Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Функциональный анализ и теория потребностей




Разработка принципов функционального анализа — одно из важнейших достижений Малиновского, его, так сказать, «визитная карточка». Этот тип анализа культурной реальности развивался на определенном историческом фоне и должен быть с ним соотнесен. Прежде всего он стал важным этапом в отходе от господствовавше­го в антропологии эволюционизма, решительным образом пере­ориентировав исследовательский интерес с исторического проис­хождения различных элементов культуры на внутреннее устройство и функционирование культуры как единого целого1. Установив та­ким образом исследовательские приоритеты, Малиновский высту­пил против перенесения на культуру из других дисциплин метафор организма и механизма; он считал их «уловками», которые «при­несли социологии больше вреда, чем пользы»2. Хотя в трактовке культуры как функционально связанного целого он во многом опи­рался на идеи Дюркгейма, некоторые принципиальные положения Дюркгейма (прежде всего о недопустимости психологических и биологических объяснений социальных фактов) были им катего­рически отвергнуты как «метафизические предубеждения».

Суть функционального анализа, по Малиновскому, состоит в том, чтобы связать культурное поведение с человеческими по­требностями. Культура, с его точки зрения, «должна пониматься инструментально, или функционально»: она средство, инстру­мент, «посредник» в достижении человеческих целей. Культура — это «огромный аппарат... благодаря которому человек способен справляться с теми конкретными, специфическими проблемами,

1 Малиновский вовсе не отрицал ценности исторических исследований. Он
говорил, что эволюционная точка зрения должна сохраняться в «любом здравом
описании той или иной культуры» (Малиновский Б, Научная теория культуры. М.,
2000. С. 24), что функциональный подход «не отрицает ценности эволюцион­
ных, или исторических, изысканий. Он просто подводит под них научную базу»
(Малиновский Б. Научная теория культуры // Культурология... С. 38). При этом
устанавливались границы применимости «общего принципа» эволюционизма: с
точки зрения Малиновского, об эволюционных стадиях развития можно гово­
рить лишь применительно к конкретным, географически ограниченным культу­
рам, но никак не к «культуре» вообще (Малиновский Б. Научная теория культуры-
С. 26).

2 Малиновский Б. Научная теория культуры // Культурология... С. 39.


СОЦИОЛОГИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ 209

с которыми он сталкивается»1. Эти проблемы проистекают из того основополагающего факта, что люди — биологический вид. Как живое существо, человек обладает определенными органически­ми потребностями и существует в среде, которая дает ему «сырье для работы» и одновременно содержит опасности, угрожающие его жизни. Иначе говоря, культура имеет биологическую основу, и адекватное ее истолкование должно это учитывать: «удовлетво­рение органических, или базисных, потребностей человека и рода составляет минимально необходимый набор условий, которому должна соответствовать любая культура», каждая культура должна «обеспечивать выживание индивидов, продолжение рода и поддер­жание организмов в работоспособном состоянии», и соответствен­но «любая теория культуры должна отталкиваться от органических потребностей человека»2.

Помимо онтологического, Малиновский дает еще и методо­логическое обоснование необходимости отталкиваться в создании теории культуры от органических потребностей: при описании культуры необходимо опираться на ее наблюдаемые и притом по­нятные по смыслу поведенческие проявления, а наиболее понятны среди них именно те, которые связаны с удовлетворением универ­сальных человеческих потребностей3.

Таким образом, функциональный анализ оказывается не­разрывно связан с теорией потребностей. Последняя прописана Малиновским весьма подробно.

С самого начала устанавливается, что «все люди, где бы они ни жили... должны есть, дышать, спать, производить потомство и удалять из организма отходы жизнедеятельности»4. Эти условия, минимально необходимые для выживания индивида и группы, называются базисными потребностями. Каждая такая потребность проявляется в опыте индивида как дискомфортное физиологичес­кое состояние, или «импульс», побуждающий его к устранению дискомфорта. Таких импульсов Малиновский насчитывает 11: побуждение к вдоху, голод, жажда, сексуальный голод, усталость, жажда деятельности, сонливость, давление в мочевом пузыре, дав-

1 Малиновский Б. Научная теория культуры // Культурология... С. 33.

2 Там же. С. 33-34,43.

3 Там же. С. 43. Здесь можно усмотреть довольно странную инверсию вебе-
Р°вского принципа инструментальной рациональности (или целерациональнос-
Ти) как опорного идеального типа для конструирования понятного по смыслу
Действия.

4 Там же. С. 45.


210 История социологии

ление в толстой кишке, испуг, боль. Каждый импульс дает начало поведенческой цепочке, которую Малиновский называет «виталь­ной последовательностью» и которая включает три фазы: собствен­но импульс, действие и удовлетворение. Если рассматривать пове­дение такого рода в чистом виде, то оно полностью описывается в терминах анатомии и физиологии. Во все культуры встроены такие витальные последовательности, и вместе с ними в культуру вторгается биологический детерминизм. Сами по себе биологичес­кие аспекты поведения несущественны для изучения культуры; Малиновский констатирует их наличие исключительно с целью подчеркнуть «сущностно физиологический базис культуры»1.

