Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


”лицы, площади и набережные. √еленджик 3 страница




» на склоне реки вспыхивают тыс€чи маленьких факелов Ч это все зри≠тели одновременно зажгли свернутые в трубку газеты. » пока они гор€т, зву≠чат, последние слова диктора:

Ч ¬ 1917 году одним из первых декретов —оветской власти был ƒекрет о мире. ¬ ответ 14 империалистических держав пошли на нас войной.

¬ тридцатые годы мы пели: Ђћы мирные люди, но наш бронепоезд стоит на запасном пути!ї » бронепоезду пришлось выйти в бой в сорок первом.

Ќа этих берегах, у стен легендарного —талинграда, изменили наши отцы ход истории. ќт этой великой реки двинулись мы на «апад, нес€ мир народам земного шара.

» сегодн€, в 1970-м, мы вновь говорим: Ђћы все за мир!ї

¬се. ћы все за мир!

ƒиктор. ѕусть над землей си€ют только мирные огни Ч огни мартенов и новостроек, лампочки »льича и неоновые рекламы, пионерские костры и ново≠годние свечи...

» над всем берегом в небо взмывают сотни воздушных шаров, с прив€зан≠ными к ним гор€щими бенгальскими огн€ми. ќни лет€т над рекой на фоне лу≠ны, и веселые огни рассыпаютс€ искрами, тыс€чекратно дроб€сь и отража€сь в темной воде, сверка€ золотыми брызгами в серебр€ной лунной дорожке...

¬ этом представлении было еще много всевозможного использовани€ огн€ Ч и ночное шествие со свечами к братской могиле воинов, погибших в годы ¬еликой ќтечественной войны, и ритуальное зажигание ¬ечного огн€, и грандиоз≠ный фейерверк с противоположного берега реки и т. д. Ќо, конечно, все вырази≠тельные возможности такого средства, как Ђживойї огонь, были все равно не исчерпаны. Ќаверное, они и неисчерпаемы.

¬ода используетс€ в качестве основного выразительного сред≠ства на ежегодном Ђѕразднике фонтановї в ѕетергофе (автор и режиссер ». √уревич). Ќо в любом представлении на воде можно легко соорудить фонтаны произвольной мощности и высоты с по≠мощью гидромониторов или противопожарных судов. Ќочью эти фонтаны можно красиво подсветить цветными прожекторами. ј если на фоне специально подобранной музыки синхронно с ее ритмом и настроением мен€ть количество струй, их высоту, мощ≠ность и цвет, то может получитьс€ феерическое зрелище.

¬ качестве примера приведем эпизод, из поставленного ћ. ƒ. —егалом в-. 1946Ч1947 годах на стадионе Ђƒинамої ¬сесоюзного парада физкультурников. ¬доль всей южной трибуны были уложены трубы с отверсти€ми и устроены специальные водостоки. ¬ определенный момент в небо ударили сотни искр€≠щихс€ на солнце вод€ных струй. Ќад стадионом повисла радуга, на фоне ко≠торой выступали гимнасты. “о, что фонтаны забили не у реки или у мор€, а на стадионе, было полнейшей неожиданностью дл€ зрителей и произвело огром≠ный эффект...

ѕоследний по времени ћеждународный фестиваль молодежной песни Ђ рас≠на€ гвоздикаї в —очи мы ставили в новом киноконцертном зале Ђ‘естиваль≠ныйї. ѕри целом р€де архитектурных погрешностей у этого зала есть одно конструктивное достоинство Ч со сцены можно сн€ть дерев€нные щиты и на≠морозить лед дл€ выступлени€ фигуристов. Ћед нам был не нужен, но щиты мы сн€ли, покрасили бетонную ванну в черный цвет и залили ее водой. Ѕелые ажурные конструкции на черном вод€ном зеркале (художник –. Ћ.  азачек), композиции из цветов на вод€ной глади (аранжировщик Ч известный сочинский цветовод —. ». ¬енчагов), световые блики, р€бь и силуэты певцов, отра≠женные водой и спроецировавшиес€ на громадный киноэкран, создали очень красивое зрелище (рис. 30).

¬се это примеры того, как используетс€ вода в представлени€х на суше. Ќо ведь существует множество представлений, которые полностью став€тс€ на воде (например, попул€рный в курортных городах традиционный Ђѕраздник Ќептунаї). ¬ таких представ≠лени€х вода, естественно, становитс€ главным выразительным средством, а с помощью тех же фонтанов можно создать своеоб≠разный вод€ной занавес, чтобы скрыть перестановки.

