Социальную реальность Рэдклифф-Браун трактует в дюр-кгеймовском духе как особую, самостоятельную реальность, не сводимую ни к каким другим, и в эту трактовку он привносит ряд моментов, которых у Дюркгейма не было. Так, социальная структура (основной предмет его исследований) существует в некотором роде независимо от индивидов; и эта независимость проявляется в том, что индивиды рождаются и умирают, а социальная структура сохраняет свою преемственность. Такой же преемственностью обладают отдельные типы социальных отношений: например, характер отношения «отец—сын» сохраняет свою относительную тождественность для каждого отдельного общества на каком-то этапе его существования независимо от того, кто конкретно занимает позиции «отца» и «сына». Аналогичной несводимостью к низшим порядкам реальности обладает, например, и позиция «отец». Рэдклифф-Браун проводит различие между биологическим отцом (genitor) и социальным отцом (pater): они не обязательно совпадают, и значимым для общества является последний. Такой же природой обладают другие позиции в системах родства. Это подчеркивается рядом обычаев, существующих в примитивных обществах. Так, в Африке бытуют обычаи, в соответствии с которыми позицию «матери» может занимать мужчина («мужская мать»), а позицию «отца» — женщина («женский отец»). Много схожих иллюстраций дают «классификационные системы родства»: так, в некоторых из них термин «бабушка» может употребляться человеком по отношению к представительнице своего поколения; бо-
1 Рэдклифф-Браун А.Р. О социальной структуре. С. 189.
2 Там же. С. 191.
^4
СОЦИОЛОГИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ 223
лее того, кое-где именно из этой категории родственниц мужчина должен выбрать себе жену.
Интерпретация социальной реальности как реальности sui generis экстраполируется и на человека вообще. Рэдклифф-Браун проводит различие между «индивидом» как частью биологической реальности и «персоной» («лицом», или «социальной личностью») как частью социальной реальности. Продолжая дюркгеймовскую концепцию человека как Homo duplex, он пишет: «Каждый человек, живущий в обществе, является одновременно двумя вещами: индивидом и персоной. Как индивид, он представляет собой биологический организм... Как персона, человек представляет собой комплекс социальных взаимоотношений... Как персона, человек является объектом изучения для антрополога. Мы можем изучать персоны лишь в категориях социальной структуры, а социальную структуру — лишь через персоны»1.
Фактически все понятия, которыми оперирует социальная антропология («социальная структура», «персона», «социальная организация», «социальные чувства», «интерес», «ценность», «роль», «статус» и т. д.) относятся к обществу как самостоятельной реальности, имеющей собственную внутреннюю логику. К нему же относится понятие «функция», на примере которого легко увидеть, насколько «функциональный» подход Рэдклифф-Брауна (при всех вербальных сходствах) отличается от «функционализма» Малиновского.
Рэдклифф-Браун сетовал, что этим понятием в социальной антропологии «беззастенчиво злоупотребляют»2. Ссылаясь на Дюркгейма, он писал, что «социальную функцию социально стандартизированного поведения можно было бы определить как его связь с социальной структурой, в существование и преемственность которой оно вносит определенный вклад»3. Более подробно содержание этого понятия разрабатывается в очерке «О понятии Функции в социальных науках», где предпринимается попытка решительно отсоединить понятие функции от каких-либо биологических и психологических коннотаций, которые оно получило У Малиновского4. Функция связывается с поддержанием преемственности социальной структуры и в значительной мере отождествляется с «функционированием», вкладом той или иной деятель-
1 Рэдклифф-Браун А.Р. О социальной структуре. С. 190—191.
2 Там же. С. 198.
3 Там же. С. 198-199.
4 Рэдклифф-Браун А.Р. О понятии функции...
История социологии
ности в «совокупную деятельность, частью которой она является», некоторой связью с «необходимыми условиями существования»1. При смутности этих определений нет даже намека на какие-либо биологические потребности.
В названном очерке был также добавлен важный штрих к определению природы социальной реальности: известный тезис о «функциональном единстве социальной системы». Суть этого тезиса в том, что «социальная система (целостная социальная структура общества вместе с целостностью социальных обычаев, в которой эта структура проявляется и от которой зависит преемственность ее существования) обладает определенного рода единством, о котором мы можем говорить как о функциональном единстве... [Это] такое состояние, при котором все части социальной системы работают с достаточной степенью гармонии, или внутренней согласованности, т.е. не создавая устойчивых конфликтов, которые бы не поддавались ни разрешению, ни регулированию»2. Этот тезис впоследствии был подвергнут критике, в частности, Р. Мертоном.
Между тем Рэдклифф-Браун сопроводил это положение различного рода оговорками. Во-первых, он подчеркнул, что эта идея, «разумеется, является гипотезой», хотя и такой, которую стоит проверить3. Во-вторых, он указал на необходимость установить «объективный критерий» для определения степени функционального единства конкретных обществ. В-третьих, он указал на существование в обществах явлений «дисномии» (функционального разлада, конфликта, несогласованности) и необходимость «социальной патологии» как особого раздела сравнительной социологии, который бы изучал эти явления. В конечном счете от постулата функционального единства остается довольно простой тезис, что в жизни общества «все может иметь свою функцию» и что «у нас есть все основания пытаться ее найти»4.
Понятие функции — одно из наиболее слабых мест в социологической концепции Рэдклифф-Брауна. Отчасти это связано с тем, что данное понятие не входит в круг его основных рабочих понятий. Гораздо более проработанным у него оказывается понятие социальной структуры.
1 Рэдклифф-Браун А.Р. О понятии функции.. С. 205-208.
2 Там же. С. 208.
3 Там же.
4Тамже. С.211.
СОЦИОЛОГИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