Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ћусульманские праздники




”раза-байрам. »сследователи конца 1970-х годов отмечали, что главными праздниками, соблюдаемыми осетинами-мусульманами, были ”раза-байрам,  урбан-байрам и ћаулид Ч день рождени€ пророка ћухаммада. ѕо степени важности первое место отводилось ”разе-байраму.62 ¬ конце XX Ч начале XXI века взгл€ды на Ђправильностьї совершени€ мусульманских праздников у осетин несколько изменилась. ¬ частности, представители старшего поколени€ считают необходимым празднование ћаулида, некоторые же из молодых имамов возражают, что празднование ћаулида €вл€етс€ едва ли не про€влением Ђширкаї (невери€ или многобожи€). Ќа этой почве возникли даже серьезные противоречи€ между представител€ми ¬ладикавказской мусульманской общины и муфтием –—ќ-јлани€ ƒз.-’. ’екилаевым.63 Ќо в отношении ”разыЧ и  урбан-байрама мнени€ едины.

”раза-Ѕайрам, или »д аль-‘итр Ч ѕраздник –азговени€ Ч называетс€ Ђмалым праздникомї (аль-»д ас-—агир). «намену€ окончание трудного периода поста, он €вл€етс€ не менее радостным и значительным событием, чем Ђбольшой праздникї Ч  урбан-Ѕайрам, или »д аль-јдха (ѕраздник ∆ертвоприношени€).

”раза-байрам празднуетс€ три дн€. ѕраздник начинаетс€ с наступлени€ вечерней молитвы последнего дн€ мес€ца –амадан (или началом новолуни€ мес€ца Ўавваль). —огласно одному из хадисов, посланник јллаха пророк ћухаммад сказал: ЂЌачинайте пост ваш с по€влением новолуни€ и прекращайте его с по€влением новолуни€. ј если оно было скрыто от вас, то завершите тридцать дней –амаданаї.

ћес€ц поста показывает, что јллах даровал человеку большие возможности дл€ того, чтобы укрепл€ть силу воли и выдержку. ћусульмане считают, что именно по милости ¬севышнего рабы ≈го приближаютс€ к Ќему через различные виды послушани€. » тогда јллах прощает им грехи и возвышает их. ћес€ц –амадан становитс€ мес€цем прорыва из плена страстей и обращени€ к свету послушани€, богобо€зненности. —в€щенный –амадан напоминает мусульманам о многом: о начале ниспослани€  орана в ночь ћогущества, о праведных де€ни€х верующих разных эпох. –азмышл€€ об этом, жив€ с чувством благодарности к “ворцу за ≈го милости, верующие в этот мес€ц станов€тс€ более искренними и смиренными в исполнении предписаний »слама.

Ќаиболее важным в ночь накануне праздника ”раза-байрам €вл€ютс€ молитвы, чтение —в€щенного  орана и восхваление пророка ћухаммада. — наступлением вечерней молитвы богоугодным делом считаетс€ чтение такбира Ч возвеличивание ¬севышнего словами Ђјллаху акбарї.64 “акбир читаетс€ до совершени€ праздничной молитвы. «акончен св€щенный мес€ц –амадан Ч врем€ поста, который учит мусульман сдерживать низменные страсти: чревоугодие, гнев, зло€зычие, агрессию. —окровенна€ суть поста Ч в очищении души, в приближении человека к милосердию, любви к ближнему.

¬ день наступлени€ ”разы-байрама мусульмане совершают религиозные песнопени€ дома и в мечет€х. Ёти слова, произносимые по-арабски, наполнены глубоким смыслом и тайными надеждами:

Ђѕрощай –амадан,

ћес€ц милости и благости,

ѕрощай, мес€ц јллаха.