–аз уж мы заговорили вновь о занавесе, надо вспомнить еще об одной его разновидности Ч дымовом занавесе, который полу≠чают, зажига€ дымовые шашки. Ётот занавес может быть сам по себе очень красив (дымы бывают разного цвета), а можно на бе≠лую дымовую завесу пускать кинопроекцию и т. д. Ќо использо≠вать этот трюк надо очень осторожно: при перемене ветра дым от≠несет на зрителей, при его отсутствии дымова€ завеса стоит долго на месте. ƒл€ создани€ дымового занавеса необходимо иметь спе≠циальные Ђветродуиї, провести р€д технических репетиций и т. д.

¬от пример, как можно совместить в представлении технику и стихию. Ќа одной из репетиций массового представлени€, которое готовилось на гребном канале в  рылатском, ко мне подошел руководитель группы спортсменов-под≠водников ƒќ—јј‘ и предложил следующее: Ђ“оварищ режиссер! ƒавайте

сделаем такой номер. ћои реб€та десантируютс€ над каналом с вертолетов, вна≠чале будут падать Ђзат€жнымї и рисовать в небе цветными дымами, потом от≠кроют разноцветные парашюты и сориентируютс€ на трассу канала в зоне три≠бун, над самой водой отстегнутс€, уйдут под воду, цветные купола парашютов поплывут по течению, а в это врем€ хлопцы зажгут под водой специальные фа≠келы и выйдут из канала на берег с гор€щими факелами в руках. ј?..ї ћы попробовали. “ак все и было. —портсмены в черных резиновых костюмах подводников с масками и аквалангами, с которых стекала вода, но с гор€щими фа≠келами в руках, строем, держа равнение, вышли Ђиз пучины водї и маршем под музыку оркестра прошли по набережной.   сожалению, репетицией при≠шлось ограничитьс€, в представление этот номер не вошел...

ћы уже говорили о том, что режиссер массового представлени€ под открытым небом должен учитывать и уметь использовать естественное освещение местности: солнце, луну, звезды.

¬от два примера.

¬ сочинском карнавале, который проходил, к сожалению, днем, у нас дей≠ствовали в одном из эпизодов Ђсолнечные зайчикиї. Ёто были дети в соответ≠ствующих костюмах с карманными зеркальцами в руках. ѕоймав лучи солнца, они по команде €рко освещали находившуюс€ до этого в тени √елио Ч богиню —олнца.

ј в Ђјртекеї начало представлени€ было точно приурочено к моменту вос≠хода луны. » когда девочка взмахнула жезлом, из-за ћедведь-горы по€вилс€ огромный багровый диск луны. ѕока все участники представлени€, возглавл€е≠мые маленьким тамбурмажором, маршировали в прологе, луна медленно и тор≠жественно выкатывалась в небо, дополн€€ и усилива€ настроение и атмосферу представлени€...

Ѕольшинство массовых театрализованных представлений, про≠ход€щих на открытом воздухе, заканчиваетс€ фейерверком.   сожалению, искусство пиротехники у нас сегодн€ во многом утрачено. ¬ 30-е годы в ÷ѕ иќ им. √орького была сво€ полукустарна€ пиротехническа€ мастерска€, котора€ дл€ парковых карнавалов изготовл€ла огненные буквы и змеи, верт€щиес€ солнца и мельницы, огненные рамы с портретами внутри, световые транспаранты и огненные эмблемы, цветы и кусты из огней, бенгальские факелы и свечи, булавы дл€ гимнастов с бенгальским огнем и т.д. и т. п. Ќа одном из таких карнавалов (1936 г., ЂЌочь фейервер≠ковї) на ћоскве-реке сто€ло двенадцать барж, и на каждой была сво€ пиротехническа€ композици€. ¬ те же годы широко прак≠тиковалс€ дневной фейерверк: ракеты с разноцветными дымами; пушки, стрел€ющие конфетти и серпантином; пушки, стрел€ющие сотн€ми маленьких цветных парашютиков (на каждом был либо букетик цветов, либо куколка, либо конфета. ѕарашюты раскры≠вались в небе и медленно опускались в руки восторженных зри≠телей). ¬ 1930 году на одном из карнавалов были чучела высотой в 15 м и весом по полтонны каждое, которые по сюжету взрыва≠лись и пылали.

—ейчас, к сожалению, есть только одна пиротехническа€ ма≠стерска€ в ’арькове, котора€ Ђпо заказу организацийї постав≠л€ет стандартный фейерверк с примитивным набором ракет и бомб Ч то, что по привычке до сих пор именуют Ђсалютомї. ≈сть одиночки энтузиасты в Ђјртекеї, которые самоде€тельным путем пытаютс€ изготовить нечто более интересное. ¬от, пожалуй, и все. ќстаетс€ наде€тьс€, что с ростом количества и качества массовых представлений это положение изменитс€ к лучшему.

