Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


¬ли€ние места действи€ на режиссерское решение массового театрализованного представлени€)




ѕри постановке спектакл€ в традиционном театре драматург и режиссер априори исход€т из веками сложившихс€ архитектурных форм театрального помещени€ с его стандартными сценой-короб≠кой и зрительным залом, с его известным набором технических средств и возможностей. ѕри постановке массового представлени€ под открытым небом режиссеру приходитс€ прежде всего решить дл€ себ€, где уместнее провести подобное представление Ч на центральной площади города или на пол€не в лесу, у стен архитектурного пам€тника или на стадионе. » выбранное место действи€ потребует особых, Ђсвоихї выразительных средств. »ногда выбранное место действи€, или, как прин€то говорить, Ђплощадкаї, подсказывает режиссеру замысел представлени€.

¬ первую очередь рельеф или архитектурные особенности местности продиктуют режиссеру и художнику определенное конструктивное решение игровой площадки, учитывающее размещение больших масс зрителей и исполнителей, возможности их выхода и ухода, проблемы сосредоточени€ и переодевани€ и т. д. ¬ зависимости от ракурса режиссер наметит, основной принцип мизансценировани€ Ч горизонтальный, вертикальный, диагональный. “ак, на стадионе или во ƒворце спорта, на склонах холма или на крутом берегу реки основна€ масса зрителей смотрит представление сверху, поэтому рисунок мизансцен должен быть иным, чем на традиционной сцене.

“очно так же на принцип мизансценировани€ вли€ет местоположение зрител€ относительно площадки по горизонтали Ч круговое, с трех сторон, перед ней и т. д.(рис. 18 - 23).

ѕомимо конструктивных особенностей место действи€ предлагает режиссеру множество других специфических средств выразительности.

Ђ«релищу под открытым небом очень помогает сама природа: неожиданную прелесть придают ему порывы ветра, облака в небе, пение птиц, лучи заход€щего солнца или выплывающий диск лу≠ны Ч все это Ђиграетї лучше, чем самое совершенное декоративное оформлениеї, Ч писал народный артист ———– Ё. я. —мильгис1.

1 ћассовые праздники и зрелища. —борник. ћ., »скусство, 1961, с. 188.

ѕри выборе места действи€ всю эту Ђпрелестьї следует заранее предусмотреть и учесть в общем наборе выразительных средств. –ежиссер об€зан узнать предполагаемый прогноз погоды (или хот€ бы среднестатистические данные) Ч температуру, силу и направление ветра (дл€ учета ветровой нагрузки на оформление), точное врем€ восхода и захода солнца или луны (если действие происходит рано утром, на закате или ночью), где находитс€ солнце и куда в этот час падают его лучи (если действие проис≠ходит днем), и т. д. и т. п.

¬ыбор места действи€ определ€ет выбор средств художественной выразительности.

“ак, оригинальна€ форма представлени€ Ђ“еатра на островахї в ÷ѕ иќ им.  ирова в Ћенинграде была продиктована местоположением площадки. «ри≠тели наход€тс€ на берегу, представление идет на острове и на воде (зимой Ч на льду) пруда. ƒействие в основном состоит из танцевально-пантомимических композиций, идущих под фонограмму, и развертываетс€ на специальных площадках, выстроенных с учетом природных условий (лодки, плоты и т. п.). “ак, в детском представлении по мотивам известной русской сказки Ђѕо щучьему велениюї ≈мел€ вытаскивает Ђговор€щуюї щуку пр€мо из насто€щей проруби.

¬о многих странах мира существуют посто€нно действующие театры под открытым небом, которые показывают свои представлени€ в пам€тных истори≠ческих местах. —тав€тс€ светозвукоспектакли на фоне египетских и мексикан≠ских пирамид, в старинных дворцах и замках »ндии и ‘ранции, Ўвейцарии и „——–. ”страиваютс€ массовые мистерии, например Ђ—трасти ∆анны д' јркї в –уане (действие идет на реке, площадки Ч мост, плот и противоположный бе≠рег); спектакли под открытым небом на фоне стен форта св. Ћавренти€ в ƒу≠бровниках (ёгослави€), папского дворца в јвиньоне и собора ѕарижской бо≠гоматери (‘ранци€); концерты старинной музыки во дворце ¬авельского коро≠левского замка (ѕЌ–) и многие, многие другие представлени€. ƒелаютс€ такие опыты и у нас, но весьма редко и робко, а главное Ч на любительском (в пр€≠мом смысле этого слова) уровне. “ак, молодежный любительский театр ¬иль≠нюсского университета (режиссер ¬. Ћимантас) играет во дворе своего старин≠ного средневекового здани€ такие пьесы, как Ђћировой пожарї и Ђ“ени пред≠ковї ¬. ¬идунаса, Ђ—тенаї и Ђ√ероикаї ё. ћарцинк€вичюса. ”жгородский на≠родный театр (руководитель ¬. ƒворцин) играет Ђјнтигонуї ∆. јнуй€ на ру≠инах Ќевицкого замка.

