Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


–абота режиссера над созданием сценари€ массового театрализованного




ѕ–≈ƒ—“ј¬Ћ≈Ќ»я)

 

— чего начинаетс€ работа режиссера над постановкой массо≠вого театрализованного представлени€? — режиссерского замысла, определ€ющего образно-постановочное решение, Ђходї будущего представлени€, то есть его сквозное действие, форму, атмосферу и стиль. Ќа профессиональном жаргоне этот замысел называют Ђзадумкойї. » поскольку в данном случае первичным элементом будущего представлени€ оказываетс€ не пьеса и не музы≠кальна€ партитура, а именно режиссерска€ Ђзадумкаї, то в даль≠нейшем режиссер, как правило, выполн€ет функции драматурга либо в Ђгордом одиночествеї, либо в соавторстве с профессиональ≠ным литератором. “акое вынужденное совмещение профессий в известной мере объ€сн€етс€ тем, что пока у нас нет драматургов-профессионалов в данной области искусства, знающих его специ≠фику и специализирующихс€ на создании сценариев дл€ массовых представлений. ѕомимо трех основных по ¬. ». Ќемировичу-ƒан≠ченко функций режиссера Ч постановщика, воспитател€ и организатора Ч здесь он выступает еще и в качестве, режиссера-драматурга.

¬от несколько примеров интересных режиссерских Ђзадумокї, определивших разом сквозное действие, форму и стиль будущего представлени€.

». ћ. “уманов в одном из своих больших тематических концертов.в  рем≠левском ƒворце съездов решил представление путем инсценировани€ текста Ђ»нтернационалаї, кажда€ строфа и даже отдельные строки которого стали идеей и содержанием целого эпизода.

ј. ј. –убб поставил большое театрализованное представление Ђ¬ечерн€€ ћоскваї в ÷ѕ иќ им. √орького в ћоскве как сценический вариант одноимен≠ной газеты. Ѕилетеры были одеты продавцами газет, ведущие выступали от лица киоскеров Ђ—оюзпечатиї, кордебалет Ч Ђ∆ивые буквыї Ч в танце скла≠дывал заголовки эпизодов и т. д.

ј в спектакле-концерте ЂЎесть музыкальных страницї, поставленном в Ће≠нинградском большом концертном зале Ђќкт€брьскийї к 100-летию со дн€ рождени€ ¬. ». Ћенина (автор и режиссер ¬. „ернин), режиссерским ходом стали ожившие страницы специально изданного буклета. “акой буклет вручалс€ зрител€м у входа в зал. ¬ нем было шесть разноцветных страниц. ќни назы≠вались: Ђјппассионатаї, Ђѕерва€ музыкальна€ школаї, Ђ онцерт на день рож≠дени€ї, Ђѕесн€ о Ћенинеї и т. д., и кажда€ из них оживала на сцене в €рком музыкально-драматическом эпизоде.

“олчком к возникновению у режиссера Ђзадумкиї €вл€ютс€ конкретные предлагаемые обсто€тельства данного представлени€: его тема, иде€ и сверхзадача, место проведени€ (подробнее об этом в следующей главе), наличие творческих сил и материальных средств, документы и легенды, обр€ды и обычаи, св€занные с данным событием и местом. ¬ отличие от традиционной пьесы, котора€, как правило, пишетс€ Ђвообщеї и может бы поставлена в любом театре и в любое врем€, сценарий массового представлени€ всегда точно прив€зан к конкретному месту и определенному событию. ». ћ. “уманов пишет, что режиссеру массового представлени€ Ђважно овладеть темой не в меньшей, а быть может, и в большей степени, нежели его литературному собрату. » он неизбежно на врем€ станет исследователем, будет изучать архивы и прессу, экспонаты мемориальных и художественных музеев, вместе с драматургом постараетс€ привлечь к этой подготовительной работе глубоких и заинтересованных специалистовї1.

1 “еатр под открытым небом, с. 12.

«амысел диктует режиссеру отбор номеров, переработку их и подготовку новых. ј уже наличие определенных номеров вместе с доскональным знанием местного материала помогает режиссеру на основе Ђзадумкиї составить режиссерский план, либретто будущего представлени€. » лишь затем наступает этап создани€ подробного литературно-

режиссерского сценари€.

¬ сценарии массового представлени€, как и в любом драматургическом произведении, об€зательны зав€зка, развитие действи€, кульминаци€ и разв€зка. “олько здесь они обычно именуютс€ иначе: пролог, сери€ логически св€занных тематических эпизодов, финал.

ѕролог Ч это эпиграф ко всему представлению. ¬ то же врем€ он часто несет и экспозиционные функции, то есть содержит необходимую информацию. —уществует мнение, что массовое представление нужно начинать большим, мощным номером многочисленного коллектива. ƒействительно, чаще всего так оно и бывает. Ќо это вовсе не об€зательно.

Ќапример, массовое представление на стадионе в Ђјртекеї, посв€щенное VII ¬сесоюзному слету пионеров (подробнее см. главу IX), начиналось так.

ѕоздний летний вечер. —тадион до отказа заполнен гомон€щей детворой. Ќо вот нежным перезвоном колокольчиков звучат позывные Ч перва€ строчка песни Ђѕусть всегда будет солнцеї. ƒва цветных луча световых пушек, скрестившись в центре стадиона, освещают маленькую девочку в парадной пионерской форме. ¬ руках у нее тонкий, легкий, переливающийс€ в лучах прожекторов жезл тамбурмажора. ¬ полной тишине плавным танцевальным шагом девочкавыходит на середину ближней к зрител€м гаревой дорожки. ќстанавливаетс€. ѕо-хоз€йски огл€дывает застывшие в ожидании трибуны, дальние кра€ стадиона, Ч все ли готово?.. ѕоднимает палочку вверх... ѕауза... –езкий взмах. » разом р€вкнули трубы сводного духового оркестра, вспыхнули все прожектора, и, в такт маршу враща€ своей волшебной палочкой, повела маленька€ фе€ колонны участников на зеленое поле стадиона...

 аждый тематический эпизод (а в представлении их может быть 5 Ч 6 длительностью по 15 Ч 20 минут) должен иметь закон≠ченное образное решение и, в свою очередь, состо€ть из тех же компонентов: зав€зки, развити€ действи€, кульминации и разв€зки. ¬се эти эпизоды должны быть сюжетно, или ассоциативно св€заны между собой и следовать друг за другом по степени эмоци≠онального нарастани€, логично подвод€ зрител€ к финалу.

¬ финале, как правило, кульминаци€ представлени€ его разв€зка совмещены в ударный, эмоционально-приподн€тый эпилог апофеозного звучани€. “акой финал обычно называют Ђточкойї представлени€, хот€ правильнее было бы сравнить его с восклицательным знаком.

