Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Зависимость восприятия музыки от психических состояний и личностных особенностей слушателей ъ




Установка, будучи отражением готовности человека к восприя­тию и музыкальному переживанию, уже воплощает в себе оп­тимальное для конкретной музыкально-слуховой деятельности психическое состояние. Между тем палитра психических со­стояний человека чрезвычайно многообразна. Человек может находиться в отрицательных состояниях (подавленности, тревоги, фрустрации — см. об этом подробнее в IV главе), которые не только не благоприятствуют формиро­ванию установки, но и препятствуют этому. Более того, благодаря личностно-эмоциональной предрас­положенности у некоторых людей такие состояния являются доминирующими в течение определенного периода времени. Как совершенно справедливо отмечает А. Г. Костюк, мно­гие авторы, игнорируя личностный аспект проблемы музы­кального восприятия, «совершенно не занимаются психологи-

Музыкально-слуховая деятельность_________________145

Оческой диагностикой эмоциональных качеств слушателей, не дифференцируют испытуемых по степени их эмоциональной возбудимости, преобладанию тех или иных эмоциональных со­стояний» [159, с. 340]. Одной из задач нашего исследования было выявление ха­рактера взаимосвязи между степенью адекватности музыкаль­ного восприятия и психическими состояниями слушателей. Для диагностики психических состояний слушателей были использованы фрагменты методики А. Уэссмана и Д. Рикса [247, с. 197]. Испытуемые оценивали свое психическое состоя­ние до и после прослушивания музыки; пользуясь шкалами «спокойствие-тревожность», «энергичность-усталость», «припод­нятость-подавленность», они отмечали в нем те изменения, которые произошли под воздействием музыки. Учитывались и личностные особенности, которые выявлялись с помощью ме­тодик Г. Айзенка, Дж. Тейлор и др. Анализ полученных данных свидетельствует, что психи­ческие состояния испытуемых, предшествующие слушанию музыки, оказали существенное влияние на степень адекват­ности восприятия музыкальных эмоций и их динамики. По­казатели состояний «тревожности-спокойствия», «подавлен­ности-приподнятости» оказались статистически значимо свя­заны с адекватностью восприятия эмоций в музыке. Испы­туемые, находившиеся в подавленном, тревожном состоянии до эксперимента, слышали тревогу в миниатюрах «Размыш­ление», «Юмор», отчаяние — «Меланхолии», «Умилении», скорбь — в I ч. до-минорного ноктюрна Шопена. Напротив, слушатели, находящиеся в оптимальном психическом со­стоянии, адекватно воспринимали музыкальные эмоции в миниатюрах, оценивали I ч. ноктюрна как «размышление», «успокоенность», «умиление». Тревожность как состояние высоко коррелирует с тревожностью, как свойством личности и находится в обратной зависимости от показателей экстра­версии. Можно предположить, что лица с повышенной тре­вожностью и склонные с самоанализу более чувствительны к восприятию отрицательных эмоций в музыке. Данные эксперимента свидетельствуют также о неодно­значном влиянии, которое оказывает музыка на психические состояния слушателей. У 53,8% испытуемых после прослуши­вания ноктюрна Ф. Шопена психическое состояние измени­лось в положительную сторону, у 46,2% — в отрицательную. И в этом случае также выявилась связь качества воздействия

146______________________________Бочкарев А. Л.

музыки на психические состояния слушателей с их личност­ными особенностями (см. выше). Наблюдавшийся в эксперименте эффект воздействия музы­ки на психические состояния, а также влияние этих состояний на степень адекватности последующего восприятия «музы­кальных эмоций» можно объяснить явлениями ретроактивно­го и проактивного последствия. Ретроактивное (обратно на­правленное) последствие выражается в том, что эмоции, выз­ванные интонацией, звучащей в настоящий момент, влияют на состояния слушателей, связанные с предшествующими фраг­ментами произведения. Эти состояния усиливаются, если но­вая (доминирующая) эмоция одного знака с предшествующей и ослабляются в противоположном случае. Проактивное (вперед направленное) последствие — влияние эмоций, связанных с предшествующим фрагментом, на динамику последующего переживания слушателей. Ретроактивное и Проактивное по­следствие сказываются на степени адекватности восприятия и оценки музыкального материала. Так, «Размышление» в паре2 с «Умилением» адекватно оценило лишь 38,9% испытуемых, на фоне «Отчаяния» все испы­туемые неадекватно восприняли «Размышление» [61]. Анало­гичные явления, связанные с восприятием стиля, Н. Д. Тавхе-лидзе объясняет, используя концептуальный аппарат теории установки [285].

Ассоциации и коннотации

Психические состояния слушателей всегда опосредованы лич­ностными особенностями человека, его ассоциациями, про­шлым опытом. С одной стороны, отрицательные психические состояния провоцируют возникновение соответствующих ассо­циаций, иногда не только неадекватных, но и прямо противо

1 Неоднозначность воздействия связана и с драматургическими особенностями ноктюрна: смысл трагической коды (заключения) оп­ределяется лишь в самые последние моменты его звучания, что под­держивает у многих слушателей динамику положительных эмоций на очень высоком уровне (по данным нашей дипломантки, ныне канд. искусств Л. С. Черкашиной).