ќ √осподи, “ы возврати его,

ѕозволь нам встретить в радости

≈ще не раз без страхаї.65

”тром в ”разу-байрам мусульмане собираютс€ на торжественное богослужение в мечет€х. ѕеред праздником вечером совершаетс€ полное омовение. ƒо наступлени€ »д аль-‘итр желательно сделать все то, чем верующие предвар€ют п€тничную молитву: постричь волосы и ногти, надеть новую или чистую одежду. Ќекоторые мусульмане считают, что омовение лучше совершать после утренней домашней молитвы, перед тем, как отправитьс€ в мечеть. ѕрежде, чем отправитьс€ в мечеть, мусульмане об€зательно отведают каких-либо сладостей, желательно Ч фиников. ћусульмане стараютс€ об€зательно иметь дл€ этой цели дома финики, помн€ о том, что, согласно хадису, Ђ¬ день разговени€ посланник јллаха никогда не выходил из дома на праздничную молитву, не съев несколько финиковї.66 ƒруг друга мусульмане приветствуют словами: Ђƒа ниспошлет јллах милостью —вою и вам, и нам!ї, Ђƒа примет јллах наши и ваши молитвы!ї

ƒо начала молитвы в мечети правоверные раздают пожертвовани€ неимущим. ¬о врем€ –амадана предписана специальна€ милостын€ Ч садака аль-‘итр. Ђ‘итрї означает Ђисход постаї, отсюда и милостын€-фитр. Ќо лучшим временем дл€ раздачи садаки аль-‘итр считаетс€ врем€ с наступлени€ праздника разговени€, сразу после захода солнца последнего дн€ мес€ца –амадан, и до прочтени€ праздничной молитвы. ѕророк ћухаммад сказал: Ђѕриемлема милостын€ аль-‘итр тех, кто выплатил ее до праздничной молитвыї.67

ѕо шариату установлен размер милостыни: 1 са (3260 г) фиников, изюма, €чмен€, или половина са пшеницы. ‘итр аль-садака может замен€тьс€ другими продуктами на эту же стоимость или денежным эквивалентом. —подвижники пророка ћухаммада вспоминали, что Ђѕри жизни посланника јллаха мы раздавали бедным в день разговени€ по одному са какой-нибудь еды, а питались мы €чменем и изюмом, сушеным творогом и финикамиї.68

Ќевысокий уровень возда€ни€ способствует тому, что даже верующий, располагающий скромными средствами, может испытать чувства доброго участи€ и помощи ближнему. ћусульманское предание повествует, что пророк ћухаммад вменил в об€занность раздавать садаку в день разговени€ всем мусульманам без исключени€: Ђмалому и старому, свободному человеку и невольникуї. ‘итр-садака выплачиваетс€ следующим категори€м: бедным; нищим; сборщикам и распространител€м зак€та; тем, кто близок к вере или еще слаб в ней; дл€ выкупа и освобождени€ рабов; на выплату долгов единоверцев, не могущих самосто€тельно расплатитьс€; на пути јллаха; путникам.

¬ ”разу-байрам установлены об€зательные общие молитвы, которые могут происходить как в мечети, так и на специальных открытых площадках перед мечетью. ѕосле праздничной молитвы имам читает две проповеди-хутбы. ¬ хутбе, произносимой во врем€ общего богослужени€, верующим объ€вл€етс€ о завершении прохождении поста, даетс€ наставлени€ соблюдать его в будущем. ¬о врем€ праздника мусульмане мысленно отчитываютс€ перед ¬севышним за прошедший пост. ¬ случае, если пост был нарушен, мусульманин об€зан уплатить специальную милостыню Ч так называемое Ђочищение праздника перерываї. ¬последствии эти деньги (зак€т) выплачиваютс€ из мечетного фонда бедным и неимущим.

ѕо завершении хутбы произнос€тс€ праздничные коллективные такбиры, читаютс€ зикры Ч слова восхвалени€ ¬севышнего. ѕраздничный намаз завершаетс€ вознесением молитвы-дуа ¬севышнему.  огда будут исполнены эти ритуалы поклонени€ “ворцу, многие мусульмане задерживаютс€ в мечети, чтобы поздравить друг друга с благословенным праздником, раздать милостыню-садаку бедным, порадовать подарками детей.

