Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ћоздокско-ћаджарска€ епархи€




¬ 1793 году была учреждена ћоздокско-ћаджарска€ викарна€ епархи€ и упразднена просуществовавша€ почти полвека ќсетинска€ духовна€ комисси€. ƒл€ успешного достижени€ главной цели новой епархии Ч христианизации горцев, живших вблизи  авказской линии, —в€той —инод дал епископу √аию особую инструкцию, котора€ рекомендовала заботитьс€ о возобновлении древних храмов, остатки которых сохранились в ќсетии, и о постройке новых в случае возникновени€ нужды.125

—уществование ћоздокской епархии было недолгим, в 1799 году, через шесть с половиной лет после учреждени€, епархи€ была упразднена по причине Ђмалочисленности ее церквейї.   этому времени ћоздокска€ епархи€ включала 75 церквей, в том числе 2 соборных, 53 приходских и 20 молитвенных домов.126 ¬се церкви с духовенством городов ћоздока,  изл€ра, √еоргиевска, јлександрова и —тавропол€ снова были присоединены к јстраханской епархии, к титулу јстраханского епископа было прибавлено наименование ћоздокский и  авказский.127  авказское духовенство упорно не желало учить своих детей в јстраханской духовной семинарии, что объ€сн€лось дальностью и небезопасностью пути, а также скудным питанием семинаристов. Ќе последнюю роль играло укоренившеес€ убеждение, что и без обучени€ в духовной семинарии можно легко получить место св€щенника в приходе, тем более что в кандидатах на эти должности всегда имелс€ большой недостаток.

–усскую администрацию беспокоил тот факт, что осетины все чаще обращались в ислам. Ётому способствовало и усиливающеес€ давление со стороны  абарды. 4 марта 1800 года кабардинцы крупной партией в 300 человек вторглись в осетинский аул  араджаев, где в недавно построенной церкви вел проповедь русский иеромонах. ѕри создании этого прихода, русские власти учитывали сложность обстановки, поэтому проповедь велась под охраной военных: к храму была прикомандирована казачь€ команда из 20 человек.  абардинцы, Ђруководствуемые некоторыми молодыми и непосто€нными владельцамиї, разграбили церковь и изгнали из аула иеромонаха вместе с казачьей командой. ¬ отместку караджаевцам, согласившихс€ прин€ть у себ€ православных миссионеров, кабардинцы разграбили осетинские дома. Ётим актом кабардинцы пытались силой удержать вли€ние ислама в ќсетии.

ѕосле получени€ извести€ об этом, командующий кавказским корпусом генерал-лейтенант  норринг направил предписание судь€м родовых кабардинских судов и старейшинам знатных кабардинских родов. ¬ предписании говорилось о предосудительности того, что вли€тельные лица  абарды могли Ђдопустить молодых и ветреных кабардинских владельцев собрать себе партию им подобных дл€ таковой дерзостиї.128 ѕредставители старейших родов и родовые судьи, которым было направлено послание, осознали всю опасность сложившейс€ ситуации. ќни потребовали от участников набега немедленно возвратить осетинам все награбленное и даже заплатить сверх того.

Ќо дальнейшие событи€ были предопределены: в своем рапорте императору ѕавлу I генерал  норринг просил разрешени€ Ђна случай упорства и ослушности означенных непосто€нных  абардинцов... послать туда нужный деташамент войск как дл€ понуждени€ к исполнению приказанного им, так и дл€ наказани€ за дерзость против воинской команды, в ќсетии находившейс€, оскорбление церкви Ѕожией и св€щенничьего сана.., дав чрез то чувствовать и другим, сколь строго вс€ка€ дерзость, причиненна€ наход€щимс€ под ¬ысочайшим покровительством ¬ашего »мператорского ¬еличества, наказываетс€ї.129

¬ ответ ѕавел I предоставил генералу полную свободу действий: Ђв наказание таковой их дерзости предоставл€ю вам какой заблагорассудитс€ сделать им репрезальї.130  норринг во главе крупного отр€да вторгс€ в  абарду и зан€л там несколько аулов. “аким образом, решались сразу две проблемы: осуществл€лось наказание кабардинцев и проводилась демонстраци€ силы осетинам, дабы они не поддались давлению со стороны мусульман и не отказались от своего пребывани€ в лоне православной церкви.

