈ј“–јЋ»«ќ¬јЌЌџ’ ѕ–≈ƒ—“ј¬Ћ≈Ќ»…)

 

¬ своем последнем выступлении Ќ. ѕ. ќхлопков говорил; Ђ...каждый режиссер, работающий в драме, не может пройти сто≠роной мимо проблемы массового представлени€ї1..

1 ќхлопков Ќ, ѕ. я ищу театр потр€сени€.

» вот Ђрежиссер, работающий в драмеї (в опере, оперетте, эстраде, словом, в любом традиционном, апробированном виде зрелищного искусства), впервые ставит массовое театрализован≠ное представление в нетипичных предлагаемых обсто€тельствах.  акие неожиданности подстерегают его, в чем состоит специфика работы, каких просчетов и ошибок должен он опасатьс€, на что следует обратить внимание в первую очередь?..

ѕрежде всего он видит, что здесь все не то, чему его учили. Ќе традиционной сцены-коробки, оснащенной стандартным арсеналом средств театральной машинерииЧ занавесом и кулисами, софитами и рампой, штанкетами и поворотным кругом. ¬ооб≠ще нет постановочных цехов с их складами готовых костюмов, декораций, реквизита, аппаратуры. ¬прочем, нет и света, в теат≠ральном значении этого слова, а зачастую и мало-мальски при≠личной акустики. Ќет также посто€нной труппы актеров, штата профессиональных рабочих и подготовленного административно-управленческого аппарата. ƒа и самой атмосферы театрального здани€ с его портиком и порталом, люстрами и ложами, капель≠динерами и контрамарками, с его ассоциаци€ми, с той самой ма≠гической Ђпылью кулисї, котора€ еще до начала спектакл€ помогает зрителю Ђнастроитьс€ї, пробужда€ в его сердце св€щенный трепет предвкушени€ гр€дущего таинства, Ч всего этого тоже нет.

¬ массовом представлении совершенно иные пропорциональные соотношени€ объемов декораций и человеческой фигуры, иной ракурс, вообще ина€ схема взаимоотношений актера и зрител€. ¬овсе не об€зательным условием здесь €вл€етс€ фактор фронтального обзора, когда актеры работают на небольшом воз≠вышении пр€мо перед зрител€ми. ¬ данном случае зрители мо≠гут находитьс€ вокруг исполнителей и среди них, актеры могут быть высоко подн€ты над публикой (Ђвоздушный полетї с использованием вертолета) или находитьс€ внизу, у ее ног (места дл€ публики расположены крутым амфитеатром). «рители могут си≠деть, сто€ть и даже лежать (допустим, представление идет на пл€же), могут и двигатьс€ от одной сценической площадки к дру≠гой (шествие, манифестаци€). Ќаконец, в некоторых представле≠ни€х (массовое гул€нье, карнавал) зрители сами станов€тс€ исполнител€ми, активно участву€ в действии. ¬ дальнейшем все типы представлений в зависимости от участи€ или неучасти€ в них зрителей € буду именовать либо массовые действа, либо массо≠вые зрелища.

» наконец, здесь нет главных компонентов театра. Ќет при≠вычной традиционной драматургии с диалогами и монологами, репликами и ремарками, с подробной психологической мотивиров≠кой каждого поступка геро€ и тщательной скрупулезной разработкой характеров. » нет привычного режиссеру и зрителю процесса психологического перевоплощени€ актера в образ.ј что же есть?

≈сть огромные масштабы представлени€ и огромные постановочные трудности, целый р€д принципиально новых проблем. Ќеобходимо так разместить, массу зрителей, чтобы всем все бы видно и слышно, чтобы была возможность одновременного по€влени€ и ухода многотыс€чных групп исполнителей и больших колонн техники (и при этом не тер€лс€ темпо-ритм действи€), необходимо создать неповторимую атмосферу, своиственную именно данному представлению. » все этов услови€х, когда режиссер получает возможность провести одну-две (максимум Ч три!) сводные репетиции (на больший срок нельз€ собрать такую массу исполнителей и техники, освободить площадку и т. д.) и, как правило, всего одну техническую репетицию, в которую надо вместитьи монтировку оформлени€, и установку света, и наладку звука, и проверку кинопроекций... ј если еще учесть, что все огромное ко≠личество сил и средств тратитс€ чаще всего на представление которое будет показано всего один раз!  ака€ огромна€ ответст≠венность ложитс€ на режиссера, не имеющего права не то что на ошибку, но даже на обычную накладку. ¬спомним, что в тради≠ционном театре, где спектакль репетируетс€ несколько мес€цев, ни одна премьера не обходитс€ без накладок Ч то актер текст забыл, то вышел не воврем€, то реквизит ему не подали или про≠жектор не включили... » ничего страшного не происходит, зри≠тель, как правило, этих накладок даже не замечает. Ќо предста≠вим себе на минуту, что случитс€, если на площадку Ђвыйдет не воврем€ї несколько тыс€ч человек или колонна автомашин?..  роме того, одноразовость показа определ€ет невозможность что-то доработать, исправить, внести последующие коррективы с уче≠том реакции публики, и это еще больше повышает меру ответст≠венности режиссера.

