Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


’ристианство у осетин в IVЧ’VI веках. ¬ли€ние ¬изантии, јрмении, √рузии




–аспространение христианства у осетин происходило неравномерно, в отдельные периоды. ќно проникало к осетинам-аланам большей частью из √рузии, особенно в ’I Ч начале XIII века. Ќо первое знакомство осетин с христианством произошло гораздо раньше: южные осетины или туальцы прин€ли христианство из «ападной √рузии (Ћазики) в IV веке.74 —в€та€ Ќина (Ќуне) (по некоторым данным, дочь сестры иерусалимского патриарха и воина ћаксимилиана) начала проповедь христианства в √рузии, а в 318 году, воодушевленна€ успехом, Ђотправилась наставл€ть пречистыми устами своими и другие области.., начина€ от кларджев близ аланских ворот и касп до пределов маскутов...ї.75 “аким образом, св€та€ Ќина распростран€ла христианство от јланских ворот до пределов ћассагетии («акаспи€ и ѕриараль€). ѕостепенно, вследствие усилени€ персидского вли€ни€ в Ћазике, грузинска€ проповедь среди народов  авказа и «акавказь€ была ослаблена.

ѕриобщение народов —еверного  авказа к христианству считала своей насущной потребностью јрмени€, где христианство было прин€то в качестве государственной религии в начале IV века. Ќаиболее перспективным дл€ проникновени€ христианства был путь через ƒарь€льский проход, поскольку ƒербентские ворота находились под контролем —асанидского »рана, преп€тствующего распространению здесь христианства из-за своей приверженности зороастризму. јрм€не стремились распространить христианство и письменность среди алан, наде€сь, что в дальнейшем это послужит защитой от опустошительных набегов с территории јлании на јрмению. »сторик јрмении ‘автос Ѕузанд, говор€ о христианской миссии јрмении среди северокавказских народов, вложил в уста одного из представителей этих народов следующие слова: Ђ...Ёто делаетс€ по наущению арм€нского цар€. Ёто он послал √ригориса к нам, чтобы пресечь наши грабительские набеги на его страну. ƒавайте изымем его и совершим набег на јрмению и наполним страну нашу добычейї.76

¬прочем, аланские набеги вызывали беспокойство и в √рузии: в 449 году осы в союзе с хазарами и адыгами предали страшному разорению  арталинию77, увели огромное число пленных, среди которых была трехлетн€€ дочь цар€  арталинии ћирдата. „ерез  артли осы прошли в  авказскую јлбанию, разорили ее, и через ƒагестан возвратились в ÷ентрально-—еверный  авказ. ¬ 455 году шестнадцатилетний сын ћирдата ¬ахтанг, призванный на престол, начал приготовлени€ к войне против овсов в отмщение за разорение  артли. ¬ поход были призваны все народы, подвергавшиес€ ранее аланским набегам, в том числе и персы, проживающие на территории  авказской јлбании. Ђ артлис ÷ховребаї сообщает в св€зи с этим, что: Ђ¬се с увлечением спешили к знаменам юного цар€. ƒавно уже √рузи€ не видала такого громадного ополчени€ї.78

ѕо приказу ¬ахтанга войска направились через горы к ƒарь€льскому ущелью. ” входа в ущелье по обеим сторонам “ерека расположились лагерем осетины со своими союзниками хазарами в ожидании схватки. » тогда состо€лась легендарна€ схватка ¬ахтанга с ќсом Ѕагатаром и “арханом ’азарским. ¬ытеснив алан и их союзников на плоскость, войска ¬ахтанга начали Ђпредавать огню и мечу все, что противилось их страшному потокуї.79 ѕреследу€ убегающего противника, ¬ахтанг, через территории, зан€тые аланами, хазарами и адыгами, вступил в земли печенегов, Ђнарода сильного и многочисленногої. ¬з€в здесь богатую дань, он вновь проследовал через адыгские, хазарские и аланские земли к ƒарь€лу. ќн потребовал от алан выдать ему сестру и всех плененных в 449 году, Ђвз€в притом дань несметным количеством лошадей и скота...ї.80