¬озобновление ќсетинской духовной комиссии (1814Ц1860)

ѕосле упразднени€ ћоздокско-ћаджарской епархии российска€ администраци€ на  авказе была зан€та многочисленными вопросами военно-политического характера. ѕервоочередные задачи были св€заны с присоединением √рузии к –оссии.  роме того, с конца XVIII века усилилось противосто€ние горцев, выступивших против колонизации кра€ русскими. ћиссионерска€ работа среди осетин в этот период отошла на второй план. ¬ 1811 году кавказские военные власти вновь обратили внимание на большой успех идей ислама среди горских народов. „тобы остановить распространение мусульманской проповеди, командующий русскими войсками на  авказе генерал “ормасов даже предложил использовать дл€ обращени€ горцев в христианство иезуитов. ќднако царь јлександр I выразил желание, чтобы дл€ этой цели были найдены способные православные миссионеры. ѕосле чего в 1814 году была вновь возобновлена де€тельность ќсетинской духовной комиссии. “еперь она находилась в “ифлисе и подчин€лась учрежденному в 1811 году √рузинскому экзархату. ¬ его ведение были также переведены приходы с православным осетинским населением из јстраханской епархии. »х число, впрочем, к этому времени сократилось до 2272 из-за обращени€ в ислам многих осетин.131 ¬ 1818 году —в€той —инод дал комиссии новую инструкцию: обращение осетин в христианство предписывалось теперь вести только духовными средствами, Ђне прибега€ к мирским побуждени€м и не вход€ в разбирательство мирских делї.132

¬ результате де€тельности ќсетинской духовной комиссии с 1817 по 1822 год число новообращенных достигло 47100 человек; в ќсетии было построено и восстановлено 29 православных храмов. Ќо в целом Ђмиссионеры побуждали осетин принимать крещение только путем раздачи денег и подарков без вс€кого научени€ догматам верыї. “ак, грузинский св€щенник Ч миссионер Ќиколай —амарганов показал в отчете, что он за один 1822 год крестил в —еверной ќсетии 5000 человек. ЂЌо что то были за христиане, пон€ть нетрудно. Ќовокрещенные из-за подарков крестились по нескольку раз или в случае отказа в деньгах и подарках легко переходили оп€ть в магометанство, так как христианство было дл€ них в полном смысле неведомої.133 √оворили, что —амарганов просто записывал в метрические книги имена всех осетин, фактически даже не соверша€ крещени€.

√рузинские св€щенники, считавшиес€ по службе в ќсетии, большей частью жили с семь€ми в √рузии, в том числе и Ќиколай —амарганов находилс€ посто€нно в  арталинии и оттуда управл€л осетинскими приходами. ¬ 1829 году начальник войск в  абарде ”шаков доносил митрополиту »оне, что Ђв ƒигорской области ни одного св€щенника не находитс€ и неизвестно куда они более уже года как уехали; дети остаютс€ без крещени€ и умершие погребаютс€ без вс€кого христианского обр€даї.

ƒо открыти€ во ¬ладикавказе в 1836 году духовного училища, грузинские экзархи призывали осетин отдавать своих детей в духовные училища, где бы они находились на полном обеспечении осетинской миссии. Ќо желающих учитьс€ было мало: осетины-мусульмане запугивали осетин-христиан, что русские хот€т забрать таким путем всех учеников в –оссию. » лишь с открытием ¬ладикавказского духовного училища положение стало мен€тьс€. ”же в первый год де€тельности училища в нем обучалось 34 ученика Ч 33 осетина и один ингуш.

ƒаже советские историки не могли не признать, что ¬ладикавказское училище сыграло значительную роль в развитии осетин, поскольку дл€ своего времени воспитанники училища Ђбыли единственными тружениками на ниве просвещени€ осетинского народаї.134 Ќа первый план выходили миссионерские цели. ≈пархии требовались как богословски образованные св€щенники, способные к просветительной де€тельности, так и знатоки кавказских €зыков, религиозных верований и обычаев горского населени€, которое необходимо было обратить в христианство.

”худшение обстановки в св€зи с разгорающейс€ войной против Ўамилевского имамата послужило преп€тствием дл€ многих планов православной церкви.   тому же, Ђуслови€ военного быта русского населени€ кра€ заключали в себе много отрицательных моментов дл€ развити€ религиозно-нравственного чувстваї.135  арательные экспедиции против горцев, жестокость массовых экзекуций и уничтожение горских аулов разлагающе действовали на, во многом случайное, население, которым в спешном пор€дке начал засел€тьс€  авказский край. Ќередкими были случаи перехода российских солдат на сторону имама. ¬ стане Ўамил€ образовалась цела€ станица из беглых казаков-старообр€дцев.

» лишь после пленени€ имама Ўамил€ 25 августа в 1859 году в ауле √униб и завершени€ длительной войны, в восточной части  авказа вновь началась активна€ работа ѕравославной церкви среди горских народов. 9 июн€ 1860 года по представлению  авказского наместника кн€з€ Ѕар€тинского было учреждено Ђќбщество восстановлени€ православного христианства на  авказеї. — учреждением ќбщества прекращалась де€тельность ќсетинской духовной комиссии.136

”чреждение ¬ладикавказской епархии (1885)

  1877 году  авказска€ епархи€ насчитывала 425 церквей, 113 Ч в —тавропольской губернии, 220 Ч в  убанской, 77 Ч в “ерской области и 15 в „ерноморском округе.   1885 году число приходов достигло 600. ¬ 1885 году  авказской епархи€ была разделена на —тавропольскую, ¬ладикавказскую и —ухумскую.   ¬ладикавказской епархии отошло 98 церквей “ерской области. ¬ нее вошли все осетинские православные приходы, а затем в 1885 году и входившие в “ерскую область русские приходы  авказской епархии. ¬ 1894 году епархи€ была выведена из иерархического подчинени€ √рузинскому экзархату, и ее первым архипастырем был назначен преосв. »осиф (»ван „епиговский). ≈го местопребыванием стала слобода јлагир.