Ќаиболее часто встречающа€с€ у неопытного режиссера ошиб≠ка Ч это попытка механического перенесени€ на постановку мас≠сового представлени€ апробированных приемов и навыков, полученных при работе в традиционном театре. ќшибка эта может привести в лучшем случае к, провалу представлени€, в худшем же Ч к катастрофе. Ђ“ак что же получаетс€? Ч предчувствую € возмущенный го≠лос эрудированного читател€. Ч ¬ыходит, вечные законы великой, системы  . —. —таниславского вообще неприменимы к этой мас≠совой форме?ї

Ќет, это, конечно, не так. ќбщие, основные законы творчества, открытые и

сформулированные  онстантином —ергеевичем, такие, какучение о сверхзадаче и сквозном действии, о Ђжизни челове≠ческого духа на сценеї как основе основ любого зрелищного ис≠кусства, естественно, полностью относ€тс€ и к массовому пред≠ставлению. ћожет быть, здесь они про€вл€ютс€ даже более €рко. “олько вот пользоватьс€ этими пон€ти€ми надо не по-школ€рски, а творчески, ибо средства и методы воздействи€ на аудиторию здесь совершенно иные, нежели в драматическом театре. ¬от что пишет по этому поводу ». ћ. “уманов:

Ђ«десь мы действуем на сознание и воображение зрител€ общими пон€ти€ми, крупными сценическими символами... ћы имеем дело с особым родом драматургии и особым родом сценического действи€ї1. » в другом месте: Ђ» компоненты спектакл€, и его мизансцены, и психологическа€ мотиваци€ поступков героев, и многие другие элементы здесь должны быть более крупными, широкими, лаконичными, выразительными, то есть должны созда≠ватьс€ как драматургом, так и режиссером иными методами и приемамиї2.

ѕри постановке массового представлени€ необходима особа€форма выражени€. ѕо жанру такое представление ближе к искусству плаката и карикатуры, чем к бытовой зарисовке, здесь бо≠лее уместен широкий мазок настенной росписи, нежели филигранность и изысканность восточной миниатюры.  роме того, следует учесть, что, поскольку на массовом представлении присутствуют самые широкие слои публики, оно должно быть простым, пон€тным и общедоступным. “о есть в нем должны сочетатьс€ лаконизм и образность, величественность и зрелищность, символика и €сность.

Ђ—тремление художника к массовому площадному театру, к театру улиц Ч это глубоко осознанное стремление говорить сво≠ему народу о великих героических де€ни€х самого народа, о проблемах человечества, эпохи,Ч писал ј. ¬. Ћуначарский.Ч ј дл€ этого необходимы выразительные средства, отвечающие великим задачам, поставленным временем перед художникомї3.

“еатр под открытым небом. —борник. ћ., ¬“ќ, 1969, с. 8

ћассовые театрализованные представлени€ и праздники. —борник. ћ., ¬“ќ, 1963, с. 6

Ћуначарский ј. ¬. ќ театре и драматургии, т. 1. ћ., »скусство, 1958, с. 760.

—пецифика работы в области массовых форм требует от режиссера знани€ всех видов искусств, умени€ Ђзадействоватьї их в представлении. ¬едь в постановке используютс€ драма и опера, оперетта и цирк, духовные и симфонические оркестры, сводные хоры и небольшие вокально-инструментальные ансамбли, классический балет и народный танец, кино и эстрада, пантомима и куклы. » кроме этого, в представлении участвуют спортсмены и воинские подразделени€, коллективы художественной самоде€тельности и большие группы детей.