¬о всех вышеприведенных примерах место действи€ само ста≠новитс€ главным действующим лицом. ѕомимо природ≠ных и архитектурных особенностей игровой площадки, огромную роль дл€ воспри€ти€ играют вызываемые данным местом истори≠ческие ассоциации.  ак невозможно представить себе карнавал в храме, так же трудно представить траурный митинг на аллее ат≠тракционов в парке, хот€ последнее, к сожалению, иногда еще имеет место.

Ќесомненно, что, например, на св€щенной исторической брусчатке  расной площади невозможна никака€ подделка, бутафори€, костюмировка. Ќевозможно Ђпритвор€тьс€ї чем-то, Ђигратьї во что-то.  расна€ площадь требует от режиссера суровой простоты факта, документа, подлинного событи€. ѕоэтому, например, при постановке массовой манифестации в честь 50-лети€ ¬Ћ —ћ мы предложили такое решение: пусть по  расной площади пройдут действительные участники исторического парада 7 но€бр€ 1941 года Ч те немногие, оставшиес€ в живых, которые вместе с товарищами в пам€тный метельный день прошли маршем у ћавзоле€, чтобы пр€мо с парада отправитьс€ на фронт, в окопы под ћосквой. ѕусть на старых трехтонках вновь провезут по площади музейные пушки Ч ведь они уже стали документом, потому что именно эти устаревшие оруди€ в брезентовых чехлах участвовали в параде 7 но€бр€ 1941 года (все, что могло стрел€ть, было тогда на передовой!). ≈сли из-за здани€ »сторического музе€ выйдет 40, 60, 100 пожилых людей, одетых в свою выгоревшую и протершуюс€ солдатскую форму с петлицами и нашивками за ранени€, с орденами и медал€ми, если диктор объ€вит, что это те самые участники парада, те, кто прошел всю войну Ч выжил и вернулс€, то эмоционально-художественное воздействие будет, конечно, качественно иного звучани€, нежели при проезде бутафорских тачанок...

¬от конкретный пример, как место действи€ повли€ло на выбор средств художественной выразительности.

¬ период 1967Ч1972 годов € трижды ставил массовое театрализованное представление, жанр которого мы определили как Ђтраурный митинг-реквиемї. ѕроходил он ночью на ѕискаревском мемориальном кладбище. ќдин раз дл€ делегатов III ¬сесоюзного слета участников походов по местам революцион≠ной, боевой и трудовой славы отцов, посв€щенного 50-летию ќкт€бр€; второй Ч дл€ делегатов ¬семирной встречи молодежи, посв€щенной 25-летию со дн€ ѕобеды; третий Ч дл€ участников ¬торого фестивал€ дружбы молодежи ———– и √ƒ–.

¬торой раз митинг-реквием проводилс€ 1 июн€ 1970 года, в ћеждународ≠ный день защиты детей. Ёти две темы Ч победа над фашизмом и защита детей Ч определили сквозное действие траурного митинга-реквиема.

... ѕоздний вечер, уже совершенно темно. — двух сторон на шоссе, вдоль ог≠рады ѕискаревского кладбища, показываютс€ далекие огни. ≈ще, еще... —отни автобусов с зажженными фарами двум€ колоннами медленно приближаютс€ к кладбищу. Ќе доезжа€ до ограды, они останавливаютс€, из них выход€т и стро€тс€ вдоль шоссе в колонны по четыре двенадцать тыс€ч комсомольцев города-геро€. ¬ руках у направл€ющих колонн Ч знамена лучших предпри€тий Ћенинграда. ѕолна€ тишина, только мерно бьет метроном.  олонны с приспу≠щенными знаменами медленно движутс€ вдоль ограды к центральному входу, а на пути их движени€ вспыхивают скрытые подсветы и освещают громадные фотографии, запечатлевшие блокадный Ћенинград, увеличенные рисунки детей блокады, плакаты военных лет, короткие, но такие пам€тные надписи: Ђ¬о врем€ артобстрела эта сторона улицы наиболее опасна...ї

