Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Спо­со­бы по­лу­че­ния от­кро­ве­ния




Важно отметить, что вет­хо­за­вет­ные про­ро­ки не бы­ли ме­ди­у­ма­ми, которые пророчествовали, впадая в исступление и теряя разум и волю, или записывали свои откровения как бы под диктовку, сами потом удивляясь и не понимая того, что сказали или написали. «…Но это не ви­де­ние, а рас­ст­рой­ст­во и ис­ступ­ле­ние ума, сму­щен­но­го и ут­ра­тив­ше­го свою де­я­тель­ность. Но не так бы­ва­ет со свя­ты­ми. Ибо Сам Бог го­во­рит: «Аз ви­де­ния ум­но­жих» (Ос. 12:10). Гос­подь же, да­ру­ю­щий ви­де­ние, не ос­леп­ля­ет ума, Им Са­мим ус­т­ро­ен­но­го; но про­све­ща­ет и про­свет­ля­ет его при­сут­ст­ви­ем Ду­ха. По­это­му-то Про­ро­ки на­зы­ва­лись «ви­дя­щи­ми» (1 Цар. 9:18), по при­чи­не как бы на­пря­же­ния про­зор­ли­во­с­ти их ума, от при­сут­ст­вия оза­ря­ю­ще­го их Ду­ха» [12, ч. 2, c. 294].

«Ка­ким об­ра­зом про­ро­че­ст­во­ва­ли чи­с­тые и про­свет­лен­ные ду­ши? – спра­ши­ва­ет свя­ти­тель Ва­си­лий Ве­ли­кий. – Со­де­лав­шись как бы зер­ца­лом Бо­жия дей­ст­во­ва­ния, они по­ка­зы­ва­ли в се­бе яс­ное, не­слит­ное, не по­тем­нен­ное плот­ски­ми стра­с­тя­ми изо­б­ра­же­ние. Ибо Дух Свя­той пре­бы­ва­ет во всех, но соб­ст­вен­но си­лу Свою об­на­ру­жи­ва­ет в тех, ко­то­рые чи­с­ты от стра­с­тей, а не в тех, у ко­го вла­ды­че­ст­вен­ное ду­ши ом­ра­че­но гре­хов­ны­ми не­чи­с­то­та­ми» [12, ч. 2, c. 7]. «Не чув­ст­вен­ным слу­хом, не при со­тря­се­нии воз­ду­ха про­ро­ки вни­ма­ли сло­ву Бо­жию; но, по­ели­ку у ра­зум­ной ду­ши есть свой слух, то без вся­ко­го го­ло­са до­сти­га­ло се­го слу­ха са­мое оз­на­ча­е­мое. И сие бы­ва­ло с ни­ми, ког­да луч ис­тин­но­го све­та до­сти­гал до вла­ды­че­ст­вен­но­го в них и слу­жил про­све­ще­нию про­ро­ков» [12, ч. 2, c. 218].

Мы со­вер­шен­но от­чет­ли­во ви­дим, что про­рок не те­ря­ет сво­е­го са­мо­со­зна­ния, что его лич­но­ст­ные осо­бен­но­с­ти то­же вы­ра­же­ны в его пи­са­ни­ях. Про­рок Амос был па­с­ту­хом, поэтому его речь проста и мно­гие об­ра­зы заимствованы им из сель­ско­го оби­хо­да. Про­рок Иса­ия –цар­ско­го ро­да, хорошо образован, поэтому он говорит изящно, часто облекает свои пророчества в стихотворную форму. Достоинство пророчеств не зависит от совершенства художественного стиля, поскольку имеет единый источник – Святой Дух.

Из Священного Писания нам известны два ос­нов­ных спо­со­ба по­лу­че­ния про­ро­честв – че­рез сло­во и че­рез ви­де­ние. «Бла­го­дать Св. Ду­ха, раз­лич­но дей­ст­вуя в чуд­ных про­ро­ках, ус­т­ро­я­ла, что иные ви­де­ли что-ли­бо, как бо­го­му­д­рый Иса­ия, Ми­хей, Да­ни­ил, Ие­зе­ки­иль и За­ха­рия; а иным по­сред­ст­вом гла­са со­об­ща­лось, что угод­но бы­ло Ду­ху, и им пред­став­ля­лось, что слы­шат Ко­го-то бе­се­ду­ю­ще­го с ни­ми, дру­гие про­ро­че­ст­во­ва­ли по вдох­но­ве­нию, и что угод­но бы­ло Ду­ху, про­ве­ще­вал их язы­ком. Ибо про­ро­че­ст­вен­ная бла­го­дать, вне­зап­но объ­ем­ля их ум и от­лу­чая их от все­го че­ло­ве­че­с­ко­го, со­де­лы­ва­ла спо­соб­ны­ми стать ору­ди­я­ми и слу­жи­те­ля­ми для из­гла­го­ла­ния про­ро­че­с­ких сло­вес. Сие-то, а имен­но вос­хи­ще­ние ума и пре­став­ле­ние от все­го че­ло­ве­че­с­ко­го, про­рок на­звал про­ро­че­ст­вом (На­ум 1:1)» [74, т. 30, с. 6—7].

