Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ћассова€ коммуникаци€ как социальный институт 2 страница




1 HabermasJ. Theorie des Kommunikativen Handels. Frankfurt am Main: Rowolt. Bd. l.S. 512.


2.3. ѕроцесс формировани€ публичной сферы

водит к установлению современного социального государства. ќно обеспечивает Ђло€льность массї, т.е. сохранение статус-кво с помо≠щью политики распределени€, что позвол€ет гасить массовые конф≠ликты и см€гчать сохран€ющиес€ антагонистические противоречи€ прежде всего (в марксовой терминологии) Ђмежду трудом и капита≠номї, перевод€ их в латентную форму, что ведет к утере ими револю≠ционизирующего мобилизующего потенциала. “ем самым тер€етс€ критерий идентификации массовых интересов, прежде всего обездо≠ленных, одновременно с этим исчезают и основани€ идеологических столкновений, а ведь именно в защите конкретных интересов Ђугне-таемыхї состо€ла немала€ заслуга прессы в течение XIX в. (вспомним самое известное Ч русскую публицистику). ћесто главенствующих ранее классовых антагонизмов занимает Ђтехнократическа€ идеоло-ги€ї, подпитываема€ быстрым ростом науки и ее зримыми достиже≠ни€ми.

¬ этой новой ситуации —ћ» выступают как агенты властных полномочий, перехватыва€ у публичной сферы возможность рацио≠нальных и критических дискуссий. —ћ» начинают манипулирова≠ние общественным мнением, предлага€ заранее взвешенные и удоб≠ные дл€ власти варианты освещени€ событий, отвод€ общественнос≠ти роль пассивного наблюдател€.

»менно эти две тенденции Ч публична€ (или публично-право-ва€, зафиксированна€ в современных демократических конституци≠€х) и технократическа€, предполагающа€ вытеснение общественнос≠ти за пределы политики, преобладают в современных обществах.

‘актически выбор из этих двух тенденций и есть выбор разви≠ти€ —ћ» Ч станут ли они орудием общественности или инструмен≠том власти. ќбсуждению этих проблем, св€занных с нормативными принципами де€тельности —ћ», будет посв€щена гл. 3. ѕрежде чем перейти к анализу особенностей общественного мнени€ Ч конечной инстанции как дл€ журналистов, так и дл€ политиков, Ч совершим небольшой экскурс в историю с целью эмпирического (в отличие от хабермасовского теоретического) описани€ процесса формировани€ публики, публичной сферы, общественного мнени€.


√лава 2. ћассова€ коммуникаци€ как социальный институт

2.3.1

Case-study Ч английские клубы1

Ђ лубї Ч своеобразное социальное образование, соединившее в себе функции парижского салона и университета, которому не было анало≠гов в континентальной ≈вропе. ќн Ч чисто национальна€ культурна€ реали€, столь же английска€, как и ростбиф. ¬ первом —ловаре анг≠лийского €зыка (1755) доктора —эмуэла ƒжонсона пон€тие клубатрак≠туетс€ как Ђсобрание при€тных собеседников в определенных услови≠€хї. ¬ 1770 г. один английский путешественник жаловалс€, что в »та≠лии практически нет мест дл€ Ђпри€тного общественного врем€преп≠ровождени€ї и Ђнет ничего оттого общественного духа, который ца≠рит в английских клубахї. »менно этот дух общественности принци≠пиально отличал английские клубы как места неформального обще≠ни€ не просто личных, но товарищеских встреч, от торжественных формализованных собраний, проходивших в јкадеми€х, которых не≠мало было в абсолютистской ‘ранции и »талии, где также встреча≠лись люди, св€занные общими интересами. ’от€ и последним сопутст≠вовал подлинный успех, эти торжественные собрани€ давали люд€м нечто совершенно иное, нежели личные, с глазу на глаз, встречи и дух товарищества, свойственные английским клубам.

‘еноменальный подъем клубной культуры объ€сн€етс€ потреб≠ност€ми стремительно развивавшейс€ городской жизни после Ђслав≠ной революцииї 1688 г. ƒо √ражданской войны потребность в нефор≠мальном общении удовлетвор€лась преимущественно в религиозных братствах, торговых гильди€х и тавернах.

