Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Глава 11. Смысл жизни и Счастье 227





 


тивостоящая толпе — «посредственности» и находящаяся «по ту сторону добра и зла». Для такого человека не должно существо­вать моральных границ и запретов: он выше их, его предназначение (смысл жизни) — в собственной реализации, ибо именно он — но­ситель новой морали.

Идея исключительной личности, «сверхчеловека», утверждающего себя за счет принижения, а иногда — и жизни других, становится очень попу­лярной благодаря художественной литературе. Влияние философских идей, стремление к эмансипации, свободе личности, характерное для ро­мантизма XIX века, породило новый тип героя. Герои произведений Дж. Байрона, М. Лермонтова, Ф. Достоевского, К. Гамсуна совершают переворот в умах читателей и вызывают массу подражаний: имена Чайльд-Гарольда, Печорина, лейтенанта Глана становятся буквально на­рицательными, а трагические размышления Раскольникова о том, «что дозволено и что не дозволено», остаются актуальными и в наши дни.

Еще одна концепция смысла жизни, имевшая своих сторонников во все времена, но особенно утвердившаяся в эпоху создания и на­копления капитала, — обладание материальными благами, богат­ством.

У. Шекспир и О. де Бальзак, Дж. Лондон и Д. Голсуорси, авторы со­временных бестселлеров раскрывают перед нами английские, француз­ские, американские, а сегодня и русские трагедии, связанные со стремле­нием к деньгам, золоту, роскоши, когда в жертву им приносят буквально все. XX век обострил и сделал более жесткой эту погоню за богат­ством. Мафиозные структуры с помощью коррупции пытаются (и зача­стую небезуспешно) втянуть в свои преступления самых, казалось бы, честных и неподкупных людей, покушаясь тем самым на нравственные основы общества.

Обывательским проявлением этой концепции является принятие в качестве главной жизненной цели стремления к обладанию: веща­ми, комфортом, престижем. Мещанин все многообразие жизни вос­принимает через призму своего непомерно раздутого Я. Средства жизни (удобства, вещи, досуг, материальные блага) в его сознании становятся целью бытия, а главный смысл существования он выража­ет паразитической формулой «бери от жизни все, что можешь». Расслоение общества на богатых и бедных остро ставит вопрос о поис­ках смысла жизни. Конечно, было бы нелепо и нечестно отрицать значе-


ние материальных благ в жизни современного человека. Потребность жить в удобной, хорошо обставленной квартире, иметь аудио- и видеоап­паратуру, машину, модно и красиво одеваться — все это вполне есте­ственно. Человек должен жить хорошо. Но плохо, если вещи, удобства, комфорт из средства жизни превращаются в цель, смысл существова­ния. Материальное благополучие само по себе обретает смысл только тогда, когда оно становится условием совершенствования его владельца, или дает возможность помочь другому (благотворительность), или спо­собствует развитию общества и культуры (меценатство).

И, наконец, следует сказать о концепции смысла жизни, согласно которой вечным смыслом человеческого бытия является любовь — любовь вообще и любовь мужчины и женщины в частности. Наиболее полно эта точка зрения впервые была сформулирована в философии Л. Фейербаха. Он утверждал, что все люди во все времена и во всех обстоятельствах имеют безусловное и обязательное право на счастье, но общество не в состоянии удовлетворить это право в равной мере для всех. Только в любви Фейербах видел единственное средство удовлетворения стремления каждого человека к счастью. Той же кон­цепции в XX веке придерживается и продуктивно развивает ее в книге «Искусство любви» Э. Фромм.

Действительно, значение любви в жизни человека невозможно переоценить. Это одно из самых прекрасных и высоких чувств на свете, дающее человеку неизбывное счастье, хотя и приносящее под­час горечь и боль. Тем не менее, при всей значимости любви как важнейшего элемента личной жизни, при всей ее красоте и стимули­рующей роли в развитии личности, она не может быть единствен­ным смыслом жизни.

