Чтобы перейти к каким-то конкретным эпизодам истории гуманитарного знания XVII - XVIII веков, мне потребуется одна вступительная ремарка. В принципе, изучать любую интеллектуальную конструкцию можно двумя способами. Во-первых, можно следить за внутренней логикой мысли того или иного автора: каково было основное содержание его взглядов; на основании какого материала он пришел к своим выводам; как он аргументирует свои соображения; какие цели или идеалы могли стоять за мыслями, высказанными конкретным исследователем. Такой способ мы будем называть когнитивным. Однако есть и другой подход к истории философии, литературы и любых других интеллектуальных форм. Можно пытаться получить какую-то информацию из анализа социальных условий, которые сопровождали появление определенной гипотезы или теории. Этот подход называется социологией знания, и ему будет специально посвящена двенадцатая лекция этого курса. Однако небольшой экскурс о важных для развития гуманитарного знания чертах XVI — XVIII вв. хотелось бы сделать уже сейчас.
Изменения в образе жизни европейских интеллектуалов XVI-XVIII веков
Следует задаться вопросом, насколько справедливо считать рубежным моментом в истории гуманитарного знания именно XVII век, как это делается чаще всего. Искать надлежит решительный взрыв в производстве гуманитарного знания, хотя, в общем-то, понятно, что каждый век приносит изменения все более существенные. Начать можно с рассмотрения образа жизни европейских интеллектуалов этой эпохи.
С одной стороны, еще сохраняется много общего с предшествовавшими периодами. По-прежнему, интеллектуал — это человек более или менее благородного происхождения, располагающий досугом и имеющий возможность обеспечивать свою жизнь как-то иначе, нежели физическим трудом. Система высшего образования остается университетской, схоластической и преимущественно латиноязыч-ной. Наконец, для почти любого интеллектуала весьма желателен даже не столько непосредственный «заказчик», способный оплатить
2. Специфика гуманитарной гносеологической модели. Вико______ 43
его работу, сколько политически влиятельный покровитель. Он защищает подопечного от обвинений в вольнодумстве и крамольности, а также (и это даже важнее) создает ему имя и репутацию1. Иными словами, интеллектуалы еще не могут положиться на существование мощных институциональных центров и пока очень зависимы от своих непосредственных патронов, от их взглядов и интересов. Еще одной важнейшей, мировоззренческой, характеристикой было то, что сознание эпохи оставалось вполне религиозным, и все мыслители ощущали себя христианами.
С другой стороны, существенных изменений тоже хватало: западное христианство перестало быть единым, и в результате Реформации, протестантской и католической, решительным образом расширился диапазон возможных мнений. Возрастает свобода индивидуального принятия решений, в том числе и по самым важным вопросам. Это особенно очевидно, если вспомнить о том, что протестантизм настаивал на самостоятельном, не в толковании проповедника, постижении Библии. Священное Писание появилось в каждом (протестантском) доме; значит, детей учат читать, а следовательно, до некоторой степени и думать. В лекции о социологии знания еще будет упомянут американский социолог Р. Мертон: он предположил, что правила поведения в научном сообществе исторически восходят к этике протестантской жизни. По крайней мере, поиск истины, как и любая профессиональная деятельность, становится самодостаточным и полноценным занятием, за которое человек ответственен перед Богом. Как и в религии, нарастание свободомыслия можно констатировать и в сфере политических решений: в ведущих европейских странах полыхает партийная или региональная борьба, что способствует опять-таки как интеллектуальной и экзистенциальной самостоятельности, так и необходимости учитывать конъюнктуру.
1 Современники понимали, что к идеям Декарта следует прислушаться, потому что его выбрала для уроков по философии шведская королева Кристина (о существовании которой сейчас знало бы значительно меньше людей, если бы не история о том, как она договорилась с Декартом о занятиях в 5 утра — см. продолжение этой истории, например: Рассел Б. История западной философии. Т. 2., Новосибирск, 1994. С. 69).