¬ VI веке (562 г.) византийский император ёстиниан I заключил с персами мир, по которому грузинское царство Ћазика отошло к римл€нам. ¬еро€тно, именно в этом году ёстиниан совершил первый поход на территорию современных ќсетии и  абарды, на которой в то врем€ рассел€лись аланы, после чего получил титул Alanicus.81 ќн подчинил себе все горские народности от “ерека до  убани, после чего у осетин вновь начало распростран€тьс€ христианство. ёстиниан пошел на некоторые уступки дл€ √рузии: в частности, разрешил избрание католикосов из грузин, а не из греков. ѕри ёстиниане были приглашены в √рузию предки ксанских и арагвских кн€зей-эриставов. ќни получили от него почетные одежды и гербы.82

¬ большей степени миссионерска€ де€тельность ёстиниана затронула —еверо-западный  авказ: постепенно греческое духовенство проникало в  авказские горы; началась постройка церквей; по€вились епископы, пришедшие из √реции. ёстинианом на  авказе было учреждено два епископства Ч в Ќикопсисе на “аманском полуострове и в местности  ызбурун, неподалеку от современного Ќальчика.83 Ѕольшой попул€рностью им€ ёстиниана пользовалось у адыгских народов. ѕо народным сказани€м, ёстин или ёстус (так они называли ёстиниана) был союзником адыгов и даже называл себ€ адыгейским вит€зем. јдыги настолько боготворили ёстиниана, что на прот€жении веков сохранили кл€тву юстиниановым троном.84

Ќекоторые исследователи считают, что к числу церквей, сооруженных при ёстиниане I можно отнести ёс-ƒзуар близ аула √альата в ƒигории.85 “аким образом, возможно, древние осетины-аланы включали в свои домонотеистические культы элементы христианской обр€довости.86

–аспространение христианства на аланские земли продолжалось и позже, при ёстиниане II (–инотмете), который в 579 году направил посольство к хазарам.87 ќднако, он не сумел подобно своему предшественнику изолировать √рузию от мощного персидского вли€ни€. ’роника свидетельствует, что Ђслабый преемник ёстиниана, ёстин II предал страну эту на произвол Ќуширвана...ї.88 ј в начале VII века продвижение христианства на  авказе и в «акавказье было приостановлено в св€зи с мусульманскими походами арабских завоевателей.

’ристианска€ мисси€ у осетин возобновилась в XII веке. —троительство целого р€да христианских храмов народное предание св€зывает с именем грузинской царицы “амары, правление которой в √рузии пришлось на 1184Ц1207 годы. “амара была в близких родственных св€з€х с аланами-овсами; ее происхождение по линии матери св€зано с царствующей династией алан. ѕервый брак “амары был заключен с √еоргием Ѕоголюбским Ч сыном великого кн€з€ јндре€ Ѕоголюбского, а второй Ч с ƒавидом-—осланом, сыном аланского цар€ ƒжадароса.89 ќсетины же подпали под большую зависимость грузинских кн€зей-мтаваров.

¬ св€зи с нашествием на  авказ монголов (1218 г.) распространение христианства у осетин было вновь прервано.90 ¬ конце XIII века осетины выступили против грузин и вз€ли г. √ори, в котором они находились под покровительством монголов в течение нескольких лет. ѕосле весьма длительного периода, строительство церквей грузинскими миссионерами в горных районах ёжной и —еверной ќсетии возобновилось в XVЧXVI веках. — именем грузинских миссионеров св€зана и последующа€ христианизаци€ осетин, проход€ща€ под руководством русского правительства в XVIII веке.

ќсетинска€ духовна€ комисси€ (1745Ц1793)

”крепление и расширение позиций –оссии на —еверном  авказе привело к постройке в 1735 году  изл€рской крепости и созданию в 1739 году  изл€рской укрепленной линии, состо€вшей из нескольких новых станиц. ¬ результате увеличилось число церковных приходов с православным русским населением. «а дес€ть лет до этого, в 1725 году на “ереке не было и дес€ти церквей. «а XVIII век астраханские архиереи посетили “ерек всего четыре раза. „ерез п€тьдес€т лет здесь насчитывалось 15 церквей, обслуживавших преимущественно русское население.

