Мне было бы приятно, если бы я мог сказать: «В курсе ставится задача представить такой-то набор методологических и философских программ... Каждая из них пригодна для решения определенных классов исследовательских проблем и работы с определенными типами источников». Однако предлагаемый курс меньше говорит о достоинствах тех или иных платформ гуманитарного исследования, чем об их недостатках, или, скажем мягче, односторонностях. Выбирая герменевтическую, позитивистскую, психоаналитическую или постмодернистскую методологию, исследователь заведомо отказывается отвечать на целые группы вопросов или даже признавать, что эти вопросы могли бы быть заданы ему и его материалу.
Собственно, задача «Введения» к диплому или к монографии отчасти и состоит в том, чтобы подсказать читателю, стоит ли ему обращаться к данному тексту, и оговорить те вопросы, на которые автор отвечать не собирается. И вполне практическая, ожидаемая академическим сообществом польза от курса лекций по «методологии гуманитарного знания» - научить будущего исследователя видеть свою работу со стороны. Научная коммуникация основывается не только на том, что читатели ищут для себя полезную литературу, но и на том, что авторы ищут для себя «методологически совместимых» читателей и экспертов, а «методологически альтернативных» пытаются вежливо и заблаговременно отговорить от знакомства со своими исследованиями.
Однако исследователь заинтересован не только в том, чтобы соответствовать требованиям научного сообщества. Знание, на какие вопросы можно ответить, используя конкретный арсенал методов, за которым стоит определенное философское представление, а какие проблемы не решаются средствами этого арсенала1, нужно гуманита-
1 Допустим, позитивизм никогда не «раскроет» сущность философии, но зато он способен пояснить логическими и синонимическими рядами, как опреде-
Введение___________________________________________________ 16
рию даже не для того, чтобы обмануть или удовлетворить «внешнего цензора». В первую очередь, это необходимо, чтобы воспитать и уважать в себе профессионала - человека, который существует в мире, где новое знание достается не даром и не всем, а только ценой определенных, вполне осознаваемых и нуждающихся в продуманной организации усилий. Наконец, способность самостоятельно понимать, какие проблемы могли остаться незатронутыми в только что завершенном исследовании, как правило, делает шире круг вопросов, задаваемых самому себе в следующих работах.
В то же время такое знание приобретает ценность только тогда, когда начинающий исследователь становится по-настоящему самостоятельным и воспринимает свою деятельность не как обязанность, а как право. В этом случае он уже не ищет методики, которая отвечала бы установленным извне правилам или камуфлировала бы возможное несоответствие им, позволяя отклонить претензии проверяющих. «Методология» становится интересной после того, как человек задает вопросы себе самому: «Чем отличается мое хорошее исследование от моего плохого?», «Какое право есть у меня исследовать то, что я изучаю, и так, как я это изучаю?». Если научная работа воспринимается как обязанность, знание о том, к каким позициям ближе всего свои собственные, остается механическим и, по большому счету, избыточным.
Итак, основная учебная цель данного курса состоит в том, чтобы укрепить у начинающих исследователей-гуманитариев навыки методологической рефлексии в отношении своих текстов и, шире, - привычных для них способов мыслить. Исследование всегда понимается как определенный выбор, предпочтение, осуществляемое ученым. Хотелось бы, чтобы эти приоритеты выбирались максимально осознанно, с принятием в расчет тех методологических импликаций и дефицитов, которые влечет за собой неминуемая односторонность любой возможной позиции. Чтобы такая рефлексия была возможна, необходимо познакомиться с некоторыми самыми характерными программами, известными в истории гуманитарного знания (позитивистской, интуити-вистской и т.п.), что облегчит методологическую самоидентификацию
ленные авторы употребляют слова «сущность» и «философия». Знание об этом поможет значительно сэкономить силы и избежать ряда банальных ошибок.
Введение___________________________________________________ 17
при осуществлении конкретных исследований. Однако «умение» подвергать рефлексии собственную интеллектуальную деятельность, несмотря на всю необходимость, не более важно, чем желание это делать. Для того чтобы вызвать такое желание, нужно, прежде всего, преодолеть или хотя бы ослабить присутствующее у большинства гуманитариев презрение к философии или страх перед ней.
Философия — поиск оснований своего знания — разговор об «аксиоматическом», «недоказуемом» и «неизвестном»
Мне кажется, что философия много выиграла бы, если бы ее преподавали как иностранный язык — еще один, на котором можно говорить о мире. А язык — и современный, и «мертвый», и философский — с моей точки зрения, полезно преподавать именно как живой язык: вначале предпочитая активность беседы формальной правильности содержания, потом — исправляя часть ошибок и переходя от самых простых возможностей выразить мысль к все более изощренным.
Мой преподавательский опыт заставляет меня придерживаться мнения, что многие студенты и аспиранты избегают знакомства с философией и историей философии из-за того, что здесь легко «допустить ошибку». Однако там, где настолько проблематична «истина», «бояться ошибок» следует, наверное, не так сильно. Надежда пробудить симпатию к философии в моем представлении противоречит стремлению преуменьшать ее недостатки, заставлять ее уподобляться строгой и доказательной науке или делать вид, будто она проста и непротиворечива. В конце концов, философия привлекательна (во всяком случае, для не-специалистов) именно своей возможностью говорить «обо всем». Я не собираюсь спорить с формировавшейся веками интеллектуальной этикой, которая провозглашает единственно достойным говорить только «о том, что знаешь». Однако я думаю, что очень важно помогать исследователям-гуманитариям, особенно молодым, говорить о том, чего они не знают1. Намного хуже, когда
Тем более, что со времен Сократа философией называется именно та область знания, в которой философским вопросом становится даже сама эта граница — граница между знанием, незнанием, знанием о собственном незнании и удивлением от того, что, оказывается, при помощи поставленного майевтического
Введение___________________________________________________ 18
они привыкают скрывать свое незнание, пристрастия и сомнения, вместо того чтобы прояснять их.
Можно увидеть предлагаемый курс лекций и как рассказ о том, как в истории гуманитарной гносеологии осознавалась зависимость того, что мы знаем, от того, чего (и как) мы не знаем. По-моему, полезнее отдавать себе отчет в существовании этой зависимости, чем закрывать на нее глаза. И поэтому одна из задач курса - упражнение в поиске и распознавании (на материале эксплицитно и имплицитно выраженных гносеологических концепций) таких собственных суждений, которые не основаны на достаточном фундаменте и тем не менее являются на самом деле основой и матрицей для мнений, казалось бы, значительно более фундированных. Этот навык выявления собственных оснований и понимания (вместо торопливого псевдо-покаянного признания) их относительности представляется мне чрезвычайно важным для любого гуманитария.