–ежиссер также должен знать законы монтажа и законы коллективного воспри€ти€, уметь пользоватьс€ старинными полузабытыми формами площадного театра (приемы средневековой мистерии и комедии дель арте, скоморошьего действа и народного балагана) и самыми современными техническими средствами художественной выразительности (все виды осветительной и звукоусиливающей аппаратуры, кино- и диапроекции, радиомикрофоны и телевидение, дневна€.и ночна€ пиротехника) и многое, многое другое.  ороче говор€, это должен быть совершенно особый режиссер Ч режиссер синтетического массового театрализованного представлени€.

¬от что писал об этом известный теоретик театра ѕ. ћ.  ер≠женцев: Ђѕразднество св€зует в одно весь разнородный комплекс искусств, все многоразличные типы и виды театрального представ≠лени€. ќно...мыслимо лишь как синтез красочных волн с звуко≠выми, живописи с музыкой и пением, танца с декламацией, акро≠батических упражнений и хоровода, марионеток и тира, цирка и атлетики, балагана и митинга. ¬с€ эта пестрота (а пестрота Ч это необходима€ черта) соедин€етс€ в одно целое так, что €вл€≠етс€ словно новый вид творческого вы€влени€ искусства. Ёта за≠дача Ч использовать разнородные элементы всех искусств, чтобы создать что-то совсем новое и особенное, всегда будет заманчи≠вой мечтой художника, режиссера, музыканта, артистаї1.

 ерженцев ѕ. ћ. “ворческий театр. ѕг., 1920, с. 99 - 100.

¬ этом высказывании следует обратить особое внимание на слово Ђмитингї. ¬ последние годы все чаще митинги и собрани€ также станов€тс€ театрализованными. ћне довелось ставить по≠добные митинги с такими дополнительными жанровыми опреде≠лени€ми: митинг-концерт, митинг-реквием, митинг-рапорт, ми≠тинг-поверка и т. д.

Ќо и во многих иных массовых представлени€х Ђигровогої ха≠рактера зачастую нельз€ обойтись без официальных речей и вы≠ступлений: ¬ этих случа€х между ними (а иногда и внутри них) желательны театрализованные эмоциональные Ђпрокладкиї риту≠ального характера. Ёти ритуально-обр€довые элементы действи€ стали одним из самых специфических признаков современного массового театрализованного представлени€, поэтому о них следу≠ет поговорить более подробно.

¬ процессе постановок, массовых театрализованных представлений, посв€щенных юбилейным датам, историческим событи€м, сложилс€ р€д определенных, повтор€ющихс€ из представлени€ в представление приемов и даже эпизодов. Ќе следует торопитьс€ заносить их все в разр€д штампов и отказыватьс€ от уже сложив≠шихс€ и апробированных форм только ради того, чтобы изобрести что-то новенькое. ≈сть приемы, которые действительно нав€зли в зубах и выгл€д€т штампами, потому что ими пользуютс€ по по≠воду и без оного. Ќапример, некогда новаторское совмещение вы≠ступлени€ известного киноактера с кинокадрами из фильмов, в которых он снималс€, или стандартный набор приветствий от вои≠нов, от учащихс€ ѕ“”, от пионеров... Ќо есть элементы массового театрализованного представлени€, которые уже стали традиционными и пренебрегать которыми попросту вредно. ¬едь не приходит в голову отказатьс€ от подношени€ хлеба-соли почетному го≠стю во врем€, например, сельских праздников или от разрезани€ ленточки при открытии выставки лишь потому, что все это уже было использовано кем-то когда-то и где-то. Ќа основе народных, прогрессивных, исторически сложившихс€ ритуалов мы должны выработать свои, советские, осв€щенные традици€ми нашей –оди≠ны обр€ды и ритуалы, которые войдут в плоть и кровь народа, без которых станет немыслим ни один праздник.

ћы тоже имеем право сказать, что в массовом театрализован≠ном представлении Ђвопрос церемонии €вл€етс€ одним из важней≠шихї и что Ђименно через церемонииї представление отличаетс€ от обычного митинга, демонстрации или народного гул€нь€.

 

√лава II. Ђј¬“ќ– —ѕ≈ “ј Ћяї

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-07; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 845 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—воим успехом € об€зана тому, что никогда не оправдывалась и не принимала оправданий от других. © ‘лоренс Ќайтингейл
==> читать все изречени€...

579 - | 526 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.014 с.