Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Сознание, самосознание и бессознательное в «психокосмосе» человека.




 

Что бы ни воспринимал человек: красоту и таинственность звездного не­ба, радужные капли дождя или ураганные ветры, сметающие все на своем пути, лучезарно-восторженный взгляд молодости или угасание света в глазах немощ­ной старости - все это человек пропускает через свое сознание. Сознание - это особое состояние, свойственное только человеку, в котором отражается не толь­ко мир, но и сам человек. Сознание представляет собой единство чувств, пере­живаний о каком-либо предмете со знанием («сознание») этого предмета. Зна­ние может быть первичным в виде содержания ощущений, восприятий, либо в виде абстрактных, обобщенно-отвлеченных мыслей о предметах и о самом чело­веке.

В истории философии существовали различные традиции осмысления соз­нания. В основе античной сознание рассматривалось как отражение предмета на воске. По своему характеру оно (такое рассмотрение) было односторонним, по своему образу - метафоричным, по своей направленности - «объектным», обра­щенным лишь к миру, «космоцентричным».

Христианство осуществило поворот сознания к самому человеку. Сознание стало антропоцентричным, но лишь в той мере, в которой оно необходимо для созерцания духовного опыта человека и для того, чтобы отыскать в душе его образ Бога или отблеск Божественного света.

Модель сознания Нового времени отличается более «точной антропоцен-тричностью» (X. Рикман). Здесь уже мышление, сознание выступает не только необходимым, но и достаточным условием бытия человека. И даже сомнения как момента сознания достаточно для утверждения человека в своем существо­вании. «Если я сомневаюсь, то, следовательно, я, сомневающийся, существую» (Р. Декарт).

На современном этапе западным философами сознание часто также пони­мается как самосознание, что является предметом специального рассмотрения и о чем речь пойдет ниже.

В структуре сознания можно выделить, во-первых, представления, взгляды, мысли, идеи и др. Духовные образования, составляющие основное содержание сознания, во-вторых, нормы и ценностные установки, обуславливающие избира­тельность сознания и служащие регулятивами в отношениях людей к себе и другим людям, в-третьих, эмоции и чувства, которые не только окрашивают эти отношения, но и специфически, на своем уровне, выполняют оценочную функ­цию.

Сознание носит общественно-исторический характер. В физиологическом смысле оно является функцией мозга, но мыслит, осознает не мозг сам по себе, а человек с его помощью, включенный в общественные отношения, в совмест­ную деятельность по производству и рекреации (восстановлению) культурных форм. Указанный процесс совершается на основе практически-преобразовательной деятельности людей с необходимостью фиксации, закрепления умений, навыков, различных способов, норм этой деятельности в особых формах отражения. Со­вместная деятельность людей всегда предполагает их общение.

Человек - существо изначально коммуникабельное. С первых дней жизни оно тянется к общению. Плачущий ребенок недельного возраста замолкает, ко­гда его берут на руки, чувствуя (через толщу пеленок и одеяла) прикосновение «своего-иного», внимательно «слушает», когда с ним говорят (разумеется, если причиной плача не являются неудовлетворенные физиологические потребности). А ребенок немного постарше реагирует просто на зов или отзыв; если он пла­чет от одиночества, то на зов он замолкает, «вслушивается», и затем действи­тельно вслушивается, понимая, что обращаются к нему.

Язык - средство общения - является не только способом фиксации мира вещей, но и средством отделения, абстрагирования этого мира от человека. Пы­таясь познать себя, а значит, посмотреть на себя как бы со стороны, человек посредством языка отделяется не только от мира вещей, но и от самого себя. Язык человека помогает ему освободиться от окружающей среды, от ее про­странства - времени, перенести себя далеко за ее пределы, экстраполировать себя в будущее, предрекая его или интерполировать в прошлое, истолковывая исто­рические тексты, вставляя в них слова и даже целые фразы.

Одним из основных критериев выделения человека из животного мира яв­ляется наличие у человека самосознания. Суть самосознания состоит в осозна­нии человеком себя, своего знания, своей позиции, духовного мира, нравствен­ного облика и интересов, целей и идеалов, в целостной оценке себя как деяте­ля, мыслящего и чувствующего существа. В самосознании человек выделяет себя из окружающего мира и таким образом определяет свое место в нем и среди подобных, в некоторой мере противопоставляя себя им и всей окружающей дей­ствительности, соизмеряя себя со своим идеалом, а свои помыслы со смыслом своей жизни.

В самосознании можно выделить такие уровни как:

1) самочувствие. На этом уровне самосознание дает ответ на вопрос: «как я жив- здоров?»

2) осознание своей сопричастности какой либо социальной группе, обществу, стране в виде ответа на вопрос: «кто я такой?»

3) выделения Я как личности вободного и уникального человека. Само­сознание личности отвечает на вопросы: «Какова я?», «Что я могу? Ка­ковы мои возможности, границы моей свободы и ответственности?» На каждом уровне, но в самой большей степени на высшем (личностном) самосознание включает в себя самоконтроль как постоянное соизмере­ние мыслимого и содеянного человеком с тем «как должно быть» в со­ответствии с его идеалом. Результатом контроля является самооценка в виде «самоотрицания», выраженном чувством неудовлетворенности по поводу недостойного себя поведения и действия, либо самоутверждения и самоудовлетворения: «Все идет так, как должно быть».

«Психокосмос» (психический, внутренний мир) кроме сознания включает в себя и бесстнятельное. Человеку присущи действия, реакции на внешние раздражители, формы связи с различными факторами внешней среды без участия сознания. Сюда относятся разнообразные защитные ре­акции организма, соблюдение каллиграфии, грамматических правил при письменном изложении мысли, когда человек акцентирует внимание лишь на ее содержании, психические состояния во время сна, гипноза, явления инстинкта и др.

По мнению австрийского психиатра 3. Фрейда в психике человека можно выделить 3 уровня: низший - «Оно» - бессознательное (биоинстинкты), затем «Я» - сознание, управляющее поведением человека и «Сверх - Я» - представитель общества, внешний регулятор, выступающий в форме об­щественных ценностей, доминирующих в культуре. Между бессознатель­ным и сознанием расположена область предсознательного, «цензуры» же­ланий бессознательного, различных его идей: сексуальных, эгоистических, асоциальных. Предсознание - это разумное Я, память, мышление человека, поэтому оно может выступать в качестве контролера и цензора, не про­пускающего «Оно» в сознание. Но неразряженные физиологические жела­ния находят обходные пути для проникновения в сознание (например, в сновидениях). Чрезмерное давление «Сверх - Я» также провоцирует бессоз­нательное. Поэтому человеку очень важно найти компромисс между жела­ниями бессознательного и цензурными требованиями предсознания и в ко­нечном итоге превратить «Оно» в «Я». Кроме субъективного бессозна­тельного, швейцарский психолог и психиатр К. Юнг выделяет глубинный слой - коллективное бессознательное, содержание которого составляют раз­личные архетипы (прообразы, первоначальные образы), например, мать -земля, родословное дерево, демон, ангел - хранитель и пр. Соотношение индивидуально-бессознательного и коллективного бессознательного у раз­личных людей различно. В восточных религиозно-мистических культах преобладает коллективное бессознательное, тогда как в «психокосмосе» европейца превалирует субъективно-личностное.

Освобождение человека из плена своих страстей есть условие дейст­вительной, а не мнимой его свободы. На то, как происходил этот про­цесс, и в целом процесс происхождения человека, пытаются пролить свет различные концепции антропосоциогегеза.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 641 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни. © Федор Достоевский
==> читать все изречения...

2355 - | 2037 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.