Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Ценности и их роль в жизни человека и общества.




 

Переходные периоды общественного развития сопостовляются, как правило, переосмыслением существующих ценностей, переоценкойихотбрасыванием отживших и созданием новых нормативно-ценностных систем.

Ценность — это понятие, используемое в философии я социологии для указания на личностную, социальную я культурную значимость определенных объектов и явлений. Учение о ценностяхи их природе носит название аксиологии.

Понимание ценностного отношения к действительности исторично. В античной ж средневековой филооофии основными ценностями счита­лись добро и справедливость. При этом уже античными философами осуществлялись различные подходы к вопросу об абсолютном и отно­сительном характере ценностей. Так, Аристотель делил ценности на абсолютные (человек, добро, справедливость, мужество и др.) и относительные - в зависимости от пола, возраста, характера и т.д.

Средневековые ценности были освящены церковью. Это такие цен­ности как благочестие, нищенство духом, достижение божественной истины и др.

Эпоха Возрожденияотмечена ценностями и идеалами гуманизма.

Для Канта ценности - это общезначимые требования к воле. Выс­шей ценностью является человек, которого необходимо рассматривать всегда как цель и никогда лишь как средство. Ценностями могут выступать и цели, стоящие перед человеком, либо значимые для него факторы. Гегель делил ценности на экономические (те, что являются товаром) и духовные, связанные со свободой духа и не зависящие от конъюктуры рынка).

В аксиологии как самостоятельной области философского сознания в настоящее время выделилось несколько концепций” основные из которых: натуралистический психологизм; акоиологический трансценден­тализм; персоналистический онтологизм; культурно-историчесий релятивизм; социологическая концепция. Представитель натуралистического психологизма Дж. Дьюи (1859-1952) исходитиз понимания ценностей как объективных факторов, способствующих удовлетворению биологических я психологических потребностей человека.

В концепции аксиологического трансцендентализма (В.Биндвльбанд, 1848-1915; Г. Риккерт, 1863-1936) ценностью является бытие идейтаких, как добро, истина, красота, имеющих самодостаточное значение и выступающих как цель целей, как идеал, носителем которых является "сознание вообще".

С точки зрения персоналистического онтологизма (Мейлет, 1874-1928) ценности во своему характеру объективны. Они образуют он -тологическую основу личности” Шелер стремился построить иерархию абсолютных ценностей и обосновать идею Бога как Высшего абсолюта. Переживание ценностей человеком (любви к Богу, жизни, другой лич­ности и т.д.) Шелер трактует не как психический, а как космический акт.

Для культурно-исторического релятивизма (В. Дильтей, 1833-1911) характерна идея аксиологического плюрализма, т.е. множественности равноправных ценностных систем, опознаваемых с помощью исторического метода.

Основатель социологической концепции ценностей М.Вебер) (1804-1920) в своей "понимающей социологии" рассматривал ценности как нормы” имеющие определённую значимость, для социального субъекта.

Все представленные выше концепции отражены в современной палитре взглядов на содержание понятия "ценности" и их природу. Од­ни, прагматики, рассматривают ценности как предметы. приносящие пользу, а другие - как норму, третьи - как идеал” четвертые отно­сят к ценностям все, что обладает значимостью для человека. При этом значимость сопоставляется о должным, целевым, смысловым ос­нованием, Абсолютом.

Ценности личности образуют систему её ценностных ориентаций -элементов внутренней структуры личности, являющихся для неё особо значимыми. Эти ценностные ориентации и составляют основу сознания и деятельности личности.

Существуют различные критерии классификации ценностей. В зави­симости от социального значения и последствий реализации ценности делят на положительные и отрицательные, по виду удовлетворяемых потребностей - на материальные и духовные, по принципу иерархичности - на ценности - цели и ценности - средства (инструментальные), выступающие как промежуточные ценности, подчиненные выс­шим целям. Без ценностей-средств невозможна реализация ценностей-целей. Но далеко не всякие оправдываются целями. Благородные цели, достигнутые неоправданным насилием, будут опорочены, осквернены. Не случайно в современной философии и этике так остро встала проблема ненасилия. Основными нравственными ценностями философии и этики ненасилия являются: милосердие, терпимость, взаимопонима­ние, сочувствие, соучастие, противостоящие отрицательным ценнос­тям - насилию, господству, подавлению, подчинению, деспотии.