Человеку недостаточно только любить и быть любимым. Являясь не­
пременным, важнейшим условием человеческого счастья, любовь в то
же время не исчерпывает его. Если вырвать любовь из всего богатства
наших отношений, многообразия жизни, изолировать ее, замкнуть во
внутреннем мире личности, то самая большая любовь в конце концов
померкнет, потускнеет. Как тонко и остроумно заметил В.Г. Белинский,
«стремление свести всю полноту жизни человека к личному счастью и
любви превратило бы человеческую жизнь в хаос и мрак... Если бы вся
цель нашей жизни состояла бы только в одной любви, тогда жизнь была
бы действительно мрачной пустыней, заваленной гробами и разбитыми
сердцами...».,


Ш Раздел III. Высшие моральные ценности


Глава П. Смысл жизни и Счастье


 


Наконец, существуют и пессимистические концепции, вообще от­рицающие смысл жизни. Французский писатель Ф. Мориак при­ходит к выводу, что жизнь большинства людей — мертвая дорога «в никуда». Он сравнивает человеческую жизнь с движением сле­пых, которые бредут к неведомому морю, и в этом движении у них единственный выбор: либо ринуться в пучину волн, либо возвра­титься вспять и все начать сначала.

Русский философ Вл. Соловьев, критикуя пессимистический подход к смыслу жизни, указывал на противоречия в рассуждениях и действиях его сторонников, которые, отрицая жизненный смысл, опровергают самих себя, продолжая жить. Он называет их несерьезными отрицателями, про­тивопоставляя им «серьезных» отрицателей — самоубийц. Размышляя об этой категории людей на примере литературных и исторических пер­сонажей — Ромео, Вертера, Клеопатры, —■ он приходит к выводу, что и их отрицание смысла жизни несостоятельно, поскольку вытекает из крайне узкого представления о нем, связывает его с осуществлением сугубо лич­ных, пусть даже возвышенных интересов.

И все же люди не хотят' мириться с отсутствием или утратой смысла жизни — явлением, которое стало, особенно в наше время, весьма распространенным показателем нравственного кризиса. Про­блеме утраты смысла и борьбе с этой утратой посвящена логотера-пия — учение о смысле жизни одного из классиков гуманистичес­кой мысли XX века — философа и психолога Виктора Франкла.

11.2. «Человек в поисках смысла»

Именно так называется известная книга В. Франкла. Стремле­ние человека к поиску и реализации смысла жизни философ рас­сматривает как врожденную тенденцию, присущую всем людям и яв­ляющуюся основным двигателем поведения и развития личности. Франкл говорит, что для того, чтобы жить и активно действовать, человек должен верить в смысл, которым обладают его поступки. Как бы возражая Сократу, Франкл считает, что «даже самоубийца верит в смысл — если не жизни, то смерти, в противном случае он не смог бы шевельнуть и пальцем для того, чтобы реализовать свой замысел». Отсутствие смысла порождает у человека состояние, ко­торое Франкл называет экзистенциальным вакуумом. Он объяс-


-


няет его причины и следствия: «В отличие от животных, инстинкты не диктуют человеку, что ему нужно, и в отличие от человека вче­рашнего дня традиции не диктуют сегодняшнему человеку, что ему должно. Не зная ни того, что ему нужно, ни того, что он должен, человек, похоже, утратил ясное представление о том, что он хочет. В итоге он хочет либо того же, чего и другие (конформизм); либо делает то, что другие хотят от него (тоталитаризм)». Возможно и третье следствие — появление специфических невротических забо­леваний — «ноогенных неврозов», которые проистекают из угрызе­ний совести и из ценностных конфликтов.

Если же у человека нет смысла жизни, осуществление которого сделало бы его счастливым, он может попытаться добиться ощущения счастья в обход осуществления смысла, в частности, с помощью химических пре­паратов, наркотиков, алкоголя. Франкл считает, что это не выход, что в жизни всегда есть смысл, и мы должны только помочь людям, попав­шим в экзистенциальный вакуум, начав хотя бы с убеждения их в нали­чии смысла в жизни.

Нет оснований стыдиться экзистенциального отчаяния, как буд­то это эмоциональное расстройство; это не невротический симптом, а человеческое достижение. Прежде всего, это проявление интел­лектуальной искренности и честности. И если человек задается во­просом о смысле жизни, он должен иметь достаточно терпения, что­бы дождаться, когда смысл возникнет в его сознании.

