Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Е. Эрлих: концепция живого права




Евгений Эрлих (1862-1923) — австрийский социолог, правовед. Родился в г. Черновцы, в семье адвоката. Окон­чил Венский университет. Был деканом, а затем рек­тором Черновицкого университета. Ему принадлежат исследования «Молчаливое волеизъявление» (1893); «Принудительное право в гражданском кодексе Герман­ской империи» (1899); «Свободное нахождение права и свободная наука права» (1903); «Основание социологии права» (1913).

Эрлих — создатель концепции живого права. Этим понятием он обозначал непосредственно-практические формы социально-правовой реальности, существующие наряду с позитивным правом, но более динамичные

. 233 •.


и способные обгонять его в своем развитии. Требования живого права способны обнаруживаться за пределами юридических предписаний и лишь с течением времени включаться в их содержание и превращаться в компо­ненты позитивного права. В силу своей непосредствен­ной причастности к повседневной практической жизни живое право тесно связано с другими социокультурны­ми нормативными формообразованиями, не имеющими отношения к властным институтам государства. Его практически-духовные, социокультурные основания гораздо шире оснований положительного права, опираю­щегося преимущественно на волю и силу государствен­ной власти.

Традиции предков и стереотипы семейного воспита­ния, религиозные и нравственные требования, поддер­живающие живое право, ориентируют индивидов на за­конопослушное поведение и тем самым способствуют эффективному функционированию юридических норм.

Концепт живого права позволяет увидеть важную особенность генезиса, развития и функционирования пра­вовых норм — их органическую связь с жизнью граж­данского общества. С учетом его роли и места возникает более полная картина: правовая реальность предстает как дитя двух родителей — материнского начала в виде гражданского общества и отцовского начала в форме го­сударства. Живое право пребывает в материнском лоне гражданского общества, вбирает в себя всю его позитив­ную энергетику, обретает первоначальную оформленность, в которой еще нет жесткой однозначности и формальной строгости. Выпестованные таким образом нормативные формы периодически попадают в поле зрения государ­ственных инстанций, которые придают им необходимую юридическую строгость, переводят под покровительство государственных институтов, сообщают им статус зако­ноположений действующего позитивного права.

Живое право, в отличие от обычного права, связанно­го с прошлым, несущим с собой груз традиций и всегда остающимся за пределами права позитивного, устремле­но вперед, открыто для новаций, регулярно трансформи­руется в нормативные структуры позитивного права, иг­рая роль его нормативно-ценностного резервуара.

234'


Ф. КАФКА:

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ

СОЦИОЛОГИЯ НАСИЛИЯ

Франц Кафка (Kafka) (1883-1924) — выдающийся пи­сатель-мыслитель, чье наследие оказало значительное влия­ние на развитие современной философской и социологи­ческой мысли. Родился в Австрии в еврейской семье. Учил­ся в Праге, работал мелким чиновником в различных конторах. В 33 года заболел туберкулезом, приведшим его к преждевременной смерти. Его перу принадлежат романы «Процесс» (1918); «Замок» (опубликован в 1926 г.); «Америка» и ряд философских новелл.

Суд как социальный институт

Герой романа «Процесс» Йозеф К. — банковский слу­жащий, добропорядочный и законопослушный гражда­нин, уверенный в том, что живет в правовом государ­стве, неожиданно для себя становится подсудимым. Не­кий таинственный суд, неофициальный, но чрезвычайно могущественный (в этом уверены все, кто сталкивается с ним), начинает разбирательство по делу Йозефа К. Не зная за собой никакой вины, прямо заявляя насильни­кам, что они нарушают законы, он, тем не менее, покор­но принимает все, что с ним происходит. У него возника­ет впечатление, что за всем этим стоит некая огромная и могущественная организация с писцами, жандармами и палачами. Расследование ведется в глубокой тайне. Из обозначенных когда-то Достоевским трех символов абсо­лютной власти — чуда, тайны и авторитета — здесь при­сутствует только тайна. Но степень ее присутствия и доминирования такова, что все происходящее кажется погруженным в какой-то метафизический туман, в ко­тором потерялись причинные связи, исчезли какие бы то ни было закономерности. Осталось лишь одно ощу­щение непостижимости происходящего. Погруженный в состояние непонимания свершающегося, Йозеф К. даже не пытается рассеять этот туман таинственности. Непо­нимание как доминанта его внутреннего состояния со­провождает его на протяжении всего процесса расследо­вания, вплоть до моментов оглашения и исполнения смерт­ного приговора.