¬ 1745 году в  изл€ре была основана ќсетинска€ духовна€ комисси€, положивша€ начало миссионерской де€тельности среди осетин. »нициатива учреждени€ этой миссии принадлежала грузинским духовным лицам Ч архиепископу »осифу и архимандриту Ќиколаю, подавшим в 1743 году царице ≈лизавете ѕетровне челобитную о посылке дл€ проповеди христианства среди осетин находившихс€ в ћоскве грузин архимандрита ѕахоми€ и игуменов ’ристофора и Ќикола€. ѕо представлению грузинских духовных лиц, подворье должно было быть построено на территории ќсетии дл€ их проживани€ там, обустройства и содержани€ церкви и школы дл€ осетинской молодежи.91 ¬ своей челобитной архиепископ »осиф и архимандрит Ќиколай сообщали, что Ђоный осетинский народ, св€тым крещением непросвещенный,... издревле бывал православнохристианский и содержалс€ под владением грузинских царей...ї ќднако, по мнению архипастырей, в св€зи с тем, что Ђдуховных персон, которые смогли бы сем€ слова Ѕожи€ в том народе се€ть, и через св€тое крещение привести их в православие, никого не имеетс€ї, часть осетин вынуждены были творить произвольную молитву, лишь Ђвзира€ на небої, а другие Ч отправл€ть тайно идолопоклоннические культы.92

 роме миссионерских задач, указывались и другие причины, по которым православна€ проповедь среди осетин приобретала государственное значение. ≈лизавета ѕетровна отправила челобитную на рассмотрение правительствующего —ената. ¬ документе особо подчеркивалось, что Ђ» ныне оный осетинский народ состоит никому не подвластный, и места сии изобилуют золотом, серебр€ной и прочими рудами и минералами, камением преизр€дным; только они в действо оные руды и камени€ [...] знать никому не дают, и кроме христиан других народов люд€м в оные их места никому не входимо...ї.93  роме того, направление в ќсетию православной миссии из грузинских духовных лиц позвол€ло царскому правительству обойти услови€ Ѕелградского договора, по которому ќсети€ считалась зависимой от  абарды и должна была находитс€ вне сферы вли€ни€ –оссии.94

—енат передал документ дл€ немедленного рассмотрени€ в  оллегию иностранных дел, и 5 €нвар€ 1744 года  оллеги€ представила подробный отчет о положении осетинского народа и его отношении к –оссийской империи. »нформаторами  оллегии выступали находившиес€ в это врем€ в —анкт-ѕетербурге кабардинские владельцы ћагомед јтажукин, јлдигирей √ил€ксанов и кумыцкий владелец јлиш ’амзин. ¬ составленном  оллегией документе, в частности, указывалось, что осетины €вл€ютс€ вольным народом, неподвластным каким-либо государствам, поскольку Ђникому ими овладеть весьма невозможно, понеже живут они меж великих гор в зело недоступных местахї.95 „то же касаетс€ территориального соседства, то Ђпо ландшафту обступают их разные земли: с одной персидской стороны грузинские и чеченские, с другой турецкого владени€ ћеретинские и  убанские, с третьей кабардинские, а с российскими земл€ми оные не граничат, и с ними с российской стороны не токмо какого союза, но и корреспонденции и пересылов не бывалої.96

 абардинские владельцы, наход€щиес€ в —анкт-ѕетербурге, сообщили в  оллегию иностранных дел, что часть осетин платит им Ђнекоторую податьї, но при этом заверили российское правительство, что они Ђдуховным грузинским особам в привидении оных в благочестивую греческого исповедани€ веру преп€тстви€ не учин€тї.97 ќднако относительно вопроса о направлении вместе с православной миссией русского военного конво€, был дан решительный отказ. ”тверждалось, что это абсолютно невозможно, так как конвой окажетс€ не только бесполезен, но и вреден. ѕрежде всего, потому что осетины живут в значительном удалении от российской границы, окруженные земл€ми других народов и высокими горами, и путь к ним российских военных окажетс€ Ђвесьма трудным и небезопаснымї.  роме того, осетины без вс€кого военного давлени€ или поддержки всегда принимали грузинских св€щенников и давали им пристанище в своих жилищах Ђс немалым при€тствомї.