Франкл полагает, что смысл жизни в принципе доступен любо­му человеку. «Однако нахождение смысла — это вопрос не позна­ния, а призвания, не человек ставит вопрос о смысле своей жизни — жизнь ставит этот вопрос перед ним, и человеку приходится ежед­невно и ежечасно отвечать на него не словами, а действиями». Смысл не субъективен, человек не изобретает его, а находит в мире объек­тивной действительности, именно поэтому он выступает для челове­ка как императив, требующий своей реализации.

Утверждая уникальность и неповторимость смысла жизни каж­дого человека, Франкл одновременно дает содержательную харак­теристику возможных позитивных смыслов. Они определяются, с его точки зрения, тремя группами ценностей: ценностями творчества, ценностями переживания и ценностями отношения.

Приоритет принадлежит ценностям творчества, основным путем реали­зации которых является труд. Однако важна не работа сама по себе, а то,


230 Раздел III. Высшие моральные ценности

как человек делает эту работу, что он привносит в нее, находят ли свое отражение в нашей работе те личностные, неповторимые черты, которые составляют нашу индивидуальность и наполняют смыслом нашу жизнь.

Ценности творчества являются наиболее важными, но не необходимы­ми. При их отсутствии смысл жизни может придать одно единственное мгновение, одно переживание. Высшее из переживаний — любовь. Лю­бовь — это духовное переживание другого человека во всей его неповто­римости и уникальности, познание его глубинной сущности. Но и лю­бовь — это только один из возможных способов наполнить жизнь смыслом, она тоже не является необходимым условием или наилучшим вариантом осмысления жизни. Человек, который никогда не любил и не был любим, тем не менее, может сформировать свою жизнь весьма осмысленно.

Наибольшее внимание Франкл уделяет ценностям отношения. К ним человеку приходится прибегать, когда он оказывается во власти обстоя­тельств, которые не в состоянии изменить. Зато он свободен занять ос­мысленную позицию по отношению к ним и придать своему страданию глубокий жизненный смысл. То, как человек принимает тяготы жизни, мужество, проявляемое в страданиях, достоинство, которое он выказывает, будучи приговорен и обречен, — все это мера того, насколько он состоял­ся как личность. Таким образом, человеческое существование никогда не может оказаться бессмысленным по своей внутренней сути. Жизнь чело­века сохраняет свой смысл до конца — до последнего дыхания.

Однако еще более важным, чем вопрос о смысле жизни вообще, является вопрос о смысле жизни данной личности в данный мо­мент. Современный философ Г. Гачев пишет: «Я, человек, не могу ждать, пока человечество разрешит все проклятые вопросы, найдет истину и заживет по совести и счастливо в мировом масштабе: у не­го в запасе бесконечность, а у меня — срок отмеренный; так что все это я должен сделать за жизнь».

Каждая ситуация несет в себе свой смысл, разный для разных людей, но для каждого человека он является единственным и един­ственно истинным. Причем Франкл подчеркивает, что человек сам должен искать и находить его. Но найти, смысл — это еще полде­ла; необходимо осуществить его. Человек несет ответственность за осуществление уникального смысла своей жизни. Осуществление смысла является для человека необходимостью в силу конечности, ограниченности и необратимости человеческого бытия в мире, не­возможности отложить что-то «на потом», из-за неповторимости


 


_________________ Глава И. Смысл жизни и Счастье ________________ 231

каждой конкретной ситуации. Осуществить смысл человек может благодаря свободе воли, которая помогает ему найти и реализовать смысл своей жизни. Причем Франкл считает, что по отношению к своим влечениям, к своей наследственности, к факторам и обстоя­тельствам внешней среды человек свободен всегда.

Свобода пр отношению к влечениям проявляется в возможности ска­зать им «нет», принять или отвергнуть их. Свобода по отношению к нас­ледственности — это отношение к ней как к материалу, возможность строить из этого материала то, что необходимо человеку для реализа­ции своих целей. Свобода человека от внешних обстоятельств выра­жается в возможности занять по отношению к ним ту или иную пози­цию, регулируя влияние этих обстоятельств на собственную судьбу.

Осуществляя смысл своей жизни, человек тем самым осуществ­ляет самого себя. Тем не менее он никогда так и не узнает до самого конца, до самого последнего мгновения, удалось ли ему действи­тельно осуществить смысл своей жизни.