Нам не­про­сто по­нять, как про­ро­ки мог­ли так уве­рен­но го­во­рить, что слы­ша­ли имен­но сло­во Бо­жие. Очень цен­ное за­ме­ча­ние со­дер­жит­ся в жи­тии пре­по­доб­но­го Си­ме­о­на: «Слы­шал я от од­но­го мо­на­ха-ие­рея, до­ве­рив­ше­го­ся мне как дру­гу сво­е­му: “Ни­ког­да (го­во­рил он) не ли­тур­ги­сал я, не уви­дев Свя­то­го Ду­ха, как ви­дел Его со­шед­шим на ме­ня в то вре­мя, ког­да ме­ня ру­ко­по­ла­га­ли и ми­т­ро­по­лит чи­тал на­до мною мо­лит­ву ие­рей­ско­го по­свя­ще­ния и Ев­хо­ло­гий ле­жал на бед­ной гла­ве мо­ей”. Я спро­сил его, как он Его тог­да ви­дел и в ка­ко­го ро­да об­ра­зе? Он ска­зал: “Про­стым и без­вид­ным, од­на­кож как свет; и ког­да я, уви­дев то, че­го ни­ког­да не ви­дел, уди­вил­ся и сам в се­бе рас­суж­дал, что бы это бы­ло та­кое, – тог­да Он та­ин­ст­вен­но, но внят­ным гла­сом ска­зал мне: Я так нис­хо­жу на всех про­ро­ков, и апо­с­то­лов, и ны­неш­них из­бран­ни­ков Бо­жи­их и свя­тых; ибо Я есмь Свя­тый Дух Бо­жий. Ему Сла­ва и дер­жа­ва во ве­ки ве­ков. Аминь”» [65, c. 59 – 60].

Та­ким об­ра­зом, при изу­че­нии про­ро­че­с­ких книг, сле­ду­ет иметь в ви­ду сле­ду­ю­щее. Про­ро­ки воз­ве­ща­ют то, что им от­кры­то Бо­гом. По­это­му вы­ра­же­ние «про­рок го­во­рит» прак­ти­че­с­ки рав­но­цен­но вы­ра­же­нию «Бог че­рез про­ро­ка го­во­рит». Кста­ти, по сви­де­тель­ст­ву ар­хи­ман­д­ри­та Со­фро­ния, на во­прос о том, как го­во­рят со­вер­шен­ные, пре­по­доб­ный Си­лу­ан Афон­ский от­ве­тил: «Они от се­бя ни­че­го не го­во­рят. Они го­во­рят лишь то, что да­ет им Дух» [67, с. 26 – 27]. Бо­лее то­го, Бог стро­го взы­с­ки­ва­ет с тех, кто го­во­рит то, что им не бы­ло по­ру­че­но. Так слу­чи­лось, на­при­мер, с Мо­и­се­ем и Аа­ро­ном в Кадесе (Чис. 20:1-13). У про­ро­ка Иез­ки­и­ля ска­за­но: «А ес­ли про­рок до­пу­с­тит обо­ль­стить се­бя и ска­жет сло­во так, как бы Я, Гос­подь, на­учил это­го про­ро­ка, то Я про­ст­ру на не­го ру­ку Мою и ис­треб­лю его из на­ро­да Мо­е­го, Из­ра­и­ля» (Иез. 14:9). Про­ис­хо­дит это имен­но в си­лу бо­же­ст­вен­но­го ав­то­ри­те­та про­ро­че­с­ко­го сло­ва. Ис­хо­дя из это­го, сле­ду­ет из­бе­гать ложного пред­став­ле­ния о про­ро­ках, как о про­стых рев­ни­те­лях и про­по­вед­ни­ках ве­ры, дей­ст­во­вав­ших по соб­ст­вен­ным по­буж­де­ни­ям, го­во­рив­ших от сво­е­го ра­зу­ме­ния и вы­ра­жав­ших ин­те­ре­сы тех или иных со­ци­аль­ных сло­ев или по­ли­ти­че­с­ких пар­тий. «Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2Пет.1:21).

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 466 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лаской почти всегда добьешься больше, чем грубой силой. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2358 - | 2221 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.