 

√лава VII. Ђ”¬≈Ћ»„»¬јёў≈≈ —“≈ Ћќї

(ќЅ–ј«Ќјя, ѕќЁ“»„≈— јя » —»ћ¬ќЋ»„≈— јя ѕ–»–ќƒј ћј——ќ¬ќ√ќ “≈ј“–јЋ»«ќ¬јЌЌќ√ќ ѕ–≈ƒ—“ј¬Ћ≈Ќ»я)

 

ѕоставить массовое театрализованное представление Ц значит создать особый образный мир, мир поэтической условности, символов и аллегорий, гиперболизации и гротеска метафор и ассоциаций. ј между тем основна€ беда сегодн€шних массовых представлений Ч это замена зрительного образа многословием. Ёто особенно опасно при постановке представлений в не приспособленных дл€ показа спектаклей помещени€х или на открытом воздухе, где текст попросту не слышен, не доходит до зрител€. ѕримат тек≠ста над образом и действием Ч это в определенной мере беда всегонашего театра, но в массовом театрализованном представлении она видна €рче. »скусство массовых форм Ч это в первую очередь образное и действенное зрелищное искусство.

–ежиссер и сценарист массового театрализованного представлени€ должен найти театральный, зрелищный эквивалент слову, создать пластический (музыкальный, световой) образ, равноцен≠ный литературному, а иногда более сильный, более действенный.

Ёто еще и еще раз подтвердили праздники ќлимпиады-80. ¬ представле≠ни€х, посв€щенных открытию и закрытию ќлимпийских игр (главный режиссер ». ћ. “уманов, главный художник –. Ћ.  азачек), были €ркие, красочные мас≠совые гимнастические выступлени€ (постановщик Ѕ. Ќ. ѕетров) Ч четкие по ри≠сунку, законченные по ритму, безупречные по вкусу; были массовые, очень бога≠то оформленные хореографические сюиты (балетмейстер ћ. ≈. √оденко) Ч с тан≠цами всех народов ———–, с русскими тройками, с общей финальной Ђ алинкойї; был великолепный, насыщенный цветом, богатством фантазии, трюками, фон (режиссер Ћ. ¬. Ќемчик). Ёто зрелище создавало объемный, запоминающийс€ надолго образ советского народа Ч многонациональной, веселой, здоровой телом и духом семьи —траны —оветов.

ѕодобные представлени€ (конечно, меньшие по масштабу) ставились в эти ƒни не только на стадионе в Ћужниках, но и городах.и селах по всей трассе олимпийского огн€, в концертных залах и в парках, в ќлимпийской деревне и в ћеждународном молодежном лагере.  аждый режиссер искал образное решение темы, строил зрелище так, чтобы оно было эмоциональным, действенным, пон€тным без слов. ¬спомним ожившую страницу истории Ч древнегреческие квадриги и колесницы на празднике открыти€ »гр, жриц, устилавших дорогу олимпийцам лепестками роз, юных атлетов, запустивших в небо дес€тки белых голубей. ј во врем€ встречи олимпийского огн€ в “уле, помимо основателей ќлимпийских игр Ч древних греков, на поле выехал и сам ѕьер.де  убертен в старинном авто образца 1912 года (подлинна€ машина нашедша€с€ в гараже у одного тульского коллекционера). Ёто было не просто занимательно, но в образной, аллегорической форме подчеркивало эстафету идей олимпизма Ц идей мира, красоты, гармонии. ¬ одном из представлений театрализованный пролог решалс€ как эстафетный бег с преп€тстви€ми. —портсмены разных эпох и стран, преодолева€ на пути барьеры ханжества и косности, препоны расовой дискри≠минации и военных расходов, сопротивление бюрократов и организаторов бойкота ћосковской олимпиады, передавали друг другу символический факел друж≠бы и мира Ч олимпийский огонь, пока он не достиг своей цели Ч ћосквы.

.¬спомним заключительный момент зажжени€ олимпийского огн€ в Ћуж≠никах Ч бег —ерге€ Ѕелова буквальна по головам спортсменов фона. ƒорожка, выложенна€ из щитов, была не только эффектным трюком, а емким, легко рас≠шифровывающимс€ образом: олимпийский факел передавали из рук в руки ты≠с€чи людей, олимпийский чемпион был вознесен над пирамидой тыс€ч р€довых спортсменов, опиралс€ на них, ибо все высшие достижени€ нашего спорта осно≠ваны на фундаменте многомиллионного физкультурного движени€.

