Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


Ѕольшого оркестрового барабана ~50 √ц




большого барабана ударной установки ~ 80-100 √ц.

малого барабанаЧ 700-1300 Hz.

≈сли возникает практическа€ задача вы€вить формант-ный состав в индивидуальном звучании музыкального инст≠румента, то это удаЄтс€ сделать путЄм м€гкого простукива≠ни€ корпуса в средней его части, лЄгкого плоского удара ладонью по мундштуку, вдувани€ ртом направленной струи воздуха в отверстие эфы, и т. п. јкустической реакцией на подобные действи€ будут резонансные звуки, особенно оче≠видные в области низкочастотных формант.


 




—реднестатистическа€ спектрограмма звуков виолончели

–абочие диапазонах певческих голосов:

баса.......................................... ≈Чf1

баритона................................ јЧ gis1

тенора........................................ с Ч с2

контральто............................ fЧ g2

меццо-сопрано......................... as Ч b2

сопрано..................................... c1 Ч с3

колоратурного сопрано.......... c1 Ч е3

ѕри этом нижн€€ певческа€ форманта (образующа€с€ за счЄт резонанса глотки в сочетании с грудной полостью) ле≠жит в диапазоне 300-500 √ц, а высока€ певческа€ форманта (за счЄт гайморовой пазухи, лобных пазух) Ч 2400-2800 √ц дл€ мужских голосов и 3000-3500 √ц Ч дл€ женских.

ѕолость носоглотки €вл€етс€ своего рода акустическим фильтром, поглощающим звуки, соответствующие еЄ резо≠нансной настройке (отсюда Ч гнусавость при закрытом носе, насморке).


—уществуют, однако, акустические источники, вовсе не об≠ладающие формантами.   ним можно отнести, например, музыкальные инструменты со слабой функцией деки или вов≠се бездековые, а также инструменты с отсутствующими до≠полнительными резонаторами, некоторые духовые, в част≠ности, малые представители семейства лабиальных Ч сопранова€ продольна€ флейта, флейта-пикколо, т. п. »х зву≠ки кажутс€ бесцветными, хот€ вовсе не Ђпустымиї, ибо спе≠цифические краски, св€занные с природой звукообразовани€ сами собою компенсируют этот колористический пробел.  роме того, как будет показано ниже, огромную роль в ок≠раске звука, играют исполнительские приЄмы (штрихи), чь€ актуальность применительно к бесформантным музыкаль≠ным инструментам просто неоценима, поскольку Ђнеживые нотыї привод€т к вырождению натурального акустического источника в бездушный звуковой генератор.

¬озвраща€сь к объективным спектральным составам электроакустических сигналов, примем, что всЄ, не вход€щее в область основных тонов, определ€ет, в совокупности, темб-ральную сторону звучани€. ¬ысшие гармоники и унтертоны, форманты и формантные образовани€, импульсные компо≠ненты атак, пр. отражаютс€ на экране анализатора спектра, показыва€ полный частотный диапазон, занимаемый звуко≠вым источником. » лишь внутренн€€ часть этого диапазона, ограниченна€ предельными частотами музыкальных регис≠тров источника, характеризует, по преимуществу, звуковы-сотную область. —оотношение интенсивностей указанных спектральных зон и определ€ет либо колористическую насы≠щенность, либо обесцвечивание. Ќо, регулиру€ это соотно≠шение, нельз€ забывать, что обертоновые регистры спект≠ров естественных акустических источников почти всегда значительно богаче унтертоновых, они легче воспринимают≠с€ слухом по причине неравномерности его частотной харак≠теристики, и быстрее обнажаютс€, как только уменьшаетс€ маскирующее действие звуковысотной области при еЄ наме≠ренной электронной фильтрации, конкретнее, относительной небольшой режекции (употребл€емые дл€ этой цели устрой≠ства нос€т название Ђфильтров отсутстви€ї Ч см. ниже).