ѕредшественницей клуба €вл€етс€ кофейн€, перва€ из которых была открыта в Ћондоне в 1652 г. Ќачинание оказалось настолько удач≠ным, что вскоре они возникают повсеместно, и к 1739 г. в Ћондоне их было более 500. »менно кофейни быстро стали одним из самых при-

1 ¬ разделе использованы монографии: Clark P. British Clubs and Societies 1580-1800: The Origins of an Associational World. Oxford University Press, 2000; Jeffrey A.C. Service Clubs in American Society: Rotary, Kiwanisand Lions. University Illinois Press, 1993; Thole J., Matthews S. The Oxford and Cambridge Clubs in London. Alfred Waller, 1992.


2.3. ѕроцесс формировани€ публичной сферы

мечательных мест, превратившись в центр общественной жизни горо≠да и став, пожалуй, важнейшим общественным учреждением британс≠кой столицы практически на 130 лет Ч таков был период расцвета ко≠феен, когда в 1780 г. началось постепенное преобразование наиболее попул€рных из них в частные клубы.  ак писал “омас ћаколей в своей Ђ»стории јнглииї, Ђиностранцы отмечали то, что главным образом благодар€ своим кофейн€м Ћондон отличаетс€ от всех иных городов, что кофейн€ Ч это дом лондонца, и что, жела€ разыскать того или иного джентльмена, зачастую вопрос задавали не о том, живет ли такой-то на ‘лит-стрит или „ансери-Ћейн, а посещает ли он кофейню "Ёллинист" или "–адуга"ї.

Ћондонска€ кофейн€ служила местом встреч, куда за входную плату в один пенс мог прийти любой приемлемо одетый мужчина (вспомним dress code!), жела≠ющий выкурить длинную глин€ную трубку, неторопливо выпить чашку кофе, по≠читать бюллетень с новост€ми дн€ или же побеседовать с другими завсегдата€ми. ѕосетители кофеен должны были соблюдать нормы поведени€, указанные в выве≠шенных Ђѕравилах и предписани€х о кофейн€хї, согласно которым все мужчины здесь были равны и никто не об€зан был уступать свое место Ђболее знатномуї; с любого сквернослова взималс€ Ђштраф в размере 12 пенсовї, а зачинщик ссоры был "об€зан угостить каждого из присутствующих чашей кофе во искупление грехаї. ¬о многих из кофеен были запрещены азартные, в том числе карточные, игры, а сумма пари ограничивалась п€тью шиллингами, которые выигравший должен был потра-тить здесь на Ђсамое лучшее спиртное, коим заведение торгуетї. ¬сем посетител€м надлежало быть Ђв настроении и избегать многослови€ї, исключать из бесед Ђсв€≠щенные темыї, запрещалось Ђоскверн€ть —в€щенное ѕисание, а также дерзко по≠рочить дела государственные непочтительными речамиї.

¬ те времена, когда журналистика еще находилась в младенчес≠кой стадии развити€, а почтова€ служба была неразвитой и нерегу≠л€рной, кофейни выполн€ли роль своеобразных Ђинформационных центровї, куда приходили за новост€ми. »менно в кофейни посы≠лались курьеры с информацией о важнейших событи€х дн€, и имен≠но там распростран€лись правительственные бюллетени и памфле≠ты. “аким образом, большинство кофеен функционировали как чи≠тальни, поскольку стоимость газет и памфлетов включалась во вход≠ную плату.  роме этого, стены были увешаны объ€влени€ми эконо≠мического характера: о продажах и аукционах, прибытии и отплы-тии судов, что €вл€лось важным источником информации дл€ пред-


√лава 2. ћассова€ коммуникаци€ как социальный институт

принимател€, ведущего большую часть своих дел за столиком излюб≠ленной кофейни.

–оль кофеен как Ђинформационных центровї столичной жизни естественным образом дополн€лась функционированием их в каче≠стве своеобразных дискуссионных форумов, где посетители свободно обсуждали полученные новости, излага€ собственную точку зрени€. «десь зарождались памфлеты и газетные новости, обсуждались пос≠ледние оперные новинки, политические пасквили, придворные скан≠далы и еретические проповеди. »менно это отмечает социолог ƒж. ћ. “ревель€н: Ђ¬сеобща€ свобода слова английской нации... €вл€лась квинтэссенцией жизни кофеенї.

