Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Принципы социологического познания принцип детерминации




В распоряжении социологии имеется ряд общих ме­тодологических принципов, на которые она опирается при решении конкретных познавательных задач. В пер­вую очередь это принцип детерминации, требующий исходить из того, что общественные отношения, соци­альные институты со всеми сопутствующими им социо­генными структурами способны задавать существую­щим структурам отношений и сознания определенную целевую направленность и содержательно-смысловую конфигурацию.

Важно различать такие виды детерминации, как но-мотетическую (осуществляющуюся посредством необхо­димости) и эвентуальную (проявляющуюся посредством случайности). Традиционно считалось, что лишь первая играет существенную роль, задавая социальным реали­ям исходные параметры. В классическую эпоху пробле­мы эвентуальной детерминации пребывали на перифе­рии научных интересов, и лишь в XX в. благодаря в первую очередь развитию синергетики изменилось отно­шение к роли этой разновидности детерминации в сфере социальной реальности.

Принцип противоречия

В свете принципа противоречия социальная реаль­ность предстает в виде разнообразных коммуникатив­ных и мотивационных коллизий — конфликтов, анта­гонизмов, антиномий, антитез, оппозиций, диссонансов и т. д. Выявление в социальном феномене внутренних оппозиций противостоящих друг другу сторон — это в определенном смысле схематизация того, что происхо­дит в социальной действительности. В отношениях меж-

•24»


ду противоположностями за каждой из сторон всегда остается еще очень многое из того, что невозможно полностью учесть даже в самом обстоятельном исследо­вании и что полноправно присутствует в «живой жиз­ни» человека, пребывающего внутри социальной ре­альности.

Эта невозможность объять необъятное, однако, не препятствует теоретическому анализу. Обращая основ­ное внимание на социальные противоречия, социологи­ческое сознание исходит из того, что эти противоре­чия — тоже «живая жизнь», причем взятая в ее наибо­лее существенном измерении.

В социологических исследованиях принимается во внимание то, что в каждом социальном феномене со­держатся и могут быть выявлены различные по своей значимости пары противоположных сторон, свойств, качеств, функциональных особенностей, взаимообуслов-ливающих и одновременно взаимоисключающих друг друга, находящихся в отношениях взаимозависимости и вместе с тем обладающих относительной самостоя­тельностью.

Отношения противоположностей предполагают содер­жательно-функциональную «асимметрию» сторон, т. е. наличие ведущей и ведомой, доминирующей и подчи­ненной сторон, каждая из которых обладает собствен­ной тенденцией изменений, подчиняющейся как внеш­ним воздействиям, так и внутренней логике своего само­развития.

Каждое конкретное социальное противоречие прохо­дит в своем развитии ряд ступеней от возникновения до окончательного разрешения. Оно представляет собой об­щественное отношение, где стороны связаны непосред­ственными и опосредованными, постоянными и пере­менными, материальными и духовными узами между собой и со всей социальной системой. В зависимости от их содержательно-функциональных особенностей про­тиворечия могут либо способствовать стабилизации об­щественной системы, упорядочению ее структур, повы­шению степени ее цивилизованности, либо же, напро­тив, способствовать ее дезорганизации, дестабилизации и деструкции.

• 25 •


Все социальные противоречия возникают, обостря­ются и разрешаются при непременном участии соци­альных субъектов, при посредстве их конструктивных или деструктивных усилий. При этом сами противоре­чия являются следствиями действия одних конкретных факторов и одновременно причинами возникновения дру­гих, столь же конкретных явлений и процессов. Каждое частное противоречие, разрешаясь, неизбежно ведет к тому, что в пределах того же ареала социального про­странства неизбежно возникают новые противоречия. В этом состоит неустранимый драматизм социального су­ществования людей, где гармония относительна, а про­тивоборство в самых разных его формах абсолютно и неизбывно.

За счет динамики возникновения, обострения и раз­решения бесчисленного множества конкретных проти­воречий в сфере социальной реальности совершаются благотворные или злокачественные изменения.