Важнейший факт существования человека в культуре состоит в том, что в условиях культуры эти поведенческие цепочки никогда не проявляются в чистом виде. Каждая витальная последователь­ность модифицируется (разными культурами по-разному) так, что «даже самая элементарная потребность, даже самая независимая от влияний среды биологическая функция не остается совершенно не затронутой воздействием культуры»2. Причем культура трансфор­мирует все стадии витальной поведенческой последовательности: модифицированными оказываются и импульс, и действие, и удов­летворение. Так, в культурном контексте разные виды вдоха могут становиться символами опасности, невежливости, оскорбления, уважения, покорности и т. д.; питание окружается различными та­бу и ограничениями, гигиеническими стандартами и правилами приготовления пищи и т. д.; «удовольствие, доставляемое поло­вым актом, в котором нарушается табу инцеста, совершается суп­ружеская измена или нарушается священный обет целомудрия... приводит к органическим последствиям, которые предопределены культурными ценностями»3. Для терминологического обозначения культурной трансформации биологически укорененного поведения Малиновский заменяет понятие «импульс», которое относится к индивиду, понятием «потребность», которое относится к культуре в целом. Потребность, в этом более строгом смысле, определяется как «система таких внутренних условий человеческого организ­ма, условий культурной среды и связей тех и других с природной средой, которые являются достаточными и необходимыми для выживания группы и индивида»4. Чтобы избежать путаницы (хо-

1 Малиновский Б. Научная теория культуры // Культурология... С. 48.

2 Там же. С. 46.
■'Там же. С. 56.
4 Там же.


СОЦИОЛОГИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ 211

тя путаница все-таки возникает), Малиновский называет такие преобразованные потребности культурными, производными или вторичными, в противоположность базисным, или биологическим. Культурные потребности соответствуют базисным, но никоим об­разом им не тождественны.

Следующим шагом у Малиновского становится соотнесение базисных потребностей с соответствующими культурными реакци­ями. Вокруг каждой из базисных потребностей происходит крис­таллизация определенных культурных процессов и продуктов1:

 

Базисная потребность Культурная реакция
1. Метаболизм (обмен веществ) Продовольственное обеспечение
2. Воспроизводство (продолжение рода) Родство
3. Телесные удобства Жилище
4. Безопасность Защита
5. Движение Деятельность
6. Рост и развитие Обучение
7. Здоровье Гигиена

Потребности и культурные реакции связаны здесь взаим­ным соответствием. Культурная реакция на каждую потребность включает целый круг различных институтов. Например, в сферу продовольственного обеспечения вовлечены институты сотрапез-ничества, комплексы норм и правил, регулирующих прием пищи (физическую и социальную обстановку трапезы, манеры поведе­ния за столом, места питания, инструментарий и т.п.) и способы ее приготовления, институты производства, распределения и хра­нения продуктов, обмен, деньги, торговля, государственное регу­лирование производства и распределения благ, институты взаи­мопомощи, орудия труда, инвентарь, технологии и т.д. и т.п., т.е. «все те условия, от которых зависит слаженная и ровная работа Цепи [доставки пищи к конечному потребителю, которые] столь же необходимы для биологического поведения, как и помещение пищи в рот, пережевывание, слюноотделение, глотание и пищева­рение»2. Иначе говоря, в цепь продовольственного обеспечения, соединяющую начальные этапы «посева семян и охоты на дичь» и конечную стадию «разделки, пережевывания и проглатывания

1 Малиновский Б. Научная теория культуры // Культурология... С. 58. 2Там же. С. 63.


7,12 История социологии

пищи», включены все институты. Столь же широкий спектр инс­титутов включен в другие культурные реакции.

Анализ культурных реакций и включенных в них институ­тов позволил Малиновскому выйти на более высокий уровень обобщения. Поскольку многие институты оказываются вовле­ченными в разные культурные реакции, между институтами и потребностями нет однозначного соответствия. Соответственно каждый институт может одновременно выполнять множество раз­ных функций, и «культура не является и не может быть дублика­том специфических реакций на специфические биологические потребности»1. Иными словами, при всей своей биологической укорененности культура представляет иной порядок связей, не­жели связи биологические. Производные потребности навязы­вают человеку и обществу новый жизненный стандарт и новый, совершенно особый «вторичный тип детерминизма». Культурная трансформация биологических поведенческих цепочек подчиняет человеческую жизнь новым императивам — культурным импера­тивам.