11.3. Смысл, осмысленность и цель жизни

Учитывая последнее обстоятельство, следует различать смысл и осмысленность жизни. Смысл предполагает объективную оценку, содержательный критерий, осмысленность — это субъективное от­ношение к своей жизни, осознание ее смысла. Жизнь индивида име­ет тот или иной смысл, даже если она им не осмыслена. Объективно смысл жизни реализуется в процессе жизнедеятельности человека, протекающей в разных сферах. И поэтому смысл жизни может выступать не как единственная цель, а как спектр смыслов и целей: смыслом личной жизни могут быть дети и любовь, в профессио­нальной деятельности — максимальная реализация своих способ­ностей и талантов и т.п.-'Но в любом случае человек должен состо­яться, иметь возможность представить себя миру, выразить свою сущность. Жизнь наполняется смыслом, становится содержатель­ной, достойной человека тогда, когда она полезна другим, когда че­ловек с удовольствием, удовлетворением и полной самоотдачей за­нимается своим делом, когда существование его проникнуто' нравственным добром и справедливостью. Тогда объективная зна­чимость, смысл его жизни счастливо совпадают с его личными, субъек-


Ш ________________ Раздел Ш. Высшие моральные ценности


Глава 11. Смысл жизни и Счастье


233


 


тивными стремлениями и целями. Наилучший вариант — ситуация, когда субъект осознает содержание своей жизни, когда смысл и осмысленность образуют гармоничное единство. Ведь осознать смысл своей жизни — значит найти свое «место под солнцем».

С осознанием смысла жизни тесно связано понятие цели. Цель выступает в сознании человека образом того будущего состояния действительности, которое отвечает его представлениям, потребнос­тям и идеалам. О значении цели в жизни человека А.П. Чехов пи­сал так: «Все хорошие, настоящие писатели имеют общий и весьма важный признак: они куда-нибудь идут и Вас зовут туда же, и Вы чувствуете не умом, а всем своим существом, что у них есть какая-то Цель... И Вы, кроме лсизни, какая она есть, чувствуете еще ту жизнь, которая должна быть, и это пленяет Вас».

Вместе с тем выражение «цель жизни» нельзя абсолютизировать: его корректно применять по отношению к отдельному человеку, коллективу или даже человечеству в целом лишь на определенном этапе, в каком-то историческом интервале. Но неверно ставить вопрос, для чего вообще жи­вет человек, в чем смысл жизни человечества. В природе нет целей. Поэто­му можно выяснять, почему возникли жизнь и разум на Земле, но нельзя объяснить, для чего, с какой целью. Ф. Энгельс как-то иронически заметил, что телеологический подход к проблеме смысла жизни, когда во главу угла ставится цель, приводит к простой схеме: кошки созданы для того, чтобы поедать мышей, мыши — чтобы быть поедаемыми кошкой, а вся природа — чтобы доказать премудрость творца. Еще более язвительно высказался Г. Гейне: учение о целесообразности приводит к выводу, что бык создан для того, чтобы сварить бульон, осел — для сравнения с чело­веком, а человек — чтобы есть бульон и не походить на осла.

Таким образом, не следует отождествлять цель и смысл жизни. При всей ее значимости цель — это определенный рубеж, а смысл жизни — не конечная цель, а генеральная линия, определяющая цели. Это та общая направленность, которая сказывается на всем поведе­нии человека, на всей его жизни. Цель жизни — впереди, в буду­щем. Смысл жизни — это объективное содержание самой жизни и одновременно — стремление к высшей цели.

Обретение подлинного, а не ложного смысла — чрезвычайно слож­ный процесс. Мы все проходим через иллюзии, заблуждения и ошибки, через драмы искаженного или неполного воплощения своих замыс­лов, через конфликты несовпадения смысла жизни в общечелове-


ческом аспекте и индивидуальной его интерпретации. Глубина и сложность проблемы в том, что смысл жизни не преподносится нам готовым. Смыслу жизни нельзя научиться. Этическая теория дает нам лишь ориентацию. На самом деле человеку предстоит не уз­нать смысл жизни, а обрести его в опыте своего бытия, выстрадать в процессе самоутверждения и сложных нравственных исканий. Ибо знать что-то о смысле жизни, определить его для себя и про­жить свою жизнь осмысленно — далеко не одно и то же.