Принцип рационализации

Этот принцип предполагает, что познающий разум делает ставку прежде всего на построение сугубо рацио­нальных объяснительных схем, касающихся того, что происходит в сфере социальной реальности. Рациональ­ное понимание выглядит при этом как процесс смысло-образования, в результате которого объективные смыс­лы, содержащиеся в предмете, соединяются с субъек­тивными смыслами, являющимися личным достоянием индивидуального сознания, и образуется нечто третье, проливающее дополнительный свет на суть вещей, про­цессов и отношений.

Рациональное понимание — это не только овладение знаниями в виде информации, имеющейся в данный мо­мент в распоряжении социологов и подлежащей усвое­нию. В индивидуальном сознании эта информация обре­тает субъективно-личностную окрашенность, изменяет содержательную конфигурацию под воздействием рас­ставленных исследователем специфических смысловых акцентов. Так создается предпосылочная интеллектуаль­ная ситуация, обусловливающая процесс максимально аутентичного понимания.


Принцип эмпиризма

Для того чтобы социологическая картина исследуе­мой реальности была достаточно полной, необходимо располагать информацией о множестве конкретных фак­тов. Среди социологов всегда находится достаточно боль­шое количество представителей их профессионального цеха, считающих, что именно работа с конкретными социальными фактами является их главной задачей, а статистические выкладки представляются им верши­ной социологической мудрости. Как бы то ни было, социология располагает достаточно эффективным ин­струментарием для анализа фактов реальной социаль­ной жизни. В ее распоряжении имеются разнообразные методы и методики эмпирических исследований. С их помощью осуществляются сбор и обработка первичной информации, добывается такая информация о деятель­ности правовой системы, которую сами юристы с их традиционными аналитическими средствами добыть не в состоянии.

Достоинством эмпирической социологии является ее способность получать объективную информацию о со­стоянии дел в социальной сфере, предоставлять ее в рас­поряжение не только государственных институтов, но и гражданского общества. А это помогает контролировать деятельность различных сфер социальной системы и свое­временно принимать меры по ее совершенствованию. Объективность и беспристрастность получаемой инфор­мации являются ее важными свойствами.

Когда некая реалия недосягаема для непосредствен­ного эмпирического изучения (например, исчезла из на­стоящего и осталась в историческом прошлом), но от нее остались некие единичные тексты, письменные доку­менты, то для социолога они могут служить источником информации. Документы в качестве артефактов свиде­тельствуют о действительных, некогда существовавших, первичных фактах жизни общества и личности.

Для сбора информации из области исторической со­циологии определенный интерес может представлять фольклор — древние мифы, народные сказки, легенды, а также различные этнографические данные. Социоло­ги, наделенные художественным чутьем, могут успешно

27 •


 

работать с литературными произведениями как источ­никами социально-исторической информации. Так, французские социологи склонны считать, что доброт­ный материал по социологии собственности присутствует в романах «Человеческой комедии» О. Бальзака, а по социологии семьи — в многотомной эпопее Э. Золя «Ру-гон-Маккары».

Для подтверждения гипотез и опровержения проти­воречащих им предположений социологи могут моде­лировать необходимые им социальные коллизии — ре­ально-ситуационно или в воображении. Сферой разно­образных мысленных экспериментов можно считать талантливые драмы, романы, новеллы, созданные выдаю­щимися художниками слова, в которых исследуются разные аспекты социальных отношений, сложные струк­туры индивидуального сознания.

В этом же предметно-проблемном ареале пребывают вопросы, связанные с использованием биографического метода, позволяющего: а) собирать необходимую инфор­мацию психологического, социологического, морально-правового характера; 2) формулировать гипотезы, касаю­щиеся особенностей отношения конкретной личности или определенной категории индивидов к тем или иным со­циальным явлениям и процессам; в) строить предполо­жения о характере сознания, особенностях социального поведения лиц, интересующих исследователей.