¬ любой лондонской кофейне практически сразу начал форми≠роватьс€ свой круг посетителей, и очень скоро кажда€ стала местом встречи людей определенного рода де€тельности или интересов, что определ€лось в основном ее местоположением.

¬озникнув в лондонском —ити как место встреч предпринимателей, ко≠фейни очень скоро приобрели особую роль в культурно-политической жизни, распространившись по всему центру города. —амые попул€рные кофейни име≠ли некое интеллектуальное €дро посетителей, своеобразную точку кристаллиза≠ции, вокруг которого и формировалс€ круг завсегдатаев. ѕоэт, драматург и лите≠ратурный критик ƒжон ƒрайден (1631-1700) в течение 30 лет собирал вокруг себ€ почитателей в кофейне Ђ” ”иллаї в  овент-√ардене (на территории этой театральной и рыночной площади прежде располагалс€ сад бенедектинского монастыр€ Ч covent garden, давший ей название). ѕопул€рность расположен≠ной по соседству кофейне Ђ” Ѕаттонаї создал вли€тельный очеркист, поэт и дра≠матург ƒжозеф јддисон (1672-1719), издававший вместе с –ичардом —тилом имевшие большой успех и существовавшие вплоть до недавнего времени журна≠лы ЂЅолтунї и Ђ«рительї. ќстрословы консервативной партии сходились в Ђ—мир≠неї на улице ѕэлл-ћэлл. ¬ кофейне ЂЅедфордї балагурила театральна€ публи≠ка, а художники предпочитали кофейню Ђќлд-—лотерсї на улице —ент- ћартин -лейн. ћногие кофейни возле —обора св. ѕавла стали излюбленным местом встреч св€щеннослужителей и интеллектуалов, обсуждавших там вопросы теологии и философии. јэдинбурщы, оказавшись в Ћондоне, кутили в кофейне ЂЅритишї у вокзала „еринг- росс.

ќтдельные кофейни настолько прочно ассоциировались с той или иной группой или сферой интересов ее посетителей, что в одной из первых лондонс≠ких газет ЂЅолтунї, выходившей с 1709 г., рубрики статей соответствовали назва≠ни€м определенных кофеен: Ђ¬се новости на темы √алантность, –азвлечени€ и «релища об€зательно размещаютс€ под рубрикой  офейн€ ”айта, поэзи€ Ч под


2.3. ѕроцесс формировани€ публичной сферы

заголовком  офейн€ ”илла, вопросы образовани€ Ч ” Ёллиниста, а о зарубежных и отечественных новост€х ¬ы узнаете из раздела  офейн€ —ент-ƒжеймсї, Ч писал в се первом номере издатель.

“рудно переоценить роль кофеен в развитии прессы того времени. “ак, Ђ” Ѕаттонаї издатели Ђ√ардианї дл€ приема публикаций установили почтовый €щик, по форме напоминавший львиную голову, устроенную таким образом, чтобы соблюсти анонимность авторов, а Ђвсе, что львом будет проглочено, Ч писали они, Ч будет переварено на пользу обществуї. ѕолученные таким образом мате≠риалы печатались в газетах, читавшихс€ широким кругом завсегдатаев кофеен, станов€сь источником бесчисленных дискуссий и разговоров. «адавшись целью Ђоткрыть глаза каждому на литературу, а еще лучше Ч раскрыть ум, научить фор≠мировать собственные суждени€ и самосто€тельное мышлениеї, издатели ЂЅол≠тунаї и Ђ√ардианї прививали вкус не только к свободному выражению мнений, но и к интеллектуальному чтению и культурным манерам, Ђуча шаловливых и беспечных сочетать веселость и благопристойностьї, как писал доктор ƒжонсон в книге Ђ∆изнь јддисонаї. —мен€вшие друг друга по степени попул€рности ли≠тературные кофейни Ђ” ”иллаї, Ђ” Ѕаттонаї, а позже Ч примерно с 1754 г. Ч ЂЅрэдфордї, где любили бывать писатели ƒжон и √енри ‘илдинги, ќливер √олд-смит, знаменитый рисовальщик ”иль€м ’огарт, великий актер ƒейвид √аррик, много сделали дл€ воспитани€ вкусов и развити€ культуры, будучи на прот€же≠нии более ста лет центрами литературной жизни јнглии.