Ќадо сказать, что фон в Ћужниках на этот раз исполн€л не только свои пр€мые функции (быть фоном к номерам на поле), но играл и самосто€тельную образную аллегорическую роль. ¬спомним плачущего ћишку в церемонии за≠крыти€ »гр. ¬ этот момент многие зрители, сид€щие на трибунах стадиона или дома у своих телевизоров, тоже смахнули слезу Ч с каждым из них прощалась ќлимпиада.

.Ќа представлении, посв€щенном закрытию »гр, мы могли одновременно ви≠деть и образное, символическое использование реквизита (в данном случае боль≠ших, кукол), и случайное, необ€зательное их по€вление. “ак, огромные матрешки, вырастающие из кузова автомашины, вызвали всеобщее оживление при своем по€влении, но затем они, посто€в немного, быстро уехали. » никто не пон€л, зачем их вывезли, куда увезли и вообще что все это значило. ј вот восьмиметровый надувной олимпийский ћиша, улетевший в вечернее небо под звуки трогательной и слегка сентиментальной прощальной песенки ј. ѕахмуто≠вой и Ќ. ƒобронравова, навсегда останетс€ в пам€ти символом ушедшей от нас ќлимпиады...

Ётот эпизод наблюдали 1,5 миллиарда телезрителей. ј жители “улы за 20 дней до этого стали очевидцами того, как ћиша прилетел на ќлимпиаду. ќн спустилс€ с неба на п€ти парашютах, раскрашенных в олимпийские цвета (но≠мер выполн€л тульский спортсмен, чемпион мира по парашютному спорту, оде≠тый медведем), вз€л у тамбурмажора его жезл и, дирижиру€ сводным оркест≠ром, открыл встречу олимпийского огн€ на его последней остановке перед ћоск≠вой...

»так, основной заменой звучащего слова становитс€ пластический образ.

¬от что пишет известный врач-психолог ¬. Ћеви:

Ђ“еатр мен€ гипнотизирует особой, только ему доступной формой общени€. ѕри непосредственном контакте только 30% информации человек воспринимает с помощью слов. ќстальное Ч дви≠жени€, жесты, взгл€ды, интонаци€, вырастающие в театре до сим≠волаї1.

1 “еатр, 1977, є 11, с. 85.

» это о традиционном литературном театре. „то же говорить о массовом представлении?!   нему, пожалуй, более всего подходит известна€ формула ¬. ¬. ћа€ковского:

“еатр Ч не отображающее зеркало,

ј Ч увеличивающее стекло.

ќтсюда и гиперболизаци€, и гротеск, столь свойственные на≠родному, площадному театру, и увлечение масками, куклами, клоунадой, и использование средств плаката или карикатуры.

Ќаиболее €ркий пример такого искусства дает сам ћа€ковский. ѕомните образ революционного потопа в Ђћистерии-буффї: дырка в земле, бьет фонтан" все протекает, дома, улицы, даже Ёйфелева башн€ Ч все течет лавой...

”лицы льютс€,

растопленный дом низвергаетс€ на дом.

¬есь мир,

в доменных печах революции расплавленный,

льетс€ сплошным водопадом...

 то из драматургов сегодн€ решитс€ на создание такой метафоры, образа такой мощности и силы? ј кто из режиссеров сумеет найти этому словесному образу пластический эквивалент?..

Ќо вот ѕитер Ўуманн, руководитель оппозиционного уличного театра Ђ’леб и куклаї в —Ўј, ставит сцену библейского потопа в спектакле Ђ рик людей о пищеї (подробнее о спектакле и о театре Ч ниже). ¬се актеры, одетые в белые полотн€ные рубахи и такие же штаны, ложатс€ плашм€ на землю и медленно по-пластунски ползут, а Ќой стоит на их спинах, упира€сь в землю шестом.  огда он отталкиваетс€ от Ђднаї и переносит т€жесть тела на одну ногу, под другой слегка продвигаетс€ бела€ фигура. »ногда он перешагивает с одного тела на другое, как с льдины на льдину во врем€ ледохода. » так вс€ масса медленно-медленно ползет, плывет, перемещаетс€ с одного кра€ площадки на другой. Ёффект от этой мизансцены Ч грандиозный.

Ђ“ам, где сценическое пространство будет заполнено большим количеством действующих лиц, скульптурна€ выразительность ми≠зансцены... становитс€ совершенно необходимойї, Ч писал вели≠чайший мастер образного мизансценировани€ —. ћ. Ёйзенштейн'.