ћассовое представление должно быть действенно-динамичным, зрелищным, эмоциональным и образным. ≈му категорически про≠тивопоказаны статично-декламационные, так называемые Ђразговорныеї эпизоды и сцены. —имволические и аллегорические построени€, пластические метафоры, образно-ассоциативные мизан≠сцены замен€ют здесь диалоги и монологи. ¬ основе зрелищной природы массового представлени€ лежат большие танцевально-музыкально-пантомимические композиции, подкрепленные мини≠мальным количеством текста. ѕричем текст этот должен быть сжатым, емким, образным, отлитым в тугую поэтическую строку или в хлесткую цирковую репризу. ¬ противном случае он просто Ђне дойдетї до зрител€.

¬се эти необходимые услови€ об€зательно нужно учитывать уже на стадии создани€

сценари€. Ќа последнем его этапе чаще всего режиссер нуждаетс€ в помощи

профессионального литера≠тора Ч автора текстов, лучше Ч поэта, чем драматурга или про≠заика.

ƒейственность массового представлени€ определ€етс€ конфликтами, столкновени€ми, борьбой идей внутри каждого эпизода. » это тоже режиссер об€зан предусмотреть на уровне создани€ сценари€. “ак же, как еще на этом этапе он должен решить проблему выхода на площадку и ухода с нее больших масс исполнителей. Ќи занавеса, ни чистых перемен в массовом представлении нет, какие-либо неоправданные паузы недопустимы. ѕоэтому иде≠альное решение проблемы Ч когда сами перестановки удаетс€ театрализовать, сделать их элементом сценического действи€.

Ќапример, на одном из массовых представлений (режиссер ћ. ƒ. —егал) так был решен эпизод Ђ¬ойнаї. Ќа зеленом поле стадиона спортсмены в крас≠ном трико выстроились, обозначив контуры карты —оветского —оюза в границах начала 41-го года.  расными флагами были помечены на ней крупнейшие го≠рода страны. ѕод звуки темы ЂЌашествиеї из —едьмой симфонии ƒ. Ўостако≠вича через западные, северные и южные ворота стадиона мерным шагом всту≠пали на поле стадиона колонны Ђфашистовї (спортсмены в черном трико).  ажда€ колонна была построена в виде стрелы. ѕод натиском вражеских сил контуры карты стали отступать, сжиматьс€, сокращатьс€ до размеров незахваченной врагом территории. „ерна€ масса заполонила почти треть стадиона, подошла вплотную к Ђћосквеї, ЂЋенинградуї и Ђ—талинградуї. » после серии номеров, €рко демонстрирующих борьбу народа с захватчиками, границы вновь начали стремительно расшир€тьс€, вытесн€€ Ђчерные силыї за пределы ста≠диона, пока все поле не заполнилось красным цветом ѕобеды...

“ематические эпизоды €вл€ютс€ плотью представлени€.  аждый такой эпизод состоит из отдельных номеров. Ќомера в массовом представлении соответствуют пон€тию Ђ€влениеї в классической драме, а иногда даже выполн€ют функции отдельной реплики, фразы.

  сожалению, сплошь и р€дом приходитс€ видеть, как иные режиссеры, поставив пролог и финал, все остальное представление, самую суть его свод€т к простому концертному показу номеров. Ќо даже и в этой ситуации, когда режиссер фактически выполн€ет функции эстрадного администратора или помрежа, он вынужден думать о соотношении и чередовании жанров и ритмов, о нарастании эмоционального впечатлени€ и т. д. “о есть как-то выстраивать последовательность номеров, исход€ из их качества.  роме того, режиссеру приходитс€ заботитьс€ о Ђсв€зкахї между номерами. „аще всего в роли этих Ђсв€зокї выступает банальный конферанс, который престижнее сейчас

именовать Ђтекстом веду≠щегої.

 онечно, такое построение массового представлени€ говорит либо о полном непонимании режиссером специфики, либо о ката≠строфической нехватке времени на постановку, либо, наконец, об откровенной халтуре. ’от€ уже и в этом качественно неполноценном варианте представлени€ заложены основы того, что €вл€етс€ одной из основных, специфических функций работы режиссера массовых форм, - монтажа номеров.

ћассовое представление Ч это не прокат готовых номеров, как в эстрадном концерте, и не иллюстраци€ с их помощью ка≠кого-то тезиса. Ёто сли€ние, сплав разножанровых номеров, документального материала, специально написанных, текстов и т. д. и т. п., в результате чего рождаетс€, новое качество, создаетс€ произведение совершенно нового синтетического, комп≠лексного жанра. Ќа наш взгл€д, именно режиссеру массовых театрализованных представлений в наибольшей степени подходит придуманный ¬. Ё. ћейерхольдом термин Ђавтор спектакл€ї.

ћонтаж номеров в эпизоде и последующий монтаж эпизодов в представлении

правильнее было бы называть словом Ђколлажї, поскольку это не механическое соединение однородного материа≠ла, а составление из разножанровых номеров совершенно само≠сто€тельного произведени€ искусства, сродни тому, как, это про≠исходит в некоторых направлени€х современного изобразительно≠го искусства и поэзии. »ли, пользу€сь терминологией —. ћ. Ёйзен≠штейна, Ч Ђмонтаж аттракционовї. Ќапомним, что аттракционом —. ћ. Ёйзенштейн называл Ђвс€кий агрессивный момент театра, то есть вс€кий элемент его, подвергающий зрител€ чувственному или психологическому воздействию, опытно выверенному и мате≠матически рассчитанному на определенные эмоциональные потр€≠сени€ воспринимающего...ї1.

1 Ёйзенштейн —. ћ. »збр. произв. в 6-ти т., т. 2. ћ., »скусство, 1964Ч 1968, с. 270.

Ќо поскольку в практике уже укоренилс€ термин Ђмонтаж номеровї, то и мы в дальнейшем будем пользоватьс€ этим выражением.

  сожалению, в наших театральных вузах не обучают законам монтажа, и режиссеру массового представлени€ приходитс€ самому осваивать эти законы, учась у великих кинематографистов.

ѕри монтаже используютс€, как правило, имеющиес€ в нали≠чии в данном конкретном месте номера профессиональных актеров самоде€тельности, детские и спортивные. ѕодготовка новых, специально созданных дл€ данного представлени€ номеров, к со≠жалению, очень редко оказываетс€ возможной. ѕоэтому кажетс€ более чем спорным утверждение ƒ. ¬. “ихомирова, что режиссер массового представлени€ Ч Ђэто прежде всего сочинитель и по≠становщик номеровї 1.

“ихомиров ƒ. ¬. Ѕеседы о режиссуре театрализованных представ≠лении. ћ., —ов. –осси€, 1977, с. 20.

