Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


√лава 11. ƒореволюционные словари




–ассказ о светской философии был бы неполным без хот€ бы краткого разбора пон€ти€ Ђдушаї, использовавшегос€ в словар€х той поры.

—обственно философских или психологических словарей до революции в –оссии вышло мало.

¬ самом начале дев€тнадцатого века профессор јлександр √алич составил небольшой словарик, который сделал приложением ко второму тому своей Ђ»стории философииї. ќпыт этот был первым и потому не слишком удачным. «ате€нное им издание ЂЋексикона философских предметовї, кажетс€, завершилось первым томом (ј-¬). «атем в середине века —ильвестр √огоцкий создал Ђ‘илософский лексиконї, который потом переработал и выпустил как краткий Ђ‘илософский словарьї. ќ нем € расскажу, когда дойду до религиозной философии.

» в 1904 году Ёрнест –адлов создал Ђ‘илософский словарьї, который переиздал в 1913. Ётот словарь и стал кратким итогом всей русской философии той поры.

ќднако, кроме собственно философских словарей, в –оссии посто€нно издавались какие-то иные словари. ћногие стали переводами зарубежных словарей, что приводило к курьезам. ¬ них могли вовсе отсутствовать некоторые русские пон€ти€, вроде души, а учение о душе и само пон€тие о ней выводилось из чего-нибудь иностранного, и в силу этого позвол€вшего владельцу такого справочника выгл€деть образованным.

»ли, как, к примеру, в ЂЌастольном словаре дл€ справок по всем отрасл€м знани€ї, выпущенном в 1864 году ¬. –. «отовым и ‘. “оллем, разговор о психологии рождалс€ из рассказа о ѕсихее. ѕоскольку именно словари распростран€ли расхожие пон€ти€, € просто приведу эту статью почти целиком, лишь слегка сократив печальную повесть о любви јмура. Ёто даст прекрасное представление о том, как русский интеллигент времен начала естественнонаучной революции отрывалс€ от своего народа.

Ђѕсихе€, девушка редкой красоты, внушивша€ любовь јмуру...

ѕсихизм, учение о том, что душа есть нечто отвлеченное невещественное и чисто духовное.

ѕсихиатри€, наука о душевных болезн€х: так называетс€ преимущественно лечение разных видов помешательства, одна из самых трудных частей в медицине. <...>

15 «аказ є1228 225

 

 руг четвертый Ч —лой первый Ч ¬ек дев€тнадцатый

ѕсихологи€, наука о душе, о ее качествах и природе: одна из темнейших частей философии.

ћногие отвергали психологию как науку, другие присоедин€ли ее к физиологии. ѕсихологию раздел€ют на эмпирическую, или экспериментальную, и на рациональную. ѕерва€ подраздел€етс€ на три части: на исследование чувств, ума и воли.

ѕсихологи€ известна была древним философам. —ократ, ѕлатон, јристотель говорили уже о ней. ¬ новейшие времена возобновил ее ƒекарт, продолжали Ћокк, ём, Ѕраун, ¬ольф и  антї.

„ерез тридцать лет в 1893 году сложившеес€ в русском обществе Ђобразованноеї пон€тие о душе закрепл€етс€ словарем Ѕрокгауза и ≈фрона. »х словарна€ стать€ о душе достаточно велика, но все же не сопоставима со стать€ми, посв€щенными душевным болезн€м. Ќаверное, это было св€зано с тем, что естественнонаучна€ медицина уже сильно запугала общество угрозой этих болезней, привива€ свои взгл€ды. —ловарь €вно продолжает традиции просветительства и несет в общественное сознание научные взгл€ды на вещи.

Ђƒуша (в этнологическом отношении). ¬ерование или убеждение, что наша мысль, чувство, вол€, жизнь обусловливаетс€ чем-то отличным от нашего тела, хот€ и св€занным с ним или имеющим в нем свое местопребывание, свойственно, по-видимому, всему человечеству, и может быть констатировано на самых низких ступен€х культуры, у самых первобытных племен.

ѕроисхождение этого веровани€ может быть сведено, в конце концов, к самочувствию, к признанию своего "€ ", своей индивидуальности, более или менее тесно св€занной с материальным телом, но не тожественной с ним, а только пользующейс€ им как жилищем, орудием, органом. Ёто "€ ", это нечто духовное или, в более примитивном представлении, это движущее начало, эта "сила", наход€ща€с€ в нас Ч и есть то, что первобытный человек соедин€ет с представлением о "душе ".