¬прочем, в этом случае несколько ослабл€ютс€ тембраль-ные образовани€, св€занные с действием нижних формант, коль скоро они попадают в корректируемую часть спектра. ѕоэтому манипул€ции подобного рода могут дать дво€кий


 




эффект: с одной стороны, действительно открываетс€ рас≠цветка, а с другой, Ч возникает впечатление опустошЄннос≠ти, разжиженности, худосочности.

Ќо и легковесности, прозрачности, нежности, акварель-ности! ¬от какое количество эстетических оттенков способ≠на породить всего Ч навсего одна простейша€ фоноколорис-тическа€ обработка.

¬ этом аспекте, применительно к одному музыкальному инструменту, пон€тие Ђпрозрачность звучани€ї приобре≠тает более конкретный смысл, чем расплывчатые определе≠ни€, относ€щиес€ к данному выражению, когда речь идЄт о звукопередаче или фонографии вообще. «десь происходит именно обнажение тембралъного состава звука, причЄм упом€нута€ фильтраци€ значительно облегчает усилитель≠ные возможности электронных звеньев (в частности, повы≠шаетс€ ресурс перегрузочной способности канала передачи).

”казанные фоноколористические приЄмы часто наблюда≠ютс€ в запис€х гитар, особенно электрических, когда те ис≠полн€ют ритмические партии в функциональном аккордовом изложении.  ак правило, они занимают регистры в районе малой и первой октавы, (по звучанию), поэтому ослабление спектральной области на частотах приблизительно 300-500 √ц приводит к превалированию тембральной окраски, и в то же врем€ к ощущению какой-то облегчЄнности, суть прозрач≠ности.

≈стественные призвуки, сопутствующие звукоизвлече-нию, также относ€тс€ к компонентам априорного тембра. ¬ спектре сигнала они, в большинстве случаев, принадлежат высокочастотной области (шипение воздуха, шум трени€ смычка), и лишь иногдаЧ низкочастотной, как, к примеру, м€гкие призвуки ро€льных педалей, преимущественно, пе≠дали, отвод€щей демпферы от струн, режеЧ педали una corda. —уществуют специфические призвуки, спектр которых подобен спектру основных звуков, и отличает их, в основном, низкий уровень громкости. Ёто, например, Ч характерный Ђвторойї щипок у клавесина в момент сн€ти€ звука.

ѕерманентные шумовые компоненты тембров, например, шипение у флейт, предоставл€ют режиссЄру огромный простор дл€ окрашивани€ звука с помощью обычных поло≠совых звеньев резонансного или квазирезонансного типа (графических, параметрических фильтров, Ђфильтров присут≠стви€ї, Ч см. ниже). ”частвующие в процессе акустического


формировани€, такие шумы морфологически тесно св€заны со звуком и не воспринимаютс€ как что-то чужеродное. ¬ то же врем€, облада€ широким, почти сплошным спектральным составом, они эффективно обрабатываютс€ перечисленны≠ми электронными устройствами, в результате чего получа≠ютс€ колористические зоны, действующие на слух по≠добно естественным формантам.

 стати сказать, именно принцип родственности положен и в работу некоторых приборов дл€ создани€ искусственных формант, где амплитуды узких, почти интонирующих шумо≠вых полос, модулируемые каким-нибудь Ђбесцветнымї источ≠ником, изоморфны его основным энергетическим колеба≠ни€м.

—туки клапанов духовых инструментов, конечно, не сле≠дует относить к числу тембральных признаков, хот€ их роль в слуховой идентификации музыкальных источников звука сомнени€ не вызывает.

 олористическое подчЄркивание или нивелирование лю≠бых призвуков тесно св€зано с планом (крупностью) фоног≠рафического изложени€, о чЄм подробно говорилось в главе Ђ‘ќЌќ√–ј‘»„≈— јя  ќћѕќ«»÷»яї.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-06; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 611 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

„еловек, которым вам суждено стать Ц это только тот человек, которым вы сами решите стать. © –альф ”олдо Ёмерсон
==> читать все изречени€...

2022 - | 1885 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.009 с.