ƒумаетс€, нет такого режиссера, специали≠ста во всех жанрах, который сумел бы сочинить и поставить де≠с€тки специальных разножанровых номеров дл€ массового пред≠ставлени€, к тому же в весьма ограниченные сроки. —корее сле≠дует говорить о переработке, переделке, доводке готовых номеров (хот€ это всегда очень болезненный процесс и дл€ руководителей коллективов и дл€ их участников и прибегать к такой мере следу≠ет только в случае крайней необходимости). „аще всего номера приходитс€ сокращать, учитыва€ темпо-ритм всего представлени€, использовать какой-то фрагмент номера. »ногда Ч переодевать актеров или мен€ть в номере музыкальное сопровождение, чтобы добитьс€ единого цветового и музыкального решени€ всего пред≠ставлени€. Ќо, как правило, объедин€ютс€ несколько номеров в один сводный. ќчень часто создаютс€ сводные хоры и оркестры, сводные хореографические и спортивные коллективы.

Ѕольшим мастером создани€ таких грандиозных номеров был ». ћ. “у≠манов. ¬ тематических концертах, поставленных им в разные годы на сцене  ремлевского ƒворца съездов, участвовали: сводный ансамбль из 250 скрипа≠чей всех союзных республик под руководством Ћ.  огана; ансамбль балерин Ч народных артисток ———–; танцевальный ансамбль, объединивший танцоров всех «акавказских республик; ансамбль учащихс€ младших классов всех музы≠кальных школ ћосквы и Ћенинграда вместе с солистами Ч народными артис≠тами ———– и т. д. и т. п. ѕодобный принцип объединени€ номеров может быть использован всеми режиссерами.

¬ представлении, которое ставитс€ на большом открытом пространстве (стадион, площадь), сольное выступление, как правило, вообще невозможно без сопровождени€ его кордебалетом или мимансом дл€ приведени€ номера в соответствие с масштабами

площадки. Ќо при этом мен€етс€ не только количество исполнителей в номере, а приобретаетс€ новое качество.

—. ¬. якобсон в одном представлении на стадионе окружил солистку бале≠та сотн€ми танцующих по всему полю школьников-дес€тиклассников. ¬озникла нова€ сцена ЂЎкольный балї. “очно так же к эпизоду Ђ“ри мушкетераї был добавлен сборный коллектив фехтовальщиков Ћенинграда, который демонстри≠ровал все виды бо€, в том числе бой на алебардах. ј в сцену из Ђ“ихого ƒонаї были включены конна€ атака эскадрона казаков и лиха€ пл€ска с сабл€ми јнсамбл€ донских казаков. ¬прочем, это уже ближе к монтажу номеров.

ѕри создании представлени€ текстовые Ђсв€зкиї, конферанс €вл€ютс€ самым примитивным способом соединени€ номеров, а потому наименее желательным. “екст должен нести самосто€тельную смысловую нагрузку, помогать в создании поэтической атмосферы, доводит до зрител€ только самую необходимуюинформацию. Ќо все это возможно в закрытом помещении с хорошей акустикой (например, в концертном зале), а никак не на больших открытых площадках, где ведущего попросту не видно и не слышно.

ѕоэтому недоумение вызывают подобные рекомендации: Ђ¬ привлечений внимани€ зрителей к происход€щему на стадионе большую роль играет фигу≠ра ведущего. Ёто Ч образ нашего современника, рассказывающего о героиче≠ской истории нашего народа, о его величественном сегодн€. »менно он вводит зрител€ в происход€щее действие...ї Ч и далее в качестве примера: Ђ–ассказ шел от лица ведущего и сопровождалс€ показом эпизодов на проезжавших по стадиону автомашинахї1.

1 ћассовые театрализованные представлени€ и праздники, с. 32.

» затем режиссер (он же автор сценари€) описывает один такой эпизод. ¬начале по полю стадиона пробежала группа детей с цве≠тами, поприветствовала зрителей и скрылась. «атем раздалс€ голос ведущего: «нают ли они, маленькие граждане —траны —оветов, как веками страдал русский народ?..ї «азвучала фонограмма Ђƒубинушкиї, и на гаревой дорожке стадиона по€вилс€ грузовик с застывшей Ђживой картинойї ». –епина ЂЅурлакиї. ¬ это врем€ чтец исполн€л по радио стихотворение Ќекрасова Ђ¬ыдь на ¬олгу, чей стон раздаетс€...ї.

Ёто очень показательный пример целой серии режиссерских ошибок. ¬о-первых эпизод лишен вс€кой образности и действенной линии, он попросту иллюстрирует тезис, к тому же весьма наивными средствами. ¬о-вторых, к кому обращен риторический вопрос ведущего: Ђј знают ли они...ї   дет€м? ќни, может быть, еще и не знают, но ведь они и не вид€т, и не слышат ответа на этот вопрос, они убежали со стадиона. “огда, очевидно, к зрител€м? Ќо они-то знают наверн€ка, Ђпроходилиї, как говоритс€, а така€ примитивна€ пропаганда зачастую достигает лишь обратных результатов, вызывает негативную реакцию. ¬ целом весь эпизод Ч типичный пример совершенно неверного монтажа, Ђантимонтажаї, если так можно сказать.

¬ идеале никакие специальные Ђсв€зкиї вообще не нужны, номера должны быть смонтированы так, чтобы один логично вытекало из другого, был естественным продолжением и развитием темы или, наоборот, чтобы номера, согласно сюжету, вступали друг с другом в конфликт, в столкновение (так называемый контрастный монтаж). Ђƒва каких-либо куска, поставленные р€дом, неминуемо соедин€ютс€ в новое представление, возникающее из этого сопоставлени€ как новое качествої, Ч писал —. ћ. Ёйзенштейн1. Ёйзенштейн —. ћ. »збр. произв., т. 2, с. 157.

¬ принципе существуют три типа монтажа: последовательный Ц когда все номера просто выстроены в определенном логическом пор€дке один за другим, параллельный Ц когда действие разворачиваетс€ одновременно в нескольких плоскост€х, дополн€€ и обогаща€ одно другое, и ассоциативный (или, как его называл ¬. яхонтов, Ђмонтаж взрываї) Ч когда два событи€ сталкиваютс€ одно с другим, рожда€ новое качество, новый художественный образ.

–ассмотрим все три типа монтажа на конкретных примерах.

ѕоследовательный монтаж. „аще всего используетс€ логика хронологиче≠ской последовательности, но могут быть и иные внутренние логические Ђсв€зкиї. ¬от один пример.