 олонны вход€т на территорию кладбища. ¬доль всей центральной аллеи сто€т в две шеренги солдаты и матросы с гор€щими, факелами в руках. ќг≠ненна€ дорога уходит в глубину кладбища, в перспективу ночи, а пр€мо у входа, на широкой площадке, горит ¬ечный огонь, у которого застыл почетный караул. “ишина, лишь слышны шаги тыс€ч людей да бьет метроном... Ћюди обтекают с двух сторон ¬ечный огонь, зажига€ от него факелы, и вот уже две огненные реки медленно вливаютс€ в крайние боковые аллеи кладбища, заполн€€ их до конца. “ени деревьев отпечатываютс€ на гранитных плитах братских могил с выбитыми на них цифрамиЧ1941, 1942, 1943...

ј в это врем€ новые автобусы подход€т к кладбищу. “ри тыс€чи иностран≠ных гостей идут той же дорогой Ч дорогой ѕам€ти и —лавы, дорогой ‘акта и ƒокумента.  огда они по€вл€ютс€ на территории кладбища, смолкает метро≠ном и возникает сурова€ и тревожна€ мелоди€ песни Ђ—в€щенна€ войнаї. Ќа фоне музыки звучат отдаленные разрывы и дикторский текст. ”сталый жен≠ский голос, который слышен благодар€, специально установленным динамикам во всех уголках огромного кладбища, просто и жестко произносит строго доку≠ментальный текст:

Ч √оворит осажденный Ћенинград. √оворит осажденный Ћенинград. —лу≠шайте все.

8 сент€бр€ 1941 года фашисты захватили Ўлиссельбургскую крепость, и, таким образом, кольцо блокады вокруг нашего города замкнулось. —лушайте отрывки из перехваченной нами секретной директивы военно-морского штаба германских вооруженных сил от 29 сент€бр€ 1941 года за номером 1а 1601/41...

  этому моменту музыка постепенно смолкает, и вот в тишине звучит

визгливый истерический голос:

Ч ‘юрер решил стереть город ѕетербург с лица земли. ѕосле поражени€ —оветской –оссии нет никакого интереса дл€ дальнейшего существовани€ этого большого населенного пункта. ѕредложено тесно блокировать город и путем обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сровн€ть его с землей. ≈сли вследствие создавшегос€ в городе положени€ бу≠дут за€влены просьбы о сдаче, они будут отвергнуты...

—урово и твердо отвечает ему женский голос:

Ч Ќо Ћенинград не просил о сдаче. Ћенинград стойко оборон€лс€, и от≠борные фашистские дивизии не могли вз€ть его, несмотр€ на неслыханные жертвы и лишени€, которые претерпели ленинградцы... ѕерестали работать во≠допровод и транспорт.  аждые три минуты на улицы города падала бомба или снар€д, каждые п€ть минут погибал человек. ¬ городе не осталось ни одного сытого Ч к 20 но€бр€ норма хлеба достигла 125 граммов... Ќо Ћенинград не просил о сдаче!

  этому моменту вс€ колонна гостей уже вт€нулась в центральную аллею и медленно идет меж двух р€дов факелов вдоль могильных плит. ј из дина≠миков сквозь хрип и шипение донос€тс€ слова документальной фонограммы, записанной радиожурналистом Ћ. ћаграчевым в 1942 году.

ћаграчев. √оворит Ћенинград. √оворит Ћенинград. —лушай нас, род≠на€ страна! Ќачинаем передачу дл€ —оветского —оюза. √оворит город Ћенина!.. ” микрофона Ч писатель-балтиец ¬севолод ¬ишневский...

«вучит выступление ¬. ¬ишневского, потом профессора ќгородникова, ушедшего в ополчение, который обращаетс€ к своим бывшим студентам. ¬се это Ч документальные записи.