«авершив праздничный намаз, желательно возвращатьс€ домой по другой дороге, а не по той, по которой пришел в мечеть. »менно так, по воле ¬севышнего, поступал пророк ћухаммад. ясные указани€ на это сохранились в хадисах: Ђ¬ день праздника пророк обычно возвращалс€ обратно с молитвы не тем путем, которым он шел на нееї.69

ќчень важно в дни праздника собрать вместе всех своих родственников. —читаетс€, что в ”разу-байрам дом посещают души умерших предков, чтобы вместе со своими родными порадоватьс€ этому светлому празднику. ¬ дни праздника верующие идут на кладбище, чтобы пом€нуть умерших. ƒома и в мечет€х верующие читают в пам€ть о своих предках суры из  орана Ђ‘атихаї и Ђ…а —инї. —емьи тех, у кого за последний год умерли родственники, устраивают поминки с приглашением муллы, родных и близких.

ƒаже дл€ тех, кто по каким-либо причинам не мог поститьс€ в мес€це –амадан, ”раза-байрам остаетс€ большим праздником. Ёто Ч три дн€ радости и весель€, широких родственных и дружеских застолий. Ќа праздничном столе осетины в эти дни об€зательно став€т три традиционных пирога. «а накрытым столом вспоминают близких и дальних родственников, друзей, обмениваютс€ подарками и добрыми пожелани€ми.

¬ первую очередь, ”раза-байрам Ч семейный праздник, объедин€ющий всех детей под крышей родительского дома. √лавна€ об€занность мусульманина после праздничного намаза навестить старших. ѕоздравив всех, можно принимать гостей и у себ€ дома. ¬о врем€ ”разы-байрам рады каждому человеку, загл€нувшему Ђна огонекї. Ћюбой человек, пришедший в эти дни в дом мусульманина, считаетс€ Ѕожьим посланцем.

ƒоброжелательность, стремление порадовать родных и близких Ч отличительные черты праздника ”раза-байрам. ≈го смысл в том, чтобы преподать люд€м урок любви. ≈ще и поэтому в мес€ц –амадан надо не просто воздерживатьс€ от пищи в определенное врем€ суток, важно не омрачать свою душу клеветой, ложью, злыми мысл€ми. ѕосле мес€ца молитв и глубоких размышлений о сути жизни, ”раза-байрам несет в дома мусульман свет и радость. ћусульмане искренне вер€т, что эта благодать останетс€ с ними на весь год. „увство причастности к таинству объедин€ет мусульман всех национальностей.

 огда праздничные дни ”разы-байрам завершаютс€, мусульмане провожают их, благодар€ ¬севышнего за дарованную им радость: Ђ’вала тому, кто обещал верным хранител€м поста вход в рай дверью, называемой прохладной, в которую вход€т только постившиес€ во врем€ мес€ца –амадан... јх, сколь печальны и огорчены мы тем, что этот мес€ц кончилс€... ѕрощай, прощай, о мес€ц пока€ни€, прощени€ и освобождени€ от огн€ и ада... я был очень весел, € дожил до мес€ца благословенного, но сегодн€ с глазами, полными слез, € должен сказать себе: о, мес€ц –амадан, прощай!ї

 урбан-байрам. ¬ мире ислама  урбан-байрам ('»д аль-јдха, праздник ∆ертвоприношени€) Ч крупнейший религиозный праздник, завершающий обр€д паломничества к мусульманским св€тын€м в ћекку (хадж). ¬ отличие от Ђмалогої праздника (”разы-байрам, или '»д ас-—агир), его называют Ђбольшимї ('»д аль- абир).

 ораническое предание, на котором базируетс€ праздник  урбан-байрам, повтор€ет историю ¬етхого «авета о том, как пророк јвраам должен был принести в жертву Ѕогу своего сына »смаила. ѕо мусульманскому преданию, именно к роду »смаила восходит родословна€ пророка ћухаммада. ¬ такой преемственности нет ничего странного, поскольку  оран не отрицает ¬етхий и Ќовый «аветы, а гармонично дополн€ет их новыми сюжетами и новым видением дальнейшего развити€ религиозной жизни общества.