28 окт€бр€ 1977 года в большом актовом зале ћ¬“” шло театрализован≠ное представление Ђя сердцем помню эти годыї, посв€щенное 60-летию ќк≠т€бр€. —цена Ч очень неглубока€, пригодна€ только дл€ показа кинофильмов. ѕоэтому на ней не было декораций, только задник, сделанный в виде полу≠объемного контура огромного знамени. Ћева€ часть Ч древко с наконечником, орденскими лентами и золотыми кист€ми, по контуру знамени Ч золота€ бах≠рома. ¬нутри этого контура Ч свободно вис€ща€ ткань розового цвета. ќна служила экраном дл€ кино- и фотопроекций, а кроме того, подсвеченна€ раз≠ным светом, изображала голубое небо, желтое поле пшеницы и т. д. —права от сцены пр€мо в зале на небольшом помосте располагалс€ вокально-инструментальный ансамбль, слева Ч тоже слегка подн€тый над уровнем зала Ч ка≠мерный хор ћ¬“”.

Ёпизод Ђ«нам€ ѕобедыї в этом представлении был смонтирован так.

Ќа фоне темного задника, по которому бежали тревожные облака (движуща€с€ театральна€ фотопроекци€), двое ведущих Ч ёноша и ƒевушка Ч в лучах Ђпистолетовї рассказывали о подвиге студентки ћ¬“” ¬алерии ѕатковской. ¬ годы войны она была руководителем разведгруппы Ђ¬ераї, заброшенной в тыл врага. √руппу выдал предатель. ƒевушек зверски пытали, жгли раскаленными пруть€ми, у одной разведчицы вырезали на спине звезду, но они держались стойко и мужественно... ¬ последнюю ночь перед казнью девушки пели свои любимые песни о ћоскве, Ђ атюшуї, и вс€ тюрьма подпевала имЕ

ƒевушка-ведуща€ тихо запевает Ђ атюшуї. — повтора куплета песню подхватывает еще одна девушка Ч из хора, потом еще одна и еще. ∆енска€ группа хора поет а капелла, и на этом фоне вступает ёноша.

ёноша. ¬ ѕскове, в камере бывшей гестаповской тюрьмы, был найден пожелтевший от времени листок школьного учебника. Ќа нем написано...

ƒевушка достает клочок бумаги и в луче света читает:

ƒевушка. Ђ—егодн€ 27 окт€бр€ 1942 года...ї

ёноша. ¬чера исполнилось ровно 35 лет с того дн€, как Ћера писала это свое последнее письмо. —лушайте!..

ƒевушка. ЂЌас трое. ћы честно выполнили свой долг перед –одиной. «а это нас ист€зают фашисты. Ќо что бы они ни делали, мы погибнем честно как в бою. ѕрощайте, товарищи! ќтомстите за нас!..ї

ёноша. » на обороте листка ¬алери€ своей кровью нарисовала контуры красного знамени.

”дар литавр. ѕодсвечиваетс€ красным светом и трепещет алое знам€. Ќа его фоне темные силуэты ведущих Ч как живые пам€тники. «вучит в исполнении ¬»ј ЂЅаллада о красном знамениї ќ. ‘ельдмана. — последними его словами (Ђ—лушайте! Ёто знам€ бессмертно!ї) вновь вступают ведущие.

ƒевушка. „астица знамени, нарисованного кровью бывшей студента ћ¬“”, была и в знамени, водруженном нашими солдатами над рейхстагом.

», подхватыва€ ее последние слова, гремит над залом голос диктора:

Ч Ђ» когда над рейхстагом взвилс€ красный ст€г,Ч это было не только знам€ нашей военной победы. Ёто было, товарищи, бессмертное знам€ ќкт€бр€, это было великое знам€ Ћенина, это было непобедимое знам€ социализма Ч светлый символ надежды, символ освобождени€ и счасть€ всех народовї Ћеонид »льич Ѕрежнев.

¬ зале вспыхивает весь свет. » пр€мо зрител€м говорит ведущий:

Ч Ќа внос знамени прошу встать! «нам€ внести!

√ремит Ђ¬стречный маршї (фонограмма). ¬ зал внос€т боевое знам€ 1-го полка 7-й дивизии народного ополчени€ Ѕауманского района. ¬ почетном карауле идут бывшие студенты и преподаватели ћ¬“” Ч участники ¬еликой ќтечественной войны.

«нам€ устанавливаетс€ в специальной подставке, возле него замирает почетный караул. ’ор исполн€ет песню ƒ. Ўостаковича Ђ¬етер мира колышет знамена побед...ї.

¬ этом примере все номера смонтированы последовательно и св€заны друг с другом темой красного знамени.

ѕараллельный монтаж. ѕростейшим примером параллельного монтажа €вл€етс€ широко известный полиэкран.Ќо в массовом представлении он нередко совмещаетс€ и с номером, идущим на сцене. ¬ качестве примера можно привести два эпизода из концертов, поставленных ». ћ. “умановым. ѕервый концерт был посв€щен 50-летию ќкт€бр€. Ўесть огромных киноэкранов, как шесть лепестков, расходились от центра сцены  ремлевского ƒворца съездов. Ќа них проецировались документальные кинокадры идущих солдатских ног. ¬ сапогах и в обмотках, в валенках и босые, они месили глину и снег, брели по песку и по траве, печатали шаг на параде и бежали в атаку. ј в самом центре сцены было диафрагмированное экранами отверстие, пустота. » в этом черном провале на специальной подставке сто€ла маленька€ фигурка женщины-матери в белом до п€т платье и в черном вдовьем платке (народна€ артистка ———– ». јрхипова). ќна пела Ђ¬от солдаты идут...ї.

ƒругой эпизод был в одном из концертов, посв€щенных дню рождени€ ¬. ». Ћенина, тоже в  ремлевском ƒворце съездов. ѕо бокам сцены Ч два больших экрана. ¬ центре сцены стоит сводный хор, который поет песню о Ћенине. ј на экранах одновременно идут киноролики: на правом Ч сохранившиес€ документальные кинокадры, запечатлевшие живого »льича, а на левом Ч кадры сегодн€шних дней: выплавка стали и полеты в космос, комбайны в пол€х и атомоход ЂЋенинї. Ќа правом экране кадры смонтированы так, что Ћенин все врем€ смотрит в левую сторону, » получаетс€, что он видит все Ћенин достижени€ наших дней, демонстрируемые на левом экране, радуетс€ им, смеетс€, показывает на них рукой, обсуждает, приветствует... » все это на фоне песни ЂЋенин всегда живой!..ї. ¬ этом примере есть уже элементы и ассоциативного монтажа.

