Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Философская антропология в начале III тысячелетия.




Проблема человека принадлежит к числу «вечных» в философском дис­курсе (обсуждении). Но именно в наше время философы самым активным обра­зом и с большим беспокойством вновь обращаются к антропологии (учению о природе и сущности человека), выделяя все новые и новые сущностные (на их взгляд) свойства человека. И это не случайно.

Научные и технологические достижения, с одной стороны, и вышедшая из-под контроля ядерная энергия, словно злобный джин, выпущенный из кувши­на, с другой, значительные социальные перемены, произошедшие за последние 10 лет и невероятные возможности генетики и медицины заставили человечество содрогнуться и в который раз спросить себя: что есть человек? Сегодняш­ний поворот к философии человека, без сомнения, можно назвать антропологи­ческим ренессансом (возрождением).

Каждая концепция человека обязательно включает в себя ценностный, в частности, этический аспект. С точки зрения последнего, философия человека вместе с педагогикой, психологией и социологией пытается выявить: что в че­ловеке заслуживает социального уважения и, следовательно, приоритетного вни­мания к развитию: разум, общение, свобода, самосознание и способность к аде­кватной самооценке и т. д. Концептуальные модели человека, созданные специа­листами различных естественнонаучных дисциплин, также имеют моральную окрашенность (далеко не всегда светлых тонов). Успехи в области клонирования (klon - ветвь, побег, отпрыск) человека со всей ответственностью заставили отве­тить на вопросы: «Насколько оправдано вмешательство в природу человека?», «Каковы пределы манипуляции?» (Х.П. Рикман).

Для того, чтобы ответить на вопрос: как должно поступать людям в сло­жившейся ситуации в определенной степени следует дать ответы на вопросы о сущности человека, его способностях и возможностях, его нуждах и устремлени­ях. Кроме этих практических и моральных целей есть и чисто философские: раскрыть тайну человека, которого «не с кем сравнить» (И. Кант).

И в этом смысле проблема человека является одной из сложнейших в философии. Сложность ее определяется, во-первых, разнообразием критериев, на основе которых выделяются сущностные характеристики человека, отраженные в высказываниях «человек - это «разумное животное», «рациональное существо», «производящее животное», «существо, способное действовать политически», «человек - творец истории», «говорящее существо», «религиозно чувствующее существо» и т.д. А швейцарский философ XX в. Э. Агацци выдвинул свой спе­цифический признак человека - способность соизмерять свои действия с тем, «как должно быть».

Как можно видеть, палитра мнений по вопросу: «Что есть человек?» весьма обширна (что лишний раз доказывает плюральность философии). И лишь немногие философы, подобно И. Канту и французскому философу П. Рикеру, признавали, что ответ на поставленный выше вопрос возможен при условии ре­шения трех основных вопросов, в свое время сформулированных И. Кантом: «Что я могу знать?», «Что я должен делать?», «На что я могу надеяться?».

Во-вторых, решение проблемы человека «отягощается» тем, что наука в своей картине мира так и не нашла до сих пор места человеку в иерархической Вселенной. «Ничтожный морфологический скачек и вместе с тем невероятное потрясение сфер жизни - в этом весь парадокс человека...» - писал в своей книге «Феномен человека» французский биолог, палеоантрополог, философ и гуманист П. Тейяр де Шарден (указ. соч.М.«Наука»,1987,с.135).

В-третьих, остается также нерешенной проблема антропосоциогенеза (происхождения человека и общества). Различные версии антропосоциогенеза до настоящего времени остаются более или менее вероятностными гипотезами, либо в силу их изначальной несостоятельности, либо вследствие существующих в них и остающихся по сей день логических «пустот».

Указанная проблема, в-четвертых, сопряжена с проблемой сознания, кото­рое трудно поддается определению, познанию и даже описанию.

Наконец, в-пятых, вопрос о смысле жизни человеческого существования, который французский философ А. Камю считал единственным фундаментальным вопросом философии, является на сегодняшний день предметом горячих фило­софских баталий.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 328 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинать всегда стоит с того, что сеет сомнения. © Борис Стругацкий
==> читать все изречения...

2348 - | 2104 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.