«а то врем€, что звучала фонограмма, колонны гостей прошли всю терри≠торию кладбища и стали полукругом на открытой площадке в конце его. » на словах ЂЋенинград не просил о сдачеї в центре полукруга вдруг осветилс€ мо≠нумент ћатери-–одины. ¬озле него застыл почетный караул. Ѕоковые стелы монумента подсвечены снизу красным светом. ¬ыбитые на них символы, эмблемы и буквы проступают сквозь ночь как бы в отблесках пожара. ј сама скульптура высвечена из-за деревьев четырьм€ авиационными прожекторами так, что постамент ее невидим, а громадна€ фигура женщины-матери с гирл€ндой в прот€нутых руках как бы парит над головами тыс€ч людей, над всем кладбищем, над ночным Ћенинградом... ќдновременно начинаетс€ новый кусок радиотекста. Ётот же женский голос, но уже окрепший, одухотворенный, звен€щий металлом:

Ч —лушай нас, юность планеты!

—егодн€, когда двадцать п€ть лет прошло со дн€ великой ѕобеды, мы мысленно возвращаемс€ к дн€м блокады. —лушайте! Ётого забывать нельз€!

«десь лежат ваши сверстники, их детство и юность уничтожил фашизм! —лушайте! √оворит осажденный Ћенинград!..

Ќа пленке глухой взрыв. » сквозь него вновь слышна хрипла€ докумен≠тальна€ фонограмма.

ћаграчев. –епортаж с места обстрела: улица –убинштейна, 26.

Ёто было здесь, вчера. ‘ашистским снар€дом, сознательно, расчетливо пущенным в мирную школу, убиты:

Ќикифоров ¬иктор Ч восьми лет.

√ендерев Ћев Ч одиннадцати лет.

 утарев »ван Ч одиннадцати лет.

“€жело ранены:

ƒора Ѕенинова Ч дев€ти лет.

≈вгений ƒударев Ч дев€ти лет.

јлександр  рылов Ч дес€ти лет.

Ћида Ћоут Ч дес€ти лет.

¬ладимир ≈рофеев Ч двенадцати лет.

¬асилий —оловьев Ч одиннадцати лет.

ёрий »марев Ч одиннадцати лет...

—лушайте, бойцы! —лушайте, ленинградцы! Ќа этом месте пролилась невин≠на€ кровь детей, здесь матери бились в горе над кровью своей, над теми, кого они в муках рожали, над кем проводили бессонные ночи! » пусть говор€т ма≠тери! ћать ƒоры Ѕениновой будет говорить!..

» сквозь хрип годов, сквозь шум канонады пробиваетс€ к нам исступленный, почти нечеловеческий крик:

Ч ” мен€ дочь!.. ≈й дев€ть лет!.. ќна училась в этой школе!.. Ёто было здесь!.. ќна осталась без ноги!..  алека на всю жизнь!! Ёто сделал √итлер!!!

я утешаю свою девочку: мы тебе достанем новую ножку, а у самой серд≠це обливаетс€ кровью!.. „то € могу сказать?.. ѕусть страшна€, мучительна€ смерть падет на головы бандитов, фашистов, детоубийц!!!

¬звиваютс€ над кладбищем сотни детских голосов. Ёто поет скрытый за стелой сводный хор. » на его фоне вновь звучит сильный женский голос, но теперь Ч только со стороны монумента, и кажетс€, что это заговорила сама ћать-–одина:

Ч —лушайте нас, ленинградцы 1970 года!

—лушайте нас, участники ¬семирной встречи молодежи!

—егодн€, сейчас, в эту минуту на земном шаре умирают от голода, от пуль, от напалма дети.

‘ашисты всегда и везде начинали с того, что жгли на площад€х книги Ч наследие всех прошлых веков, они кончали тем, что заживо сжигали детей Ч надежду всех будущих веков.

—лушайте нас, молодые семидес€того года!

—лушайте нас те, кто родилс€ после войны!

ƒети, погибшие от холода в годы блокады, сожженные в ќсвенциме, ос≠тавшиес€ без матерей и без крова, взывают к вам Ч помните!

ƒети, погибшие под бомбами, сожженные напалмом, заклинают вас Ч помните!

ћы все в ответе за будущее человечества, за самое ценное, что есть в мире, за жизнь детей Ч помните!!!

—уха€ барабанна€ дробь. ѕо центральной аллее к монументу идут три груп≠пы молодежи. ƒве первые несут венки Ч от ÷  ¬Ћ —ћ и от участников ¬семирной встречи молодежи. «а ними движетс€ восьмиметрова€ гирл€нда ѕам€ти и —лавы, которую несут представители ленинградской молодежи. ѕро≠должает звучать женский голос:

Ч Ќо пусть знают агрессоры, что как 25 лет назад, так и сегодн€ Ч им не уйти от возмезди€!

