Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Социальная обусловленность композиторского творчества




Комплекс психологических проблем, возникающих при изуче­нии композиторского творчества так сложен и многообразен, что, бесспорно, не может быть освещен в рамках одной главы. Вопросам психологии композиторского творчества посвящены специальные монографии [43, 147, 201]. Анализируя всесторонне многообразные ракурсы исследова­ния художественно-творческого процесса, Г. И. Панкевич обра­щает пристальное внимание на проблему единства форм мышле­ния творца, подчеркивая, что решение этой проблемы открывает возможности анализировать механизмы субъективного сознания и объективированной его формы. Действительно, вопрос о единстве форм мышления является междисциплинарным, позволяя в эстетико-психологическом и социально-историческом планах ис­следовать диалектику объективного-субъективного в структуре замыслов творца и их реализации в художественно-творческом процессе, эстетико-психологическую обусловленность художест­венно-творческих устремлений композитора законами художест­венной логики, с одной стороны, и социально-опосредованными внутренними переживаниями, вдохновившими и побудившими к творческому акту, с другой стороны. Именно этот вопрос является одним из главных в настоя­щей главе. По необходимости психологический анализ в нем ограничен самыми общими психологическими закономерно­стями композиторского творчества, связанными с его процессуальностью, стадиальностью, динамичностью. Обсуждаются в первую очередь проблемы, являющиеся до настоящего време­ни предметом острых полемических дискуссий: детерминиро­ванность творчества композитора законами протекания чело­веческой деятельности и мышления, соотношение логического и интуитивного, аналитического и образного начала, роль не­осознаваемых моментов в творческом процессе композитора.

Композиторское творчество_____________________161

Настоящий творец, подобно тонкому барометру, остро реа­гирует на социальные явления действительности, волнующие умы современников и отражает их в музыкальной картине ми­ра. Музыкальная картина мира, как и художественная карти­на мира в целом [321], социально опосредована. Эта социаль­ная опосредованность проявляется уже в выборе объекта отра­жения. История свидетельствует о том, что композитор не всегда свободен в выборе объекта [161]. Так, на ранних этапах развития музыкального искусства, в эпоху античности и сред­невековья композитор был мало самостоятелен в отношении к предмету своего творчества. Музыка рассматривалась в то вре­мя лишь как средство отражения законов идеализированного космоса или как канал передачи определенных идей. Космос как всеобъемлющая категория включала и человека, и окру­жающею его действительность, и искусство. Музыка, по мне­нию Пифагора, существует во всем, ее лишь нужно услышать. Являясь служанкой богословия в эпоху средневековья, цер­ковная музыка была ориентирована на высшее духовное нача­ло, культ, слово божье. Космологический пантеизм и теологи­ческий антропоморфизм обусловливали жесткую зависимость творцов от социально-заданных художественных норм. В XVII-XIX в. в., когда музыка выделилась из синкрети­ческого единства искусств, на смену беспристрастного отраже­ния внеличной объективной или субъективной данности (кос­моса или высшего духовного начала) пришло стремление к ин­дивидуализированному эмоционально пристрастному отраже­нию внутреннего мира человека. Начавшийся с эпохи Возрож­дения процесс «очеловечивания» музыки привел к тому, что центром музыкальной картины мира стал человек, его пере­живания, чувства, побуждения, его отношения с окружающей действительностью. Именно в этот период сформировалось представление о музыке как о виде творческой деятельности человека. Чем более объективированным и надиндивидуализированным является мироощущение композитора» тем более соци­ально значимым оказывается выбор объектов творческого от­ражения. Народность, демократичность, художественная правда, став­шие эстетическими принципами реалистической музыкальной эстетики, питаются социально-ценными мировоззренческими установками и чувствами композиторов. Именно социальные чувства и их индивидуальный личностный смысл, находящие

162_____________________________БочкаревЛ. Л.