Разумеется, здесь представлена авторская точка зрения, и мы не только активно пропагандируем ее, но и искренне стараемся следо­вать ей. Однако это не значит, что она — истина в последней ин­станции. У каждого из вас может и должен быть свой взгляд на эту проблему, свое понимание смысла жизни. И, может быть, действи­тельно прав Н.А. Бердяев, утверждавший, что смысл жизни — в по­исках этого смысла!

11.4. Счастье как этическая категория

С категорией «смысл жизни» тесно связана категория «счас­тье». Если содержание первой как бы дает оценку значимости су­ществования человека, то вторая отражает степень его удовлетво­ренности результатами своей жизнедеятельности.

Уже не одно тысячелетие люди спорят о том, «как прожить сча­стливо», «как быть счастливым», и спору этому не видно конца. В истории философии (как и в житейской практике) мы находим множество толкований счастья. Ш. Фурье писал, что только в Древ­нем Риме, «по официальным источникам», существовало 278 пред­ставлений об «истинном счастье». Еще в древнегреческой этике воз­никло учение о стремлении человека к счастью — эвдемонизм. Одним из первых к понятию «счастье» обратился древнегреческий фи­лософ Демокрит. Счастье для него — это особое благостное состояние души, заключающееся в уравновешенности, гармонии, размеренности, без­мятежности, невозмутимости, бесстрастии. В более поздней этике киников мы также встречаем подобное понимание: счастье — не знать страстей, быть безразличным ко всем расхожим и фальшивым ценностям, свести до минимума свои потребности, «жить по природе», сохранять независи­мость и спокойствие. Совершенно другое, казалось бы, понимание счастья предлагает Эпикур: счастье — в наслаждении. Однако наслаждение для


234 _______________ Раздел III. Высшие моральные ценности _________________

него не вульгарное, ничем не сдергиваемое удовольствие, а особое состо­яние души, благородное спокойствие, умозрительная уравновешенность, безмятежность. Основой такого состояния выступает не любое, а лишь разумное и справедливое удовольствие, понимаемое как «свобода от теле­сных страданий и душевных тревог». Для этого необходимо добиться независимости от всего, что нарушает спокойствие: и от влияния внешне­го мира, и от собственных страстей и пустых желаний. Именно тогда наступает счастье, состоящее в невозмутимости духа.

В христианском вероучении понятие счастья обретает сугубо духов­ный смысл, связанный с Божественным откровением и не имеющий от­ношения к радостям земного бытия.

В эпоху Возрождения стремление к земному, ощутимому счастью вновь провозглашается вполне законным нравственным принципом по­ведения. Но особенно большое значение принцип эвдемонизма приоб­ретает в этике французских материалистов XVIII века. Счастье челове­ка было объявлено ими конечной целью всякого общества и всякой полезной деятельности людей. Стремление к счастью трактовалось как данное человеку от природы, а достижение счастья — как осуществле­ние подлинного назначения человека. Отдельные элементы классичес­кого эвдемонизма сохранились в современной западноевропейской эти­ке (например, в «фелицитологии» — учении о счастье О. Нейрата).

(Философы и поэты, мудрецы и торговцы спорили и спорят о том, что есть счастье, и жаждут его: высокого, романтического или про­стого, житейского. Но чаще всего встречается модель, в рамках ко­торой счастье соотносится с неким благом, с обладанием им или созиданием его.

При этом иногда забывается: то, что есть благо и счастье для одних, для других вовсе таковым не является. Или: человек принимает что-то за благо (счастье), а через некоторое время не ставит это ни в грош. Или: человеку что-то кажется благом (счастьем), хотя объективно оно не яв­ляется таковым (иллюзия счастья). Вообще, если понимать счастье лишь как чувство удовлетворения от обладания благом или тем, что таковым представляется, то придется признать равноценность любых пережива­ний удовлетворения жизнью: и в случае совершения добра, и в случае совершения зла.

Между тем существует иное мнение: для того чтобы человек был счастлив, он должен не иметь, а быть (Э. Фромм): быть нравственной личностью, отличающейся определенными моральными качествами. И по-






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 686 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Жизнь - это то, что с тобой происходит, пока ты строишь планы. © Джон Леннон
==> читать все изречения...

2255 - | 2025 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.