Активное использование биографического метода на­чалось в первые десятилетия XX в. Оно связано с выхо­дом работ У. Хили «Преступник» (1915), «Душевные конфликты и неправильное поведение» (1917), 3. Фрей­да «Достоевский и отцеубийство» (1928). Многие запад­ные исследователи, в том числе Ф. Знанецкий, Ч. Кули, Г. Д. Лассуэлл, Д. Г. Мид, У. А. Томас, обращались к изучению личных документов, писем, дневников с це­лью приобретения достоверных сведений о мотивах со­циального поведения интересующих их людей. Эмпири­ческие данные биографического характера позволяют реконструировать сложнейшие мотивационные колли­зии внутренней жизни индивидов, оказавшихся в экст­раординарных условиях ситуаций самоубийства, совер­шения преступления, тюремного заключения и т. д.


 

 

СТРУКТУРА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

Социология представляет собой совокупность взаи­мосвязанных проблемных сфер, взаимопроникающих друг в друга и, вместе с тем, сохраняющих относитель­ную самостоятельность. У каждого проблемного комп­лекса имеется свой круг искомых смыслов и соотнося­щихся с ними познавательных задач. Одновременно структура социологического знания иерархична, имеет вертикально ориентированное, трехъярусное строение.

На высшем уровне располагается метасоциология, сосредоточившая в себе знания об общих, фундамен­тальных принципах существования социума и его нор­мативно-ценностных структур. Метасоциологические идеи и принципы выполняют методологическую функ­цию, ориентируют, направляют социологическую мысль, создают исходные теоретические предпосылки для ус­пешного исследования конкретных проблемных сфер социальной реальности.

На среднем уровне располагается теоретическая со­циология, исследующая социодинамику функциониро­вания социальных институтов в контексте обществен­ной системы.

На самом нижнем уровне находится сфера эмпири­ческой социологии, которая ориентирована на то, чтобы собирать факты, наблюдать, опрашивать, проводить ан­кетирования, производить различные социальные заме­ры и т. д. Отдельные факты социальной жизни, взятые сами по себе, эфемерны и скоротечны. Обнаружив себя, заявив о себе, они тут же растворяются и исчезают в потоках новых событий к часто не оставляют после себя явных следов в общественном сознании. Но социология удерживает их от немедленного исчезновения. Будучи зафиксированы теоретическим сознанием, они привлека­ются к участию в построении гипотез и концепций, объяс­няющих суть того, что происходит с социальным миром.

Все три уровня социологического знания обнаружи­вают отношения взаимозависимости и соподчиненности, выступая как единый познавательный комплекс.

Отдельное место в системе социологических знаний занимает историческая социология, задача которой


заключается в том, чтобы актуализировать, предоста­вить в распоряжение современных исследователей тео­ретический опыт, накопленный поколениями аналити­ков за многовековую историю развития социогумани-тарной мысли.

Структуру социологии можно изобразить и несколь­ко иначе, разграничив внутри нее макросоциологичес-кий и микросоциологический уровни. Так, основной предмет макросоциологии составляют развитие и функ­ционирование локальных цивилизаций на протяжении достаточно продолжительных исторических периодов.

Предметом микросоциологии являются непосред­ственные отношения между социальными субъектами внутри конкретных социальных общностей. Но, незави­симо от того, каким образом структурируется система социологических знаний, в любом случае она остается открытой, динамичной системой, способной к развитию и обогащению своего содержания.

ФУНКЦИИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Одна из основных задач, которую призвана решать социология, состоит в демонстрации того, что дает чело­веку и обществу социологическое видение и понимание социальной реальности, каковы возможности и преиму­щества этого видения. Социология обладает рядом функ­ций, которые указывают, для чего необходима эта научно-теоретическая дисциплина, чем она полезна и какие за­дачи способна решать.

