Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


√лава 1. –ассуждение о безбожии. ѕрокопович




ѕервым € кратко расскажу о ‘еофане ѕрокоповиче (1681Ч1736).

—овременные философские словари почему-то его почти не упоминают. ѕри этом ј. «амалеев, нисколько не преувеличива€, пишет о нем:

Ђ„еловек высочайшей образованности и таланта, ѕрокопович с молодости отличалс€ самой широкой толерантностью в вопросах религии. ќн начал свое образование в  иево-ћогил€нской академии, но затем перешел в унию и стал студентом коллегии св. јфанаси€ в –име. ¬ этом учебном заведении готовились католические миссионеры дл€ православных стран.

«десь проходил обучение »патий ѕоеций, инициатор Ѕрестской ”нии (1596), оторвавшей от православной церкви большую часть ”краины и Ѕелоруссии. ¬ыпускником коллегии был также ёрий  рижанич, хлопотавший перед царем јлексеем ћихайловичем о создании ¬сеслав€нского единства под сенью римской курии.

¬еро€тно, подобна€ де€тельность была уготована и ѕрокоповичу. Ѕлагодар€ своим недюжинным способност€м он сумел быстро выдвинутьс€ вперед и удостоитьс€ внимани€ самого папы  лимента XI. ¬ окт€бре 1701 года состо€лась публична€ защита диссертации ѕрокоповича, и ученый совет, мину€ степень магистра, сразу присудил ему степень доктора богослови€. Ёто было знаком высокого довери€, и оно оказывалось неспроста.

Ќо случилось нечто такое, чего не ожидал никто. ¬ ночь на 28 окт€бр€ 1701 года новоиспеченный доктор тайно бежал из –има и отправилс€ пешком в путешествие по «ападной ≈вропе. „ерез год он возвратилс€ в  иев, снова перешел в православие и приступил к чтению лекций по риторике и философии в академииї («амалеев. Ћекции, с. 106Ч107).

¬от такой внезапный человек это был. „ем-то напоминающий Ћомоносова. » ѕетр не зр€ сделал его главой своей Ђученой дружиныї Ч союза философов, которых можно считать творцами идеологии великого переворота, сотворившего современную –оссию.

ѕервым о нем написал в шестой части своей знаменитой Ђ»стории философииї јрхимандрит √авриил в 1840 году. Ќаписал несколько сдержанно, но зато привел изр€дный кусок из Ђ–ассуждени€ о безбожииї, опуб-  руг четвертый. Ќаучна€ и духовна€ философи€ Ч —лой второй

ликованного ћосковским университетом в 1774 году, который считал показательным дл€ всей философии ѕрокоповича. „то знаменательно, эта выдержка начинаетс€ со слова Ђдушаї и вс€ посв€щена рассуждени€м о ней. ќна дает очень четкое представление о том, какое пон€тие души несла Ђучена€ дружинаї. я чуть-чуть перевожу €зык восемнадцатого столети€ на современный русский.

Ђƒуша человеческа€ есть невещественна€, то есть и бестелесна€ и бессмертна€.

Ќевещественна€ потому, что движение ее не что иное есть, как только единое помышление, которым душа бесчисленные объекты, то есть представл€емые себе вещи различные, постигает, и будто записывает, и записанное хранит, словно в неких неисчерпаемых сокровищницах, и когда захочет, произносит их в неудобоверительной скорости с чудесным и неизреченным благочинием, без вс€кого замешательства.

» такое это написание не всегда бывает простое, но из многого сложенное: поскольку одних вещей идеи или образы с другими же разными образами соедин€ет; что у философов аргументацией называетс€ї (÷ит. по: √авриил, с. 46).

¬ сущности, это картезианство. ƒуша Ч это то, что мыслит. » бессмертна она потому, что бестелесна, то есть невещественна. ¬торой составл€ющей души €вл€етс€ вол€. “ак что эта картезианска€ основа, веро€тнее всего, была усложнена вольфианством, о котором рассказ впереди.

