Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Сущность психоаналитического метода




Фрейд считал своей главной заслугой, во-первых, от­крытие существования бессознательных психических процессов, отвергаемых сознанием, а во-вторых, разра­ботку методологии объяснений психологии взрослого че­ловека событиями детства, связанными с сексуальным развитием. В его концепции сексуальность выступает


в качестве функции организма, пронизывающей всю его жизнедеятельность. В психоанализе существование лич­ности в сфере морально-правовой реальности предстает похожим на ее пребывание на театральной сцене, разде­ленной на два яруса, где на верхнем действует сознание и идут процессы, контролируемые им, а на нижнем гла­венствует бессознательное, неподконтрольное рассудку. Каждый психологический сюжет, связанный с какой-либо конкретной морально-правовой проблемой, разво­рачивается синхронно сразу в двух вариантах. Но гла­венствующая роль принадлежит тому, что происходит внизу, в сфере бессознательного, поскольку этот уро­вень — средоточие важнейших причинных факторов, предопределяющих социальное поведение человека, зас­тавляющих его действовать определенным образом. Пси­хоанализ или психоаналитический метод имеет две ос­новные ипостаси. Во-первых, это разработанная Фрей­дом и его последователями система познавательных средств и приемов, позволяющих обнаруживать в нор­мативном, моральном и правовом, а также анорматив-ном поведении личности, кроме рациональных, осозна­ваемых побудительных мотивов, еще и глубинные, бес­сознательные установки, оказывающие существенное, а зачастую и определяющее воздействие на нормативно-ценностные ориентации и конкретные поступки индиви­дов. Во-вторых, психоанализ — это особый вид психоте­рапии, в процессе которой больной при помощи врача, в ходе диалога и игры свободных ассоциаций определяет причину своей психотравмы.

Психоаналитик исходит из признания того, что люди способны страдать от необходимости подавлять свои ес­тественные, в первую очередь сексуальные и агрессив­ные, влечения. Диктатура социальной нормативности, подобно всякой диктатуре, тяжела и может в ряде слу­чаев оборачиваться психотравмами. Подавленные, нереа­лизованные сексуальные влечения способны порождать либо неврозы, либо состояния фрустрации с присущей им неосознаваемой ненавистью к деспотизму общества, нормам права и морали, не дающим реализоваться есте­ственным импульсам. Подавление агрессивных влече­ний может приводить к возникновению чувств вины и

248'


страха. Поэтому главная практическая задача психоана­литика состоит в том, чтобы помогать пациенту разре­шать болезненные противоречия между желаемым и зап­ретным. Психоаналитическая процедура, имеющая вид беседы продолжительностью, примерно, в десять тысяч слов, раскрывает отдельные аспекты внутренней жиз­ни пациента, обнаруживает как осознанные, так и нео­сознаваемые установки. Ключевое событие, ранее вы­тесненное в подсознание, как бы всплывает на поверх­ность памяти, тайное вербализуется и становится явным. В результате существенно ослабевает его болезнетвор­ное воздействие на психику. Появляется возможность полностью нейтрализовать его деструктивный, патоген­ный потенциал. Фрейд приводит типичный случай из своей практики. К нему обратилась девушка с симптома­ми сильного невроза. В ходе лечения выявилась следую­щая ситуация. Девушка испытывала явную симпатию к мужу своей сестры. Во время ее отъезда сестра умерла, но девушка об этом ничего не знала. Возвратившись, узнав о случившемся и увидев умершую, она поймала себя на мысли: «Теперь он свободен и может на мне же­ниться». Она тут же отогнала от себя эту мысль. Ее вле­чение под воздействием моральных норм было вытесне­но, но не исчезло. Будучи подавленным, оно дало о себе знать из глубин подсознания неврозом. Не понимая при­чин своей болезни, девушка обратилась к врачу. Психо­аналитическая методика заставила ее все вспомнить, понять исходную причину своего состояния и в итоге привела к выздоровлению. Научность и практическая действенность психоанализа обусловлены его способнос­тью устанавливать действительные причинные связи меж­ду бессознательным и социальным поведением человека.