2. Специфика гуманитарной гносеологической модели. Вико______ 44
В эпоху Реформации и Контрреформации существенно меняется образовательный процесс. Во-первых, постепенно распространяется использование бумаги и книгопечатание: эти новшества способствуют самостоятельному и менее контролируемому усвоению объемов информации, значительно превосходящих прежние. Думать можно уже не только в группе и вслух1, но в удобное время и про себя. Во-вторых, помимо университетской системы образования возникает еще одна и гораздо менее косная - иезуитские колледжи. Это были весьма прогрессивные, с точки зрения педагогики, заведения, с новыми принципами индивидуализированного отношения к студентам и с продуманным взаимодействием основных и вспомогательных дисциплин. Педагогика начинает пониматься как специальная деятельность, отличная от хорошего знания предмета как такового. О том, что именно в позднее средневековье начинают пробиваться первые ростки свободного мышления, опосредованно свидетельствует и бурная деятельность инквизиции.
В итоге получается, что новообразованных интеллектуалов становится слишком много и они вынуждены искать применение для себя и своих способностей. Конечно, престиж образования растет (особенно на фоне и при помощи распространения мифа о просвещенной античности), и правители национальных европейских государств все больше начинают ценить образование и образованных. Однако, несмотря на это, назревает некоторый переизбыток способности мышления — далеко не все получившие образование люди оказываются востребованы на государственной службе или остаются в традиционной системе воспроизводства университетского знания. Этот переизбыток интеллектуального труда находит выход прежде всего в религиозных поисках (как ортодоксальных, так и еретических), а кроме того, в трансформации системы добычи и передачи знания. Учреждаются академии и ученые кружки; что еще более важно, приглашаемые в них государями интеллектуалы начинают вести друг с другом интенсивную
Распространено мнение о том, что именно таким — групповым и громким — было чтение в Средние века. Книги были немногочисленны и дороги, а процедура коллективного чтения напоминала (тем более в монастырях — основных центрах средневековой книжной культуры) литургию и воспринималась как частично сакральное действие.
2. Специфика гуманитарной гносеологической модели. Вико______ 45
переписку. Ее содержание постепенно становится более значимым для формирования интеллектуального климата континента, чем результаты систематических диспутов, с которыми гастролировали по университетам наиболее яркие профессора. В целом, социология знания подсказывает, что в XVII веке интеллектуальное производство, несомненно, становится интенсивнее.
Попытки реализации декартовских стандартов доказательности в гуманитарном знании
На уровне текстов описанные выше социологические изменения сопровождаются появлением развернутых идеологий научного исследования. Как правило, эти классические идеологии провозглашали следующие положения (или, по крайней мере, не противоречили им):
1) стремление к постижению истины как она есть (объективность);
2) разработка комплекса мер по достижению этой истины;
3) подразумеваемая готовность сотрудничать преимущественно
с теми, кто придерживается такого рода правил;
4) выраженное желание при поиске истины оставаться в рамках
рационалистических средств если не получения, то хотя бы контроля
информации.
Хотелось бы указать на четыре примера того, каким образом стандарты точного знания могли быть применены в области тем, обладающих для исследователя дополнительным, экзистенциальным значением. Во-первых, следует назвать Б. Спинозу, важнейшее сочинение которого - «Этика» - построено «de more geometrico» («в геометрическом порядке»). Мысль в тексте развивается строго доказательно, дедуктивно. Этому сопутствует терминологический аппарат, ориентирующийся на математические образцы; можно сказать, что сочинение Спинозы - характерный случай математизации изложения гуманитарных сюжетов. Во-вторых, разнообразные механистические модели: здесь стоит упомянуть такого ученика Декарта, как А. Гейлинкс, который развивал мысль о физиологической обусловленности душевной деятельности и о понимании человеческого организма как механиче-
2. Специфика гуманитарной гносеологической модели. Вико______ 46
ского устройства наподобие часов1. Здесь же следует говорить и о Т. Гоббсе. Последний распространил на государство гипотезу того, что люди суть предсказуемые в своих намерениях и действиях атомы-автоматы. По мнению Гоббса, государство есть самый сложный, но все-таки механизм, живущий по тем же законам самосохранения и агрессии, которые свойственны любому человеку и вообще любому живому существу. Кроме того, Гоббс по возможности пытался создать механистическую модель языка и мышления: слова и их сочетания -суть лишь связки для обозначения мыслей, не зависимых друг от друга и отражающих только впечатления опыта. Соответственно, составление мыслей в сложные последовательности происходит путем сложения и вычитания.
Вышеприведенные примеры относятся, скорее, к области философии. В менее абстрактном гуманитарном знании требование доказательности воплощалось преимущественно на уровне метода: ученые пытались добиться того, чтобы их построения выглядели более убедительно с рациональной точки зрения. Здесь уместно привести еще два примера.