¬ июне 1744 года правительствующий —енат выразил согласие на запрос —в. —инода об отправке православной миссии в ќсетию. ѕри этом —енат категорически настаивал на присутствии в миссии только грузинских православных св€щенников. ¬ ”казе —ената особо отмечалось, что Ђроссийских духовных и светских людей в свите и при них посылать не надлежит, и их с собою брать не велеть, и инструкции не давать, дабы пограничным с тем осетинским народом местам тем какого-либо к размышлению сумнительства, а паче ќттоманской ѕорты и ѕерсии [не вызывать]ї.98 ¬о врем€ сборов миссии разрешалось брать с собой книги только на грузинском €зыке и было категорически запрещено брать с собою книги на русском €зыке. ¬месте со св€щенниками направл€лс€ прапорщик ¬оронежкского пехотного полка јндрей Ѕибирюлев, знающий в совершенстве Ђгрузинский и российский диалектыї, который должен был направл€ть отчеты через  изл€р в —в. —инод и астраханскому архиерею.99

5 ма€ 1745 года православна€ мисси€ во главе с архимандритом ѕахомием прибыла к владельцу ћалой  абарды јлдигирею √ил€ксанову. ѕрин€в св€щенников с большим почтением, јлдигирей через три дн€ повез их к почитаемому как кабардинцами, так и осетинами местечку “атартуп. ¬ следующей главе автор дает более подробное описание этого Ђ“атарского холмаї, наход€щегос€ на месте бывшего древнего города ¬ерхний ƒжулат.

—в€той “атартуп €вл€лс€ местом отправлени€ синкретических культов народами ÷ентрально-—еверного  авказа. јлдигирей со своими родственниками насто€л на посещении миссии архимандрита ѕахоми€ этого места, поскольку, €кобы, здесь расположены остатки трех старинных полуразрушенных христианских церквей. Ћукав€, јлдигирей говорил ѕахомию, что Ђсие владение прежде христиане были...ї, а особо настаивал на том, что Ђи подлость де весьма не хочет быть в махометанском законе, и когда близ церкви идет, скинет шапку и так должен пройти, а ежели от беды кто прибегнет к церкви, то уже ему ничего никто зделать не можетї.100 “аким образом кабардинский владелец невольно заставил православных миссионеров в первые же дни их выполнени€ своей миссии совершить паломничество к местам, где осетинами и кабардинцами отправл€лись древние политеистические ритуалы.

¬озвратившись затем в дом √ил€ксановых и погостив здесь несколько дней, 15 ма€ св€щенники в сопровождении јлдигире€ отправились в ƒигорию. јлдигирей передал духовных особ бадел€там  убатиевым, а сам возвратилс€ в  абарду. „ерез дес€ть дней архимандрит ѕахомий с миссией добралс€ до селени€ ƒигоры и приступил к крещению осетин. ¬ своем донесении в —инод он особо подчеркивал необходимость нахождени€ в ƒигоре, Ђтого ради что здесь по местам татарский закон употребл€етс€ї. Ќо при этом ѕахомий не мог не отметить крайне слабую осведомленность осетин в тонкост€х ислама и отсутстви€ у них мусульманских наставников: Ђќднако татарского закона ничего не знают, тако ж и не имеют мольбы и при том и сами тужат, что де сие с нами зделалось незнанием и от неимени€ старател€ї101.

