Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Значение социологических идей Спенсера




Судьба социологических идей Спенсера сложилась крайне не­однозначно. С одной стороны, в конце XIX — начале XX в. Спенсер

1 Спенсер Г. Основания социологии. Т. I. С. 348—352.



История социологии


был одним из самых читаемых авторов, и поклонники уже при жиз­ни ставили его в один ряд с такими великими мыслителями, как Аристотель и Кант1. С другой стороны, имя Спенсера почти столь же быстро обросло массой всевозможных определений — «эволю­ционист», «позитивист», «натуралист», «проповедник laissez-faire», «индивидуалист», «номиналист», «органицист», «социал-дарви­нист», — что не благоприятствовало восприятию его идей как та­ковых и исподволь подталкивало к помещению их в значительно более узкие рамки, нежели они того заслуживали. Сам Спенсер до конца жизни оставался недоволен тем, как интерпретировались его мысли. Как бы то ни было, многочисленные искаженные, непол­ные и не всегда согласующиеся друг с другом «образы Спенсера» обрели самостоятельное существование и стали не менее (а может быть, даже и более) значимыми факторами развития социологи­ческой мысли, чем спенсеровские идеи как таковые, многие из которых остались незамеченными и недооцененными.

Наиболее широкий резонанс среди современников Спенсера получили его теория эволюции, идея естественной науки об об­ществе, концепция «борьбы за существование» и аналогия между обществом и организмом. В ответ на последнюю в социологии выросла целая «органическая школа», которая продолжила раз­работку органической аналогии; однако теоретики этой школы воспринимали данную аналогию гораздо более буквально, чем сам Спенсер, который относил общество к особому — надоргани-ческому — порядку явлений, не сводимому к биологическому, и, вообще говоря, всегда считал общество производным (в конечном счете) от образующих его индивидов.

Волна натуралистической социологии, поднявшаяся в конце XIX — начале XX в. не без влияния Спенсера, оставила незаме­ченным своеобразие его толкования «естественного». Под «естес­твенными» явлениями у Спенсера понимались все явления, что фактически сводило на нет те специфические коннотации дан­ного понятия, которые потом раз за разом воспроизводились в редукционистской социологии, пытавшейся свести социальные явления к явлениям низшего порядка. Спенсер включал в круг «естественных» явлений язык, мышление, представления и т.д. и требовал, чтобы они учитывались в социологическом анализе наряду со всеми прочими факторами; ряд мест в его работе позво­ляет говорить о том, что понимание действующих индивидов было

Спенсер Г. Автобиография. С. 6.


СОЦИОЛОГИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ 195

в его концепции социологии не менее важной процедурой, чем внешнее наблюдение фактов. Эти плодотворные идеи не нашли в свое время применения.

Выросшие в русле натуралистической социологии «школы одного фактора» были шагом назад по сравнению с гораздо более утонченной многофакторной концепцией общественного разви­тия, созданной Спенсером. Идея методологической равноценности всех факторов (как природного, так и духовного порядка) осталась невостребованной вместе с той концепцией «естественного», на которой она базировалась.

Широко культивируемый долгое время образ Спенсера как «социал-дарвиниста» также сослужил ему плохую службу, тем бо­лее что он таковым не был. Понятия «отбор», «борьба за существо­вание» и «выживание наиболее приспособленных» Спенсер ввел на десять лет раньше Дарвина, в силу чего, как отмечает Дж. Тернер, «правильно было бы рассматривать Дарвина как биологического спенсерианца»1. Кроме того, Спенсер применял эти понятия глав­ным образом в анализе ранних стадий общественного развития, а анализируя более поздние его стадии, говорил о борьбе за сущест­вование между обществами (а не между индивидами) и о групповом (а не индивидуальном) отборе.

Осталась почти не замеченной попытка Спенсера (по тем временам беспрецедентная) построить социологический анализ в соотнесении с широким эмпирическим материалом, нашедшая воплощение в его почти забытой книге «Описательная социоло­гия». Работы последователей Спенсера были зачастую гораздо бо­лее спекулятивными. Причем тень этой спекулятивности пала и на самого Спенсера, в силу чего была по сути проигнорирована его версия функционального анализа, в основе которой (в отличие от большинства более поздних его версий) лежало не априорное постулирование функциональных императивов, а соотнесение яв­лений с конкретными эволюционными факторами, их сформиро­вавшими2.

Кроме того, оказались в значительной степени проигнориро­ваны структурный анализ Спенсера (который потом многократно воссоздавался заново в социологии XX в.), его ранняя версия сис­темной теории (во многом предвосхитившая системную теорию Т. Парсонса, который, однако, начал работу над ее созданием с

1 Turner J.H. Herbert Spenser: A Renewed Appreciation (Masters of Social
Theory). Vol. I. Beverly Hills, 1985. P. 11.

2 Ibid. P. 107.


196 История социологии

констатации: «Спенсер мертв»1), данное Спенсером в «Изучении социологии» методологическое обоснование возможности соци­альной науки, а также анализ микросоциологических оснований социального порядка, содержащийся в его теории обрядовых ин­ститутов и социального происхождения идей и символов.

В 70—80-е гг. на Западе наметился всплеск интереса к соци­ологии Спенсера: был опубликован ряд книг и статей, дающих переосмысление спенсеровского научного наследия, из которых можно отметить работы Дж. Д. Пила2, Р. Перрина, Р. Карнейро3, Дж. Тернера4. Тернер, предложивший наиболее радикальную пере­оценку наследия Спенсера, писал: «... хотя большинство ученых и многие обыватели слышали имя Спенсера и знакомы с рядом туман­ных стереотипных оценок его работы, он остается для нас загадкой... Внимательное прочтение Спенсера, я думаю, удивит большинство социологов, ибо его социология замечательно бесстрастна и бес­пристрастна... Социология была несправедлива к Спенсеру. Мы оставили без внимания его работу, которая... полна интересных и важных идей. Мы настолько стигматизировали Спенсера, что никто не отважится назвать себя спенсерианцем в век, когда социальные теоретики из кожи вон лезут, называя себя марксистами, вебериан-цами, дюркгеймианцами и последователями Мида»5. По мнению Тернера, недооценка Спенсера — «большая ошибка социологии».

Основная литература

1. Западноевропейская социология XIX века: Тексты / Под ред. В.И. Добрень-кова. М., 1996. С. 279-341.

Дополнительная литература

1. История буржуазной социологии XIX — начала XX века. М., 1979.

2. Очерки по истории теоретической социологии XIX — начала XX в.: Пособие для студентов гум. вузов / Отв. ред. Ю.Н. Давыдов и др. М., 1994.

3. Спенсер Г. Изучение социологии. Воспитание умственное, нравственное и физическое. СПб., 1899.

4. Спенсер Г. Основания социологии. Т. I—II. СПб., 1898.

1 Turner J.H. Herbert Spenser: A Renewed Appreciation (Masters of Social Theory). Nfol. I. Beverly Hills, 1985. P. 31-51.

2PeelJ.D.Y. Herbert Spencer. The Evolution of a Sociologist. N.Y., 1971.

3 Cameiro R. (ed.) The Evolution of Society. Chicago, 1967.

4 Turner J.H. Op. cit.; Idem. The Forgotten Giant: Herbert Spencer's. Theoretical
Models and Principles // European Review of the Social Sciences. Vol. XIX. N 59,1981.
P. 79-98

5 Turner J.H. Herbert Spenser. P. 12-15.


Ранний функционализм





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 445 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни. © Федор Достоевский
==> читать все изречения...

2332 - | 2011 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.