ќт этих стен в пам€тном сорок четвертом году двинулись на «апад побе≠доносные советские войска. ¬ыдержав беспримерные, муки, советский народ совместно со всеми странами антигитлеровской коалиции уничтожил фашизм и принес мир народам ≈вропы. » в этой исторической победе одно из самых почетных мест принадлежит городу-герою Ћенинграду... Ѕлокада его продол≠жалась дев€тьсот дней. ¬сего в осажденном городе и на рубежах обороны погиб один миллион человек!.. Ќа одном лишь ѕискаревском кладбище похо≠ронено четыреста семьдес€т тыс€ч человек...

¬енки устанавливаютс€ у боковых стен стелы, гирл€нда возлагаетс€ вокруг скульптуры.

«вучит голос Ћевитана: Ђ¬ечна€ слава геро€м, павшим в бо€х за честь, свободу и независимость нашей –одиныї.

Ѕьет метроном. ћинута молчани€. —клонены головы и знамена, гор€т огни тыс€ч факелов...

“ишину разрывает троекратный залп ружейного салюта. ѕо радио звучат Ђ√резыї Ўумана.  олонны приход€т в движение. ѕо боковым ступен€м люди поднимаютс€ к самой стеле и проход€т вдоль нее, возлага€ принесенные с собой венки и цветы. ¬переди идут участники ¬семирной встречи молодежи, за ними Ч представители ленинградского комсомола. ќгненный поток заливает подножие монумента. » едва первые р€ды подошли к стеле, на фоне вокализа начинает звучать голос ќльги Ѕерггольц. ќна читает свои стихи, вы≠сеченные на камн€х ѕискаревского мемориала.

Ѕерггольц. «десь лежат ленинградцы.

«десь горожане: мужчины, женщины, дети.

–€дом с ними Ч солдаты, красноармейцы.

¬сей жизнью своею

ќни защищали теб€, Ћенинград,

 олыбель революции.

»х имен благородных мы здесь перечислить не сможем,Ч

“ак их много под вечной охраной гранита.

Ќо знай, внимающий этим камн€м, Ч

Ќикто не забыт и ничто не забыто!..

√олос Ѕерггольц продолжает еще звучать, а колонны огибают скульптуру ћатери-–одины и по центральным ступен€м спускаютс€ на главную аллею. «десь два потока сливаютс€ в один Ч по восемь человек в р€д, Ч и все мед≠ленно движутс€ обратно мимо плит с цифрами Ч 1943, 1942, 1941... ј по радио продолжает звучать вокализ и чеканные строки стихов. ќни заканчиваютс€, когда передн€€ шеренга уже подходит к началу аллеи.

Ѕерггольц. “ак пусть же пред жизнью бессмертною вашей

Ќа этом печально-торжественном поле

¬ечно склон€ет знамена народ благодарный,

–одина-ћать и город-герой Ћенинград...

” самого подъема к площадке ¬ечного огн€, на выходе из аллеи сто€т семь декорированных столов. ”частники траурного митинга по одному вступают в проходы между столами, а пожилые женщины, ветераны блокады, с ордена≠ми и медал€ми на груди, вручают на пам€ть каждому три предмета: экземпл€р газеты ЂЋенинградска€ правдаї от 20 но€бр€ 1941 года (точна€ копи€, вплоть до качества бумаги), в которой среди сводок с фронтов, приказов и прочих сообщений было напечатано короткое распор€жение Ч с сегодн€шнего дн€ дневна€ норма хлеба стала равна 125 граммам; сам этот паек Ч тоненький лом≠тик клейкого хлеба с довеском, приколотым щепкой1; и фотокопию дневника 11-летней ленинградской школьницы “ани —авичевой, умершей от голода в 1942 году. Ќа клетчатых страничках этой старенькой записной книжки кор€вым детским почерком написано: Ђ∆ен€ умерла 28 дек. в 12.30 час. утра 1941 г.ї; ЂЅабушка умерла 25 €нв. 3 ч. дн€ 1942 г.ї; Ђƒ€д€ ¬ан€ умер 13 апр. 2 ч. ночи 1942 г.ї; Ђћама 13 ма€ в 7.30 м. утра 1942 г.ї и т. д. ј на последних двух страничках: Ђ”мерли всеї и... Ђќсталась одна. “ан€ї...