ѕравославные св€щенники были поражены не только номинальной приверженностью осетин ƒигории исламу, но и процветанием здесь укоренившихс€ Ђ€зыческихї культов: Ђ¬ сем же владении знают босурманское обыкновение, на им€ пророка »лии заколют барана, м€со сами съед€т, а кожу повес€т на дерево и чрез то прос€т »лии и поклон€ютс€...ї102. ќстановившись в ƒигории в доме  елмемедовых, св€щенники пользовались их большим расположением и вс€ческой поддержкой в исполнении своей миссии. ¬с€ семь€  елмемедовых и их домашние не только прин€ли крещение, но и начали собственными силами строить каменную церковь. ¬сего за полтора мес€ца (с 15 ма€ по 26 июн€) было крещено 105 дигорцев, а затем, до 28 окт€бр€ Ч еще 201 человек.103 √рузинские миссионеры достойно справились с возложенной на них русской православной церковью миссией: в конце 1745 Ч начале 1746 года представители нескольких богатых осетинских фамилий ƒигории высказали пожелание выехать дл€ прин€ти€ крещени€ в –оссию. Ђќные же вси желающи€ ехать в –оссию в таком... сто€т намерении: 1-е, чтоб им в –оссии креститьс€; 2-е, что тое они себе и своей фамилии за честь почитать имеют; 3-е, посмотреть российских обр€дов и народа; 4-е, что они желают быть в подданстве ≈€ »мператорскаго ¬еличестваї.104

¬последствии мисси€ архимандрита ѕахоми€ по р€ду причин (в том числе противоречий и столкновений внутри самой миссии) подверглась критике. Ѕольшую тревогу по поводу основани€ ќсетинского подворь€ забили представители кабардинской и турецкой сторон. “урци€, по насто€нию владетельных кн€зей Ѕольшой  абарды, действующих под давлением  рымского хана, за€вила в 1764 году –оссии протест по поводу устройства ќсетинского подворь€ на кабардинской земле. “ем не менее, грузины сумели сохранить подворье на прот€жении еще п€ти лет.

–оссийские военные писали по поводу ќсетинской духовной комиссии, что грузинские духовные лица на самом деле основали это подворье на территории не ќсетии, а ћалой  абарды. Ќикакой школы, согласно первоначального проекта, они также не завели, Ђа довольствовались только тем, что временно сами на подворье жили и торговали привозимою из  изл€ра в€лою рыбою и вс€кими мелочьми, промышл€€ также приискиванием проводников дл€ проезжающих в √рузиюї.105 Ќекоторые комические оценки работы миссии архимандрита ѕахоми€ перекочевали как в советские, так и постсоветские издани€. ¬ результате сложилось весьма критическое отношение к этим первопроходцам в неизведанных ранее осетинских земл€х. Ђ¬се их обращение ограничиваетс€ крещением; они находили дл€ этого много охотников, так как многие повторили этот обр€д вследствие того, что окрещенным выдавалось за счет государства 12 аршин грубого полотна на сорочки и штаны, две высушенные севрюги и один латуневый крестї, Ч так оценивает работу ѕахоми€ и тех, кто был с ним митрополит —тавропольский и Ѕакинский √едеон.

јналогичные суждени€ высказывались несколько ранее советскими исследовател€ми —еверной ќсетии: Ђ∆елание получить эти дары было так велико, что некоторые крестились по нескольку раз, перемен€€ дл€ этого свое им€ и переход€ из своего прежнего местожительства в другоеї.106

ќднако при исследовании документальных коллекций нескольких фондов –оссийского √осударственного јрхива ƒревних јктов, у автора сложилось впечатление, что архимандрит ѕахомий и поехавшие с ним в ќсетию грузинские св€щенники стали первыми проводниками российской политики в ќсетии. ќни заложили серьезный фундамент не только дл€ последующей работы –усской ѕравославной ÷еркви среди осетин, но и установлени€ русско-осетинских взаимоотношений в целом.

ѕри архимандрите ѕахомии содержание всей ќсетинской комиссии составл€ло ежегодно 1 тыс€чу 300 рублей. –оссийскому архимандриту, направленному после смерти ѕахоми€ в 1765 году, определ€лось ежегодное жалованье в 500 рублей и 30 четвертей хлеба; двум иеромонахам Ч по 200 рублей каждому; белым св€щенникам Ч по 150 рублей, дь€кону Ч 120 рублей; пономар€м Ч по 75 рублей. Ўтат св€щенников на подворье оставалс€ прежним, но, по новым требовани€м, половину св€щенников теперь должны были составл€ть выходцы из –оссии, а вторую половину Ч грузины, знающие осетинский €зык. ¬се они подчин€лись јстраханскому епархиальному ведомству, а ездить в ќсетию могли лишь с разрешени€ местного военного начальства. ¬ основном же св€щеннослужители должны были Ђдовольствоватьс€ обращением в христианский закон тех из горцев, которые в ћоздоке селитьс€ будутї.107 ¬ 1764 году в ћоздоке все же была заведена школа дл€ обучени€ молодых людей грамоте и христианскому закону. »з  изл€рских и јстраханских доходов, а также из процентов јстраханского банка каждому учителю и ученику выплачивалось по 2 рубл€ ежемес€чно.108