Бессознательные влечения

Психоанализ рассматривает бессознательное как сти­хию инстинктивных, в том числе сексуальных и агрес­сивно-оборонительных импульсов и влечений, способ­ных не только обеспечить жизнедеятельность индивида и рода, но и служить глубинным основанием анорматив-ного, противоправного поведения. Фрейд указал на два основных средства, позволяющих сглаживать остроту

• 249 •


столкновений бессознательного с нормативными огра­ничениями цивилизованной социальности — стихийно возникающее и сознательно культивируемое. Первое — это сублимация, как метод трансформации инстинк­тивно-сексуальной энергии в социально-деятельностную, практически-преобразовательную, познавательную, ху­дожественную, политическую и т. д. Второе — специ­ально разработанная методика психоанализа, представ­ляющая собой систему психотерапевтических средств. Поздний Фрейд значительное внимание уделял двум основополагающим бессознательным началам — Эросу как «инстинкту жизни» и Танатосу как «инстинкту смерти». Он полагал, что в человеке присутствует бес­сознательное стремление к возвращению всего живого в его первоначальное, неорганическое состояние, то есть «воля к смерти», потребность в разрушении собствен­ной и чужих жизней. Противоречия между «волей к жизни» и «волей к смерти» определяющим образом воздействуют на социальное поведение людей, создают широкий спектр духовных, моральных, правовых и про­чих проблем.

Бессознательное — это область глубинных психичес­ких процессов, протекающих вне контроля сознания и представленных в духовной деятельности и социальном поведении человека разнообразными проявлениями по­ложительного и деструктивного характера. У малень­ких детей с едва начавшим развиваться сознанием все проявления бессознательного находятся как бы на по­верхности. Последующая социализация, воспитание, об­разование, приобретение навыков цивилизованного, куль­турного, законопослушного поведения напоминают про­цесс надстраивания над «подвалом» бессознательного многих этажей социальных и духовных качеств. В итоге бессознательное оказывается на самом «дне» психики, где продолжает жить своей скрытой от всех жизнью. Являясь психической универсалией, оно пронизывает все виды и формы человеческой жизнедеятельности от элементарных жизненных актов до самых возвышен­ных форм научно-художественного творчества. Бессоз­нательное — психоантропологическое основание, на почве которого формируются ментальные, ценностные и нор-

•250>


мативные структуры человеческого духа. Оно способно заявлять о себе не только в виде творческого вдохнове­ния или нейтральных формах сновидения, но и в опас­ном для окружающих виде немотивированной агрессив­ности, в форме девиаций, деликтов и преступлений. Сколь бы эти структуры ни противоречили в своих уст­ремлениях витальной природе бессознательного и ни пытались оторваться от его детерминирующих воздей­ствий, они все же существуют в огромной степени благо­даря ему, как крона существует благодаря скрытым в земле корням. Если бы социальное поведение людей не испытывало на себе воздействия бессознательного, то любая из акций представляла бы собой рационально оформленный, поддающийся достоверному прогнозиро­ванию поведенческий автоматизм «человека-машины». Бессознательное чрезвычайно усложняет поведение, ли­шает его стопроцентной предсказуемости.

Подавленные бессознательные влечения способны порождать неврозы и состояния фрустрации с характер­ным для них негативным и даже откровенно враждеб­ным отношением человека к морально-правовым запре­там, мешающим ему реализовать свои агрессивные ин-.тенции. Бессознательные агрессивные импульсы далеко не всегда доводятся до сознания индивида и могут быть 'неясны ему в силу их значительного отличия от рацио­нальных, отчетливо осознаваемых мотивов. Человек мо­жет с удивлением обнаружить их в себе, и у него будут все основания для того, чтобы не считать их принадлеж­ностью своего «я» из-за их очевидной чужеродности. Подобные коллизии обнаруживают, что люди иногда сами не в полной мере понимают, что их толкнуло на тот или иной поступок, поскольку между сознанием и бессозна­тельным оказывается барьер, за который ни рассудок, ни разум не в состоянии проникнуть. Чаще всего бессоз­нательное выступает как темный двойник сознательно­го «я», как его тайная, повсюду за ним следующая тень, способная провоцировать на агрессивно-криминальные действия. В глубинах бессознательного дремлет намять о диком, первобытном прошлом и для этой дремлющей энергии наиболее предпочтительными формами разряд­ки являются борьба, насилие, разрушения.

