Существование человека - первая проблема человечества.
Антропологическую переориентацию философии поддержали несколько
влиятельных течений: неотомизм, персонализм, философская
антропология и наиболее яркое - экзистенциализм. На первый план экзистенциализм выдвигает не абстрактные всеобщие сущности, а реальную жизнь единичного человека с ее волнениями, тревогами и проблемами.
Концептуальные идеи экзистенциалистов: подлинная реальность, заслуживающая внимание философии, есть существование человеческой личности; человек сначала существует - живет, чувствует, страдает, мыслит, действует - и лишь после того обретает свою сущность; свою сущность, как цель жизни, человек выбирает сам; человек не может (не должен) стремиться к всеобщим целям, снимая с себя ответственность за свои поступки; объективной истины нет, всякая истина - результат человеческих переживаний, предпочтений и выбора; человек способен к преобразованию мира.
Мировоззрение экзистенциалистов пронизано индивидуализмом, субъективизмом и пессимизмом. Однако оно имеет и ряд ценных элементов: пристальное внимание к человеческой личности, призыв не подчиняться толпе, делать свободный выбор и нести за него ответственность.
Проблемное поле, внутри которого существует экзистенциальная философия XX века, состоит в противоречии между неочевидностью жизни и непознанностью смысла как основной структуры необходимости и целесообразности жизни, с одной стороны, и необходимостью ясного практического решения - с другой.
Экзистенциальная философия обращается к проблеме критических, кризисных ситуаций, пытаясь рассмотреть человека в жестоких испытаниях, пограничных ситуациях. Главное внимание уделяется духовной активности людей, духовной выдержке человека, заброшенного в иррациональный поток событий и радикально разочарованного в истории.
В экзистенциализме существование - центр бытия, лишенный антропологических характеристик, доступ к которому возможен лишь с помощью феномена настроения, как основной структуры существования. Именно в настроении человек утверждает существование, осуществляющееся в своей единичности, которое выражается в антиинтеллектуальных состояниях страха, вины, стыда, отчаяния, переживания смерти - в этих пограничных ситуациях человеческого бытия, где человеку остается путь возвращения в одиночество своего внутреннего - в экзистенцию. Это состояние ее. Хайдеггер называет подлинным бытием человека. Он связывает вопрос о бытии со структурой экзистенции. Бытие -это горизонт, внутри которого встречается сущее, - отмечает он.
Кьеркегор считает, что единичное выше всеобщего. Существование ставит выше сущности.
Описывая окружающий мир, Хайдеггер стремится синтезировать теоретическую и практическую философию. Говоря о единстве мира и вещей, Хайдеггер стремится показать, что они взаимно проникают друг в друга; мир, считает он, непредметная сущность, которая является условием возможности бытия как предметности.
М.Хайдеггер считал, что область философского мышления принципиально отлична от научного: философия - рефлексия к анализу самих наук, основанная на выявлении их гносеологических предпосылок и ограниченности. Наука, по его мнению, базируется на определенных ценностях и представляет собой особую мировоззренческую ориентацию. Наука отчуждается от философии и культуры.
Истина бытия, по Хайдеггеру, не связана с ее практическим использованием, как это осуществляется в науках. Цель наук - овладение миром, но не понимание смысла. Философия не стремится овладеть бытием, а направлена на постижение его смыслов.
Доступ к анализу бытия, по Сартру, открывается только посредством человека, т.к. предмет такого анализа - не структура бытия, а его смысл. Сартр считает, что у вещей сущность предшествует существованию, у человека же все иначе: существование предшествует сущности. Человек сначала рождается, живет, а уж после, в процессе своего существования, обретает свою сущность. Никто не предписывает человеку его сущность и нравственный облик. Человек делает себя сам. Он выбирает и несет ответственность за свой выбор. Свобода человека неистребима. Активная жизненная позиция побудила Сартра к сопротивлению фашизма.
Экзистенциализм Сартра далек от традиционного гуманизма. Он полагает, что добро совершенно бессильно в этом мире, сострадание и помощь унижают и озлобляют тех, кому они приносятся; только действие, насилие, жесткое проектирование себя и не менее жесткий ответ другого -борьба, лишенная ложной сентиментальности, - могут изменить мир к лучшему.
На фоне сегодняшнего всплеска альтруизма, пацифизм как раз и расцветает в наиболее жестокие эпохи.
Мужество Сартра состоит в том, что он, растаптывая традиционную мораль, хотел вырвать людей из традиционной игры преступления и покаяния и вывести их на путь ответственности и свободы.
Экзистенциальная философия не повернулась лицом к повседневной жизни людей, но стремилась осуществить ее деструкцию и тем самым разрушить фундамент классической философии и связанных с ней идеологий, науки, искусства и других форм культуры.