¬ 1769 году ќсетинское подворье, из-за спора между грузинскими духовными лицами и жител€ми  уртатинского ущель€, Ђнаущаемых кабардинцамиї, было разорено. ¬ св€зи с этим —в. —инод пришел к выводу о необходимости назначени€ руководителем миссии русского духовного лица и коренного преобразовани€ всей миссионерской де€тельности среди осетин. ¬место грузин в ќсетию теперь должны были направл€тьс€ русские св€щенники. ћестом посто€нного жительства им определ€лс€ ћоздок, в ќсетию же они должны были ездить временно. ¬озобновл€ть разоренного подворье, охрана которого была сопр€жена с большими трудност€ми, —в. —инод не счел нужным.109

¬ 1771 году главой ќсетинской духовной комиссии был назначен русский св€щенник из “верской епархии протопоп јфанасий Ћебедев.110 ¬ —в. —иноде ему выдали секретную инструкцию по обращению осетин в православную веру. »нструкци€ оговаривала, что церковна€ служба среди осетин могла проводитьс€ на русском €зыке, одновременно предписыва€ наиболее важные положени€ христианского вероучени€ читать осетинам на их родном €зыке.

¬ 1774 году по  учук- айнарджийскому трактату состо€лось окончательное присоединение  абарды к –оссии.  азалось бы, в св€зи с этим открывалось большее пространство дл€ православной проповеди. ќднако дело религиозного просвещени€ горцев продвигалось медленными темпами. ¬ 1776 году протопоп, состо€вший при ћоздокской духовной школе, жаловалс€, что школьное строение разрушилось, а ученикам дл€ проживани€ и учебы отведена гр€зна€ и тесна€ изба. ќн также сообщал, что осетины, приезжа€ в ћоздок по делам, отбирают положенное жалованье у своих детей. ”ченики же духовной школы лишались таким образом средств к пропитанию и приличному содержанию себ€. ј самому протопопу и духовным лицам, состо€щим при ќсетинской комиссии, ћоздокский комендантский полковник »ванов просто-напросто отказывалс€ выдавать положенное жалованье, начина€ с самого вступлени€ их в должность. ¬ св€зи с этим рескриптом от 27 июл€ 1777 года јстраханскому губернатору генерал-майору якоби было предписано возобновить работу ћоздокской школы и прин€ть вс€ческие меры дл€ пресечени€ беспор€дков и злоупотреблений в подворье. ƒл€ самого протопопа было велено построить казенный дом.111

¬ 1785 году было учреждено  авказское наместничество, а вновь основанна€  авказска€ кордонна€ лини€ распространилась сплошной цепью военных укреплений от “ерека до усть€ ƒона. —ообща€ јстраханскому архиепископу јнтонию о религиозном состо€нии ќсетии, начальник ќсетинской духовной комиссии протоиерей ». Ѕолгарский в 1780 году писал: Ђ¬ некоторых местах имеютс€ и церкви каменные, только все древние... ¬се упом€нутые церкви очень малы и без алтарей и более сходствуют на часовни, нежели на церкви... ¬о оные церкви никого не допускают и сами не вход€т, почита€ себ€ и других недостойными и опаса€сь за то от Ѕога наказани€ї.112

ѕравославные храмы осетины считали Ђƒомом Ѕожиимї. ќписыва€ по сути осетинские синкретические культы, св€занные с православными храмами, »оанн Ѕолгарский также сообщал, что когда кто-либо из мужчин проходил мимо храма, то непременно снимал головной убор и отдавал по€сной поклон. ≈сли мужчины могли проезжать мимо храма на лошади, то дл€ женщин это было категорически запрещено: сойд€ с лошади, она должна совершать три коленопреклоненные поклона в сторону храма. ѕравом входа в церковь пользовались только специально выбранные обществом старшины, называемые Ђцерковными старостамиї, которым вручались ключи от храма. ¬ случае же, если храму требовалс€ ремонт, то путем жеребьевки выбирались несколько мужчин-строителей из сельского общества. ¬ течении недели они должны были поститьс€ и не входить к своим женам, а по завершении поста, совершив омовение и молитву, принимались за ремонтные работы.