јссоциативный монтаж.  лассическим примером €вл€етс€ монтаж —. Ёй≠нштейном залпов Ђѕотемкинаї с трем€ скульптурными изображени€ми льва, так что кажетс€, будто от выстрелов сп€щий каменный лев поднимает голову и встает на задние лапы. Ѕолее близкий к нашему времени пример Ђмонтажа взрываї можно видеть в фильме ћ. –омма Ђќбыкновенный фашизмї, где доку≠ментальные кинокадры √итлера, √еринга, –эма и т. п. мгновенной перебивкой смонтированы с черепами неандертальцев в јнтропологическом музее.

јссоциативный монтаж активизирует зрител€, заставл€ет его думать, со≠поставл€ть, делает его соучастником творческого процесса, а не просто со≠зерцателем зрелища. ¬ массовом представлении этот тип монтажа пока недо≠статочно освоен. “ем не менее примеры такого монтажа есть.

¬ одном из представлений, посв€щенных 50-летию комсомола, был такой эпизод. Ќа широком, во всю сцену, экране Ч документальные кадры первых п€тилеток: молодые строители, комсомольцы-добровольцы босыми ногами ут≠рамбовывают бетон в котловане. ‘ильм сн€т со скоростью 16 кадров в секун≠ду, Ђкрут€тї его сейчас со скоростью 24 кадра, и поэтому движени€ рабочих приобретают особый лихорадочно-рваный ритм, ускоренный темп. ¬ этом же темпе оркестр играет какой-то модный современный танец (кажетс€, это был твист). » под эту музыку на сцене топчутс€, вихл€€сь и дерга€сь, несколько дес€тков Ђхипповыхї пар. —очетание этих двух типов движени€, идущих в од≠ном темпо-ритме, очень похожих внешне, но таких диаметрально противополож≠ных по задаче, рождало €ркий, запоминающийс€ сатирический образ.

¬ одном и том же массовом театрализованном представлении используют≠с€, как правило, разные типы монтажа. ¬от как поставил ». ћ. “уманов эпизод Ђќсвобождение јфрикиї в представлении, которое происходило во ƒворце спор≠та в Ћужниках. »сходным материалом дл€ эпизода послужил готовый сольный номер артиста балета. Ђћы расположили на сцене три экрана: два по бокам, как не очень широкие пил€стры, и один сзади во всю ширину сцены. Ќа сред≠нем экране синхронно возникали узловые, кульминационные моменты танца. ќни были заранее специально отсн€ты на кинопленку. Ќа сцене Ч негр с зако≠ванными руками. Ќа боковых экранах Ч документальные кадры из жизни народов јфрики, а на центральном Ч тоже закованные руки. јртист начинает танец, пытаетс€ разорвать сковывающие его цепи. Ќа боковых экранах проеци≠руетс€ демонстраци€ народов јфрики. јртист разрывает оковы Ч на боковых экранах всплески народной радости, на среднем Ч бушующий океан. јртист поднимает руки Ч и на экране из водных пучин тоже поднимаютс€ руки...ї1

“уманов ». ћ. –ежиссура массового праздника и театрализованного концерта, с. 26.

¬ этом эпизоде предельно €сно видны законы перенесени€ номера в массо≠вое представление. «десь есть конкретность и обобщение, публицистичность исимволика, укрупнение театрального номера до масштабов сцены ƒворца спор≠та и его обогащение другими компонентами. ≈сть здесь также примеры парал≠лельного и ассоциативного монтажа. ¬ результате обычный концертный номер становитс€ развернутой поэтической метафорой, приобретает новое качество.  ак писал ¬. ¬. ћа€ковский: Ђя показал на блюде студн€ косые скулы океана...ї

¬ заключение расскажем подробно об одном представлении, в которое были использованы самые различные виды монтажа.

«адание было изложено четко и лаконично:

Ђ¬ам поручаетс€ поставить гала-концерт советской делегации на первом фестивале дружбы молодежи ———– и ¬Ќ–, который состоитс€ в июле 1975 года в Ѕудапеште.

ѕоскольку это первый подобный фестиваль в ¬енгрии, то в представлении надо отразить всю историю —траны —оветов от окт€бр€ 17-го года и до по≠следних космических полетов.  роме того, надо показать достижени€ нашего искусства.

ѕредставление должно идти в одном отделении и не более полутора часов, так как венгерские зрители не привыкли к длинным концертам с антрактами.

ѕредставление будет идти под открытым небом в «еленом театре на острове ћаргит посреди ƒуна€, ибо это единственное место, где можно раз≠местить более трех тыс€ч зрителей.

ѕоскольку обеспечить перевод текста в этих услови€х не представл€етс€ возможным, желательно обойтись минимумом звучащего слова, в идеале Ч совсем без слов.

Ќа фестиваль едут творческие коллективы и исполнители, завоевавшие это право на областных и республиканских смотрах-конкурсах. ¬се они могут и должны быть задействованы в представлении. ƒругих не будет.

¬опросы есть?..ї

 акие уж тут вопросы!.. Ќадо совместить несовместимое. ¬се €сно.

ќ том, как нам удалось сконструировать сценическую площадку в абсолютно не приспособленных дл€ этого услови€х, как удалось ее осветить и озвучить мы подробно расскажем ниже (см. главу V). —ейчас же поговорим о монтаже номеров и эпизодов в этом концерте.

ѕервым делом мы ознакомились со списком коллективов и исполнителей, отобранных дл€ поездки на фестиваль. ”вы, здесь нас ожидало большое разочарование.  оличественно эта группа была весьма представительна Ч около 800 человек, но жанрово Ч очень ограниченна. Ќапример, в составе было почти

два дес€тка различных вокальных и инструментальных ансамблей. ¬ их числе такие великолепные, как группа музыкантов из молодежного оркестра русских народных инструментов под руководством Ќ.  алинина; эстрадный ансамбль под руководством Ћ. ќганезова с солистом ».  обзоном; ансамбль ложкарей

профтехобразовани€ г. ’ерсона; детский ансамбль Ђћзиуриї и др. Ќо р€дом с ними была цела€ группа весьма посредственных ¬»ј. » ни одного хорового коллектива.

¬ списках значилось более дес€ти хореографических коллективов, в том числе группа солистов балета Ћенинградского ћалого театра оперы и балета; эстрадный ансамбль танца Ђ—увенирї; прекрасный ансамбль народного танца профтехобразовани€ г. —вердловска. ј р€дом Ч довольно слабые самоде€тель≠ные коллективы. » ни одного ансамбл€ пантомимы. Ќи одного номера ориги≠нального жанра.

≈ще хуже обсто€ло дело с тематическим разнообразием. ¬ репертуаре коллективов было множество фольклорных песен и танцев народов ———–, ог≠ромное количество современных эстрадных шл€геров. » при этом всего два номера, посв€щенных революции, да и те не очень высокого качества: танец Ђ омиссарыї (¬орошиловград) и танец Ђ“ачанкаї (–остов-на-ƒону). Ѕыл один номер, посв€щенный теме труда (прекрасный танец Ђѕоколение победителейї Ч ансамбль Ђ—увенирї). » все! » только в репертуаре ».  обзона было все, что нужно дл€ массового представлени€, и даже больше...

