Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Проблема антропосоциогенеза.




Существует несколько концепций, основные из которых: теологиче­ская. деятельностная. инопланетарная и концепция «субъективации внеш­них проявлений жизнедеятельности». С точки зрения леятельностного под­хода ведущую роль в превращении высших человекообразных обезьян в человека сыграл труд, развитие трудовой деятельности, чему способствовал переход приматов к прямой походке. Вместе с трудом и в результате тру­да возникает и развивается членораздельная речь, сознание, вначале при­митивные, затем все более усложняющиеся формы общности, регулирова­ния брачных отношений, нравственные нормы и т.д. Однако при таком подходе непонятно: «если труд создал самого человека», как пишет Ф. Энгельс, то кто же создал этот самый труд? Очевидно, приведенный тезис Ф. Энгельса следует понимать, как он и пишет, в «определенном смысле» - в смысле центрального и потому первичного фактора антропосоциогенеза.

По теологической, в частности, христианской, версии антропосоцио­генеза утверждается, что Бог создал человека «из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2, 7). Женщину Бог создал из ребра мужчины, усыпив его на время креативной (творческой) операции. Душа человека создана по образу и подобию Бога и «отражает в себе Божественные совершенства» такие, как правота ума, непорочность и святость воли, чистота сердца, счастливое бессмертие. Душе присущи различные способности, как-то: рассудок и разум, познава­тельная и др., посредством которых она может познавать не только види­мый, чувственный мир, но и сверхчувственный, восходить к познанию са­мого Бога - Творца и Управителя мира.

Инопланетарный подход предполагает вторжение разума из космоса и включает в себя гипотезы от внедрения человеческого эмбриона на Земле инопланетянами до населения ими нашей планеты. Эти предполо­жения являются несостоятельными по меньшей мере в двух смыслах. Во-первых, на сегодняшний день ученые считают, что других цивилизаций, кроме земной, в мире не существует и условия для жизни есть лишь на нашей планете. Но даже если наука будущего опровергнет эту точку зре­ния и будет располагать материалами о существовании жизни хотя бы на одной из планет, кроме Земли, то это не обязательно будет означать высший, по сегодняшнему измерению, человеческий,, а значит обществен­ный уровень жизни, а во-вторых, и в главном, это не решит проблему антропосоциогенеза, т.к. возможным станет лишь ответ на вопрос: как появился человек на нашей планете?

В теории «субъективаыии внешних проявлений жизнедеятельности» Тейяром де Шарденом утверждается, что «парадокс человека» (о котором говорилось в приведенной цитате в начале лекции) состоит в том, что пе­реход из обезьяны в человека осуществился не через морфологические изменения, которые, как мы знаем, были «ничтожными», а внутри. И по­скольку не было внешних проявлений, то, естественно, человечество не смогло зафиксировать эти изменения.

Этого же подхода придерживаются и некоторые современные фило­софы, в частности, отечественный философ Бородай Ю.М. По его мне­нию, главным стимулом в происхождении сознания, а значит, и человека явилось продуктивное (непроизводственное воображение, в основе которо­го лежала субладация (вытеснение) эротической энергии путем переключе­ния ее на создание идеальных образов и ситуаций удовлетворения физио­логических потребностей, когда в реальности оно было невозможно из-за страха смерти.

Именно жесточайшее подавление сексуальной энергии лежало в ос­нове первоначальных табу. Дальнейшее ее подавление способствовало дальнейшему развитию воображения в форме ритуалов и обрядов, которые вначале также служили компенсацией неудовлетворенных физиологических желаний. Вместе с воображением возникает и чувство совести как чувст­во, прерывающее рефлекторный автоматизм реакции благодаря представ­лению возможных страшных последствий собственных действий. Развитие воображения затем способствовало переключению половой энергии на творческую, продуктивную вначале деятельность, а потом, по мере расши­рения потребностей, и на репродуктивную. Таким образом, этот подход дал возможность вскрыть биологические истоки труда, социальной связи и сознания во взаимосвязи и взаимозависимости.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 351 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Велико ли, мало ли дело, его надо делать. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2456 - | 2138 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.