Во-первых, это критическое источниковедение, развитие которого связано прежде всего с именем французского иезуита Ж. Мабийона. Заботясь о том, чтобы защитить религию от критики, он предпринял попытку устранить из церковной истории хотя бы часть несообразностей, например, те, которые объяснялись излишним рвением или недобросовестностью переписчиков и издателей. Иными словами, Мабийон методически отказался от абсолютного доверия историческим источникам: он стал сравнивать рукописи и документы, поставив перед собой задачу восстановить их первоначальное содержание. Отсюда недалеко и до следующего шага: в XVIII веке началась рационалистическая критика истории — в частности, религиозной истории, а впоследствии и литературной. Например, историки по возможности «вычищали» жития святых от тех описаний, которые противоречили физическим законам. Попутно, кстати, оказались созданы методы источниковедческого анализа. Необходимо заметить, что результат применения социальной фи-
1 См. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 3. Спб., 1996. С. 220.
2. Специфика гуманитарной гносеологической модели. Вико______ 47
зики был блестящим. На протяжении XVII — XVIII веков мы имеем и колоссальный рост числа научных исследований, и повышение статуса людей, занимающихся научным трудом, в том числе и в областях, именуемых гуманитарными. Таким образом, происходит оформление концепции объективного рассмотрения гуманитарных предметов. Эта концепция способствовала тому, что на всем протяжении Нового Времени в Европе постоянно увеличивалось количество исследований и рос престиж профессии ученого, в том числе и гуманитария.
Концепция Джамбаттиста Вико:
первая попытка разработать методологию
специфического - нетождественного естественнонаучному -
гуманитарного знания
Теперь нам предстоит перейти к достаточно сложной и не во всех отношениях ясной теме. Если социальная физика, иными словами -программа математизации гуманитарного знания, была столь хороша, что тогда привело к оформлению и распространению других программ? Отвечая на этот вопрос, мы снова вынуждены совмещать социологический и когнитивный способы объяснения. В теоретическом плане можно говорить о критике объективистского знания, о том, что исследование значимых объектов производит неполное впечатление без учета собственной необъективности исследователя. В социологическом плане до некоторой степени можно говорить об увеличении специализации внутри интеллектуального сообщества. При этом, не стоит забывать, что гуманитарное знание состоит не только из производящих концепции «супермыслителей» - на практике воспринимать достижения естественных и точных дисциплин труднее всего было обыкновенным преподавателям, нуждавшимся в знании попроще. В итоге, что вполне естественно, социальная физика логически и социологически влекла пробуждение теоретической оппозиции. Сейчас мы обратимся к концепции неаполитанского ученого Джб. Вико, теория которого служит удачным примером того, как возникает мысль о принципиальной независимости гуманитарного знания от успехов и методологии точных наук.
2. Специфика гуманитарной гносеологической модели. Вико______ 48
Распространена точка зрения, согласно которой концепция Вико отвергает декартовский (или, как принято говорить, картезианский — по латинизированному имени Декарта) идеал доказательного знания1. Основной тезис антикартезианской критики состоит в том, что знания, получаемого путем дедукций и механического моделирования, явно недостаточно. При этом сохраняется идеал знания методического: для того чтобы знание, полученное т.н. гуманитарием, ценилось выше обыденного, необходимо, чтобы между исследователем и предметом существовала дистанция, по возможности сложная и длинная. Основной задачей Вико становится поиск и оправдание иных способов получения знания, помимо дедуктивно-доказательного, предложенного Декартом. Это оправдание достигается как негативно - логической критикой картезианства, так и позитивно — попыткой построить альтернативные программы. Негативные аргументы носят в эту эпоху релятивистски-психологический характер и преимущественно вертятся вокруг неспособности человека к познанию вообще. Первая и главная аксиома Вико гласит, что человеку свойственно познавать неизвестное, исключительно уподобляя его себе2. Любопытно проследить, как это совершенно негативистское положение перерастает в позитивное основание познания: Вико заявляет, что воистину познаваемым может быть (только) то, что появилось в ходе человеческой деятельности. Тем самым очерчивается предмет гуманитарных наук — то, что было создано человеческими намерениями и человеческими средствами. Вико добавляет еще один укол в адрес декартовской программы познания: Декарт требовал применять доказательное мышление, дедукцию, пока правильность доказываемых положений не станет очевидной. Вико на это заметил, что критерий очевидности мысленных положений является исключительно психологическим и доказан быть не может. Этих двух положений уже достаточно, для того чтобы оправдать разработку претендующей на непротиворечивость нематематической познавательной программы.