ƒл€ любителей науки того времени особый интерес представл€ло посе≠щение кофейни Ђ” Ёллинистаї, где регул€рно организовывались встречи Ђ”че≠ного клубаї, куда входили действительные члены  оролевского общества во главе с его президентом сэром »сааком Ќьютоном. »менно здесь они обычно прово≠дили вечера, Ђпридумыва€ различные новшества дл€ расширени€ знанийї. Ќа прот€жении XVII и XVIII вв. Ђ” Ёллинистаї сохран€ла за собой место сосредо≠точени€ ученой мысли.

÷ентром политической жизни был ¬естминстер, и в кофейн€х этого рай≠она собирались преимущественно государственные де€тели и члены парламента, как впрочем и все желающие, готовые заплатить один пенс за вход. »нформаци€ завсегдатаев была настолько достоверной, что ƒжонатан —вифт писал другу в »р≠ландию: Ђя не убежден в том, что любой доступ к власт€м несет большую истину и свет, чем политические диспуты в кофейнеї. ≈стественно, виги и тори посещали разные кофейни: первые собирались в Ђ—ент-ƒжеймсї, а вторые Ч в Ђƒерево  а≠каої. —о временем, как и большинство кофеен с политической Ђнаправленнос≠тьюї, эти заведени€ превратились в закрытые клубы дл€ избранных, но поначалу именно кофейни выполн€ли функции Ђинформационно-политических центровї, где самые злободневные проблемы могли свободно обсуждатьс€ всеми.

Ёра кофеен была жизненно важным периодом дл€ развити€ предприни≠мательства. »х приватна€ атмосфера оказалась дл€ бизнесменов более комфор≠тной, чем на  оролевской бирже, и именно определенные кофейни, куда каж-


√лава 2. ћассова€ коммуникаци€ как социальный институт

дый из них приходил в строго регламентированные часы работы, превращаютс€ в места заключени€ большинства сделок.  о времени ¬еликого лондонского пожара 1666 г. вокруг  оролевской биржи на площади в одну квадратную милю было сосредоточено самое большое число кофеен в Ћондоне, и именно из этих заведений выросли многие первые финансовые учреждени€ јнглии.

ѕериод наибольшего вли€ни€ кофеен на деловую жизнь начинаетс€ с 1697 г., когда обеспокоенные все увеличивающимс€ наплывом маклеров купцы вытес≠нили их из здани€  оролевской биржи. ћаклеры перебрались в соседние ко≠фейни, преимущественно Ђ” ƒжонатанаї и Ђ” √эррэуэ€ї, где в течение более се≠мидес€ти лет, до 1773 г., функционировала национальна€ фондова€ биржа.

ѕредприниматели, занимавшиес€ морской торговлей, в том числе стра≠ховщики, с конца XVII в. собирались в кофейне Ёдварда Ћлойда на Ћомбард —трит, 16. ¬ начале XVIII в. Ђ” Ћлойдаї стали устраиватьс€ аукционы судов и грузов, куда к 1727 г. переместилс€ и страховой бизнес. ¬ 1771 г. именно страхов≠щики судов из числа завсегдатаев кофейни основали известное общество ЂЋон≠донский Ћлойдї, существующее и поныне.

«начимость кофеен дл€ становлени€ британского бизнеса очевидна: бу≠дучи вначале временными Ђофисамиї, они стали €дром, вокруг которого обра≠зовались учреждени€ Ч столпы международной торговли XIX в.. »нтересно, что и поныне в деловом мире ¬еликобритании сохранились отзвуки Ђкофейного пе≠риодаї: даже в XX в. посыльных на Ћондонской фондовой бирже продолжали называть Ђофициантамиї, а крупнейшие в мире Ђмедведиї Ч страхователи Ч унаследовали им€ ни чем иным не примечательного владельца лондонской ко≠фейни.

Ѕудучи центрами разного рода информации, кофейни, естествен≠но, привлекали и криминальные элементы, дл€ которых эти заведени€ также становились центром жизни, а их клиентура все чаще Ч объек≠том грабежей и нападений. Ёто обсто€тельство, а также распростране≠ние нового экзотического напитка Ч ча€ Ч и роста его попул€рности привели к упадку кофеен в конце XVIII в.   концу XIX в. в Ћондоне оставалось примерно 1400 кофеен, однако их сущность была утер€на.

