Характер социологических объяснений Рэдклифф-Брауна лучше всего проиллюстрировать на примере социологии религии, которая была предметом его интереса на протяжении всей жизни, начиная с исследования андаманских островитян и заканчивая последними, посмертно опубликованными заметками о тотемизме. Его теория религии получила наиболее полное изложение в очерке «Религия и общество»2. Она включает следующие основные положения.
1. Существование общества зависит от наличия в душах его членов определенной системы чувств, управляющих их поведением во взаимоотношениях друг с другом и обеспечивающих минимально необходимую групповую солидарность. (При этом речь идет о солидарности не только общества в целом, но и отдельных его групп, например орды, клана, возрастной группы и т.д.)
2. Каждый элемент социальной системы или природный объект, оказывающий влияние на благосостояние или сплочение общества, становится объектом этой системы чувств, т.е. социальной ценностью. Включаясь в коллективные обряды, он приобретает ритуальную ценность. (Термин «ценность» употребляется в нейтральном смысле; так, в обрядах австралийских аборигенов ритуальной ценностью наделяются, помимо прочего, такие объекты, как дизентерия, засуха и т. д. Кроме того, ритуальной ценностью может наделяться не только объект, оказывающий прямое влияние на благосостояние общества, например дичь и продукты земли, но и объект, случайно сопутствующий важным социальным событи-
1 Рэдклифф-Браун А.Р. О социальной структуре. С. 193.
2 Рэдклифф-Браун А.Р. Религия и общество // Социальные и гуманитарные
науки. Сер. 11, Социология. М., 1997. № 1. С. 79-109.
СОЦИОЛОГИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ 229
ям, например ворон у австралийских аборигенов, который всегда оказывается рядом с человеком во время охоты — одного из главных элементов в их системе жизнеобеспечения.)
3. В человеческом обществе указанные чувства не даны от рождения; они развиваются под влиянием общества, в процессе воспитания. (Иначе говоря, эти чувства относятся к особой социальной реальности.)
4. Ритуалы (позитивные и негативные) являются способами регулируемого символического выражения этих чувств в коллективном действии.
5. Коллективное выражение этих чувств в ритуальном действии выполняет функцию поддержания этих чувств у индивидов на таком уровне интенсивности, который обеспечивает достаточную социальную сплоченность, а также функцию передачи их от поколения к поколению.
6. Религия является важным и необходимым элементом поддержания социального порядка.
7. Основное чувство, поддерживаемое и выражаемое религией, — это чувство зависимости, существующее в двух модальностях: человек может зависеть от других и должен зависеть от других. (По существу «чувство зависимости», как его описывает Рэдклифф-Браун, тождественно таким состояниям, как доверие и уверенность.)
8. В некоторых обществах существует прямая связь между религией и социальной структурой: форма религии соответствует форме социальной структуры. Однако в тех случаях, когда церковная (религиозная) структура становится в обществе относительно независимой, такая связь ослабевает или полностью теряется.
Последнему положению Рэдклифф-Браун уделял в своей работе особое внимание, прежде всего в связи с исследованиями австралийского «тотемизма». Свою теорию тотемизма он неоднократно формулировал и переформулировал (в частности, в работах «Андаманские островитяне», «Социальная организация австралийских племен», в ранних этнографических заметках о тотемизме, в очерке «Социологическая теория тотемизма» и в программной лекции «Сравнительный метод в социальной антропологии»). В очерке «Религия и общество» эта теория принимает следующие очертания.
1. В Австралии существует структурная система кланов; каждый клан является тотемической группой, имеет свои «тотемные Центры» (священные места, находящиеся на его территории), свой
230 История социологии
миф о происхождении и свои особые обряды, выполняемые в тотемных центрах.
2. Официальная цель обрядов (речь идет об интичиума, обрядах размножения) состоит в поддержании дальнейшего существования того естественного вида (растения или животного) или природного объекта (например, дождя), который является тотемом соответствующего клана и с которым клан себя отождествляет.
3. Функция этих обрядов — поддержание тотемической солидарности клана. (Партикулярные территории, обряды, мифы поддерживают внутреннюю сплоченность каждого отдельного клана и его отграниченность от других кланов.)
4. Есть ряд тотемических церемоний и обрядов инициации, которые собирают несколько кланов на территории одного из них. Каждая такая церемония собирает свой особый набор кланов; соответственно каждый клан участвует в серии церемоний, собирающих разные комбинации кланов. Вследствие этого образуется сложная «сеть» кланов, посредством которой каждый клан соединен, хотя бы косвенно, через ряд опосредствующих звеньев с любым другим. На уровне представлений (мифологии) такая сеть поддерживает существование всей природы в целом; на уровне социальной структуры поддерживается клановая система в целом.
Подобного рода объяснения выдвигались и в отношении других форм религиозной жизни: системы старшинства рассматривались как структурная опора культа предков, системы возрастных ступеней — как структурная опора того же поклонения предкам и сложных систем посвятительных обрядов и т. п.
Рэдклифф-Браун вообще предпочитал работать на уровне специальных (частных) теорий. Такие частные теории были разработаны им применительно к таким явлениям, как табу, обычай шутливых отношений, левират и сорорат, некоторые брачные обряды, особое отношение между сыном сестры и братом матери, классификационные терминологии родства и т. д. В целом его подход к изучению общества можно определить как микросоци-
ологический1.
1 См.: Никишенков А.А. Структурно-функциональные методы А.Р. РэД-клифф-Брауна в истории британской социальной антропологии // Рэдклифф-Браун А.Р. Структура и функция в примитивном обществе. С. 285 и дальше; Николаев В.Г. Сравнительная социология А.Р. Рэдклифф-Брауна // Рэдклифф' Браун А.Р. Метод в социальной антропологии. С. 387-390.
СОЦИОЛОГИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ
Влияние идей Б. Малиновского