Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Сословное деление и религия осетин




Осетины — единственный народ на Северном Кавказе, язык которого принадлежит к индоевропейской семье языков. Их предки — аланы, расселялись на обширной территории, играя в отдельные периоды ключевую роль в истории Кавказа. По мнению выдающегося осетинского ученого В.И. Абаева «термин allon представляет безупречное с фонетической стороны оформление древнеиранского вryona — арийский...».7 Этническое название «аланы» появляется в письменных источниках, начиная с I века н.э. — в сочинениях Плиния Секунда8, Дионисия9, Иосифа Флафия10, армянского историка Мовсеса Хоренаци11. Появившийся в I веке н.э. этноним «алан» был распространен применительно к обширной территории — от Северного Причерноморья до восточных окраин Северного Кавказа.12 Одни исследователи истории алан относят их появление в этих районах (в связи с появлением самого этнонима) к первым векам н.э., другие рассматривают алан в генетической связи с предшествующим скифо-сарматским населением и относят их появление на Северном Кавказе и Северном Причерноморья к более раннему периоду, до начала н.э. В любом случае осетины являются наследниками древней культуры, которая сохранялась на протяжении веков в их традициях, обычаях и обрядах.13

Сами осетины называли себя «ирон адам» — «иронский народ», а свою страну — Иристон. Грузины называли их овси, а страну — Овсети, Осети. Черкесы называли осетин ассами, в русских летописях они известны под именем аланов и яссов.14 Потесненные в ущелья Кавказских гор сперва монголами, а затем войсками Тамерлана, они значительно изменили свой традиционный жизненный уклад. Попав под влияние Грузии и окрепшего в XIV—XVI веках кабардинского этноса, осетины меняли не только социальный уклад жизни, но и свою конфессиональную принадлежность.

Осетины с большим трудом приспосабливались к новым условиям, обживая суровые горные теснины. У стороннего наблюдателя суровость природных условий, в которых приходилось выживать осетинам, вызывала искреннее сочувствие: «...Страна эта замкнутая и недоступная для влияния внешних врагов по причине высокой ледовитой и снежной горы, на которой лед высотою в 20 и 30 саженей летом; еще по причине тесноты и высоких утесистых скал и рек, больших и быстротекучих... Здесь нет леса за малым исключением... и потому некоторые привозят [дрова и лес] с Черкезской горы, а другие отапливаются кизяком... Плодородность этой страны незначительна, ибо никакие другие зерна не родятся, кроме пшеницы, ячменя и овса по причине холода, позднего лета и ранней осени, но и это не засеивается изобильно по малоземелью и скалистой местности, а что сеют, дает весьма обильный и большой урожай, и если ударит град, что бывает тут часто, терпят сильный голод...».15

Расселившись по ущельям Кавказского хребта, к XVII—XVIII веков осетины образовали пять главных групп, отличающихся друг от друга как в бытовом укладе, так и по языковым диалектам: дигорцы (говорят на дигорском наречии); алагирцы, куртатинцы, тагаурцы (всех их объединяет общий иронский диалект), и туальцы (южные осетины, говорят на туальском наречии). Южные осетины (туальцы) длительное время входили в состав Грузинского царства, среди них очень рано (IV в.) начало распространяться христианство; однако дохристианские верования оказались настолько стойкими, что в той или иной форме сохранились вплоть до наших дней.16

Ислам к аланам начал проникать очень рано, в период первых завоевательных походов арабов на Кавказе. Но не всеми предками осетин он воспринимался однозначно, лишь незначительная часть алан становилась убежденными мусульманами. Некоторые принимали ислам под давлением обстоятельств или в политических целях. Для кого-то «религия арабов» была и вовсе неприемлема в силу того, что эти аланы входили в состав антиарабских политических союзов. В целом же можно предположить, что аланы с интересом отнеслись к новой религии и связанной с нею культурной традиции. Как и в случае с христианством, аланы смотрели на ислам в познавательном плане. Знакомством с новой культурой они обогащали свою традиционную религию, связанную с природными культами.