1. Дескриптивная (социографическая) функция со­стоит в том, чтобы описывать интересующие социологов социальные явления, давать их всестороннее теорети­ческое изображение с максимально возможной полно­той признаков. Различные формы сущего здесь предста­ют во всей их естественной противоречивости, без ка­кой-либо идеологической ретуши и морализирующих сентенций. Социолог при этом не должен напоминать дикаря, который, по словам этнографа Тэйлора, «видит то, во что верит, и верит в то, что видит». Его профессио­нальный долг в честном и непредвзятом изображении социальных феноменов, позволяющем увидеть за внеш-

•30


ним внутреннее, за поверхностью — сущность. Социо-графический подход позволяет излагать эмпирические факты в их «чистом» виде, без примеси субъективизма, избегая оценочных суждений, идеологических интерпре­таций и художественных аранжировок.

2. Оценочно-диагностическая функция позволяет со­
циологии выстраивать оценочно окрашенные объясни­
тельные модели на основе имеющихся старых сведений
и новых знаний. Диагностирование состояния того или
иного элемента социальной системы всегда выглядит как
попытка поместить его в широкий социокультурный кон­
текст, приложить к нему определенную ценностную шка­
лу и сформулировать соответствующие выводы о том, в
какой мере данный элемент справляется со своими функ­
циональными обязанностями, насколько он отвечает
своему общественному предназначению. На этом пути
социолога могут поджидать опасности либо идеологи­
ческой ангажированности, либо схоластического пустос­
ловия, прикрывающего очевидную банальность оценок
и выводов. В первом случае диагноз намеренно фальси­
фицируется в угоду требованиям властвующей полити­
ческой элиты. Во втором у социологов просто не хватает
творческой, интеллектуальной энергии для выхода на
требуемый уровень научного понимания данного соци­
ального феномена. И тогда их оценочные суждения ока­
зываются словесными хитросплетениями из путаных сил­
логизмов.

3. Прогностическая функция социологии является
следствием ее интереса к проблеме социального хроно­
топа (пространственно-временнного континуума), к воп­
росу пребывания социальных реалий в историческом вре­
мени — в прошлом, настоящем и будущем цивилизации.
Внимание к будущему оборачивается ее способностью
отвечать на вопросы: «Чего следует ждать? К чему необ­
ходимо готовиться? На что можно надеяться? В чем
можно быть уверенным? Чего следует опасаться?». Эти
вопросы заставляют социологическое сознание строить
ближайшие предположения и долговременные прогно­
зы касательно возможных состояний социальных отно­
шений, общественного и индивидуального сознания в
условиях конкретной социальной системы. Чтобы эти

• 31 •


прогнозы были правдоподобны, реалистичны, социоло­гия должна опираться на достоверные знания о прош­лом и настоящем состоянии социальной реальности. А это требует хорошего рабочего состояния такой отрасли зна­ний, как историческая социология. Только зная истори­ческое прошлое конкретного социального явления, можно понять его сегодняшнее состояние и выстроить доста­точно обоснованное предположение относительно его бу­дущей судьбы.

В выстраивании подобных теоретических цепочек может помочь диалектический взгляд как методологи­ческая установка на повсеместное обнаружение соци­альных противоречий, требующая: 1) выявлять и фик­сировать базовое объективное противоречие в пределах социальной реальности; 2) обозначать весь перечень до­ступных обзору путей и способов разрешения данного противоречия; 3) указывать наиболее вероятный из этих путей. Заключительная процедура будет служить осно­ванием для построения прогноза тех процессов, кото­рые совершаются в исследуемой социальной сфере и непосредственно зависят от характера выявленных про­тиворечий.

Тем, кто получит сформулированные социологами прогнозы, останется лишь направить соответствующие усилия на то, чтобы на практике блокировать нежела­тельные варианты развития ситуативных противоречий.

Добывание новых знаний не является для социоло­гии самоцелью. Ориентация на практику и ее нужды составляет важное свойство этой науки. В сфере конеч­ных результатов своих усилий она смыкается с соци­альной инженерией, поскольку активно участвует в раз­работке социальных технологий по совершенствованию общественных отношений и укреплению социального порядка.


КЛАССИКА И МОДЕРН -





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1526 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

80% успеха - это появиться в нужном месте в нужное время. © Вуди Аллен
==> читать все изречения...

2274 - | 2125 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.