ќдин раз в год осетины приносили жертву храму. √лава православной миссии, конечно, не мог знать о всех тонкост€х молени€-кувда. ќднако св€щенники доносили с мест, что жертва дл€ храма приносилась одним из жителей селени€, у которого в этом году родилс€ сын, или случилось большое радостное событие. Ётот человек приводил к храму жертвенного барана или бычка. — каждого дома в селении собирали по несколько хлебов и мер113 солода, варили пиво, а потом всю пищу уносили к храму.

¬ 1780 году »оанн Ѕолгарский не описывает, где совершалось жертвоприношение. Ќо автор мог наблюдать аналогичные кувды-пиршества, совершаемые в храме ƒзивгиш ( уртатинское ущелье) во врем€ поездок в —еверную ќсетию в 2000Ц2001 годы. ¬ ƒзивгише жертву приносили в специально отведенном дл€ этой цели приделе, здесь же варили жертвенное м€со. –ога закланных животных подвешивали на церковных стенах.   церковным двер€м прив€зывали лоскуты ткани, Ђи другие ничего не значащие безделушкиї.114 “о, что русскому св€щеннику, незнакомому с традиционной религией осетин, казалось пуст€ком, самими осетинами надел€лось большой св€тостью. Ќапример, ћулли Ч жрец храма ƒзивгиш и участники кувда в 2001 году объ€сн€ли автору, что ленты пов€зываютс€ на специальный столб в центре храма в определенное врем€ после совершени€ специальной молитвы. ѕов€зывание лент создает общее энергетическое поле, когда все участники коллективного молени€ мысленно желают исполнени€ общей молитвы.

¬ бытность отца »оанна Ѕолгарского в ќсетии, такие праздновани€-кувды продолжались несколько дней. ѕравославные св€щенники на кувд не допускались. »х попытки высказатьс€ против традиционных обр€дов вызывали негативную реакцию среди осетин, »оанн Ѕолгарский пр€мо предостерегал православных миссионеров от подобных попыток: Ђда в таком случае и преп€тствовать им опасної. ¬прочем, отец »оанн считал, что предани€ о прежней принадлежности осетин к христианству, Ђполу€зыческиеї праздновани€ христианских постов и праздничных дней, почитание »исуса ’риста, ƒевы ћарии, »льи ѕророка, √еорги€ ѕобедоносца и других св€тых способствовали миссионерской де€тельности. » что ќсетинска€ духовна€ комисси€ эти Ђ€зыческиеї обычаи Ђхот€ отчасти испразднивши и довела многих до познани€ Ѕога...ї.115

Ќаиболее действенным способом отвращени€ осетин Ђот всех их своевольствї и утверждению в христианстве »оанн Ѕолгарский видел в агитации по переселению их из горных ущелий на равнинные места, которые уже находились под русским контролем. ¬ таком случае осетины не только бы сменили т€желые климатические услови€ на более легкие, но и отказались бы, по его мнению, от приверженности своим традици€м. Ёта иде€ начала разрабатыватьс€ российскими власт€ми еще раньше, в 1762 году. ѕод ее проведение в жизнь выдел€лись немалые суммы. ƒл€ желающих креститьс€ и покинуть родные места горцев предполагалась Ђдавать им при первом случае единожды из казны и кизл€рских доходов, а в случае оных недостатка из астраханских... старшинам и узден€м единожды по дес€ти, а р€довым по п€ти рублев на семью; а холостым против того столы...ї.116 ѕереселение осетин, кистинцев и кабардинцев на плодородные земли ћоздокского урочища и  изл€рского кра€ —енатом рассматривалось как имеющее двойную пользу: Ђкак дл€ лутшего оных безверных народов к христианству приведению, так и ради скорейшего усиливани€  изл€рского кра€ против тамошних варварских народовї.117 ¬ докладе —ената императрице ≈катерине II особо оговаривалось, что на этих же земл€х могут селитьс€ представители казачьего сослови€, выходцы из √рузии и јрмении, которым можно Ђдавать волю в строении церквей дл€ отправлени€ службы Ѕожией каждому по своему законуї.118 ќтношение же к представител€м мусульманского вероисповедани€ было категорично однозначным: Ђа магометан не селитьї.119