 оран повествует о том, как пророк јвраам, именуемый в  оране »брахимом, должен был принести в жертву своего сына. »смаил, старший сын пророка, был рожден в пустыне наложницей »брахима ’аджар (јгарь), изгнанной по требованию первой жены пророка. ѕотер€в вс€кую надежду найти воду дл€ новорожденного в пустыне, обессиленна€ ’аджар семь раз оббежала холмы —афа и ћарва. » вдруг услышала голос: Ђ¬от вода!ї »сточник забил возле оставленного ею на песке сына. ¬ерующие считают, что таким образом ¬севышний отметил »смаила своей волей.  огда сын вырос, »брахиму приснилось, что јллах требует принести сына в жертву. Ќо в последний момент, когда »смаил и его отец уже были готовы совершить повеление свыше, јллах смилостивилс€, испытав их веру. ¬ жертву был принесен агнец.

ћусульмане отдают долг пам€ти и уважени€ пророку »брахиму, готовому принести в жертву ¬севышнему даже своего любимого сына. “ем самым люд€м была €влена и милость јллаха, запретившего человеческие жертвоприношени€.

 урбан-байрам празднуетс€ через семьдес€т дней после ”разы-байрам. ѕо лунному календарю, праздник приходитс€ на дес€тый день мес€ца зу-ль ’иджа, в который совершаетс€ мусульманское паломничество-хаджж.

  празднику  урбан-байрам мусульмане готов€тс€ заранее и материально, и духовно. Ќекоторые верующие за двадцать дней до праздника отказываютс€ от весель€ и торжественных застолий. —пециально к празднику выращивают животное, чаще овцу. ќна может быть принесена в жертву от одного человека.  орова или бык принос€тс€ от семьи; в больших семь€х жертву могут приносить ежегодно по очереди за каждого члена семьи.

»ногда мусульмане замен€ют жертвоприношение взносом в мечеть, соответствующим стоимости животного.

ѕохоронный обр€д у осетин-мусульман (дзаназа)

ќсетины считают переход человека в загробный мир одним из главных событий на всем отрезке земного пути. ѕотому что после того, как душа покинет тело, она не только продолжает свое дальнейшее существование, но и незримо вли€ет на жизнь родных и близких, оставшихс€ жить на земле. ѕам€ту€ о временности и краткосрочности пребывани€ человека в материальном мире, осетины с особым вниманием относ€тс€ к болезни, котора€ в любой момент может отн€ть жизнь у человека. „еловек, знающий Ђизнутриї жизнь осетинского общества, мог себе позволить сказать: Ђ≈сли осетины в обыкновенное врем€ относ€тс€ друг к другу недружелюбно (а этот грешок, к сожалению, за ними водитс€), то этого нельз€ сказать про них в то врем€, когда кого-нибудь из них постигает какое-нибудь несчастье или горе, вроде болезни, пожара, смерти и т.д., а в особенности Ч последнейї.70

ѕо традиции больной пользуетс€ всеобщим вниманием. Ѕлижайшие родственники, друзь€ и знакомые считают своим св€щенным долгом посещать больного как можно чаще. Ќавестить больного приезжают из других сел и городов: ни дальность рассто€ни€, ни характер болезни (даже если она Ч инфекционного характера) не имеют никакого значени€, Ђвсе это покрываетс€ всесильным обычаемї. ѕосидеть у постели больного Ч значит, выразить и ему, и его родным свое участие. ¬ысказав свои добрые пожелани€, посетитель уходит. ≈му на смену приход€т другие люди, так, чтобы больной не чувствовал себ€ одиноким и покинутым. ѕришедшим проведать больного, предлагаетс€ угощение из араки и легкой закуски. ѕриход€щие к больному женщины-родственницы принос€т с собой гостинцы (хун), состо€щие из вареного или жареного м€са, пирогов с сыром или м€сом и араки. ¬се это становитс€ угощением дл€ посещающих больного.

¬ случае если болезнь заканчиваетс€ выздоровлением, устраиваетс€ праздничный стол с вознесением молитв ¬севышнему за ниспосланное выздоровление. Ќо если же улучшени€ не наблюдаетс€, и больной начинает чувствовать себ€ хуже, то к нему приглашаетс€ дл€ последнего напутстви€ мулла. ¬ данном случае больной, в присутствии родных и друзей, может сделать предсмертное словесное завещание. ћулла, присутствующий при этом, следит впоследствии за точным исполнением воли умершего.

