Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Значение феноменологии Э. Гуссерля и экзистенциализма М. Хайдеггера для герменевтики XX века




• Концепция «жизненного мира» («Lebenswelt») - существующей
системы представлений о языке и смыслах поведения. Право на обы­
денное знание (неизбежное ограничение, но и условие возможности
исследования) и рекомендации по его разработке: рационалистическое
прояснение и «эпохэ».

• Экзистенциализм о первичности «человеческих» контекстов лю­
бого знания; «исследование для исследователя» и связь этого тезиса
с герменевтикой.

• «Язык - дом бытия» (М. Хайдеггер); оправдание герменевтики
как искусства переводить одни языковые акты в другие.

Герменевтика Х.-Г. Гадамера

• Существуют не тексты и действия, но единая история, единая для­
щаяся традиция текстов.

• Отказ от иллюзий В. Дильтея о возможности преодоления инди­
видуальности познания. Заданность горизонта исследования временем
и историей.

• «Герменевтический круг» - циклическая поэтапная интерпрета­
ция целого и частей.

• Предрассудки и традицию знания можно критиковать только
из исторической перспективы. Нецелесообразность задачи воссоздать
авторское понимание произведения - как в силу различия исторических
горизонтов, так и в силу возможности более конструктивной интерпрета­
ции, чем та, на которую был способен сам автор.

• Два типа европейской рациональности: инструментально-
позитивистский (аристотелевский) и риторико-антропологический
(ориентированный не на доказательство, а на убеждение и на поддер­
жание исторической и социальной идентичности личности и общества).

• Обусловленность гадамеровских соображений неспособностью
создать программу достоверного исследования.


Приложение 1. Планы лекционных занятий____________________ 247

Лекция 14. «Эра подозрения»

Основные этапы истории критической установки в методологии гуманитарного знания до начала XX века

• Критика и сомнение как лейтмотив отношения исследователя
к своему материалу: от критического источниковедения Ж. Мабийона
к представлению Просвещения о лучшем понимании истории, чем у со­
временников, и к кристаллизации у позитивистов методической процеду­
ры «внешней» и «внутренней» критики.

• Философская критика возможности (гуманитарного) познания
в XVIII в.: от скептицизма Юма к представлению Канта об априорных
формах восприятия, феноменах и антиномиях. В. фон Гумбольдт — кон­
цепция языка, который не просто передает мысль или содержание,
но и предопределяет их.

• Осознание роли субъективной составляющей исследования:
от Вико до Дильтея, неокантианцев и Вебера.

Радикальная новизна «эры подозрения»: сомнение должно вызы­вать не то, что кажется в данных особенно противоречивым и не­объяснимым, но, наоборот - то, что никаких трудностей объясне­ния не вызывает. За ухищрениями высокой культуры вообще и исследовательской логики в частности что-то прячется — скорее всего, что-то очень влиятельное, мало привлекательное и трудно доступное для исследования. «Эра подозрения» - термин Н. Саррот, характеризующий теории К. Маркса, Ф. Ницше и 3. Фрейда.

Марксизм

• «Немецкая идеология», 1846. Искажение не обязательно явля­
ется злонамеренным (и даже осознанным как искажение); порочным
является не отдельное высказывание или рассуждение, но сразу весь
корпус знания, направление выбора вопросов и тем более — выбора
ответов.

• Если любое знание является идеологически ангажированным,
предпочтение следует отдать тому, которое исторически восторжеству­
ет (чему и стоит посвятить собственные усилия; «практика — критерий
истины»). После того, как марксистская практика (сталинского нера­
венства и советской бедности) себя скомпрометировала, - попытка мо-


Приложение 1. Планы лекционных занятий_____________________ 248

дернизации марксизма теоретиками Франкфуртской школы, гипотеза об инструментальном разуме и рассуждения о возможностях деидеоло-гизации интеллекта.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 487 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Слабые люди всю жизнь стараются быть не хуже других. Сильным во что бы то ни стало нужно стать лучше всех. © Борис Акунин
==> читать все изречения...

2210 - | 2135 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.