“огда мы начали вы€сн€ть, какие коллективы должны в это же врем€ га≠стролировать в ¬енгрии. ќказалось, что в Ѕудапеште будут выступать артисты √рузинского цирка и —еверный русский народный хор. » те и другие с радо≠стью согласились нам помочь.

ѕомимо этого, мы пригласили участвовать в концерте ансамбль песни и пл€ски, а также сводный духовой оркестр ёжной группы войск. » наконец, удалось дополнительно включить в состав делегации двух прекрасных мимов Ч лауреатов ¬семирного фестивал€ молодежи и студентов в Ѕерлине ј. „ернову и ё. ћедведева.

» работа закипела. ¬ Ѕудапеште главный художник фестивал€ ј. ¬. —трель≠ников вместе с инженерами студии Ђћа-фильмї и советскими саперами, кото≠рые только что помогли отсто€ть столицу ¬енгрии от небывалого разлива ƒу≠на€; конструировал сценическую площадку. ¬ —вердловске режиссер ». √. –утберг ставил пантомимы с танцорами местного ансамбл€. ¬ ћоскве главный балетмейстер, заслуженный артист –—‘—– Ѕ. —. —анкин репетировал чардаш с ансамблем Ђ—увенирї, а музыкальный руководитель концерта заслуженный артист –—‘—– Ќ. Ќ.  алинин готовил оркестровки дл€ сводного оркестра. ¬ ’ерсоне ложкари разучивали Ђ“ачанкуї. ¬се ¬»ј от Ћьвова до “амбова готовили песню Ђћы кузнецыї. ’удожник по свету рисовал диапроекции, зву≠корежиссер записывал фонограммы, кинорежиссер монтировал ролики...

» вот что из всего этого получилось.

–овно в дев€ть часов вечера лучи двух Ђпушекї из глубины сцены из-за деревьев, прорезав листву и темноту, осветили верхушку старинной башни. “ри тыс€чи зрителей обернулись. Ќа верхнем балкончике, прижав к губам фанфары, сто€ли дев€ть реб€т в костюмах советской делегации с гербом ———– на груди. ѕрозвучал сигнал Ч музыкальна€ фраза из песни ЂЌаш адрес Ч —оветский —оюзї. ” подножи€ башни мелодию подхватил сводный духовой оркестр. », выраста€ на верхней задней балюстраде, по трем ступенчатым проходам зала сверху вниз трем€ потоками пошли к сцене музыканты в парадной военной форме. «а ними Ч знаменосцы в костюмах советской делегации с шелковыми ст€гами п€тнадцати союзных республик (по п€ть в каждой колонне). «а знаменосцами Ч все участники концерта в костюмах народов ———–. ѕо специальным трапам участники марш-парада выход€т на сцену. » дуговые прожекторы, установленные вдоль всего заднего верхнего барьера зала, разом заливают светом огромную сцену из свежеструганых досок, вис€щую в воздухе над сценой дорогу, решетчатую конструкцию, дес€тки площадок на разных уровн€х, соединенных лестницами и трапами.

«наменосцы поднимаютс€ на дорогу, духовой оркестр занимает место под ней, хор Ч на ступен€х, сводный оркестр русских народных инструментов под руководством Ќ.  алинина Ч справа, ансамбль Ћ. ќганезова Ч слева. » р€≠дом с ансамблем на специальном возвышении Ч »осиф  обзон, который стал своеобразным песенным ведущим представлени€.

Ќачинаетс€ танцевальна€ сюита Ђƒружба народовї. ¬ ней зан€ты все хореографические коллективы.  аждый исполн€ет фрагмент национального тан≠ца своей республики, а в финале его исполнители вынос€т на рампу и ритуаль≠но, с поклоном складывают к ногам зрителей дары своего кра€: караваихлеба, корзины фруктов и овощей, гирл€нды виноградных лоз, крынки с молоком, рог с вином, букеты цветов... ј в это врем€ на п€ти экранах методом рирпроекции демонстрируютс€ видовые кинокадры и слайды. Ќа центральном Ч кино≠ролик о ћоскве; на левом боковом Ч колос€щиес€ нивы, хлопковые пол€, чайные плантации; на правом боковом Ч домны и шахты, заводы и электро≠станции; на двух полусредних Ч диапроекции: портреты знатных рабочих и ткачих, хлеборобов и до€рок, ученых и артистов.

“ак выгл€дел пролог представлени€. » в дальнейшем путем совмещени€ разножанровых номеров и их монтажа мы старались рассказать о нашей стра≠не и о нашей истории образно и лаконично, не пользу€сь литературным тек≠стом. ¬от краткое описание нескольких эпизодов.

Ђќтречемс€ от старого мираї

√аснет свет на сцене, и лучи Ђпушекї вновь высвечивают задний верхний балкон. ƒев€ть трубачей в буденовках, с алыми бантами на груди труб€т сигнал Ч первую музыкальную фразу Ђ»нтернационалаї Ч Ђ¬ставай, прокл€ть≠ем заклейменный...ї. Ќа пустой дороге освещаетс€ одинока€ женска€ фигура в черном балахоне до п€т, опутанна€ толстой белой веревкой (ј. „ернова) '.

1 —ценарий и постановка этой пантомимы, как и описанной впоследствии пантомимы ЂЌашествиеї, старшего преподавател€ ћосковского государственно≠го училища циркового и эстрадного искусства ». √. –утберга.