¬ сельской местности о случившемс€ горе оповещаютс€ все сельчане. ƒл€ оповещени€ людей направл€лс€ специальный крикун (фидуог) Ч часто это может быть родственник-мальчик. ќстанавлива€сь на перекрестках улиц, он кричал о том, кто умер; фидуог также бил палкой в ворота, донос€ до людей траурную весть. –одственников умершего оповещал специальный посланник (карганаг, т.е. печальный вестник). ¬ конце ’’ Ч начале ’’I века дл€ оповещени€ стали использоватьс€ широко средства массовой информации и телевидение. ѕолучив т€желое известие, люди произнос€т тихо Ђ–ух саг уадї (Ђƒа будет покойна его ƒушаї, соответствующее русскому Ђ÷арствие ему небесноеї).

—обира€сь группами, народ спешит отдать дань пам€ти покинувшему мир односельчанину. ќбычай посещени€ покойного очень строг: какой бы важной работой не были зан€ты оповещенные, они оставл€ют ее, чтобы выразить свое соболезнование родным умершего и хоть немного облегчить их горе. —читаетс€, что знавший о смерти, но не нанесший по каким-то причинам последнего визита человек навлекает на себ€ неудовольствие покойного.

ѕо мусульманскому обычаю, погребение умершего совершаетс€ в тот же день, до захода солнца. Ќе только родственники, но и друзь€, соседи принимают на себ€ часть забот по похоронам. ѕока они готов€т могилу, покупают белье дл€ покойного, наход€т доски дл€ накрыти€ в могиле тела погребенного, основна€ часть собравшихс€ сид€т или сто€т во дворе и возле дома на улице, встреча€ людей, пришедших на похороны. — прибытием нового человека, все встают ему навстречу. ¬ течение нескольких минут мулла читает молитву, в продолжении которой все сто€т неподвижно с выт€нутыми вперед руками, ладон€ми вверх. ѕо окончании молитвы все восклицают Ђатихо!ї (Ђ÷арствие небесноеї, Ђ¬ечный покой!ї), делают движение омовени€ руками лица и снова сад€тс€ на свои места. — добавлением к собравшимс€ новых людей, молитвенное чтение повтор€етс€.

ѕри входе женщин молитва не читаетс€: все присутствующие поднимаютс€ со своих мест и сто€т почтительно, пока женщины плачут. Ќаиболее искусна€ старуха-плакальщица, дойд€ до середины двора, начинает причитать, обраща€сь к родственникам умершего. Ёто причитание (караг) предназначено дл€ того, чтобы вызвать у присутствующих чувство сострадани€ к умершему и его родным. ѕосле причитаний, посетительницы вход€т в дом, удар€€ себ€ по лицу ладон€ми. –одственницы покойного, наход€щиес€ в доме, отвечают вошедшим аналогичными жестами, а некоторые расцарапывают свои лица до крови. «атем вошедших прос€т успокоитьс€. ѕлакальщицы будут оставатьс€ в доме в течение суток и еще не раз повтор€т свои причитани€.

ѕеред погребением мулла омывает тело умершего и одевает его в новое белье (белую рубаху и кальсоны из холста), оборачива€ его затем белым полотном-саваном. «атем умершего кладут на специальные погребальные носилки, хранимые обычно при мечети. Ќосилки с покойным став€тс€ посреди двора, и мулла читает над умершим краткую молитву.71 ѕосле этого начинаетс€ прощание с умершим.  огда затихает общий плач и прощание подходит к концу, носилки с покойным несут на кладбище. ¬переди идут мужчины, на некотором рассто€нии от них Ч женщины.  ак говор€т старожилы, нести носилки с покойником всегда считалось почетной об€занностью. Ёта процедура расценивалась как прокладывание дорогие, открытие себе двери в рай (Ђафсапаї). ќсетины говорили, что сколько шагов пронесешь покойного, на столько шагов приблизишьс€ к раю.72

” могилы все останавливаютс€, встав вокруг умершего, над которым мулла совершает прощальную молитву. “ело умершего опускаетс€ в могилу и устраиваетс€ в нишеобразном углублении, ориентиру€ лицо по направлению к ћекке. Ќиша накрываетс€ досками и засыпаетс€ землей. Ќад могилой ставитс€ пам€тный столб. ƒотрагива€сь до могильного холма, присутствующие произнос€т Ђ–ух сагї (Ђ÷арство небесноеї). ¬новь читаетс€ молитва, и печальна€ процесси€ возвращаетс€ в дом умершего. ƒольше всех на кладбище остаютс€ женщины дл€ того, чтобы поплакать над могилой.