1 Ёйзенштейн —. ћ. »збр. произв., т. 5, с. 327

ќбразное решение представлени€ в целом и каждого отдельно≠го эпизода зависит во многом и от художника.

—озданные Ќ. ќхлопковым и ¬. –ындиным аллегорические образы: «нам€ в спектакле Ђћолода€ гварди€ї, ¬орота в Ђ√амлетеї Ч это, символы массо≠вого представлени€.  ак и «анавес, придуманный ё. Ћюбимовым и ƒ. Ѕоров≠ским в Ђ√амлетеї.  ак и «емной шар ». “уманова и Ѕ.  ноблока в концерте, посв€щенном 50-летию ќкт€бр€, о котором мы уже говорили.  ак огромные буквы, составл€ющие слово ЂЋенинградї, в одном из представлений, оформлен≠ных —. ћанделем, то покрывающиес€ броней (эпизод ЂЅлокадаї), то цветами (ЂЅелые ночиї), то флагами...  ак  орабль в Ђјртекеї...

—пецифику образного пластического решени€ очень точно ощущал Ќ. ѕ. ќхлопков. Ќапример, спектакль Ђћеде€ї он задумал и поставил как массовое представление. Ќедаром его исполн€ли не только в помещении театра, но и в  онцертном зале им. „айковского, на больших открытых эстрадах. ѕомимо драматических актеров, в спектакле были зан€ты симфонический оркестр и хо≠рова€ капелла. ѕластические, скульптурные позы ясона, красна€ лента, т€ну≠ща€с€ с лезви€ ножа, как стру€ крови,Ч все это приемы массового представ≠лени€.

¬ообще следует заметить, что не только декораци€ или мизан≠сцена, но и костюм, реквизит могут нести образную функцию в массовом представлении.

“ак, в одном из них исполнители разом щелкнули зажигалками и сомкнули руки Ч родилс€ символ ¬ечного огн€. ¬ечным огнем смотрелс€ и полыхающий в каске спирт. √ор€щие детские рисунки стали символом ¬ойны, а бумажные голуби Ч символом ћира, ƒетства, —часть€.

ќчень оригинально использовал реквизит дл€ создани€ сценического образа режиссер ј. ј. –убб в представлении Ђ¬ечерн€€ ћоскваї. —ценическа€ конструкци€ в «еленом театре ÷ѕ иќ им. √орького представл€ла собой компози≠цию из лестничных маршей, которые превращались то в ступени набережных ћосквы-реки, то в эскалаторы метро, то в лестницы подземных переходов, то в ступени у входа в театр. Ётому перевоплощению помогали Ђживыеї элементы декорации Ч массовка-кордебалет, своеобразные слуги просцениума, которые с большими €ркими детал€ми реквизита в руках изображали городские часы, уличные фонари, телефоны-автоматы, знаки Ђѕереходї. ¬ результате был очень просто и с большим вкусом создан образ ћосквы Ч молодого, праздничного, красивого города.

¬от еще пример образного использовани€ деталей оформлени€.

ќдно из представлений, посв€щенных годовщине ќкт€бр€, € ставил в кино≠концертном зале. ќно начиналось так: сцена была наискосок зат€нута огромным трехцветным флагом –оссийской империи. »здалека доносилась революционна€ песн€, все громче, громче, и вместе с ее приближением разгорались на белом лолотнище флага €зыки пламени (светопроекци€). »з глубины зала разда≠валс€ звонкий молодой голос: ЂЌосово-о-ое!.. ѕо «имнему дворцу... последнему оплоту ¬ременного правительства-а... ѕли!ї ¬ыстрел... —вист снар€да над голо≠вой... ¬зрыв за сценой... » с треском лопаетс€ по шву флаг. ƒве полосы его исчезают, открыва€ киноэкран, только красное полотнище бьетс€ и трепещет в левом верхнем углу, а на экране идут кинокадры ЂЎтурм «имнегої.

Ѕольшую роль в образном решении представлени€ играет свет.

¬ представлении Ђѕервый делегат ќдессыї (автор сценари€ и режиссер ƒ. Ўац) был такой эпизод. ¬едущий объ€вл€ет, что на революционный митинг прибыл ¬ладимир »льич Ћенин. —лышен шум мотора, гудок клаксона. Ќа пло≠щадь въезжает старый автомобиль. »з него выходит шофер в кожанке, обхо≠дит машину и открывает переднюю дверцу со стороны пассажира. ¬спыхивает луч прожектора, который высвечивает кабину, затем луч как бы выходит из нее, медленно движетс€ по брусчатке, сопровождаемый шофером и красногвар≠дейцем. «рители расступаютс€, дава€ ему дорогу: ќн поднимаетс€ по ступен€м на сцену, освещает киноэкран, и на экране вспыхивают кадры документального фильма о Ћенине.