Ђ»стори€ кофеен, до изобретени€ клубов, была историей манер, нравов и политики народаї, Ч отмечал јйзек ƒизраэли, и, добавим, историей формировани€ специфической сферы жизни общества в пе≠риод с 1652 по 1780г.

 офейни отдел€л всего один шаг от закрытых клубов, членство в которых становитс€ дополнительным социальным Ђфильтромї и ме≠стом встреч представителей привилегированных слоев, большинство которых возникло из демократических по своему характеру кофеен.


2.3. ѕроцесс формировани€ публичной сферы

»звестна точна€ дата возникновени€ первого клуба, преобразованно≠го из кофейни, Ч 1773 г., когда на месте сгоревшей кофейни Ђ” ”айтаї по€вилс€ Ђ луб ”айтаї. — целью повышени€ качества клиентуры это≠му примеру последовали Ђ—ент-ƒжеймсї и Ђƒерево  акаої, ставшие допускать в свои стены только членов клубов Ч и Ђпроцесс пошелї.

 луб с его более интимной и размеренной, по сравнению с ко≠фейней, обстановкой, особенно подходил дл€ общительных нович≠ков, нередко из провинции, которым непросто привлечь к себе вни≠мание и найти свое место в обезличенной толпе большого города. ѕотребность в при€тельстве объ€сн€ет, почему английский клуб в те≠чение столь долгого времени упор€дочивал общество, укрепл€€ уве≠ренность в себе и мужскую солидарность в зыбкой, неустойчивой среде посто€нного рыночного соперничества, перенасыщенной неженатой профессиональной молодежью и закоренелыми холост€ками, а так≠же мужь€ми, которым не сидитс€ дома.

Ёкспансивна€, беспокойна€ буржуази€ находила истинное на≠слаждение в особом укладе клуба с его успокаивающими ритуалами и регали€ми, гражданскими процесси€ми и филантропическими жес≠тами. ќсобенности клубной жизни Ч соблюдение известных формаль≠ных правил поведени€, гостеприимство, скрепленное неизбежной в мужской компании выпивкой, Ч помогали человеку найти свое мес≠то, делали его личностью, самобытной в профессиональном, регио≠нальном и даже национально-этническом смысле (например клубы лондонских шотландцев и ирландцев), а в т€желые минуты члены клу≠ба могли рассчитывать на дружескую поддержку. ѕредложение стать патроном подобной ассоциации было лестно и дл€ высшей знати.

 лубы в јнглии, как и агора в античном полисе, Ч место мужских истреч, но если вход в кофейни женщинам был заказан, то нова€ мода на общества и собрани€ открывала определенный простор дл€ женской са≠моде€тельности. ƒамы устраивают чаепити€, создают литературно-ин≠теллектуальные салоны, однако число женских обществ, среди которых преобладали благотворительные и даже смешанные клубы (музыкаль≠ные, дискуссионные и филантропические собрани€), было очень неве≠лико, ктому же они были посто€нной мишенью насмешек женофобов.

ќпыт показывал, что вслед за первоначальным взрывом вооду≠шевлени€ клубна€ жизнь обычно шла на убыль. “щательно продуман-


√лава 2. ћассова€ коммуникаци€ как социальный институт

ные правила поведени€ и этикета позвол€ли оживить и продлить ее. “ак, секрет поразительного успеха британского франкмасонства от≠части заключалс€ в его замысловатом уставе и федеративной структу≠ре, подчин€ющей все ложи одной ¬еликой ложе.

ѕроисхождение франкмасонства не€сно; единственное, что не подлежит сомнению, Ч его стремительное распространение после того, как столичные ложи в 1717 г. объединились в одну ¬еликую ложу јнглии во главе с гроссмейстером герцогом ћонтегю. „ерез восемь лет в ¬еликобритании насчитывалось 52 ложи, к 1768 г. их было почти триста, втом числе 87 в Ћондоне; к 1800 г. Ч более восьмисот, не говор€ уже о полутайных и полумистических организаци€х, вроде ќрдена сам≠цов (Order of Bucks, другой возможный перевод Ч ќрден щеголей), члены которо≠го утверждали, что его патроном был великий охотник Ќимрод.