ѕосле окончательного присоединени€  абарды к –оссии, христианска€ проповедь стала более активной. ≈сли с 1745 по 1769 год было крещено 2142 осетина, то с 1771 по 1792 год Ч уже 6057 человек. ѕо данным »оанна Ѕолгарского на 1771 год в ќсетии были крещены 2909 человек (см. стр. 61).120

“аким образом, если за первые 24 года православной миссии (1745Ц1769) в год крестились около 90 человек, то с 1771 по 1792 год Ч уже до 288 человек. —оответственно, число прин€вших крещение в эти годы увеличилось более чем в три раза. ƒанные »оанна Ѕолгарского за два года (1769Ц1771) о крещении 767 осетин (т.е. до 383 крещений в год) несколько выбиваютс€ из общей динамики, и мы можем высказать предположение, что они были по каким-то причинам завышены. Ќо даже согласно данным »оанна Ѕолгарского о крещении 2909 человек от начала православной миссии среди осетин по 1771 год, общий процент крещенных был невелик. ≈сли даже прин€ть самую небольшую цифру Ч 6 душ на двор (5431 х 6 = 32586 чел. в шести уездах), то число крещенных от них составит всего 9%.

Ѕлагопри€тные возможности дл€ прин€ти€ христианства осетинами создавали участившиес€ случаи крещени€ авторитетных осетинских старшин. ¬ этой св€зи ≈катерина II в 1792 году дала следующее повеление генералу √удовичу, сто€вшему во главе военной царской администрации на —еверном  авказе: Ђѕочита€ обращение сих народов в христианство и в политическом виде дл€ нас полезным, поелику больша€ часть их обращалась бы в магометанство, тем более находим их достойными вс€кого внимани€ и вс€кого о них призрени€ и попечени€. „его ради повелеваем означенных осетинцев охран€ть от вс€ких притеснений прочих горских народов, а паче кабардинцев, подданных наших, коим строжайше то запретить и всеми способами воздерживать, подтвержда€, что вс€кое на них покушение приемлемо будет от нас в равной степени, как будто бы оные происходили подданными внутри империи нашей живущимї.121

„исло крещенных в ќсетии на 1771 год (по данным »оанна Ѕолгарского)

 

Ќазвание уезда „исло дворов „исло душ ¬сего крещено

 уртатинский 801 4806 1014

«ахинский 312 1872 146

Ќарский 1304 7824 344

јлагирский 1083 6498 284

ƒаргавский 776 4656 301

 иштинский 1155 6930 820

»того 5431 32586 2909

 

Ќо в целом же де€тельность ќсетинской духовной комиссии оценивалась не очень высоко: Ђѕольза, ожидаема€ от учреждени€ осетинской комиссии,... слабое имела действиеї.122 ƒл€ того, чтобы Ђобращение горских народов в христианскую веру получило надлежащую де€тельностьї, было решено основать в ћоздоке викарную епархию во главе с грузинским епископом √аием, которому Ђпоручено по сей части все духовное начальство и попечениеї.123 ќдновременно в ћоздоке и близлежайших местах открывались €рмарки, на которых горцы могли бы покупать товар по невысоким ценам, а заодно знакомитьс€ с православным русским бытом. ¬ ћоздоке по данным на 1771 год было крещено 222 поселенцев;124 из числа крещеных горцев была образована казачь€ осетинска€ сотн€.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-09-20; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2793 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ћибо вы управл€ете вашим днем, либо день управл€ет вами. © ƒжим –он
==> читать все изречени€...

446 - | 373 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.046 с.