ќдин из крупнейших советских художников по свету √.  . —амойлов, что≠бы показать, как в годы первых п€тилеток рождалась наша промышленность, а на смену разрухе приходила индустриализаци€, использовал в большом те≠матическом концерте такой прием. ¬ фокусе четырех стандартных проекцион≠ных аппаратов установили действующие механизмы будильников без корпусов и циферблатов. ѕосле номера Ђ—троителиї гас свет, а на всем пространстве задника по€вл€лись проекции гигантских шестерен, шатунов, колес и т. д. ќдни из них проецировались четко, резко, другие слегка размыто, но все они двига≠лись, крутились, сцепл€лись друг с другом, выраста€ в символ возрождени€ промышленности. Ётот неожиданный эффектный прием был встречен бурными аплодисментами зрителей.

≈ще один пример образного решени€ эпизода с использованием теней. ¬ концерте дл€ участников ¬сесоюзного слета студентов в киноконцертном за≠ле Ђќкт€брьї шла сцена, посв€щенна€ студентам, ушедшим пр€мо с институт≠ской скамьи на фронт. ћы построили ее на стихах молодых поэтов Ч студентов »‘Ћ», погибших в годы ¬еликой ќтечественной войны. ќ них рассказывал и читал их стихи бывший студент »‘Ћ», тоже ушедший добровольцем на фронт и прошедший всю войну, —ергей Ќаровчатов. Ќа большой сцене на фоне огромного киноэкрана фигура выступающего, освещенна€ с верхних лож дву≠м€ Ђпушкамиї, казалась совсем маленькой. Ќо когда он называл очередное им€ павшего своего однокурсника, на рампе вспыхивали скрытые прожектора с ÷ветными светофильтрами, и на экране за спиной Ќаровчатова по€вл€лись огромные цветные тени Чсин€€, красна€, зелена€, оранжева€... ќни двигались и жестикулировали вместе с поэтом, и казалось, что это души погибших при≠шли в зал, чтобы поддержать ритм своих стихов....

ћузыка, особенно в сочетании с пластикой, светом, шумовыми эффектами, тоже может служить

цел€м образного решени€ эпи≠зода.

Ћенинградский режиссер ». я. Ўноль использовал в одном из стадионных представлений прием музыкальной полифонии, контрапункт двух музыкальных тем Ч ЂЌашестви€ї из —едьмой симфонии ƒ. ƒ. Ўостаковича и песни Ђ—в€щен≠на€ войнаї ј. ¬. јлександрова. Ёта Ђдуэльї была вплетена в эпизод Ђ¬елика€ ќтечественна€ї. –ежиссер совместил, казалось бы, совершенно противопо≠ложное Ч перекличку симфонического и духового оркестров, магнитофон≠ной записи и Ђживогої исполнени€, звука и пластического образа. — песней Ђ—в€щенна€ войнаї на стадион вступал военный духовой оркестр. » чем боль≠ше солдат с трубами и валторнами по€вл€лось на стадионе, тем слабее и сла≠бее звучала поначалу суха€ и нагла€ тема ЂЌашестви€ї (фонограмма), пока не смолкала совсем, заглушенна€ мощными звуками победно марширующего оркестра.

ћузыка в массовом представлении может выполн€ть и функ≠ции действующего лица, участвовать в диалоге.

¬споминаетс€, как в спектакле ј. ƒ. ѕопова по пьесе Ќ. ѕогодина Ђћой другї (а ведь спектакль на гигантской сцене ÷ј“—ј Ч это почти что массовое представление) был решен монолог парторга ≈лкина. ќн выбегал на рампу и говорил: Ђ¬ы вспомните, что было третьего дн€ у монтажников...ї » у его ног в оркестровой €ме начиналось нечто невообразимое, кака€-то какофони€, музы≠канты играли кто во что горазд Ч создавалс€ точный образ Ђбузыї у монтаж≠ников. ≈лкин поднимал руку, стучал воображаемой дирижерской палочкой... Ђя сам выступил с докладомї,Ч говорил он, и оркестр, подчин€€сь его жестам и напору, стихал. Ђя всех зажег!..ї Ч ≈лкин властно взмахивал руками, и оркестр разом начинал играть Ђ»нтернационалї. ѕослушав несколько секунд мелодию и убедившись, что у Ђмонтажниковї все в пор€дке, дисциплина на≠лажена, трудовой энтузиазм бьет ключом, ≈лкин удовлетворенно поворачивалс€ спиной к залу и шел в глубь сцены. » тут же кака€-то труба Ђкиксовалаї, клар≠нет Ђдавал петухаї, тарелки выбивались из ритма, и вновь начиналс€ кавардак. ≈лкин бегом возвращалс€ к оркестровой €ме. Ђ акой был подъем!ї Ч наперекор всему утверждал он и взмахивал кулаком. » вновь смолкал оркестр. Ђ¬се

