Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Сравнительная социология Альфреда Р. Рэдклифф-Брауна




Другой ведущей фигурой в британской социальной антропо­логии первой половины XX в. был Альфред Реджинальд Рэдклифф-Браун (1881-1955). Он родился в Бирмингеме, учился в Кембридже. В юности он увлекался идеями анархизма и был известен среди однокашников как Анархия Браун. Существует легенда, что в это время он общался с князем П. Кропоткиным и тот будто бы пред­ложил ему, прежде чем выдвигать проекты социального переуст­ройства викторианской Англии, разобраться как следует в механиз­мах существования и развития общества, взяв для начала общества примитивные. Как бы то ни было, Рэдклифф-Браун посвятил этой задаче всю жизнь, причем в буквальном смысле: отправившись в 1906 г. проводить полевое исследование на Андаманские острова, он почти все время жил за пределами Англии, возвращаясь туда лишь изредка и ненадолго. В 1906-1908 гг. он проводил полевые антропо­логические исследования среди андаманцев, 1910—1912 годы — сре­ди австралийских аборигенов; в 1916 г. был министром образова­ния Королевства Тонга. В 1920 г. он перебрался в Южную Африку, основал там Школу африканской жизни и африканских языков и кафедру социальной антропологии в Кейптаунском университете, которой руководил в течение пяти лет. В 1925-1931 гг. он занимался организаторской и научной работой в Австралии, руководил ос­нованной им кафедрой социальной антропологии в Сиднейском университете, проводил полевые исследования и руководил иссле­довательской группой, собиравшей этнографический материал в различных уголках аборигенной Австралии. В 1931-1937 гг. он ру­ководил кафедрой социальной антропологии в Чикагском универ­ситете, а в 1937—1946 гг. — в Оксфорде. При этом он поддерживал связи с Манчестерским, Бирмингемским и Лондонским универ­ситетами и регулярно куда-то выезжал (в 1931 г. он читал лекции вЯнцзинском университете в Пекине, в 1942—1944 гг. — в Сан-Паулу). В 1947—1949 гг. он занимал пост профессора социальных Наук в университете Фарука I в Александрии (Египет), основал и в°зглавлял тамошний Институт социальных исследований; в 1951—


216 История социологии

1954 гг. работал в университете Родса в Южной Африке. Там он тяжело заболел и по возвращении в Лондон в скором времени скон­чался. Будучи весьма харизматичной личностью, Рэдклифф-Браун всюду, где работал, оставлял после себя учеников. Научное насле­дие ученого невелико. Единственной его монографией в полном смысле слова стала книга «Андаманские островитяне», написанная в 1908 г. как диссертация и изданная в расширенном и дополненном варианте в 1922 г. Остальные его произведения — статьи и очерки, опубликованные в различных журналах. Часть этих очерков была издана его учениками в виде двух сборников: «Структура и функция в примитивном обществе» (1952) и «Метод в социальной антропо­логии» (1958). Три очерка об австралийских системах родства издал отдельной книгой сам Рэдклифф-Браун («Социальная организация австралийских племен», 1930-1931). Кроме того, чикагские уче­ники ученого издали в виде книги стенограммы его выступлений на семинарах в Чикагском университете («Естественная наука об обществе», 1957). Все работы Рэдклифф-Брауна, за исключением нескольких сугубо этнографических зарисовок, имеют социологи­ческую значимость.

Социологический характер его работы связан с тем огромным влиянием, которое оказали на него французская социологичес­кая школа, и прежде всего Дюркгейм (были и другие влияния, но это — одно из главных). Известно, что Рэдклифф-Браун внима­тельно следил за публикациями в «Аппёе sociologique» и весьма ор­ганично интегрировал содержащиеся в них теоретические идеи в свою работу. Исследования Рэдклифф-Брауна и его последователей законно относят к дюркгеймовскому направлению в социологии.

Указанное влияние помимо прочего выразилось в понима­нии предмета социальной антропологии и места этой дисциплины среди других социальных наук. С точки зрения Рэдклифф-Брауна, социальная антропология должна быть «теоретической естествен­ной наукой о человеческом обществе». Это понимание социальной антропологии кардинальным образом отличалось от того, которое предлагал Малиновский. Для Рэдклифф-Брауна социальная ант­ропология — это наука именно об обществе, а не о культуреК

1 Чтобы подчеркнуть разницу, Рэдклифф-Браун приводит в качестве при­мера общества животных, в которых обнаруживаются социальные связи, но нет никакой культуры. Он пишет, что, выходя в поле, «мы можем наблюдать акты поведения... индивидов, в том числе, разумеется, и их речевые акты, а также материальные продукты их прошлых действий», но не можем наблюдать (в собс­твенном смысле слова) культуру, поскольку «это слово обозначает не какую-то


СОЦИОЛОГИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ 217

Из интерпретации социальной антропологии как «естествен-ной» науки вытекало еще одно фундаментальное расхождение с Малиновским. Рэдклифф-Браун категорически возражал против выражения «функциональная школа», введенного им в оборот, и всячески открещивался от принадлежности к этой «школе», говоря, что «в естественной науке нет места «школам» в подобном смысле слова», и язвительно добавляя, что «функциональной школы на самом деле не существует», что «это миф, изобретенный профессо­ром Малиновским», и что этот вредный миф «привел к печальным последствиям, поскольку окутал антропологию густым туманом дискуссий о «функционализме»»1.

За перепалкой Рэдклифф-Брауна с Малиновским скрывались, конечно, и личное соперничество, и борьба за влияние, но их при­нципиальные разногласия (как только что названные, так и те, о которых будет сказано ниже) не могут быть сведены к этим вне-научным факторам. Часто встречающееся в литературе включение обоих в одну рубрику (например, «ранний функционализм») удоб­но с точки зрения систематизации истории науки, но во многом неправомерно, и к нему следует относиться осторожно. Рэдклифф-Браун иначе понимал природу социальной реальности, предмет социальной антропологии, ее метод, задачи теории и полевых ис­следований; результатом этого было создание совершенно иного образца теоретического дискурса и полевой работы.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 636 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Самообман может довести до саморазрушения. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2477 - | 2319 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.006 с.