ћасонство представл€лось чем-то вроде мини-парламента с трем€ сосло≠ви€ми Ч учениками, подмастерь€ми и мастерами, причем масоны считали себ€ поборниками общественного просвещени€, несущими идею братства и добро≠желательности, а главное Ч английское свободомыслие. Ќа деле, разумеетс€, во франкмасонских ложах, как и вообще в клубах, наблюдалась внутренн€€ напр€≠женность: братство и равенство масонов не в€зались с их сословностью и почти≠тельностью к старшим, а пристрастие к обр€дам и таинственности выгл€дело смешным в свете провозглашенной приверженности разуму и просвещению. Ќесмотр€ на массу мелочных предписаний и реб€ческую т€гу к церемони€м Ч шл€пы, курьезные обр€ды посв€щени€, тайные кл€твы и сомнительные титулы, избирательные бюллетени и черные шары, не говор€ уже о загадочных тостах, песн€х, питейных обыча€х, Ч все это, однако, давало люд€м чувство сопричаст≠ности, укрепл€ло дух товарищества.

 лубы, в отличие от кофеен, возникают не только в больших го≠родах, но и в захолустье. “ак, в городке ћейдстон кроме ќбщества полезных знаний, членами которого, как это ни поразительно, состо≠€ли Ѕенджамен ‘ранклин (1706-1790), специалист по санскриту и основоположник сравнительного €зыкознани€ сэр ”иль€м ƒжонс (1746-1794), ученый-агротехник и путешественник јртур янг (1741 Ч 1820), существовали гуманитарное общество, обеденные и питейные клубы, сельскохоз€йственное общество, музыкальное и концертное общества, крикетный клуб, политические клубы партий, клуб холос≠т€ков, общество либералов, благотворительные клубы, масонска€ ложа, а с середины 1790-х годов Ч леворадикальное ќбщество пере≠писки и, в противовес ему, јссоциаци€ ло€листов. ѕримерно такой же набор клубов существовал повсюду.


2.3. ѕроцесс формировани€ публичной сферы

Ќо все же Ђклубменї Ч Ђклубный человекї Ч благоденствовал в 18 столетии в культурных центрах и больших городах. ¬ ќксфорде тех дней были  луб вечности, ќбщество по процеживанию желе и  луб городских острословов, члены которых щегол€ли в белых чулках, се≠ребр€ных пр€жках и рубашках с рюшами, а также клубы по ловле м€ча, поэтический и философский,  луб колокольного звона (игра слов: звонить в колокол означает и напоминать о себе, привлекать внима≠ние), антикварное общество и множество благотворительных, крикет≠ных, ботанических, гребных и иных клубов при университетских кол≠леджах, не говор€ уже об антигалльском, ирландском и валлийском клубах или же масонской ложе.

ѕоистине клубным раем был Ћондон: по свидетельствам современников, каж≠дый вечер в клубах собиралось до двадцати тыс€ч человек. ѕоразительным образом число вс€ческих организаций в начале георгианской эпохи (период царствовани€ первых четырех королей √анноверской династии Ч от вступлени€ на престол √еорга I в 1714 г. до смерти √еорга IV в 1830 г.) достигало здесь двух тыс€ч; среди них были чисто при€тельские (¬еликое общество бифштексов), дискуссионные (ќбщество –обин √уда), художественно-эстетические (ќбщество дилетантов) и др.

—о временем по€вились клубы на все вкусы. ћножились спортивные клу≠бы, в частности в 1767 г. по€вилс€ ћерилебонский крикетный клуб. ¬ промыш≠ленных районах создавались научные сообщества, например Ћунное общество в Ѕирмингеме, членами которого были изобретатель паровоза ƒжеймс ”атт и зна≠менитый врач Ёразм ƒарвин, дед автора Ђѕроисхождение видовї. — 1780-х годов литературные и философские общества по€вл€ютс€ в ћанчестере, ƒерби, Ћид≠се и Ќьюкасле. ¬ провинции складываютс€ товарищества труд€щихс€, в частно≠сти кассовые клубы, выплачивающие пособи€ в случае утраты трудоспособнос≠ти или смерти. ¬ 1801 г. в јнглии и ”эльсе их было более семи тыс€ч, объедин€в≠ших примерно 670 тыс. человек. —реди высших слоев возникали общества по поддержанию пор€дка и искоренению пороков в народе, например ќбщество воззвани€, которое боролось с пь€нством, сквернословием и богохульством.