2 В специальной серии испытуемые слушали четыре миниатюры (без перерывов для оценки), затем сообщалось, что в предъявленных пьесах отражены два состояния. Необходимо было выбрать пары одинаковых по содержанию миниатюр.

Музыкально-сл уховая деятельность__________________147

положных музыке. С другой стороны, музыка, вызывающая конкретные ассоциации, связанные с прошлым опытом чело­века, может изменить в определенную сторону психическое состояние человека. Так, самая прекрасная мелодия, сопровождавшая человека в минуты скорби, горя, страдания, может вызвать впоследст­вии яркие отрицательные эмоции, которые в ней не воплоще­ны в той степени, в какой их переживает слушатель. У чело­века, слышавшего в концентрационном лагере музыку Р. Ваг­нера, любимую Гитлером, она на протяжении всей жизни мо­жет вызывать мучительно-тягостные ассоциации и воспомина­ния, чувство ненависти к войне, фашизму1. Ассоциации являются, по мнению психологов, пусковым механизмом эмоций, выражая «личностный смысл», сущность искусства для человека. Закрепленные в коллективном опыте общественных отно­шений ассоциации обусловливают социальную зависимость восприятия от прошлого опыта человека. Искусство выражает обобщенный, концентрированный опыт человечества: оно «никогда не может быть объяснено до конца из малого круга личной жизни, но непременно требует объяс­нения из большого круга жизни социальной» [93, с. 113]. Вот почему несмотря на огромные различия в индивидуаль­ном опыте людей их ассоциации во многом схожи и питаются единым социальным источником — опытом человеческих от­ношений. Общие для многих людей ассоциации, связанные с восприя­тием музыки, музыковед Л. Мейер [400] предлагает назвать коннотациями. Коннотация — это такая ассоциация, которая объединяет группу слушателей в определенном содержательном направле­нии в рамках данной культуры. Наиболее ярким примером коннотации является изображение смерти и передача соответствующих ей эмоций в музыке. Так, смерть у европейских народов выражается в музыке с помощью медленного темпа, в низком регистре, у некоторых же африканс­ких племен, напротив — в быстром темпе и в высоком регистре.

1 Примеры влияния экстраординарных состояний на адекват­ность восприятия приводятся далее [см. с. 150].

2 Эту зависимость содержания и направленности восприятия от особенностей прошлого опыта человека называют апперцепцией.

148______________________________Бочкарев Л. А.

Орган у европейского слушателя связан часто с представ­лением о религии, гонг ассоциируется с экзотикой Востока. Однако у жителей Востока гонг не только не возбуждает экзо­тики, но вызывает целую гамму самых разнообразных эмоций. Как справедливо отмечает Маргарет Картоми [385], музыка экстаза не является самостоятельной эстетической категорией не только для европейского слушателя, но даже и для слуша­теля Явы: периодически повторяющиеся тональные модели в музыке экстаза Центральной Явы для местных жителей пол­ностью сливаются с ритуалом благодаря действию ассоциативно­го механизма. Многочисленные примеры подобных коннотаций и ассо­циаций приводит Е. В. Назайкинский [204]. Например, для европейского слушателя увеличенная секунда, орнаментиро­ванная мелизмами, выражает обобщенный восточный колорит, для жителей же Востока эта интонация в контексте привыч­ных, родных восточных мелодий несет гораздо больший смысл. Точно так же человек, владеющий несколькими языками, бога­че воспринимает оттенки диалекта родного языка, музыкант-исполнитель легче распознает и тоньше воспринимает нюансировку собственного инструмента. Основу сходства ассоциаций, вызываемых музыкой, Г. С. Та­расов совершенно справедливо видит прежде всего в близости чувств людей разных времен и народностей: ведь музыкаль­ный язык — это прежде всего язык человеческих эмоций. В книге Зыбковца В. Ф. «Дорелигиозная эпоха» содержит­ся интересный материал, свидетельствующий об общности эмо­ционального отношения к музыке представителей разных на­родностей. «Тасманийские песни во время «корробори» могли быть выслушаны европейцами с наслаждением и...голоса пев­цов были приятными, а мелодии выразительными», «возгласы бурного одобрения тасманийцев не оставляли никакого сомне­ния в том, что тасманийцам очень понравилась мелодия «Мар­сельезы». Один из них — юноша — свой восторг выражал тем, что обеими руками схватился за свою голову и, раскачи­ваясь всем телом в такт, напевал заключительные ноты фран­цузского национального гимна» [133, с. 185—186].





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 350 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наука — это организованные знания, мудрость — это организованная жизнь. © Иммануил Кант
==> читать все изречения...

2229 - | 2037 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.