Определить эти императивы Малиновскому помогает анализ культурных реакций на базисные потребности. Каждая из них со­держит четыре параметра: (1) воспитательный, связанный с воспи­танием и обучением; (2) экономический, связанный с поддержани­ем производственной деятельности и включающий материальный аппарат, технические способы, производственные процессы, вла­дение и пользование благами, потребление и «ценностные» (стои­мостные) элементы; (3) нормативный, или юридический, включа­ющий нормы и санкции; (4) политический, связанный с властью, авторитетом и насилием. Эти четыре аспекта обнаруживаются во всех институтах и соответствуют четырем главным инструменталь­ным императивам, присущим любой культуре2:

 

Инструментальные императивы Культурные реакции
1. Культурный аппарат техни­ческих приспособлений и потребительских благ должен производиться, использоваться, поддерживаться и заменяться новым производством Экономика

 

1 Малиновский Б. Научная теория культуры // Культурология... С. 76. 'Тамже. С. 88.


СОЦИОЛОГИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ 213

 

2. Человеческое поведение с точки зрения его технических, обыч­ных, правовых или моральных предписаний должно быть ко­дифицировано и регулироваться действием и санкцией Социальный контроль
3.Человеческий материал, бла­годаря которому поддержива­ется каждый институт, должен обновляться, формироваться, воспитываться и обеспечиваться исчерпывающим знанием пле­менной традиции Воспитание и образование
4. В рамках каждого института власть должна быть четко оп­ределена, наделена властными полномочиями и оснащена средствами принуждения к вы­полнению ее распоряжени Политическая организация

Инструментальные императивы #не менее настоятельны, чем биологические... и эта настоятельность обусловлена тем фактом, что они инструментально всегда связаны с потребностями орга­низма»1.

Помимо инструментальных, Малиновский выделяет также интегральные императивы. Удовлетворение потребностей не одним, а одновременно многими институтами указывает на его интеграль­ный характер. Интегральное измерение культурных реакций обес­печивает символизм, преобразующий человеческое поведение в культурное поведение и придающий ему смысловую целостность. Это достигается за счет того, что он преобразует физиологическое побуждение в культурную ценность. Суть этой трансформации вы­ражается, например, в том, что аппетит у человека может возни­кать не только в силу нехватки питательных веществ в организме, но и в ответ на присутствие сотрапезников, обычную обстановку трапезы, символические репрезентации пищи и т. д.

Выделение этих императивов позволяет Малиновскому внести важные штрихи в определение природы культуры. Человек как сугу­бо биологическое существо не нуждается в культурных институтах, но, как только они возникают, он уже не может без них обойтись, и они приобретают для него обязывающий, принуждающий харак-ТеР- Человеческое поведение подчинено одновременно двум видам

1 Малиновский Б. Научная теория культуры // Культурология... С. 87.


214 История социологии

детерминизма — биологическому и культурному; и хотя второй про­изволен от первого, он к нему не сводится и, сформировавшись действует независимо от него. Иначе говоря, культура имеет био­логические основания, но, сложившись, становится реальностью sui generis, подчиненной своим особым законам. Функционализм трактуется соответственно как «рассмотрение того, что представляет собой культура как детерминирующий принцип... [и] какое добав­ление к индивидуальному и коллективному поведению она с собой несет»1. В самом общем плане указанное «добавление» состоит в привнесении в человеческое поведение целостного, интегрального измерения: «Нигде не существует простого или однонаправленно ориентированного культурного аппарата, нацеленного исключи­тельно на утоление голода, воспроизводство, безопасность или ох­рану здоровья. Что реально обнаруживается, так это цепь институ­тов, которые в каждом звене связаны друг с другом, но вместе с тем фактически фигурируют под тем или иным особым названием»2. Такая интегральная культурная целостность и есть тот контекст, в котором должно изучаться любое отдельное культурное явление.

Функция (центральное понятие функционального анализа) определяется как «удовлетворение потребности посредством неко­торой деятельности, в которой люди сотрудничают друг с другом, пользуются артефактами и потребляют блага»3. В силу интеграль­ного характера культуры функция также нуждается в «интегральном определении», т. е. должна соотноситься с культурой как целым. В свою очередь полнота и самодостаточность каждой отдельной культуры «определяется тем, что она дает удовлетворение всему спектру базисных, инструментальных и интегративных потребно­стей»4. Связь культурных институтов с потребностями трактуется Малиновским столь жестко, что, по его мнению, «ни одна важная система деятельности не сможет существовать, если она не связана прямо или косвенно с человеческими потребностями и их удов­летворением»5. Фактически это означает, что каждое культурное явление в силу самого факта своего существования должно быть так или иначе функциональным. Данное утверждение, названное позже постулатом универсальной функциональности, подверг убе­дительной критике Р. Мертон.

1 Малиновский Б. Научная теория культуры // Культурология... С. 80.

2 Там же. С. 74.

3 Там же. С. 35.

4 Там же. С. 37.

5 Малиновский Б. Научная теория культуры. С. 101.


СОЦИОЛОГИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ 215

Схема анализа, предложенная Малиновским, содержит не­мало противоречий и иных недостатков. Тем не менее она была многими принята и оказалась в свое время весьма плодотворной для полевых исследований.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 440 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Ваше время ограничено, не тратьте его, живя чужой жизнью © Стив Джобс
==> читать все изречения...

2222 - | 2165 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.