• Включение концептов Желания и Смерти в проблематику объяс
нения смыслообразования. «Телесная укорененность разума».
• Использование бессознательного как «черного ящика», в котором
переплавляются в поведение телесные требования и общекультурные
значения. Понимание того, что нечто может скрываться даже
за логичными и очевидными объяснениями, и готовность анализиро
вать это нечто.
• Новый образ знания — терапия, избавление от болезни, мучающей
на настоящий момент.
Лекция 15. Основные постулаты структуралистской программы. Клод Леви-Строс
• Лингвистика как образец науки: язык как среда отражения смысла, познание как реконструкция жесткой связи значений в системе. Все должно исследоваться как язык: сообщение, части которого обладают значением и должны рассматриваться во взаимосвязи.
Приложение 1. Планы лекционных занятий_____________________ 250
• Онтологическая презумпция структурализма о том, что за сво
бодой социального поведения скрываются безличные структуры. Ме
тодологические следствия: индульгенция на обобщения и осознание
предопределенности в том числе и исследовательской деятельности.
• Структурализм как наследник позитивизма: стремление осво
бодиться от метафизического предзнания, методика изолирования
отдельных элементов предмета рассмотрения, готовность подражать
точным наукам, установка на накопление данных и детальную точность
описаний.
• Проблемы структурализма: необходимость разработки зави
симости исследователя от определяющих его мышление структур,
осознание некорректности «замыкания структуры внутри контекста».
Перспективы постструктуралистской критики.
Лекция 16. Мишель Фуко (1926-1984)
• Структуралистские черты творчества М. Фуко. «Слова и вещи»
(«археология гуманитарного знания»). Каждая эпоха имеет свой, исто
рический, набор правил, в соответствии с которыми одни высказывания
считаются научными и «в принципе возможными», а другие - нет. По
нятие эпистемы - организующего принципа такого набора правил.
• Дискурсивный анализ. Структуралистское понятие дискурса —
участок речи (например, тот, на протяжении которого развивается
мысль). Фуко начинает понимать дискурс как смысл, развернутый
в своей полноте и способный сам свидетельствовать о своих границах
и противоречиях.
• Дискурс существует в создаваемой им самим системе коорди
нат, оправданий, условий и ограничений. Непроницаемость дискурсов
друг для друга (пример с атеизмом и религиозностью).
• Критический методологический ансамбль: внимания заслужи
вает не то, как дискурс подтверждает свою законность, но то, где он
проговаривается о своих ограничениях и о том, как подавлялись аль
тернативы утвердившегося смысла. Интерпретация — открытие за дис
курсом другого, потаенного (например, за произведением - автора
или за культурой - базиса) - способ оставаться в плену дискурсов.
Приложение 1. Планы лекционных занятий_____________________ 251
• Плоскости сопоставления дискурсов и невозможность оконча
тельного результата анализа и самоанализа.
• Недоверие к смыслу. Внимание к разрывности, а не к преемст
венности. Негативное построение текста и разоблачение собственных
исследовательских результатов.
• Эволюция творчества М. Фуко: поиск универсальных схем
смыслополагания — эпистем; разоблачение дискурсов как фантомов
«воли к знанию» — конструкций (порядок, личность, структура...), по
зволяющих выдавать честность нашего желания познавать за критерий
успешности познания; трактовка дискурса (смысла) как принудитель
ности; исследование власти и понимание ее повсеместной природы.
Экзистенциальный пафос творчества М. Фуко — «неудающееся осво
бождение».
Лекция 17. Постструктурализм
Неясность понятия и границ постструктурализма. Многие исследователи принадлежат к этой программе, лишь отчасти разделяя ее тезисы и ценности, совпадая с постструктурализмом в оценке интеллектуальной ситуации или же просто перенимая его риторику. Объединяющая до некоторой степени характеристика: самоосмысление по отношению к структурализму.