–асцвет политических клубов относитс€ ко времени царствовани€ √еорга III Ч 1760-м годам, когда возникает множество радикальных ассоциаций: јнти≠галльский клуб,  луб бифштексов,  луб јльбиона, а также масонские ложи. — 1790-х годов за€вл€ет о себе ќбщество конституционной информации, всколых≠нувшее все реформистские группы, в это же врем€ Ћондонское общество пере≠писки становитс€ главным штабом разрозненных радикальных организаций.

ќдновременно расцветают в Ћондоне и так называемые клубы неженок (molly clubs) Ч полутайные собрани€, зародыши обществ трансвеститов и гомо-


√лава 2. ћассова€ коммуникаци€ как социальный институт

сексуалистов столицы, как отражение второй и столь же существенной стороны клубного движени€ (нар€ду с его направленностью на улучшение общества и человека) Ч т€ги к гедонизму и разгулу.

 лубы были классическим продуктом зарождавшихс€ средств массовой информации, они процветали благодар€ усили€м убежден≠ных сторонников, откликнувшихс€ на потребность читающей публи≠ки принимать участие в сложной политической жизни, которую со≠здала и поддерживала культура печатного слова. ƒжозеф јддисон пи≠сал: Ђ...ќ человеке говор€т, что он Ч общественное животное, и это выражаетс€ в том, что мы используем вс€кую благопри€тную возмож≠ность и любой предлог дл€ проведени€ тех вечерних собраний, кото≠рые повсеместно именуютс€ клубамиї.

«амкнутость и узость, чрезмерна€ гор€чность в споре, нетерпи≠мость к чужому мнению Ч все это преодолеваетс€ клубной культу≠рой, как писал на своих страницах журнал Ђ«рительї, задававший тон в тогдашней печати. (¬ качестве назидательного обратного примера на страницах журнала иронически описывалась коротка€ истори€  луба дуэл€нтов, члены которого незамедлительно истребили друг друга; тех, кто не погибал на дуэли, ждала виселица в “айберне.)

ЂЌе мешкайте, создавайте клубы!ї Ч вот к чему, в сущности, призывал читателей этот журнал. » они следовали его совету: от Ўот≠ландии до —уринама собирались дл€ того, чтобы обсудить очередной номер Ђ«рител€ї, еще пахнувший типографской краской.

‘актически газеты и журналы (дл€ каждого клуба свои) все бо≠лее становились основой клубной жизни. Ќепрекращающийс€ поток печатной продукции давал ежедневную пищу дл€ клубных разгово≠ров, сплетен, анекдотов и при€тного врем€препровождени€.

¬ 1709 г. лондонский трактирщик и консервативный журналист Ќед ”орд сочинил и выпустил Ђѕолный юмористический перечень клубов и обществ Ћон≠дона и ¬естминстераї Ч шутовской путеводитель по вымышленной клубной жизни.  нига выдержала 6 изданий. ћожете не сомневатьс€, утверждал автор, нет такого изъ€на или особенности, дл€ поощрени€ которых не будет создан клуб. ≈му виделись  луб безносых и  луб длинноносых,  луб жирных,  луб не уме≠ющих одеватьс€,  луб длинных и  луб коротких. » эту игру воображени€ ”орда читатели претвор€ли в действительность. “ак что Ђ—оюз рыжихї из рассказа јр≠тура  онан ƒойла вовсе не выгл€дел чем-то причудливым или неестественным дл€ англичанина.


2.4. ѕор€дки знаний Ч информационна€ основа социальных институтов

ѕодобно масонской ложе клуб €вл€лс€ весьма противоречивым образованием: в нем проповедовалось равенство, но процветала эли≠тарность; поощр€€ общественное честолюбие и индивидуальное само≠сознание свободолюбивого человека, клубы в то же врем€ создавали новую социальную иерархию со всеми присущими ей ограничени€ми. ”пива€сь недоступными прочим мелкими и условными преимущества≠ми, члены клубов находили истинное, согревающее душу тепло в очень замкнутом и отчасти воображаемом мире. ¬ этом смысле клуб стано≠вилс€ превосходным светским заменителем и преемником церкви.