В иерархии ценностных ориентаций, детерминирующих деятельность и поведение человека, одно из важных мест человек отводит свобо­де. Свобода личности - это её способность поступать в соответствии со своими желаниями и намерениями. Условием свободы личности яв­ляется возможность выбирать, которая в истории философии рассматривалась по-разному.

Так, немецкий философ Г. Лейбниц различал 2 вида свободы: от­рицательную (свобода от...) и положительную (свобода для,..). А соотечественник Лейбница А. Шопенгауэр считал, что свобода -это лишь отрицательное понятие, т.к. свобода от чего-то - это отсутствие (отрицание) препятствий. Позитивный смысл свободы, по Шопенгауэру, отыскать невозможно. Ницше, как и Шопенгауэр, считал, что люди по большей части своей несвободны, потому что боятся свободы, она их обременяет, так как они неспособны дейст­вовать как свободные субъекты. И в этом повинна сама мораль,

Экзистенциалист Сартр свободу отождествляет о выбором и вре­менностью. Свобода в каждом человеке объявляется основанием (внутренней структурой) бытия, мира, истории, основанием всех связей и отношений в мире. В марксизме свобода - это деятельность, опирающаяся на "познание необходимости", согласно которому сво­бода личности, коллектива, класса, общества в целом заключается "не в воображаемой независимости" от объективных законов, а в способности выбирать, "принимать решения со знанием дела".

В целом в истории философии существовало несколько подходов к пониманию свободы.

Представители детерминизма считали, что во всякой ситуации выбора есть лишь одна реальная возможность, которая и определяет сам выбор. Остальные возможности лишь формальны. Например, диплом о высшем образовании дает выпускникам принципиальную возможность (в виде права) выбрать себе работу на том предприятии, которое ему подходит, разумеется, по взаимному согласию (договору) с предприятием.

Но в условиях массового простоя предприятий и безработицы эта возможность будет сужена до единственной - выпускник "выберет" то предприятие, которое выберет его из числа многих конкурентов.

Проявлением детерминизма является ф атализм - мировоззрение, в основе которого лежит тезис об абсолютной изначальной предопределенности всех взглядов и поступков человека, фатализм, таким образом, отрицает всякую возможность выбора. Реальный путь лишь тот, который заранее предопределён либо темной иррациональной судьбой, либо всемогущим богом, либо неумолимым стечением обстоятельств, установлением жесткой причинно-следственной связи.

Сторонники другой точки зрения - индетерминизма - считают, что у человека есть множество возможностей и человек совершенно свободен в выборе одной из них, без всякого принуждения извне, даже тогда, когда человеком руководит "дисциплина голода".

Разновидностью индетерминизма является волюнтаризм - направление в философии, признающее волю высшим принципом бытия, выдвигая волю на первый план духовного бытия человека, включая его мышле­ние. В общественно-политической практике волюнтаризмом признаёт­ся такая, которая не считается с объективными законами исторического развития, а руководствуется лишь субъективными желаниями и стремлениями, нередко выдавая их за объективную необходимость. Помните, как у Л. Филатова в известной сказке про Федота-стрельца говорит царь: "Государственное дело - позарез нужон олень".

На третьей точке зрения стоят альтернативисты. признающие, что в каждом выборе обязательно присутствуют не менее двух реальных возможностей. Нет лишь бесконечно многих возможностей, как и нет абсолютной свободы. Личность не вольна в выборе объективных условий своей деятельности - этот выбор также ограничен, но она вольна ставить себе цель действия, более или менее свободна в выборе средств для реализации этих целей. Свобода всегда относитель­на, ибо является ограниченной. Ока ограничена самой жизнью, её пространственно-временными рамками, возможностями выбора, законами государства, свободой других личностей. Ш. Монтескье определял свободу как "право делать все, что дозволено законами", а немецкий поэт М. Клаудиус считал, что "свобода заключается в праве де­лать все, что не вредит другим".

Наконец, свобода ограничивается ответственностью личности за свой выбор действий и их последствий перед другими людьми. И чем больше свободы выбора, тем более человек ответствен за него ("кому много дано, с того много и взыщется") - такова обратная сторона "этого сладкого олова "свобода".

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1105 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Самообман может довести до саморазрушения. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2557 - | 2402 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.