См., например: Котингвуд Р.Дж. Идея истории // Коллингвуд Р.Дж. Идея истории. Автобиография. М., 1980. С. 63 - 64.
«Человек вследствие бесконечной природы человеческого ума делает самого себя правилом Вселенной там, где ум теряется от незнания» (Вико Джб. Основания новой науки об общей природе наций. М., 1994. С. 73).
2. Специфика гуманитарной гносеологической модели. Вико______ 49
Попробуем посмотреть, как устроена концепция Вико. Итак, нужно, чтобы истинными могли быть признаны не только те суждения, которые доказаны, и нужен какой-то критерий истинности или хотя бы правдоподобности помимо дедукции. С другой стороны, известно, что человек способен познать только то, что ему подобно, соприрод-но. Отсюда вполне естественны следующие шаги. Человек (= исследователь) в состоянии разобраться в окружающем его человекотворном мире. Дабы это познание было более корректным, следует предположить универсальность человеческой природы и допустить проницаемость и неискаженность описательных и познавательных средств: языка, системы человеческих намерений и умозаключений, отражения человеческих действий в исторических фактах. Способность непосредственно и без промежуточного головоломания понимать предварительное значение следов человеческой деятельности — и в первую очередь текстов - Вико именует здравым смыслом1, приписывая ее «общей» человеческой природе. С ним хочется согласиться: здравый смысл — это действительно та правильная или неправильная гипотеза, которая предполагает, что мы в состоянии иметь и получать знание, пусть вначале и очень несовершенное, об объектах, которые находятся за пределами нас самих. Дальше в построениях Вико все уже логично и предсказуемо. Идеал точного знания требует доказывать/предъявлять необходимость любого поступка, совершаемого историческим или литературным персонажем. Напротив, здравый смысл позволяет исследовать те человеческие действия, которые не вызваны необходимостью и происходят из свободной воли. Отсюда возникает необходимость в наличии науки о свободном поведении людей: Вико понимал эту науку в первую очередь как исследование источников-текстов и именовал Филологией.
Следующее рассуждение — об истории — выглядит примерно так: при интерпретации поступков и мыслей других людей возникают значительные трудности. Значит, приходится признавать существование
Буквально определение Вико выглядит следующим образом: «Здравый Смысл - это суждение без какой-либо рефлексии, чувствуемое сообща всем сословием, всем народом, всей нацией или всем РОДОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ» (ВикоДжб. Указ. соч. С. 76).
2. Специфика гуманитарной гносеологической модели. Вико______ 50
разногласий и противоречий, несмотря на наличие единой человеческой природы. При этом такие противоречия не абсолютны — они являются лишь различными состояниями вышеупомянутой единой природы. Это позволяет сохранить надежду на то, что мы правильно понимаем друг друга или наши источники. У Вико подчеркивается идея истории — такого же, как и «единая природа наций», способа объединить смыслы человеческого поведения в один континуум и несколько отдалить эти смыслы друг от друга, утверждая их проницаемость (для интерпретатора) только при помощи специальной профессиональной процедуры. Для Вико история — не просто последовательность событий, совершенных такими же людьми, как и мы: он четко проговаривает мысль о том, что действия древних или диких людей должны объясняться совершенно с иных позиций, чем действия и умения его современников.
Историческое развитие,,.
изменение Исследовательский
Труднопостигаемые -----------------------. здравый смысл -
поступки других способность судить
людей,__________________ по аналогии
Знание универсальной и распознавать знакомое
человеческой природы в неизвестном
Осталось сказать еще несколько слов непосредственно о тех технических средствах, с помощью которых Вико рассчитывал приблизиться к истинам гуманитарного познания. Во-первых, урезая роль дедукции, Вико повышает статус таких логических средств, как приведение примеров и доказательство по аналогии. Значит, на место доказательного знания подставляется достоверное или вероятное. Во-вторых, Вико активно пропагандирует исследование тех областей, с помощью которых свободная человеческая деятельность находит свое отражение: по сравнению (но только по сравнению!) с Декартом или Гоббсом, Вико гораздо больше интересуется конкретными свойствами языка и историческими фактами, чем установлением идеальных схем и законов языка или истории. Наконец, Вико готов чрезвычайно охотно пользоваться нелогическими средствами убеждения: достаточно
2. Специфика гуманитарной гносеологической модели. Вико______ 51
вспомнить о его склонности к красочным метафорам и аллегориям или о частых риторических отступлениях в его книге.