пели!..ї Ч непререкаемо утверждал парторг и снова начинал дирижировать. » оркестр снова играл Ђ»нтернационалї. Ќо товарищ ≈лкин, наученный горьким опытом, додирижировал куплет до конца, и лишь убедившись, что теперь все Ђрабочиеї действуют в унисон, как положено, уходил.

«десь средствами музыки создавалс€ образ Ђбуз€щихї, а потом покорившихс€ волевому парторгу рабочих-монтажников. јналогичный прием мы использовали в массовом представлении, где в качестве литературной основы дл€ одного из эпизодов служил монолог премьер-министра из пьесы ј.“олстого Ђ‘юрерї.

” нас это был обобщенный образ  апиталиста, который говорил, обраща€сь к своим приспешникам:

Ч ѕолмира населено коммунистами. ќни стро€т, они дышат, они живут. ј ≈вропа блаженно спит и видит сладкие сны средневековь€. » это в наш атом≠ный век! Ћюди привыкли сытно есть, спокойно спать и от души веселитьс€, сид€ в зрительном зале театра. Ёто более нетерпимо, с этим надо покончить раз и навсегда! »звестно вам, что в двух кварталах отсюда, в рабочих окраинах...

»здалека доносилась перва€ фраза Ђћарсельезыї в исполнении трубы.

Ч ¬ы слышите?..

—нова перва€ фраза Ђћарсельезыї, но уже громче и в исполнении группы духовых инструментов. »  апиталист, озира€сь, говорил шепотом:

Ч Ќам уже копают могилу!!

». громко зазвучала Ђћарсельезаї в исполнении всего оркестра. —тара€сь перекричать ее, орал  апиталист:

Ч “руд€щиес€ слишком уверенно стали рассуждать о том, что их социаль≠ные бредни осуществимы. Ѕредни, повтор€ю € вам!   пор€дку, за дело! ћарш! ћа-арш!!!

», заглуша€ Ђћарсельезуї, гр€нул визгливо фашистский марш. ¬се €ростно начали маршировать.

Ч Ќам не нужны люди, нам нужны говор€щие животные, муравьи соот≠ветствующей величины. –аботающий человек становитс€ на место отживших животных Ч лошади и вола. √оспода труд€щиес€, по стойлам!

—молк фашистский марш. ѕауза. » вдруг издалека снова пропела труба первую фразу Ђћарсельезыї.

Ч „то такое?..

≈ще раз, но уже громче, ближе и мощнее.

Ч ¬ам это не нравитс€?..

» вновь зазвучала Ђћарсельезаї в оркестре. » снова заорал  апиталист:

Ч “ак будет война, чтобы навести пор€док! ћарш! ћа-а-арш! ≈ще более нагло и визгливо гр€нул фашистский марш. », отча€нно мар≠ширу€, задыха€сь от бешенства, вопил поджигатель войны:

Ч ќ, кака€ это будет война!.. Ѕольша€, истребительна€, беспощадна€}.. я не людоед, молодые люди, но вот эту самую могилу, которую мне копают, € до краев наполню кровью моих могильщиков. Ћибо они, либо мы!!!

«десь средствами музыки создавались образы пробуждающегос€, встающего на борьбу пролетариата и пытающегос€ его уничтожить фашизма.

Ќе только музыка, но даже просто театральные шумы могут помочь в образном решении эпизода. “ак, симфони€ паровозных гудков ассоциируетс€ с днем смерти ¬. ». Ћенина, а звук выстрела, оборвавший на полуслове песню, Ч с началом войны.