Проникновение и закрепление ислама среди части осетинского общества продолжалось на протяжении длительного периода, начиная от первых арабских походов на Северный Кавказ в VII веке. Довольно быстро народы Кавказа оказались вовлеченными в орбиту арабского влияния, арабской идеологии и арабской культуры. Народы Закавказья, Северо-восточного и Центрально-Северного Кавказа либо принимали ислам, либо становились данниками-зиммиями арабов. Сегодня трудно определить, какой процент алан стали мусульманами в период арабских завоевательных походов и установления арабского протектората в соседних Грузии и Дагестане. Возможность маневрировать, скрываясь в горном пространстве помогала тому, что число мусульман не становилось настолько высоким, чтобы говорить о глубоком процессе проникновения ислама в народные традицию и быт. В то же время, определенная часть алан служили в качестве наемных воинов в арабской армии и, видимо, были вынуждены становиться мусульманами. Нельзя исключать, что некоторые из них выезжали для дальнейшего обучения в исламские школы в Тифлисский и Дербентский эмираты; вполне возможно, что некоторые из предков осетин в VIII—IX веках могли побывать в арабских странах.

После окончательного разгрома Тамерланом аланского царства, кабардинцы завладели всеми выходами на плоскость из занятых осетинами ущелий, и осетины стали платить дань кабардинским князьям. Расположенные на северных склонах Главного Кавказского хребта осетинские общества заимствовали у своих соседей-кабардинцев и общественно-политический строй, и устойчивую ориентацию на ислам. Наибольшему влиянию кабардинцев подверглись их ближайшие соседи дигорцы, несколько слабее это влияние было на тагаурцев.

У куртатинцев не сформировалось детально выработанного деления на сословия, подобно тому, как это восприняли дигорцы и тагаурцы, однако не было и полного отрицания сословного деления. Наиболее удаленные от Кабарды алагирцы сумели сохранить свою родовую демократию, отрицавшую принцип сословного неравенства.

С высшими сословиями осетины связывали бытовавшие на протяжении многих лет предания. Так, например, дигорцы считают, что баделята ведут свою родословную от Бадели, который пришел в Дигорию из Маджара — многолюдного города, построенного в золотоордынскую эпоху и заселенного в основном кипчаками.17 Европейский путешественник XVI века И. Штедер писал в своем дневнике о том, что баделята являются братьями, потомками маджарского хана. Они пришли в Дигорию после разрушения Маджар. Местные жители приняли их как гостей, и они поселились в южной части ущелья. Поскольку они поселились в месте, замыкающем ущелье, то исполняли обязанности по его охране и получали за это добровольные пожертвования от жителей. Эта охрана и собираемая дань стали со временем наследственными. Вскоре баделята «сделались защитниками слабых семей, приобрели этим расположение народа, снискали себе всеобщее влияние и в результате защиты дигорцев сделались постепенно их властителями».18

Историк Грузии Вахушти Багратиони так характеризовал конфессиональную градацию среди осетинских сословий в средние века: «В старину все они по вере были христианами.., но в нынешнее время... только именуются христианами, что соблюдают великий пост, почитают и поклоняются иконам, церквам и священникам, а во всем другом несведущи... Но в Тагаури, Куртаули, Валагири, Дигории и Басиане главари и знатные суть магометане, а простые крестьяне — христиане, но они несведущи в той и другой вере: различия между ними состоят лишь в том, что кушающие свинину считаются христианами, а кушающие конину — магометанами».19

В начале XIX века у северных осетин (иронцев и дигорцев) были уже ярко выражены предпочтения, отдаваемые двум мировым религиям — исламу либо христианству. Среди южных осетин преобладали природный политеизм и в некоторой степени христианство. К моменту присоединения Грузии к России в 1801 году туальцы были практически изолированы от северных осетин.20 В этот период их насчитывалось до 25 тысяч человек.21 Одна треть туальцев, живущих по верховьям рек Арагвы, Ксана, Большой и Малой Лиахвы и Паци, находились в полукрепостной зависимости от грузинских владельцев. Вторая их треть, живущие в ущельях между Главным Кавказским хребтом и параллельным ему южным отрогом, были только данниками грузинских царей или князей, владевших выходами из ущелий в долины. И третья часть туальцев, живших на северных склонах по верховьям реки Ардон, находилась вне влияния грузинских князей. Эксперты военно-исторического отдела Кавказского военного округа, относительно конфессиональной принадлежности и политического устройства туальцев писали следующее: «Те же непроходимые горы, отделившие их от общения с остальным миром, и отсюда та же смесь христианства с язычеством, тот же родовой культ и то же отсутствие какого бы то ни было политического устройства. Дело, однако, обстояло здесь тем хуже, что туальцы не имели никакой племенной связи с грузинами и пользовались всяким несчастием в этом многострадальном царстве, чтобы спускаться с гор и делать хищнические набеги на ближайшие селения, угоняя скот и уводя пленников».22





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-09-20; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2299 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Бутерброд по-студенчески - кусок черного хлеба, а на него кусок белого. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2464 - | 2389 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.