Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Секуляризация как одно из проявлений заката классической цивилизации




Процесс секуляризации (от лат. saecularis — светский, мирской) западной культуры и цивилизации имел вид высвобождения общественного и индивидуального созна­ния из-под власти религии и церкви. Совершавшаяся на

•41 •


 

протяжении нового и новейшего времени секуляриза­ция сопровождалась такими изменениями в сфере обще­ственной жизни, как перераспределение церковной соб­ственности в пользу государства, освобождение власт­ных институтов от практики получения санкций со стороны церкви, эмансипация культуры, воспитания, образования, быта людей от религиозно-церковных влия­ний, «разволшебствление» («расколдовывание») карти­ны мира, переход мирообъяснительных инициатив от религии к науке.

Секуляризация является противоположностью дру­гого процесса, также характерного для развития куль­туры и цивилизации — сакрализации. Секуляризация и сакрализация — полюса живой, динамичной культурно-исторической антитезы, между которыми располагается культурное пространство цивилизованного общежития народов и государств. Между ними колеблется истори­ческий маятник, устремляющийся то в одну, то в дру­гую сторону, и его движения свидетельствуют либо о волне сакрализации, либо о волне секуляризации.

Состояние нормативно-ценностных систем, соци­альных механизмов морально-правовой регуляции пря­мо зависело от этих процессов. Так, волна секуляриза­ции с присущим ей возвышением личностного начала, усилением рационализирующих умонастроений, крепну­щим духом антропоцентризма и социоцентризма порож­дала встречную защитную реакцию со стороны апологе­тов сакральной картины мира, заставляла их защищать эту картину, оправдывать Бога, создавать разнообраз­ные варианты теодицеи. И напротив, мощная волна сак­рализации, сопровождающаяся распространением умо­настроений, существенно преуменьшающих масштабы человеческой личности, а порой и заметно принижаю­щих достоинство человека, порождала встречную реак­цию секулярного характера, заставляла человека оправ­дывать самого себя в собственных глазах, искать сред­ства и способы духовного самовозвышения, создавать различные модели антроподицеи.

В условиях западной цивилизации волны секуляри­зации, как правило, начинали угрожать традиционным иерархическим нормативно-ценностным вертикалям, а


это было чревато ослаблением устоев социального по­рядка, падением нравов, ростом преступности, соци­альными катаклизмами. Символику секуляризованного мира демонстрирует творчество И. Босха. В его картинах мир, покинутый Богом, оставлен на произвол судьбы и оказался во власти темных сил. Всевозможная нечисть, прежде страшившаяся Божьего гнева, теперь осмелела и начала выползать из расщелин и укрытий. Мир напол­нился омерзительными и злобными чудовищами. Босх как бы предупреждает: обезбоженный мир станет напо­минать кошмар безумия и жить в нем человеку будет по-настоящему страшно, поскольку он окажется бесси­лен перед распоясавшимися силами тьмы и зла.

Цивилизационный макроорганизм, интуитивно ощу­щая опасность, которую несла в себе секуляризация, предпринимал встречные меры и стимулировал процесс активного правотворчества. Так, некогда в императорс­ком Риме на фоне ослабления религиозных начал, выхо­лащивания и оскудения религиозных чувств у граждан возникла тенденция развития и укрепления механизмов правовой регуляции социальных отношений. Несомнен­но, римское право, замечательный плод античной циви­лизации, — один из результатов той скрытой, подспуд­ной секуляризации, которая постепенно высвобождала общественное и индивидуальное сознание из плена язы­ческих верований.

Аналогичным образом обстояло дело и в постренес-сансной Европе: процесс секуляризации сопровождался интенсивным развитием правосознания, правоотноше­ний и правоведения. Характерно, что классический Во­сток, не знавший мощных волн секуляризации, не поро­дил сколь-нибудь значительных правовых систем или открытий в области правовой теории. Однако неразви­тость механизмов правовой регуляции на протяжении всей истории государств Востока не приводила к сколько-нибудь заметным проявлениям падения нравов и разгу­ла преступности. И причина заключалась в том, что традиционные нормативно-ценностные регуляторы пре­имущественно религиозного характера вместе с доста­точно архаическими нормами обычного права успешно осуществляли функцию социального контроля.