Изображенная Ф. Кафкой система судопроизводства вездесуща. Она располагается на всех чердаках всех до­мов государства, буквально нависая над головами всех граждан. В любой момент она может предъявить обви­нение кому угодно, любому человеку. И для этого не надо быть виновным в совершении какого-то конкретно­го правонарушения. Для системы не существует неви­новных граждан. Невиновность — это только иллюзия. Обвинить, осудить, приговорить к смерти можно кого угодно. Для этого достаточно следствию и суду заняться конкретной личностью. И если дело открывается, то спа­сения уже нет. Единственно правильная модель поведе­ния — это смириться с обвинениями, с господствующим порядком вещей.

Власть системы негласного судопроизводства абсо­лютна. То внешне мягкое, «кошачье» насилие, которое она осуществляет, неодолимо и неотвратимо. Любые по­пытки сопротивляться ему, пассивные или активные, не дают результата. Человек оказывается'как будто за­ворожен, загипнотизирован ее властью. Он может не ходить на допросы, поскольку никто его туда не ведет насильно, но он идет. Он может уехать, скрыться, но, уверенный в своей полной безвинности, он остается. Он может бунтовать, но не бунтует. Его «я» словно парали­зовано. Его волевые механизмы будто отключены.

Индивидуальное «я» Йозефа К. демонстрирует «транс-грессивность наоборот». Оказавшись внутри круга опре­деленных обстоятельств, он не может переступить через очерченную некой роковой силой черту. Этим он напо­минает архаического человека «доосевого» времени; в нем словно еще не пробудилась склонность к трансгрес­сивным порывам. Не случайно у первобытных племен существовал обычай наказывать провинившегося осо­бым способом: колдун очерчивал вокруг него, когда он спал, магический круг, через который тот не имел права переступить. Результат был, как правило, один: винов­ный, оставаясь внутри круга, погибал от сознания своей отчужденности от всех, покинутости всеми.

С Йозефом К. происходит нечто подобное. Для Ф. Кафки закончилась эпоха трансгрессивных личностей. Государ­ство создало систему их изничтожения, их возвращения


в прежнее состояние, когда оы они покорно воспринима­ли все, что исходит от государства, и видели в нем нечто вроде древнего рока, с которым немыслимо спорить.

То, что происходит с Йозефом К. и что представляется ему абсурдом, на самом деле не является таковым. Для него, пребывающего в здравом уме, сохранившего все свои интеллектуальные способности, но, тем не менее, погру­женного в атмосферу непонимания, так и не приподыма­ется завеса тайны. В своей речи на следствии он говорит: «Нет сомнения, что за всем судопроизводством, то есть в моем случае за этим арестом и сегодняшним разбиратель­ством, стоит огромная организация. Организация эта имеет в своем распоряжении не только продажных стражей, бестолковых инспекторов и следователей, проявляющих в лучшем случае похвальную скромность, но в нее входят также и судьи высокого и наивысшего ранга с бесчислен­ным, неизбежным в таких случаях штатом служителей, писцов, жандармов и других помощников, а может быть даже и палачей — я этого слова не боюсь. А в чем смысл этой организации, господа? В том, чтобы арестовывать невинных людей и затевать против них бессмысленный и по большей части — как, например, в моем случае — безрезультатный процесс».

Истинный смысл этой фантасмагорической судебной системы в том, чтобы создавать атмосферу страха, кото­рая, в свою очередь, является живительной средой для функционирования деспотического механизма насилия государства над личностью. В «Процессе» над всем су­щим господствует система не естественного права, а про­тивоестественного неправа. Это сила, не признающая за человеком никаких прав и свобод, враждебная ему, стре­мящаяся подавить его разум, поработить его волю, пре­вратить в послушную марионетку, готовую сыграть лю­бую требуемую роль — подследственного, подсудимого, осужденного и жертвы, покорно ждущей исполнения смертного приговора. Все вокруг втянуты в происходя­щее, все знают об идущем следствии, все являются со­участниками творящегося преступления — осуждения ни в чем не виновного человека. И все это выступает как проявление высшей несправедливости социального мира, враждебного по отношению к человеку.

• 237 •






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1483 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Стремитесь не к успеху, а к ценностям, которые он дает © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2176 - | 2133 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.