ѕод заунывные звуки шарманки она медленно бредет вниз по дороге, спуска≠етс€ по пандусу на сцену, сгиба€сь под т€жестью невидимой, но €вно непо≠сильной ноши. ¬ фонограмме Ч удары бичей, все резче и громче. » боковой луч света, скольз€ вдоль дороги, освещает на ней шеренгу жандармов. ќни в черном трико, в сапогах, в фуражках и в белых перчатках. »з той же толстой белой веревки Ч по€са, портупе€, аксельбанты. ¬место лиц Ч белые маски с черными стрелами усов. —инхронно со звуком ударов они резкими условными движени€ми Ђхлещутї женщину. ќна спотыкаетс€, падает, ползет, снова вста≠ет, отча€нно боретс€ с опутывающим ее канатом и бредет, шата€сь, на самую рампу, к зрител€м. ¬от последним нечеловеческим усилием она разрывает св€≠зывающие ее путы и отбрасывает их, но сама падает замертво. —молкла му≠зыка. Ќема€ сцена торжества жандармов. » в это врем€ тихо издалека доно≠с€тс€ первые такты песни Ђќтречемс€ от старого мира...ї. Ћуч света выхватыва≠ет из темноты ».  обзона. ќбраща€сь пр€мо к женщине, он негромко, но настойчиво, требовательно поет, почти призывает: ЂЌа бой кровавый, св€той и правый...ї » женщина встает. ¬ руках у нее теплитс€ слабый огонек. Ћам≠падка?..  оптилка?.. —веча?.. √аснет весь свет, и, слива€сь с темнотой, исчезают жандармы. ј песн€ гремит все громче, ее подхватывают хор и оркестр. » плам€ в руках женщины все разрастаетс€, освеща€ ее фигуру, лицо, глаза... (это газовый факел). Ќачинаетс€ танец-пантомима с факелом. Ёто танец-протест, танец-призыв, танец-восстание. ќт пламени первого, факела в разных местах, на сцене и на дороге, загораютс€ все новые и новые огни. ќни лет€т над головами по всей сцене, разреза€ темноту и освеща€ мужские фигуры в красных костюмах (группа жонглеров цирка). ¬ глубине под мостом, под деревь€ми вспыхивают костры. ¬озле них силуэты часовых, как у входа в —мольный. » от костров на сцену выбегают люди в кожанках и в фуражках с алыми лентами. ¬ багровом отблеске пламени идет фрагмент танца Ђ омиссарыї. ј по дороге в луче красного света уже идут ложкари в костюмах бойцов ѕервой  онной, выстукива€ мелодию Ђ“ачанкиї. » под этот цокот вылетают на сцену танцоры. »дет танец-пантомима Ђ—качкаї. ј за ними Ч насто€щие кон≠ники (группа джигитов √рузинского цирка). ¬ руках у переднего Ч громадное алое знам€. » такие же знамена по€вл€ютс€ у всех танцоров, а также на всех площадках конструкции, на лестницах, на дороге и... на всех киноэкранах. —инхронно с действием демонстрируютс€ киноролики. “репещет по ветру алое знам€ ѕервой  онной, красный флаг развеваетс€ в руках ѕавки  орчаги≠на, несутс€ в бой впереди своих эскадронов „апаев и  отовский, Ѕуденный и  очубей, и, развернувшись лавой, летит вперед на всех п€ти экранах крас≠на€ конница... јпофеоз Ч море красного цвета. » в центре конструкции, на самом верху, загораютс€ серп и молот Ч символ победившего социа≠лизма.

«вучит документальна€ фонограмма Ч подлинный голос ¬. ». Ћенина Ч фрагмент из его сообщени€ по радио о переговорах с товарищем Ѕела  уном. (Ёто единственный литературный текст, звучавший в представлении. ќн был полностью напечатан в программах на русском и венгерском €зыках.) ¬ это врем€ на левом экране идут документальные кадры, запечатлевшие живого »льича; на правом Ч киноролик, показывающий товарищей Ѕ.  уна, “. —амуэли, ‘. ћюнниха; на двух полусредних Ч революционные митинги и демон≠страции в ѕетрограде 1917 года и в Ѕудапеште 1919 года; а на среднем Ч сн€та€ из окна мчащегос€ поезда панорама лесов и полей, равнин и гор, про≠легших меж двух столиц. » кажетс€, будто слова »льича: Ђƒа здравствует —оветска€ власть в ¬енгрии!ї Ч несутс€ сквозь тыс€чи верст, пересекают гра≠ницы и страны и эхом отдаютс€ в далеком Ѕудапеште...

Ђ¬ будн€х великих строекї

“рубачи в картузах и шахтерских касках труб€т музыкальную фразу из Ђћарша энтузиастовї.

Ќа пустой сцене в лучах Ђпушекї стоит голый до по€са мускулистый па≠рень. Ќевидимым молотом он Ђвбивает в землюї воображаемую сваю. ¬ это врем€ в фонограмме звучат мерные глухие удары, отбивающие такт. Ќо вот ритм подхватывают еще несколько молотов. —крытые прожекторы высвечивают группу реб€т на разновысоких площадках. ќни стучат молотками пр€мо по трубам конструкции, отбива€ половинные доли. ≈ще через два такта маленькие молотки начинают отзв€кивать четверти, потом молоточки вызванивают вось≠мушки... » все новые и новые работающие люди высвечиваютс€ на всех эта≠жах конструкции (это ударники всех ¬»ƒ). –итм подхватывает оркестр. «вучит песн€ Ђћы кузнецыї. ≈е запевает ».  обзон, припев поет хор. Ќа площадку выбегают танцоры. ¬ полном свете идет танец Ђ—талеварыї.   фи≠налу танца по всему периметру конструкции вспыхивают огни электросварки (бенгальские огни). √аснет свет. ¬ отблесках лет€щих искр заканчиваетс€ танец, а на п€ти экранах идут документальные кинокадры первых п€тилеток.  ончаютс€ киноролики стоп-кадрами, слайд-проекци€ми: домны, заводы, шахт≠ные копры... » на верхней правой трубе конструкции загораетс€ красна€ звез≠да Ч символ завершени€ стройки...

ЂЌепобедима€ и легендарна€ї

¬ лучах двух световых Ђпушекї на сцене Ч юноша и девушка в белом. ќни танцуют нежный и лирический вальс на музыку ». ќ. ƒунаевского к кинофильму Ђ÷иркї. —ветлеет на сцене, и мы видим еще два дес€тка пар в белом, танцующих этот же вальс на заднем плане (ансамбль бального танца). ¬ руках у танцоров насто€щие зеленые ивовые ветви. » кажетс€, будто вальсирует сад. Ќо вдруг звучит сирена воздушной тревоги. «астыли пары танцующих, только ветви в их руках трепещут тревожно. ѕо лицам, по ветв€м, по ночному небу мечутс€ лучи прожекторов. ћеркнет свет. —лышен свист падающей бомбы. ¬зрыв. ¬спышка красного пламени. ћедленно вступает тема ЂЌашестви€ї из —едьмой симфонии ƒ. ƒ. Ўостаковича. √де-то в глубине сцены Ч багровые сполохи пожара. » на дорогу выползают, затем выпр€мл€ютс€, встают, освещенные контражуром черные силуэты в рогатых касках и коротких сапогах. ” них нет лиц Ч черные маски с прорез€ми-бойницами дл€ глаз. ќни смыкаютс€, превраща€сь в глухую тюремную черную стену.