• 43 •


Так обнаруживает себя существенная культурно-исто­рическая закономерность: чем интенсивнее проходит процесс секуляризации, чем энергичнее осуществляют­ся разрушения в сфере иерархической пирамиды рели­гиозных норм, тем острее становится нужда в развитии институтов права как внешней регулятивной силы, пред­назначенной удерживать стихию человеческих взаимо­отношений в русле цивилизованной нормативности.

В Европе нового времени в процессе секуляризации постепенно сузилась сфера компетенции канонического права: целый ряд направлений в правоотношениях, ка­сающихся международных, политических, гражданских, семейно-брачных, уголовных вопросов перешел в веде­ние светских государственных судов. В итоге к XX в. в большинстве европейских стран за каноническим пра­вом осталась область преимущественно внутрицерков-ных отношений.

На протяжении XVIII-XIX вв. секуляризация проя­вилась в форме заметного усиления позитивно-право­вых умонастроений среди западных правоведов и фило­софов, склонных рассматривать право как самостоятель­ную регулятивную силу, опирающуюся на мощь светских социальных институтов и не нуждающуюся в религиоз­ных и метафизических обоснованиях своих норм. Фор­мируется сугубо светская, «государствоцентристская» модель права, в которой последнее предстает уверенным в собственной самодостаточности, в том, что оно способ­но самостоятельно, без помощи религии и церкви под­держивать необходимый социальный порядок. При этом практические кодификации как бы отменяют все пред­шествующие религиозно-философские и религиозно-эти­ческие искания, приведшие к появлению тех или иных конкретных норм и законов. Философскому и юриди­ческому позитивизму важен прежде всего сам закон в его прагматическом приложении. Здесь действует отме­ченная М. Вебером логика исторической рационализа­ции права, проявляющая не только в его секуляриза­ции, но и в возрастании роли факторов специализации и бюрократизации правоотношений, в непомерном увели­чении числа регулирующих их нормативных актов. Все это позволяет говорить о двойственной, амбивалентной


природе процесса секуляризации, который не вписыва­ется в границы однозначных положительных или отри­цательных оценок. С одной стороны, Европа обязана ему появлением того богатства правовых идей и сис­тем, которым она гордится. Вместе с тем, это богатство вряд ли способно компенсировать те существенные по­тери в сфере духа и духовности, которыми обернулась для культуры практика обесценивания высших абсолю­тов и разрушения классических нормативно-ценностных иерархий.

Между тем социально-историческая практика уже продемонстрировала ту культурную модель, которая по-аволяет успешно сочетать тенденции сакральности и се-кулярности на началах цивилизованного паритета. Куль­тура европейского барокко XVII в. являет собой пример сочетания духа антроподицеи и духа теодицеи, челове­ческого и божественного, секулярного и сакрального, свободы и ответственности. В барочной картине мира Бог и человек выступают на равных, представляют со­бой две равнозначные доминанты. Эта двухдоминантная модель миропорядка не отменяет традиционной иерар­хической вертикали и одновременно не сковывает чело­века, не ограничивает его духовную и практическую сво­боду. Более того, она защищает человека от соблазна вседозволенности, оберегает от падений в бездну иммо­рализма. В ней религиозные, моральные и правовые нор­мы не конкурируют между собой, а, дополняя усилия друг друга, служат одной цели — укреплению цивили­зованного социального порядка.

Эту опасную двойственность секуляризации подчер­кивал П. Тиллих: «Наша цивилизация решила в пользу секуляризации. Это было великое и очень нужное реше­ние. Оно свергло с трона церковь — церковь, сделав­шуюся силой угнетения и предрассудка. Оно освятило и наполнило смыслом нашу повседневную жизнь и труд. Однако оно отвергло те глубокие вещи, которые симво­лизирует религия: чувство неисчерпаемой таинственно­сти жизни, проникновение в конечный смысл существо­вания и непобедимую силу безусловной преданности. Такие вещи отвергать нельзя. Если мы изгоним их в их божественных формах, они вернутся в демонических

• 45 •


формах. И вот теперь, в преклонный век нашего секуля­ризованного мира, мы оказались свидетелями самых чу­довищных проявлений этих демонических форм; мы заг­лянули в тайники зла глубже, чем большинство преж­них поколений».

