Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Единство биологического и социального в человеке.




Неотъемлемой частью проблемы человека является также и понима­ние единства биологического и социального в нем. В современной фило­софии можно выделить следующие основные тенденции в этом отноше­нии.

Сторонники первой тенденции утверждают, что природа человека социальна. При этом они опираются на возможности современных наук, в частности: педагогики, психологии, философии, физиологии высшей нерв­ной деятельности, медицины и др. Сформировать адекватный взгляд на мир и высокие гражданские качества у людей, которые с момента рожде­ния страдают полным отсутствием зрения, слуха, речи и четверо из кото­рых закончили психологический факультет МГУ.

Сущность второй тенденции, названной «генетическим детерминиз­мом» сводится к признанию основной роли в рассмотрении и решении проблем человека принципов дарвинизма - естественный отбор, применение популяционной генетики к человеку и т.д. Разновидностью «генетического детерминизма» являются различные экстремистские, расистские теории, а также биологизаторские концепции девиантного (отклоняющегося от соци­альных норм) поведения, преувеличивающие роль биологической детерми­нации (обусловленности) поведения человека и его действий.

Наконец, третьим направлением в понимании единства биологиче­ского и социального является теория коэвйдюции - взаимосвязи процессов биологической эволюции и социального развития, признания, таким обра­зом, биосоциальной природы человека. Следует заметить, что сторонники «геннокультурной коэволюции» иногда сходят на позиции «генетического детерминизма», поэтому данная концепция нуждается в постоянной кор­ректировке. Сложность обоснования теории коэволюции состоит в том, что она является как бы «ничейной землей», поскольку уже не относится к философии. Это промежуточный слой, который должен быть заполнен контактами, установленными между естествознанием и философией.

Человек биосоциален, но прежде всего он есть природно-чувственное существо, имеющее свое тело, способное к самостоятельному передвижению с помощью ног, имеющее руки, голову, органы чувств и предметным образом относящееся к предметному миру. Оно также, как любое природное существо, подвержено благоприятным и неблагоприятным воздействиям окружающей среды и реагирует на них различным об­разом в зависимости от их характера.

Однако, человек является и социально-предметным и социально чув­ствующим существом. Социальная сущность человека выражена в его мно­гочисленных экзистенциальных характеристиках (характеристиках человече­ского существования как надприродного существа), на основных из кото­рых мы остановимся.

Человек есть создатель продуктов и институтов культуры. Даже если человек не создает культуру, он является ее носителем, выразителем или просто консерватором.

Животное, по мнению Гелена, органически ограничено. Оно не спо­собно превзойти требование вида, живет в подчинении ему, не противо­поставляя себя ему. Возможности же человека в обществе настолько ши­роки, что оно вынуждено создавать «вторичное» ограничение в виде обы­чаев, традиций, норм, через которые определенная часть индивидов пере­ходит (особенно в случае устаревания традиций), противопоставляя себя коллективу.

Благодаря способностям самосознания своей свободы и самопозна­ния, человек осуществляет самообразование, самоутверждение, саморазли­чение и универсальные действия (в отличии от животного, действующего утилитарно, в соответствии со своими физиологическими потребностями).

Абстрагирующая способность мышления человека обеспечивает ему возможность подняться над «здесь» и «теперь», включиться в иное (не свое) пространство и время, интерпретировать прошлое и предвидеть бу­дущее.

Человека характеризует Богоприятие как одно из проявлений его ду­ха и преодоление в любви к Богу собственного эгоизма.

Животное строит по меркам целесообразности, определенной видом. Высшей потребностью человека является творчество по законам красоты.

Только человек размышляет о своей жизни, ее смысле, смерти и бессмертии.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 572 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наука — это организованные знания, мудрость — это организованная жизнь. © Иммануил Кант
==> читать все изречения...

2308 - | 2101 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.