1 Ётот хлеб Ч с картошкой, горохом, кое-где из него торчали соломинки Ч по нашей просьбе испекли булочники-пенсионеры по Ђрецептамї блокадных лет. ќни очень сокрушались, что нынче уже не достать какого-то компонента, без которого не будет точь-в-точь, как тогда... ј кругом сто€ли сегодн€шние пе≠кари, недавние выпускники ѕ“”, в белоснежных халатах и косынках, специ≠алисты по управлению современными сложными тестомесильными машинами и электропечами. ќни молча гл€дели на св€тотатство-св€щеннодействие, твори≠мое на их глазах, и это само по себе было актом огромной пропагандистской силы...

Ќе вытира€ слез, участники траурного митинга-реквиема проходили мимо ¬ечного огн€, мимо застывшего почетного караула и покидали территорию ме≠мориала. » до тех пор пока последний автобус не скрылс€ в ночи, над ѕискаревским кладбищем звучали траурные мелодии...

 аким путем мы пришли именно к такому сценарно-режиссерскому решению?

 огда в 1967 году в Ћенинграде проходил III ¬сесоюзный слет участников походов по местам славы отцов, было предложено подготовить р€д массовых театрализованных представлений, по≠св€щенных истории города-геро€. ќдно из них должно было от≠разить героическую 900-дневную оборону Ћенинграда. Ёто пред≠ставление могло быть поставлено и на рубежах обороны, и на трассе ƒороги жизни, но мы выбрали территорию ѕискаревско≠го мемориального кладбища, на котором захоронено около полу≠миллиона ленинградцев, павших от бомб, от пуль, от голода в го≠ды войны. —трогие архитектурные формы мемориала, ¬ечный огонь, гранитные плиты братских могил, на которых нет фамилий, а лишь даты, наконец, монумент ћатери-–одины Ч все это потре≠бовало выбора выразительных средств, качественно отличающих≠с€ от тех, какие можно было бы использовать, скажем, на Ћа≠дожском озере или у ѕулковских высот.

¬ тот год реконструировались подъезды к ѕискаревскому кладбищу. јсфальт был разрыт канавами, по обе стороны дороги сносились ветхие здани€ и т. д. ¬се это подтолкнуло нас на такой замысел: загримировать полуразрушенные дома под руины воен≠ных лет, траншеи Ч под окопы и т. п. ƒл€ этого требовалось очень немного дополнительной работы: кое-какие остатки стен обжечь, обклеить уцелевшие стекла полосками бумаги, нат€нуть вдоль канав колючую проволоку, а у ворот кладбища поставить два зенитных оруди€ образца 1941 года с расчетами в военной форме тех лет, в окровавленных пов€зках и т. д. ƒл€ полной до≠стоверности еще можно было подн€ть в небо пару аэростатов воз≠душного заграждени€. ѕо нашему замыслу колонны участников митинга сразу, как только они выходили из автобусов, должны бы≠ли попасть в атмосферу блокадных лет.

Ќо р€дом с трагической подлинностью ѕискаревского мемори≠ала все это оказалось ненужной мишурой, подделкой под правду, раздражающей и оскорбл€ющей глаз. » мы нашли в себе силы от≠казатьс€ от этого на первый взгл€д заманчивого решени€ и пойти по линии документальной правды. “ак по€вились громадные фо≠тографии периода обороны города; подлинные (только увеличен≠ные) рисунки детей блокады, которые, с одной стороны, прикрыли разрушенные дома и участки дороги, с другой Ч вынесли на воз≠дух материалы ћузе€ обороны Ћенинграда, которые размещены в двух павильонах у входа на кладбище и т. п.

“о же самое произошло и с фонограммой. ¬се, хот€ и очень выигрышные куски, записанные в исполнении актеров, в этой си≠туации звучали фальшиво. ќстались метроном, музыка и подлин≠ные записи военных лет, которые нам удалось разыскать в архи≠вах Ћенинградского радио. ѕленка от времени стала некачественной, голоса на ней с трудом пробивались сквозь хрипы и трески, но именно это и производило впечатление полной и абсолютной правды. “ак в фонограмме по€вилс€ потр€сающий эпизод, когда матери над трупами своих детей посылают прокл€ти€ √итлеру и призывают советских бойцов к отмщению. “ак искренне и правди≠во не сможет сыграть ни одна актриса, с таким эмоциональным взрывом праведного гнева и глубочайшей скорби не сравнитс€ никака€ подделка...