Если сравнивать Вико и Декарта, то понятно, что противоречие между ними не абсолютно: Вико очень даже склонен к установлению идеальных схем, а Декарт очень часто морализирует. При этом Декарт известен как философ, обладающий исключительно хорошим — для глубины его текстов - литературным стилем. Тем не менее стратегии Декарта и Вико по своему пафосу все-таки будут противоположными. Наконец, необходимо отметить еще одну очень важную черту концепции Вико: для него поиск истины, пожалуй, оказывается самоцелью в меньшей степени, чем для Декарта. Теория Вико находится в постоянном соприкосновении с еще двумя мыслительными системами: риторическим преподаванием и христианством с его этикой и догматикой. Однако наиболее существенным является все-таки соотношение теории Вико с точным знанием, и в конце лекции вновь стоит повторить ее основную посылку: концепция Вико является наглядным примером того, как образ гуманитарного знания возникает в порядке отторжения социальной физики и в обособлении от нее. Такой способ его появления означает, что гуманитарное знание у Вико стремится воспринимать себя как науку в бэконовско-картезианском варианте: знание о материале должно быть опосредовано методической исследовательской процедурой, а осуществление этой процедуры является прерогативой профессионального сообщества. Это противостояние стандартов научности и антинаучности в течение очень долгого времени определяет историю гуманитарного знания.
Лекция 3
ОСНОВНЫЕ ЛИНИИ РАЗВИТИЯ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ГНОСЕОЛОГИИ В XVIII ВЕКЕ
Как уже говорилось, в XVI - XVII веках в положении европейских интеллектуалов произошли довольно значимые изменения. Конечно, очень многие параметры оставались такими же, как в Средние века: мышление по-прежнему осуществляется в той системе координат, которую можно признавать религиозной, а религиозные интересы продолжают доминировать в познании. Едва начинающаяся профессионализация гуманитариев еще не в состоянии вывести их из политической и экономической зависимости от власть имущих. В то же время Реформация повлекла за собой множество значительных перемен, связанных с возрастанием самостоятельности мышления. Европейские интеллектуалы обнаружили гораздо больший простор для принятия решений, чем тот, который был перед ними раньше - тем более, что в протестантских странах постепенно утверждалась культура самостоятельного чтения Библии в каждой семье. Распространяются книгопечатание и бумажные книги; в эпоху Возрождения и Реформации процесс интеллектуальной работы становится гораздо более индивидуальным, а значит, свободным. Наконец, университетская система, хотя и преобладает, но утрачивает свою монополию. В области образования ее дополняют и превосходят качеством возникшие в ходе католической Контрреформации иезуитские колледжи, утвердившие самостоятельность дидактики как интеллектуальной деятельности. В области исследования университетское знание проигрывает конкуренцию первым Академиям — сообществам профессиональных интеллектуалов. Эти социологические изменения происходили параллельно с кристаллизацией идеологии нового, организованного, знания.
Предполагается, что исследование должно быть объективным (т.е. должно стремиться к теоретической реконструкции такого представления о предмете, которое было бы независимым от изучающего субъекта); этой объективности пытаются достичь в рамках рацио-
3. Гуманитарная гносеология в XVIII веке______________________ 53
нального метода, который позволяет объединять усилия многих исследователей благодаря проверяемости их тщательно описываемых действий.
Эта программа находит отражение и в гуманитарном знании (для ее обозначения используется термин «социальная физика»): как в построении механистических теорий, так и в более критическом отношении к корпусу источников.
Есть смысл повторить еще два соображения. Во-первых, даже попытка освободиться от тяжелого бремени строго доказательного познания все равно оправдывается только в рамках объективистского, декартовского представления об исследовании. При этом такая попытка (пример Вико) становится возможной при помощи сочетания двух направлений аргументации. Релятивистская критика дедукции как метода дополняется гипотезой о так называемом «здравом смысле»: дескать, есть такая сфера познания, в которой мы обладаем способностью непосредственно, хотя вначале и не очень точно, понимать значение некоторых фактов, а именно всех, имеющих хоть какое-то отношение к «человечеству», наделенному (как род) здравым смыслом. Вторая универсальная констатация: гипотезе о регламентированной и сложной интеллектуальной процедуре, которую надо осуществить для того, чтобы получить знание о предмете, соответствует представление об избранности людей, способных проделать этот путь. Таковые начинают воспринимать себя как эзотерическое интеллектуальное сообщество: именно они, а не дилетанты, имеют право (и даже обязаны) проверять способ, которым их коллеги (такие же специалисты, как они, разделяющие общее представление о процедуре) приходят к своим исследовательским результатам.