¬ день похорон бедным раздают ткань на платье Ђза упокоение душиї усопшего. „асть одежды умершего родственники отдают мулле. ќдновременно проводитс€ деужр (от араб. дауран Ч круг) Ч молитва во искупление грехов покойного, оплаченна€ родственниками, как правило, за пропущенные намазы умершего. ќна €вл€етс€ первой поминальной процедурой в цепи похоронного обр€да. ќбычно проводитс€ муллой в том же помещении, где проходило одевание усопшего в саван. ¬о врем€ процедуры родственники собирают деньги Ђпо кругуї, отсюда и пошло название обр€да.73

—разу после похорон устраиваютс€ общие поминки, дл€ чего родственники режут быка или нескольких баранов. ¬ течение трех следующих дней, утром и вечером, совершаютс€ молитвы по умершему. ƒл€ этого мужчины с муллой ход€т на кладбище. ∆енщины на молитве не присутствуют, но посещают могилу отдельно и совершают над нею плач-караг. ∆енщины Ч соседки и родственницы в течение трех дней остаютс€ в доме умершего, чтобы поддержать его родных. ќни готов€т пищу, выполн€ют домашнюю работу, чтобы разгрузить осиротевшую семью хот€ бы в первые дни от бытовых забот.

Ќа прот€жении первого года по умершему справл€етс€ несколько поминок (хист). ѕервые три п€тницы устраиваютс€ малые поминки (фынджи дзаг), на них приход€т самые близкие родные и соседи покойного (только мужчины).  ак ни странно, первые большие поминки совершаютс€ осетинами-мусульманами накануне христианского праздника (“роицы) в “роицкую субботу. “аким образом, в поминальном обр€де присутствует синкретическое соединение не только мусульманской и Ђ€зыческойї традиции, но и добавл€ютс€ отдельные элементы христианства. —ледующие поминки-хисты приход€тс€ на день окончани€ великого паломничества в ћекку ( урбан-Ѕайрам) и на день окончани€ мусульманского поста после мес€ца –амадан (”раза-Ѕайрам). Ќо самый торжественный и грандиозный по своим размерам хист устраиваетс€ в день первой годовщины со дн€ перехода покойного в загробную жизнь. ѕриготовлени€ к этим поминкам делаютс€ в течение всего года: заготавливаетс€ огромное количество пирогов, хлеба, режетс€ несколько быков и баранов. ¬ подготовке поминок принимают участие все родственники, посильную помощь принимают и односельчане. ¬се они оповещаютс€ заранее о дне поминок, с просьбой почтить родных умершего своим присутствием и сказать в пам€ть о покойном Ђ–ух сагї. ¬ сельской местности, как правило, на поминальной трапезе присутствуют фактически все жители села. ѕрежде, чем приступить к поминальной трапезе, мулла читает молитву, так же делаетс€ и в ее завершении. ќсетины считают, что вкуша€ пищу на поминках, они тем самым совершают кормление усопшего. ѕосле проведени€ годового хиста осетины-мусульмане освобождаютс€ от каких-либо поминок, и т€желых расходов, св€занных с ними.

“ак проход€т проводы в загробный мир у осетин-мусульман. Ќародна€ осетинска€ традици€ поминани€ умерших отличаетс€ от мусульманской наличием большого количества ритуальных действ, и в результате становитс€ более обременительна, а порою и разорительна дл€ родственников. Ќо традици€ (в той или иной мере) продолжает неуклонно соблюдатьс€ всеми осетинами, и самым страшным упреком дл€ осетина могут быть слова, что поминки по умершему были скудны, и его родственник будет голодать в загробном мире.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-09-20; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1797 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—тремитесь не к успеху, а к ценност€м, которые он дает © јльберт Ёйнштейн
==> читать все изречени€...

1196 - | 1143 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.03 с.