Ќо подобное же движущее начало представл€ют, кроме человека, животные, растени€, даже многие предметы неорганической природы. ¬олнующеес€ море, сверкающа€ молни€, завывающий ветер, бегущее по небу облако, гор€щий огонь, низвергающийс€ с горы камень Ч точно так же, как и тикающие часы, играюща€ табакерка, движущийс€ пароход, Ч все это способно вызывать представление о двигающей или про€вл€ющейс€ силе, а так как сила, по аналогии с человеческой, предполагает ее производител€, некоторую действующую личность, то во всех этих формах или про€влени€х силы и движени€ можно тоже предполагать некоторое Ђ€ї, некоторое движущее начало или "душу".

» действительно, многие дикари пользуютс€ одним и тем же словом, обозначающим у них "душу ", дл€ названи€ всего выказывающего известную силу или движение, но невидимого или непон€тного, как, например, механизма часов и т. п.ї.

 ак вы понимаете, дальше все эти глупости первобытных недоумков легко свод€тс€ к их необразованности. ј основание просто: если какой-то дикарь способен ошибатьс€, значит, все дикари ошибались всегда и во всем! √лава 11. ƒореволюционные словари

ј чтобы это доказать, достаточно найти возможное ошибочное рассуждение, которым они, несомненно, и пришли к своим пон€ти€м. » плевать, так ли в действительности они к ним приходили, главное, чтобы это предположение выгл€дело возможным и глупым с точки зрени€ науки:

Ђ¬ приложении к человеческой душе убеждение в ее отдельности от тела и способности покидать последнее могло возникнуть и укрепитьс€ на основании наблюдений над €влени€ми сна, обморока, смерти. „еловек во сне недвижим, не видит, не слышит, но может чувствовать себ€ в различных положени€х, посещать различные местности, говорить с различными лицами, даже давно умершими. ѕосле обморока человек "приходит в себ€ ", то есть душа его возвращаетс€ в тело. Ќаконец, в случае смерти душа покидает тело окончательно.

Ёту расстающуюс€ с телом субстанцию народна€ мысль представл€ет себе как дыхание, дуновение, легкое облачко, пар, тень, летающую бабочку или птичку; но особенно распространено сравнение с дыханием, следы которого сохранились и теперь в €зыках культурных народов (анима, греч. анемос, санскр. атман Ч дух, дыхание, душа, спиритус, психе, пневма и т. д.)ї.

—тать€ эта настолько показательна, что нет надобности объ€сн€ть многие места в сочинени€х философов. Ёто простонаучна€ часть их рассуждений.

¬ начале двадцатого века русские словари совсем уход€т от разговора о душе и переход€т ко вполне современному рассказу о Ђпон€тии душиї. ярким примером такого подхода €вл€етс€ Ђ—ловарь русского библиографического »нститута √ранатї, дл€ которого статью о душе написал известный тогда русский психолог Ќиколай Ћанге. ѕриведу только самое начало статьи.

Ђƒуша. ѕон€тие о душе прошло длинный и сложный путь исторического развити€, начина€ от первоначального анимизма и вплоть до современных научных и философских воззрений. Ёти современные воззрени€ могут быть вполне пон€ты и оценены лишь в такой исторической перспективеї.

» далее даетс€ обширный очерк воззрений на душу, начина€ от Ђпервичного анимизмаї и до ¬ундта, ƒжеймса и Ёббингауза. –усские мыслители в статье, конечно же, не поминаютс€, а в библиографии приведены указани€ на работы Ћосского и –адлова, которые € даже не стал разбирать, настолько они не показательны дл€ русской науки о душе. ¬еро€тно, Ћанге выбирал тех, кто лучше всего подходил дл€ его целей.

¬прочем, представление о том, как видел душу Ёрнест Ћеопольдович –адлов (1854Ч1928), можно получить по его Ђ‘илософскому словарюї. ѕоскольку он у нас не переиздавалс€ уже столетие и стал редкостью, € приведу его статью о душе почти полностью.

Ђƒуша (от дышать, animus) Ч принцип жизни, ощущени€, воли, мышлени€ и чувства. ѕредмет исследовани€ психологии.

ѕредставление о душе возникает в человеке весьма рано, благодар€ единству сознани€ и единству жизни, в отличие от вечной смены элементов в теле. ƒушу первоначально представл€ли себе в виде тонкой материи, потом постепенно пришли к представлению о душе, как носительнице €влений сознани€. ¬последствии старались освободитьс€ и от этого представлени€ субстрата, рас-  руг четвертый Ч —лой первый Ч ¬ек дев€тнадцатый

сматривал душу лишь как отвлеченное пон€тие, как название дл€ известных состо€ний сознани€.