„то принес в –оссию этот взгл€д на душу? ¬о-первых, конечно, европейскую науку и философию, развивающиес€ из восхищени€ перед человеческой способностью мыслить. ¬о-вторых, и это вскоре привьетс€ как в светской, так и в религиозной философии, отход от созерцани€ души к попыткам ее доказывать. ¬ыражение Ђдоказывать душуї звучит странно и неловко, но зато оно полностью соответствует тому, что привнесло картезианство, а за ним французский материализм в сознание современного человека. ј именно самоощущение ученого или просвещенного человека, что он выше всех этих детских глупостей, которыми жило человечество. ѕросветившись, € теперь одной своей волей, которую называю разумом, отмен€ю все, что люди знали о мире. я превращаю все ваши знани€ лишь в условные пон€ти€, с которыми могу делать все, что захочу. «десь € бог! ”словный бог в условном мире, надо полагать...

» вот вс€ европейска€ философи€ упиваетс€ своей странно-условной властью над миром, выписыва€, приблизительно, такие философические крендел€:

Ђ»бо поскольку душа, как показано, есть невещественна€ и бестелесна€, то она есть и не рождаема€ и не умирающа€ї (“ам же, с. 48).

„то здесь сказано, если разобратьс€? ј то, что ѕрокопович, как это свойственно всем люд€м науки, вз€л за исходное в своем рассуждении какие-то кажущиес€ ему бесспорными очевидности Ч в частности, утверждение, что душа бестелесна и невещественна, а уж на этом построил Ђжелезную аргументациюї, логически привод€щую к тому, что в таком случае, она не может быть рождена, Ч ведь рождать, как мы это видим, можно только √лава 2. ”знай себ€. —коворода

тела, Ч и не может умереть, поскольку смерть есть разложение, а разлагатьс€-то и нечему! ¬от как ловко обманул смерть бойкий философ!

„то такое бестелесность? „то такое вещество? Ќевещественна ли душа в действительности? ¬ конце концов, да что такое эта сама€ душа?! ¬се это философию просвещени€ не интересовало. ќна была зан€та выстраиванием достаточно огромного пол€ ув€занных между собой утверждений, чтобы не нашлось ума, который бы смог охватить все его единым взгл€дом и так обнаружить, что король голый.

ѕо существу, философи€ Ђученой дружиныї и прорывающегос€ сквозь нее в –оссию европейского ѕросвещени€ не была философией. Ёто идеологи€, как прин€то говорить на €зыке партийной борьбы. “о есть набор или система идей, способных увлекать воображение людей, позвол€€ ими управл€ть.   сожалению, этот подход до сих пор очень силен в умах профессиональных философов. ќни все еще вер€т, что философи€ может править умами, как это было во времена молодого русского государства.

  сожалению, идеологии мен€ютс€, и политизированна€ философи€ больше не нужна. Ћибо она должна стать откровенной идеологической службой власти, либо философам придетс€ вспомнить о мудрости и о той мечте, котора€ лежала в основани€х философии.

ј это поиск истины. »стины о мире или о себе. ѕрокопович же еще много рассуждает о душе как о мыслительной способности человека, но то, что останетс€ после него в русском философском понимании души, € привел. ¬ сущности, это безмерна€ вера в силу человека и его ума. » ведь Ќаука действительно смогла помен€ть лицо планеты! Ёто настолько впечатл€ет, что хочетс€ забыть про себ€, про бога и просто сдатьс€ на милость победителю, чтобы не упустить свой кусочек благ с ее щедрого стола...





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-09-20; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1410 | Ќарушение авторских прав


Ћучшие изречени€:

Ќадо любить жизнь больше, чем смысл жизни. © ‘едор ƒостоевский
==> читать все изречени€...

2107 - | 1840 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.009 с.