Рассматривая психологический парадокс «возмущающего поведения», Мертон предлагает выделять в социокультурных структурах, воздействующих на индивидуальную психику, две сферы элементов:
1) сфера устремлений, интересов, намерений, целей,
определяемых данной культурой; их воздействия не но
сят определяющего характера по отношению к первич
ным влечениям;
2) социокультурные структуры, которые определя
ют, регулируют и контролируют приемлемые способы
реализации индивидуальных устремлений, легальные
средства достижения поставленных целей.
Внутри каждой социальной группы существуют типовые алгоритмы сочетаний шкалы желаемых целей со шкалой допустимых средств. Члены группы обязаны осуществлять подобную корреляцию в рамках своего морально-правового сознания для себя лично. Эти типовые модели корреляции имеют нормативный характер, но образными в пределах данной социальной общности, могут не совпадать с универсальными морально-правовыми императивами, выходить за пределы дозволенного. Поэтому индивид должен осуществлять выбор подходящих средств для достижения своих целей, либо считаясь с существующими нормативными ограничениями, либо пренебрегая ими. Отношение между целями и средствами их достижения — переменная величина, существующая в нескольких вариантах.
1. Аксиологически непропорциональное соотношение, когда цели занимают в индивидуальном или групповом сознании исключительное место, а проблема средств вме-
сте с вопросами их институциального одобрения выходит за пределы интересов субъектов, которые руководствуются исключительно прагматическими, чисто техническими соображениями и фактически встают на позиции имморализма и вседозволенности.
2. Служебная деятельность, предназначавшаяся по
началу выполнять роль средства для достижения опре
деленных целей, сама превращается в доминирующую
самоцель. В индивидуальном и групповом сознании со
вершаются деформации, в результате которых приори
тетными направлениями деятельности становятся забо
та о стабильности системы отношений, сопротивление
переменам, ограничение альтернативных способов пове
дения, неприятие новаций (неофобия), служебно-бюро-
кратический психоз и т. п.
3. Равновесно-пропорциональные отношения между
целями и средствами, позволяющие индивидам и груп
пам обеспечивать социальную интеграцию, достигать ста
бильности и одновременно успешно обновлять свою сис
тему. Индивиды при этом испытывают удовлетворен
ность от сознания того, что для достижения своих целей
пользуются социально одобряемыми, легальными, мо
ральными средствами.
Аномия как нормативно-ценностный разрыв между целями и средствами в сознании личности
В наибольшей степени Мертона интересовала первая модель соотношения средств и целей, разрыв между ними в индивидуальном и групповом сознании. Он назвал аномией внутренний конфликт между системой легальных средств по достижению одобряемых обществом, законных целей, с одной стороны, и побуждениями к поиску незаконных способов удовлетворения социокультурных потребностей, с другой. В условиях аномии нормативные устои выглядят ослабленными на фоне преувеличенного значения, придаваемого целям и связанному с их достижением успеху. Господствующие в обществе символы успеха, преувеличенные представления о его значимости заставляют индивидов идти на аморальные, противоправные, преступные действия ради его достижения и рассматривать запрещенные средства (обман, коррупцию и т. п.) как
• 259 •
вполне допустимые. Таким образом, социальные воздей-t ствия обнаруживают себя как факторы, деформирующие > индивидуальное морально-правовое сознание, разрушающие его нормативно-ценностные структуры.