Оформление основных направлений европейской философской и гуманитарной мысли в XVIII веке
В центре нашего внимания на очередной лекции находятся важные для развития гуманитарного знания философские идеи XVIII века. Определять тему лекции настолько размыто приходится из-за того, что единого вектора у европейской философии этого времени попросту
3. Гуманитарная гносеология в XVIII веке______________________ 54
не было. Можно уже уверенно говорить о том, что в европейской гуманитарной мысли образуются такие традиции, которые пересекаются между собой хотя и неизбежно, но все-таки неохотно. К числу основных направлений можно отнести: эмпирический скептицизм, оптимистический рационализм ранних просветителей, зародышевые формы еще перемешанного с просвещенческой идеологией романтизма. Наконец, достаточно оригинальным и значимым сюжетом является гносеологическая рефлексия Канта. Мне хотелось бы минимизировать здесь историко-философское повествование и останавливаться только на тех идеях, которые вошли в основной фонд методологии гуманитарного знания.
Складывание релятивистской традиции. Дэвид Юм
Начать проще всего с английских эмпириков, которые во многих философских словарях и учебниках упоминаются почти неотделимо друг от друга: Джон Локк, Джордж Беркли, Дэвид Юм. Для истории гуманитарной мысли очень важны их критические соображения. Вначале английские эмпирики обличали рационализм, утверждая, что любые интеллектуальные построения плохи, если не могут быть целиком и полностью выведены из опыта. Однако, развивая эту линию сомнения, постепенно они стали сомневаться и в достоверности, или, что то же самое, в достоверной осознаваемости опытных восприятий. Последний из них, Юм (1711 - 1776), уже очень четко обозначил невозможность чисто эмпирического знания: по его мнению, к нашим пяти чувствам не добавишь ни шестого — причинности, ни седьмого - единства исследующего субъекта. Следовательно, набор разнородных ощущений, получаемых при посредстве органов чувств, не может просто так стать организованным, внутренне взаимосвязанным, концептуальным знанием. Для этого необходима помощь каких-то организующих образцов, уже содержащихся в сознании. Юм на этом основании готов усомниться в качественности познания вообще; читателей, настроенных не так пессимистически, его выкладки побуждали мириться с необходимостью допускать какие-то гносеологические презумпции. Вариантов можно представить себе довольно
3. Гуманитарная гносеология вXVIII веке______________________ 55
много: презумпция здравого смысла (умения довольствоваться впечатлениями от внешнего мира, не вдаваясь в проблематику их логического статуса); презумпция того, что чувственный мир способен влиять на индивидуальное восприятие с некоторой степенью адекватности; презумпция до-опытной структуры человеческого сознания, которая позволяет организовывать данные опыта.
Здесь следует еще одно соображение: если причинной связи между нашими опытными восприятиями и нашей концептуальной картиной не существует, тогда весь корпус нашего знания истинен не более, чем система верований, принимаемых сознанием на основании других верований1. Это, можно сказать, азбучные положения релятивизма, и они оказались очень плодотворны для истории гуманитарной мысли. Во-первых, употреблявшиеся ранее по отдельности критические аргументы сложились в некоторый комплекс, способный звучать как самостоятельная исследовательская позиция. Ее основной пафос - недоверие чужим и своим собственным объяснениям - показал себя очень полезным как одна из возможных составляющих гуманитарного знания, как своеобразная установка, которую исследователь может выбрать так же, как приверженность идеалам доказательного, либо, наоборот, интуитивного познания. Можно даже сказать, что история критических ревизий составляет одну из постоянных линий истории гуманитарных — как и любых других — наук. Во-вторых, оппонентам релятивизма пришлось искать гипотезы, которые могли бы преодолеть критику и найти для познавательного процесса другие основания.
Просвещение, доверие Разуму и увеличение критической дистанции между исследователем и предметом
Взгляды большинства европейских философов т.н. «эпохи Просвещения» выглядят относительно простыми. С другой стороны, значительно сложнее определить начало и конец этой эпохи и предъявить ее единую логику. Пожалуй, самой очевидной характеристикой стала секуляриза-