–аспространенна€, ошибка, которую допускают многие режиссеры в поисках образного решени€ эпизода, Ч подмена литературного текста Ђживой картинойї. Ќо, увы, образ вне действи€ не дает желанного эффекта. Ѕез конфликта, без борьбы, без активной действенной линии массовое представление превращаетс€ в набор более или менее удачливых иллюстраций. » в худшем случае становитс€попросту скучным. ј это Ч гибель дл€ любого вида зрелищного искусства, тем паче, дл€ массового театрализованного пред≠ставлени€. ќсобенно часто приходитс€ видеть эту ошибку при по≠становке театрализованного шестви€ (торжественного или карна≠вального Ч в данном случае безразлично). ƒействие замен€етс€ простым физическим движением, проходом или проездом костюмированных групп и декорированных машин. Ёто может быть и не скучно, так как происходит быстра€ смена впечатлений, но все равно инертно, бездейственно. ¬ каждой группе должен быть свой несложный сюжет или свой концертный номер, действие, свет, звук, музыка.  ажда€ машина должна стать маленьким театром на колесах.  онфликт может быть и внутри номера и между ними, но об€зательно должен быть. ќбразна€ структура представ≠лени€ рождаетс€ в борьбе, в столкновении противодействующих

сил.

¬озвраща€сь к взаимоотношению литературного образа и его зрелищного эквивалента, можно провести аналогию с искусством кино. ¬спомним, что в момент по€влени€ звукового кинематогра≠фа многие крупнейшие актеры и режиссеры, в частности „. „ап≠лин, предрекали неминуемую гибель этому виду искусства. » дей≠ствительно, увлекшись диалогом, кинематограф на много лет по≠тер€л свою зрелищную специфику, стал разговорным, литератур≠ным, иллюстративным. » лишь насытившись словом, вернулс€ вновь к образному решению кадра, пластической метафоре, ассо≠циативному монтажу, разумно соизмер€€ все это с диалогами, мо≠нологами, закадровым текстом и т. п. Ќе так ли должно разви≠ватьс€ и совершенствоватьс€ искусство массовых форм? Ѕудущее покажет. ј пока что повторим прекрасный каламбур ј.ƒ. ѕопо≠ва, что в искусстве без о бразие, то же самое, что безобр а зие.

ќчень интересные приемы образного решени€ массового пред≠ставлени€ продемонстрировали в последние годы некоторые прог≠рессивные уличные театры (так называемые театры -протеста) р€да капиталистических стран. Ёти театры, наход€щиес€ в оппози≠ции к прав€щему классу и к официальному буржуазному искусст≠ву, получили огромное распространение в —Ўј и «ападной ≈вро≠пе в середине 60 Ч начале 70-х годов. ќни родились на гребне молодежного движени€ протеста и поначалу не представл€ли сколь≠ко-нибудь значительного €влени€ в искусстве. “еатр был всего лишь одной из форм борьбы молодежи, средством публичного вы≠ражени€ ею своих идей, ее трибуной, ее рупором. јктеры играли на улицах короткие агитпропсценки и скетчи, призыва€ к очеред≠ной демонстрации или вскрыва€ экономическую сущность капита≠листической системы. Ќо в процессе работы лучшие коллективы пон€ли, что агитаци€ и пропаганда станов€тс€ максимально дей≠ственными лишь тогда, когда доход€т до сознани€ зрител€ в наи≠более доступной Ч €ркой, зрелищной, образной и эмоциональ≠ной Ч форме. ¬ поисках такой формы они обратились к наследию ћейерхольда и “аирова, приемам Ђ—иней блузыї и Ђ∆ивой газетыї, теори€м Ѕрехта и јрто, что-то добавили, что-то напутали, что-то синтезировали и получили тот стиль постановки и ту мане≠ру исполнени€, которые ныне на «ападе называют не иначе, как Ђвторой театральной революциейї (первую они датируют 1910 Ч 1920 годами). “ак родились уличные театры Ђновых левыхї, кото≠рые во многом повтор€ли находки и достижени€ Ђстарого левогої искусства 20-х годов (особенно распространенного в ———– и в революционной √ермании), но не потому, что слепо копировали исторический опыт, а потому, что в сходных общественно-полити≠ческих ситуаци€х истори€ порождает во многом аналогичные по форме €влени€ искусства. ¬ то же врем€ театры протеста, работа≠ющие в иное социально-историческое врем€, перед совершенно другим зрителем, по-своему трансформировали целый р€д приемов и выразительных средств, присущих уличным представлени€м всех времен и народов, использовали множество оригинальных находок в области представлений на открытом воздухе, в том числе и та≠кие, изучение которых может иметь дл€ нас непосредственное практическое значение.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-07; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 510 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќе будет большим злом, если студент впадет в заблуждение; если же ошибаютс€ великие умы, мир дорого оплачивает их ошибки. © Ќикола “есла
==> читать все изречени€...

2346 - | 2074 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.056 с.