Процесс секуляризации выполняет одновременно де­структивные и конструктивные функции. С одной сто­роны, он означает деструкцию традиционных форм сак-ральности, а с другой — подготавливает социальную и духовную почву для новых форм сакральности, в кото­рых абсолютные ценности и нормы обретут тот вид, ко­торый в наибольшей степени будет соответствовать но­вым социально-историческим обстоятельствам.

От теоцентризма к социоцентризму

На протяжении нововременного процесса секуляри­зации сложилось европейское социальное сознание — система классических воззрений на общество и государ­ство как единый соционормативный комплекс, оказываю­щий определяющее цивилизующее воздействие на раз­витие всех сторон человеческой жизни. Социальное со­знание сформировалось в результате действия двух важнейших факторов. Первый — это процесс формиро­вания централизованных европейских государств с ин­тенсивно развивающейся экономикой, промышленнос­тью, торговлей, нуждающихся в нормативном обеспече­нии своих конструктивных инициатив, в интенсивной законотворческой практике.

Второй — это процесс секуляризации как постепен­ное освобождение социальной мысли, общественного и индивидуального сознания от власти церковных догма­тов и традиционных стереотипов религиозного миросо­зерцания. Он выглядел как логика постренессансного перераспределения мирообъяснительных функций в пользу светских текстов, создаваемых естествоиспыта­телями, философами, моралистами, правоведами и т. д.

Основными формами, в которых выступило социаль­ное сознание, стали две системы взглядов — естественно-правовая и позитивно-правовая. Развитие первой имело своим главным источником инициативы, исходящие пре­имущественно от формирующегося гражданского обще-


 


• 46 ■


ства, защищавшего естественные права и свободы граж­дан и выдвигавшего крупных мыслителей-апологетов этих свобод.

Позитивно-правовая форма социального сознания, выражавшая интересы централизованных государств, разрабатывалась идеологами и политиками, находящи­мися на государственной службе.

Динамическая антитеза этих двух модусов составила внутреннее противоречие, благодаря которому западное социальное сознание развивалось как подвижная духов­ная целостность, способная производить разнообразные концептуальные структуры и сохраняющая при этом верность исходным нормативным, ценностным, смысло­вым константам западного культурного мира.

ПРОТОМОДЕРН — ЭПОХА ПЕРЕХОДА ОТ КЛАССИКИ К МОДЕРНУ

Протомодерн предстал в качестве маргинальной со­циокультурной парадигмы, занявшей промежуточное место между двумя культурно-историческими эпохами и соответствующими им типами цивилизаций — клас­сической цивилизацией и цивилизацией модерна. Он возник как результат взаимопроникновения двух тен­денций. Первая — это тенденция подведения итогов, ис­ходящая от парадигмы классики, проявляющая отчет­ливое понимание своих целей и задач и пытающаяся связать прошлое с настоящим.

Вторая тенденция отличалась устремленностью в бу­дущее. Но при этом она еще не имела собственных ду­ховных сил, чтобы постичь смысл иероглифов надвигаю­щейся эпохи.

На протяжении плавного перехода от классики к модерну, продолжавшегося вторую половину XIX в., культура протомодерна еще не приобрела самостоятель­ных стилевых особенностей. На глазах мыслителей и художников былой нормативно-ценностный космос клас­сической культуры с ее ясными критериями и отчетли­выми смыслами начал все более походить на «разбегаю­щуюся Вселенную» Эмпедокла, когда власть в ней пере­шла от Дружбы к Вражде.

• 47






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 382 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Неосмысленная жизнь не стоит того, чтобы жить. © Сократ
==> читать все изречения...

2312 - | 2017 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.