ƒаже в самом, сценарии траурного митинга-реквиема на ѕискаревском кладбище соотношение тех или иных компонентов оп≠ределилось архитектурными и художественными особенност€ми комплекса. Ќапример, нам было предложено начинать звуковую фонограмму со стихов ќльги Ѕерггольц (Ђ«десь лежат ленинград≠цы, мужчины, женщины, дети...ї). Ќо место действи€ активно Ђсо≠противл€лосьї подобному построению радиор€да, ибо кладбище распланировано так, что посетитель вначале проходит мимо ¬еч≠ного огн€, затем вдоль братских могил, потом огибает монумент ћатери-–одины и лишь в конце проходит вдоль стелы, на ко≠торой высечены слова Ѕерггольц. —оответственно этому видео≠р€ду, смене зрительных ощущений, и была смонтирована фоно≠грамма.

Ќо есть, конечно, и такие игровые площадки, которые, наоборот, требуют от режиссера предельной театрализации, использовани€ всей бутафории. Ќапри≠мер, в цикле меропри€тий, проводимых летом 1967 года в Ћенинграде, был мас≠совый карнавал в ѕетергофе. » тема праздника, и выбранное место Ч позоло≠ченные скульптуры, подстриженные деревь€, вычурна€ архитектура, вс€ истори€ этого дворца-парка Ч подталкивали режиссера к постановке подчеркнуто игро≠вого представлени€, этакого Ђшутовского действаї. “ак по€вились скоморохи и раешники на алле€х, лоточники и коробейники на каждом углу, караул стрель≠цов в гавани и актер, загримированный под ѕетра I, на лошади, подсветка стен дворца и струй фонтанов. ј на площадке Ѕольшого каскада балерины “еатра им.  ирова в кринолинах и с зажженными кандел€брами в руках тан≠цевали менуэт. —ледует отметить, что р€дом со всем этим прекрасно Ђужива≠лисьї подлинные тексты указов ѕетра и тому подобный документальный ма≠териал.

“очно так же массовое представление, проводимое дирекцией ѕавловского парка-музе€, включало проезд подлинных карет XVIII века, театрализованные эпизоды царской охоты, бала во дворце, муштры гренадеров на плацу...

”мение использовать конкретные особенности сценической площадки очень важно и при работе режиссера в закрытом помещении. “ак, в концерте, по≠св€щенном 50-летию ќкт€бр€, в  ремлевском ƒворце съездов режиссер ». ћ. “уманов и художник Ѕ. √.  ноблок очень интересно использовали конструктив≠ные особенности сцены. Ѕыли подн€ты все плунжерные площадки, так назы≠ваемые Ђстолыї, и из них смонтирован земной шар в разрезе. Ќа его поверх≠ности восседали генералы и попы, помещики и капиталисты, а в чреве земли, среди металлических переплетений плунжеров, превратившихс€ теперь в шахтный крепеж, сновали полуголые рабочие с тачками...

Ќе менее изобретательно использовали режиссер √. ј. “овстоногов и ху≠дожник —. —. ћандель особенности сцены Ѕольшого концертного зала Ђќкт€брь≠скийї в Ћенинграде во врем€ представлени€, посв€щенного 100-летию со дн€ рождени€ ¬. ». Ћенина. —тальной акустический козырек сцены с круглыми люками дл€ прожекторов был опущен вниз и превратилс€ в борт крейсера Ђјврораї с иллюминаторами, а обнаженные конструкции сцены стали стройками первых п€тилеток.

Ќачинающих режиссеров следует предостеречь от попыток Ђподменыї места действи€. «ачастую, вместо того чтобы использовать неповторимые особенности того или иного места, режиссер выстраивает привычную ему стандартную сцену (чаще всего Ц дерев€нную эстраду в центре стадиона) и на ней, не утружда€ своей фантазии, ставит все представление.

ѕодвод€ итоги, мы можем констатировать, что классическа€ формула Ђсодержание определ€ет формуї в применении к постановке массовых театрализованных представлений под открытым небом будет звучать так: Ђ—одержание определ€ет выбор действи€; содержание и место определ€ют формуї.

 

√лава IV. Ђ»« –≈ » ѕќ »ћ≈Ќ» Ч Ђ‘ј “ї

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-07; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1965 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

≈сли вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получитс€ - вы тоже правы. © √енри ‘орд
==> читать все изречени€...

502 - | 521 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.044 с.