• 251 •


 


 

Двоение психической жизни на сознательную и бессоз­нательную — один из самых драматических сюжетов че­ловеческого бытия, сопровождающийся множеством серь­езных коллизий, которые по своей остроте и напряженно­сти способны достигать уровня настоящих драм и трагедий. Если рассматривать проявления бессознательного в нор­мативном аспекте, то обнаруживаются четыре их типа:

1) внеморальные, то есть не подлежащие этическим
оценкам;

2) подлежащие этическим оценкам, но при этом не
выходящие за рамки моральных норм;

3) нарушающие нормы морали (проступки, пороки);

4) нарушающие нормы права (преступления).

«Комплекс Эдипа»

Изображая бессознательное как стихию инстинктив­ных, сексуальных и агрессивно-оборонительных импуль­сов, ощущений, влечений, идущих из глубин психики и обеспечивающих жизнедеятельность человеческого орга­низма, Фрейд уделил особое внимание сексуальному ин­стинкту. Согласно его концепции, сексуальные потреб­ности человека обнаруживают себя уже в раннем дет­стве. Поначалу они не имеют внешних объектов и направляются ребенком на самого себя. Эту возрастную стадию Фрейд назвал «нарциссизмом», имея в виду юно­шу Нарцисса из греческих мифов, увидевшего свое ото­бражение в зеркальной глади водоема и влюбившегося в него. Вторая возрастная фаза развития сексуальности предполагает, что влечения рэбенка устремляются на родителей. При этом у мальчиков влечение к матери сопровождается агрессивными, соперническими чувства­ми к отцу. Фрейд называет это психологическое состоя­ние «комплексом Эдипа». У девочек аналогичное стрем­ление к отцу и агрессивное отношение к матери получи­ло в работах последователей Фрейда название «комплекса Электры» (по имени героини древнегреческих мифов, которая, мстя за своего отца Агамемнона, участвовала в убийстве своей матери Клитемнестры). Оба комплекса присутствуют в подсознании каждого человека и способ­ны влиять на его судьбу. В обычных, нормальных усло­виях социализации сын, становясь взрослым, как пра-

•252 •


вило, направляет свое влечение на других женщин. Од­новременно он усваивает отцовские поведенческие сте­реотипы, соглашается, внутренне сживается с исходя­щими от отца повелениями и запретами и, в конечном счете, избавляется от чувства соперничества с отцом.

Фрейд выдвинул любопытную гипотезу историческо­го происхождения «комплекса Эдипа». Согласно ей, не­когда в далеком прошлом в варварской орде господство­вал жестокий и своенравный отец. Притесняемые им сы­новья однажды сговорились и убили тирана. Но после того, что свершилось, они вместе с радостью освобожде­ния от отцовского деспотизма испытали чувства вины и раскаяния. С одной стороны, их радовало, что женщины, ранее принадлежавшие отцу, теперь принадлежали им. Но то обстоятельство, что убитый являлся их отцом, рож­дало раскаяние. Боязнь самим повторить впоследствии судьбу отца, а также чувство вины заставили сыновей ввести запреты-табу на убийства родственников и на кро­восмесительные связи. В результате архаическая психи­ка, прежде целостная, непротиворечивая в своей перво­бытности, теперь оказалась в состоянии внутреннего кон­фликта: с одной стороны, в человеке жили агрессивные и кровосмесительные побуждения, а с другой, он вынуж­ден был подчиняться введенным социальным запретам. Подсознательные импульсы толкали к преступлениям, но вновь образовавшаяся психическая структура, назван­ная Фрейдом «сверх-Я» и являвшая собой первоначаль­ную форму совести, удерживала от опасных шагов.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 531 | Нарушение авторских прав


Лучшие изречения:

Стремитесь не к успеху, а к ценностям, которые он дает © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2175 - | 2132 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.