Ќесмотр€ на то, что с момента завершени€ Ѕольшой  авказской войны прошло уже значительное врем€, позиции ислама в ќсетии не ослабевали. ћногие из мусульман не признавали православной церкви. ¬ыезжать в осетинские приходы без конво€ было опасно. ƒруга€ часть осетин, не про€вл€€ открыто враждебного отношени€ к православной церкви, по-прежнему отдавала предпочтение св€тым местам Ч дзуарам. ћесто духовенства у осетин по-прежнему занимали жрецы, приносившие жертвы дзуарам и произносившие кувды Ч молитвы. ѕод руководством архимандрита »осифа св€щенники пытались боротьс€ с ритуальными осетинскими жертвоприношени€ми, поклонением дзуарам, с разорительными поминками и конскими скачками по умершим, а также с многоженством и кровомщением. ќднако эта де€тельность православных миссионеров, как правило, оказывалась безрезультатной.

Ѕольшинство осетин не посещали храмов. ¬прочем, и сами церкви находились в крайнем запустении: ¬ —алугардоне, например, лопнул колокол и дл€ приглашени€ к богослужению приходилось прибегать к глашата€м. ћногие храмы ютились в ветхих и маленьких помещени€х. Ќузальска€, ƒзивгишска€ и другие древнейшие церкви были настолько малы, что в них с трудом могли войти дес€ть человек.

Ѕлагодар€ содействию Ђќбщества восстановлени€ православного христианства на  авказеї, при архимандрите »осифе было построено свыше дес€ти новых храмов, открыты новые церковные школы. јктивна€ миссионерска€ де€тельность была развернута в отдаленных горных ущель€х: в 1858 году только за один мес€ц в ƒигории было крещено свыше 1000 человек. ¬прочем, как уже говорилось выше, зачастую такое быстрое крещение носило формальный характер.

ѕосле преосв€щенного »осифа заметный след в истории ¬ладикавказской епархии оставил владыка ¬ладимир (—иньковский), при котором епископска€ кафедра стала более самосто€тельной, а архиерею было присвоено наименование ¬ладикавказского и ћоздокского. ¬о ¬ладикавказе, при новом соборе в честь ћихаила јрхангела, было основано ћихаило-јрхангельское миссионерское братство, ставившее задачей распространение христианства среди осетин и борьбу с исламом, старообр€дчеством и Ђпрочим сектантствомї.

’ристианской миссии среди осетин помешала начавша€с€ русско-турецка€ война 1877Ц1878 годов. ќсетию начали тайно посещать турецкие эмиссары. » часть осетин поддерживала их: до ќсетии дошли слухи, что турецкими войсками в войне против русских командует их земл€к, бывший генерал царской армии ћуса  ундухов. јнтироссийскую и антицерковную пропаганду стали вести муллы и имамы. ¬ ƒигории враждебное отношение к православию прин€ло настолько открытый характер, что осетинское православное население потребовало Ђобуздани€ врагов христианской верыї. »звестно, что дигорские бадел€та и куртатинские алдары хотели вз€ть в плен осетинских св€щенников  олиева и —ухиева. ¬оенным пришлось охран€ть их от нападений со стороны враждебно настроенных мусульман. Ќачальство пригрозило мусульманским лидерам высылкой из ƒигории, если они не прекрат€т враждебных действий против христиан. √енерал русской службы осетин “уганов вынужден был хранить в тайне свою принадлежность к христианству и лишь после смерти, к удивлению мусульман, был похоронен по обр€ду православной церкви. Ђѕриехавшие на похороны горцы-мусульмане, увидев у генеральского гроба св€щенников, слали в адрес покойного злобные прокл€ти€.  рест, поставленный на его могиле, был сброшен и разбитї.137

ѕравославные св€щенники отмечали, что осетины-христиане опасаютс€ преследований со стороны Ђфанатиков-мусульманї. “аким образом, в конце XIX века мы наблюдаем фактически равные позиции двух монотеистических религий Ч христианства и ислама Ч у осетин.  роме того, обе они нередко становились составной частью древней осетинской культуры и традиционной религии.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-09-20; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2007 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—вобода ничего не стоит, если она не включает в себ€ свободу ошибатьс€. © ћахатма √анди
==> читать все изречени€...

1421 - | 1309 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.015 с.