ќднако, признава€ вполне правомерным стремление эмпиризма освободитьс€ от пон€ти€ субстанциальности души, вр€д ли все-таки возможно смотреть на душу, лишь как на название дл€ различных состо€ний сознани€, ибо все-таки эти состо€ни€ объединены и представл€ют некоторое целое; это не просто "пучок идей ", а нечто цельное, некотора€ объединенна€ де€тельность.

Ќа душу возможны два основных взгл€да: субстанциальный и актуальный (¬ундт), то есть можно защищать мысль, что душа есть субстанци€ и что она есть энерги€.  ак в том, так и в другом случае, природу души, в св€зи с общими представлени€ми о природе, можно представл€ть себе различно.

¬о-первых, дуализм создает представление о душе, как о субстанции вполне различной от тела и материи и имеющей свои признаки. ƒуализм определ€ет оба начала противоположными признаками, причем дуализму приходитс€ прибегать ко всем искусственным теори€м окказионализма или параллелизма, или же к непон€тной теории физического вли€ни€.

¬ действительности человек не состоит из души и тела, как двух противоположных начал, а представл€ет единство, в котором протекают физические и психические €влени€. ѕоэтому дуалистические представлени€, весьма удобные дл€ разграничени€ пон€тий, приходитс€ оставить и встать на точку зрени€ монизма, который не делает противоположности между душой и телом. ћонизм может быть трех видов: материалистический, идеалистический и монизм в тесном смысле слова (учение о тожестве).

ћатериализм смотрит на душу как на функцию тела или же как на более тонкое тело (ƒемокрит). Ёто, несомненно, одностороннее учение, весьма хорошо и подробно рисующее зависимость психических €влений от телесных (психические болезни, рост организма и т. д. и т. п.), но не могущее объ€снить обратного, то есть зависимости телесных изменений от состо€ни€ сознани€ (например, движение). “олковать факт зависимости как тожество материализм права не имеет.

»деализм имеет противоположные достоинства и страдает тою же односторонностью, что и материализм. –ису€ соблазнительную картину, доказывающую, что тело есть функци€ и орган души, идеализм в праве указать на р€д фактов, подтверждающих его, но нельз€ не признать, что многие факты объ€сн€ютс€ лучше с точки зрени€ материализма. —ила идеализма заключаетс€ в том, что он может с полным правом отвергнуть излишние прит€зани€ материализма. ƒоказательность же идеализма заключаетс€ скорее в области гносеологии, чем психологии.

Ѕольшие выгоды представл€ет учение, рассматривающее душу как одну из сторон существа, обладающего множеством качеств, из коих два особенно €сно выступают перед нашим сознанием: это прот€жение и мышление. Ётой форме монизма учил первоначально —пиноза (ƒуша не есть субстанци€, а модус атрибута), а потом Ѕэн, в особенности же ‘ехнер, ѕаулъсен, –иль, —пенсер, ¬ундт и т. д. "Ќужно предположить, Ч говорит ¬ундт, Ч что так называема€ душа есть внутреннее бытие того же единства, которое мы внешним образом познаем как тело, принадлежащее душе ". √лава 12. ƒуша человека. ‘ранк

Ёта точка зрени€ на душу имеет большие преимущества; сохран€€ за душой значение самосто€тельного принципа, эта точка зрени€ не порывает св€зи с остальным миром, и вопрос о взаимодействии двух противоположных начал оказываетс€ если и не решенным, то благополучно обойденнымї.

Ќа этой пронзительной мысли € обрываю –адлова. ≈го словарь подвел итоги всех последних битв на поле души и очень точно обрисовал, как и из чего складывалось философское пон€тие о душе в начале двадцатого века.

¬ сущности, состо€ние психологической науки того времени очень похоже на современное: это зат€нувша€с€ болезнь, в ходе которой делаетс€ множество суетливых действий, в итоге которых вопрос о душе оказываетс€ если и не решенным, то благополучно обойденным.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-09-20; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1436 | Ќарушение авторских прав


Ћучшие изречени€:

—вобода ничего не стоит, если она не включает в себ€ свободу ошибатьс€. © ћахатма √анди
==> читать все изречени€...

2090 - | 1843 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.014 с.