ј на сцене, в Ђсадуї, по€вл€ютс€ две новые черные фигуры (ј. „ернова и ё. ћедведев). ќни корчатс€, извиваютс€, изгибаютс€ и принимают форму то каких-то червей, то птиц-стерв€тников, то пауков в виде свастики... Ђ—адї ув€дает, зеленые ветви опадают, остаютс€ только неестественно искореженные фигуры-Ђстволыї и Ђсломанныеї, нелепо изогнутые руки-Ђсучь€ї. „ерна€ стена приходит в движение и окружает мертвый Ђсадї. –езко сцеплены пальцы, и вот уже изгородь из колючей проволоки окружает концлагерь. » в нем среди мертвых Ђдеревьевї Ч юноша и девушка в белом. ќни пытаютс€ вырватьс€, прорвать черный забор. Ђ»згородьї вибрирует, как от прошедшего по ней разр€да электрического тока, и тела двух влюбленных безжизненно повисаю; на Ђпроволокеї'.

1 ѕодробную разработку этой пантомимы см. в кн.: –утберг ». √. ѕанто≠мима. ќпыты в аллегории. ћ., —ов. –осси€, 1976, с. 96Ч112.

» тогда в лучах Ђпушекї на башне встают трубачи в пилотках и плащ-палатках. «вучит музыкальна€ фраза из песни Ђ—в€щенна€ войнаї.  онтражурны.м светом освещаютс€ все п€ть экранов. Ёто голубые, желтые, розовые окна домов. ћы видим силуэты солдат, прощающихс€ со своими родными. ¬от па≠рень в последний раз обнимает любимую девушку, мать не может оторватьс€ от сына, отец целует ребенка... Ќо звучат первые такты песни Ђƒо свидани€, мальчики...ї. ≈е подхватывают ».  обзон. и женска€ группа хора. » солдаты по€вл€ютс€ на дороге. ѕантомима Ђ”ход на фронтї переходит в танец Ђјтакаї. Ќа фоне музыки звучит фонограмма рукопашного бо€: выстрелы, ав≠томатные очереди, разрывы гранат. ¬ резких слеп€щих вспышках стробоскопа мы видим, как рывками, то взлета€, то поника€, но не пада€, передаваемый из рук в руки, движетс€ меж танцоров красный флаг. ¬от он пересек сцену справа налево, подн€лс€ по дороге, и первый солдат (акробат из цирка) лезет, карабкаетс€ с флагом в руке по переплетам конструкции, взбираетс€ на самый верх и в левую крайнюю трубу втыкает красный флаг Ч символ ѕобеды. ѕолный свет. √ромовое Ђ”ра!ї. Ќа всех ступен€х и пандусах солдаты бросают в воздух пилотки и каски, танкистские шлемы и бескозырки. ѕараллельно на п€ти экранах идут аналогичные кадры солдатского ликовани€ на ступен€х рейхстага. ј на сцене идет лихой Ђ—олдатский перепл€сї. ’ор и оркестр исполн€ют песню јлександрова ЂЌепобедима€ и легендарна€ї. Ђѕомнит мир спасенныйї

ќчень тихо, без вс€кого музыкального сопровождени€ запевает ».  обзон: Ђ¬ пол€х за ¬ислой сонной лежат в земле сырой...ї ћедленно расступаютс€ солдаты, снима€ головные уборы. ¬ центре дороги открываетс€ скромный обе≠лиск Ч фанерна€ пирамидка с красной звездочкой. — двух сторон идут к ней по дороге два солдата. ” одного в руках Ч автомат погибшего, у другого Ч каска. ќни опускаютс€ на колено, кладут автомат и каску к подножию по≠стамента. ќдин снимает с ремн€ фл€гу, отвинчивает крышку, наливает в каску спирт. ƒругой Ч солдатской зажигалкой, сделанной из гильзы,Ч поджигает его. ¬ полумраке горит маленький ¬ечный огонь, освеща€ пирамидку со звез≠дой. ¬се солдаты поднимают автоматы и ружь€ к небу. “роекратный салют. Ќачинает тихо звучать Ђ¬окализї √лиэра. ѕо проходам зала медленно идут к сцене советские и венгерские пионеры с цветами в руках. ќни кладут цветы к подножию обелиска и станов€тс€ справа и слева от него вдоль дороги в почетный караул. ¬ это врем€ на центральном экране Ч цветна€ кинопроекци€ ¬ечного огн€ на могиле Ќеизвестного солдата у  ремлевской стены, на двух полусредних Ч черно-белые кинокадры пам€тников и обелисков на братских могилах в городах и селах нашей –одины, на двух крайних Ч черно-белые диапроекции монументов павшим советским воинам в ѕольше и ¬енгрии, √ƒ– и „——–, »талии и ‘ранции..

“ак шло это представление, построенное на аллегори€х и символах, образных мизансценах и пластических метафорах, без единого слова и с использованием всех наличных творческих сил. –азличные приемы монтажа позволили объединить Ђнесоединимыеї по жанру и качеству номера в тематически выстроенные, законченные эпизоды.  аждый эпизод начиналс€ камерно Ч с од≠ного-двух исполнителей, работавших в лучах Ђпушекї, а кончалс€ массовым номером, идущим при полном свете. ¬ каждом эпизоде использовались все площадки сценической конструкции, а в конце его оставалась на сцене кака€-то символическа€ деталь (корзина плодов, звезда, пирамидка и т. п.).

¬ финале представлени€ на сцене вновь оказывались все участники Ч 800 человек исполн€ли специально написанную к этому дню песню ќ. »ванова Ђ¬енгри€Ч–осси€ї. ’ореографические коллективы в своих национальных ко≠стюмах танцевали Ђбарынюї, а затем сразу без паузы Ч венгерский чардаш. ”слышав мелодию чардаша, зал встал. «рители притоптывали, прихлопывали, подпевали в такт. ћногие вскочили на ступени-сидень€ и отпл€сывали там.

«азвучал Ђ√имн демократической молодежи мираї. «рители подхватили песню. ¬се участники представлени€ двинулись по трапам со сцены в зал. ѕро≠ход€ мимо зрителей, актеры пожимали сотни прот€нутых к ним рук, обнима≠лись, давали автографы, дарили цветы. ѕоследними прошли торжественным маршем через зал, подн€лись по ступен€м и исчезли за балюстрадой знаме≠носцы и духовой оркестр. ј на опустевшей сценической площадке остались дары нашей земли, гор€щие звезда, серп и молот, красный флаг и огромный, во всю ширину конструкции, лозунг: Ђƒ–”∆ЅјЧ¬јRј“SЌјGї, подн€вшийс€ из-за дороги к верхушкам деревьев в самом финале представлени€.

 

√лава III. Ђ—одержание определ€ет место действи€ї.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-07; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 3637 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—тудент всегда отча€нный романтик! ’оть может сдать на двойку романтизм. © Ёдуард ј. јсадов
==> читать все изречени€...

751 - | 568 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.064 с.