 лубы часто были не в состо€нии осуществить поставленные перед собой задачи: товарищество и взаимопомощь терпели крах, орга≠низации по борьбе с пороками сталкивались с противодействием об≠щества. “ем не менее они сыграли важнейшую роль в воспитании той общественности, которую британцы считали залогом прогресса.  лу≠бы служили узловыми центрами, где осмысл€лись новости, отраба≠тывались идеи, развивались контакты; они помогали достичь обще≠ственного согласи€, благопри€тствовали вы€влению региональных и местных особенностей. —пособству€ развитию общественных св€зей, клубы давали люд€м и группам возможность почувствовать свою при≠частность к обществу. јртикулиру€ и отграничива€ сферы интересов, они стали решающим фактором в формировании общественной куль≠туры ¬еликобритании.

2.4

ѕор€дки знании -информационна€ основа социальных институтов

ѕоследствием возникновени€ Ђобщественностиї, этой бархатной ре≠волюции Ч бархатной в том смысле, что она происходила без €вно выраженных социальных потр€сений, и революции в том смысле, что именно на ее основе сформировалс€ политический плюрализм ин≠формационной эпохи, Ч €вл€етс€ возникновение целого р€да так называемых Ђпор€дков знанийї, где каждый из Ђпор€дковї имеет свою особенную Ђконституциюї.


√лава 2. ћассова€ коммуникаци€ как социальный институт

јвтор концепции Ђпор€дков знани€ї немецкий философ √. Ўпи-нер понимает под пор€дком знани€ своеобразный способ порожде≠ни€, передачи и получени€ информации, имеющий собственные спе≠цифические регул€тивы1. ‘актически у Ўпинера речь идет об инфор≠мационной стороне социальных институтов, где каждому пор€дку зна≠ний соответствует собственна€ область или сфера социальной жизни. —истема информационно-познавательных регул€тивов де€тельности —ћ» как социального института наиболее адекватно описываетс€ в терминах Ђконституционно-правовогої или Ђпублично-правовогої пор€дка знаний, анализ которого будет сделан в конце данной главы.

ѕредложенна€ √. Ўпинером теори€ представл€етс€ на сегодн€ наиболее адекватной реали€м Ђинформационного обществаї, дава€ конкретные объ€снени€ особенност€м функционировани€ смыслообра-зующей составл€ющей всех его сфер Ч знани€ как такового.

Ўпинер выдел€ет восемь современных Ђпор€дков знанийї2.

1.јкадемический пор€док, где реализуютс€ классические прин≠ципы свободы знани€ и преподавани€.

2.јрхивно-библиотечный пор€док, служащий дл€ сохранени€ документированного знани€.

 

3.  онституционно-правовой пор€док, ориентированный на обеспечение свободы мнени€, информационных и прочих, св€занных со знани€ми, прав личности.

4. Ёкономический пор€док, где знани€ коммерциализированы и рассматриваютс€ в качестве товара.

5. “ехнологический пор€док, где обеспечиваетс€ техника изго≠товлени€ и Ђпроцессировани€ї знаний.

6. Ѕюрократический пор€док, где сосредоточены документы и данные, управл€емый в согласии с определенными принципами, ко≠торые локализованы где-то Ђмежду служебной тайной и демократи≠ческой открытостьюї.

7. ¬оенно-полицейский пор€докЧдл€ особого рода знани€, св€≠занного с проблемами безопасности, Ч техническое, бюрократичес-

1 Spinner H. Die Wissensordnung. Ein Leitkonzept fur die dritte Grundordnung
der Informationszeitalter. Opladen: Leske + Budrich, 1994.

2 Spinner H. Op cit. S. 16-17.


2.4. ѕор€дки знании


Ч информационна€ основа социальных институтов





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-06; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 515 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—вобода ничего не стоит, если она не включает в себ€ свободу ошибатьс€. © ћахатма √анди
==> читать все изречени€...

2133 - | 1883 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.054 с.