воплощение в мироощущении художника, являются главными детерминантами творчества [250]. Мировоззрение играет решающую роль не только в форми­ровании творческих установок, но и определяет движение мысли композитора к поиску средств музыкальной вырази­тельности, детерминирует его избирательное отношение к му­зыкально-эстетической проблематике и господствующей сис­теме музыкального мышления. Последняя же создает своеобразный музыкальный «фильтр предпочтений» [22], также влияя и на выбор объектов музы­кального отражения. Система музыкального мышления, как и мировоззренчес­кие установки композитора, социально детерминирована. Ны­не всемирно признано положение Б. В. Асафьева об интонациях как комплексе характерных признаков музыки эпохи. Инто­национный словарь эпохи как продукт общественного интона­ционного отбора является питательной средой творчества ком­позитора, тезаурусом его музыкальной памяти. Пользуясь этим словарем, композитор, с одной стороны, применяет тра­диционные, исторически сложившиеся лексические, синтак­сические уровни музыкального языка, с другой стороны, нова­торски их преобразует, меняя, развивая языковые нормы. Мышление и фантазия композитора, диалектически взаи­модействуя с системой общественно заданных художественных норм, осуществляют интонационный отбор второго уровня — индивидуальный отбор в отборе1, по терминологии Д. Христо­ва [318]. Индивидуальный отбор второго уровня, как показы­вают исследования Б. В. Асафьева, Н. А. Горюхиной, И. А. Кот-ляревского, Л. А. Мазеля, В. В. Медушевского, Е. В. Назай-кинского, В. В. Протопопова, С. С. Скребкова, Ю. Н. Тюлина, Д. Христова, В. А. Цуккермана, проявляется неравномерно. В эпоху античности и средневековья композитор был пол­ностью во власти интонационного словаря эпохи. В музыке строгого стиля индивидуальный тематизм также не сформировался. «Его искусство (Палестрины — Л. Б.) добивается всеобщ­ности... в раскрытии и реализации законов. Экспериментальное обогащение выразительных средств ему чуждо» [382, с. 17]. Усиление роли индивидуализированного интонационного отбора в отборе связано, по мнению большинства музыковедов,

1 Именно благодаря интонационному отбору второго уровня рож­дается новый стиль, новая эпоха в музыке.

Композиторское творчество_____________________163

с переходом от полифонии к гомофонии. Индивидуализация мелодического начала, бесспорно, обусловлена выделением ме­лодии из одновременно движущихся линий. Эта индивидуали­зация достигает высот в музыке XVII—XVIII в. в., когда господ­ство принципа централизующего единства привело к обособле­нию музыки в качестве самостоятельного вида искусства. Подлинной революцией в интонационном отборе второго уровня стало рождение в XVIII в. оперы, с появлением которой мелодия в пении-дыхании стала самостоятельным искусством-отражением [27]. Оперный музыкальный тематизм подготовил почву для новых реформ как в сфере интонационной, так и в сфере формообразования. Однако индивидуализированность стиля барокко, развитая и обобщенная до стандартов и шаб­лонов вокальной типизации, привела к кризису музыкального мышления (ярким примером могут служить оперы Генделя), В отличие от скачка в музыкальном мышлении эпохи ба­рокко переход к классическому стилю осуществлялся посте­пенно. Музыка Моцарта была подготовлена реформой Глюка, исканиями Ф. Э. Баха, И. Гайдна, мангеймцев, итальянской комедийной оперой. Музыкальное мышление В. Моцарта дало музыке контрастную полифонию индивидуализированных му­зыкальных образов, которая была блестяще развита в разных направлениях Бетховеным (от ярко индивидуализированных инструментальных речитативов до монументальных симфони­ческих полотен). Творчество Бетховена надолго предвосхитило пути развития музыкального искусства. Постоянству принципов интонирования классицизма роман­тический стиль противопоставил широчайшую свободу инто­национного выражения с диалектикой интонационных взаи­мопревращений, подвижной относительностью, индивидуализа­цией «общих форм движения». Эта интонационная свобода получает ярчайшее развитие и утверждение в реалистической музыке. Хоровая культура Ру­си, народная песня явились интонационной почвой революции в реалистическом стиле русской музыки (в творчестве Глинки, Мусоргского). Наконец индивидуальный интонационный отбор в отборе в музыке XX века [318] превзошел все ожидания: мелодика

1 Глубокий обстоятельный анализ историко-стилистических про­цессов в европейской музыке дан в исследовании С. С. Скребкова [275], материалы которого используются здесь.

164______________________________Бочкарев А. Л. современной, стилистически противоречивой музыки питается и фольклорной образностью (В. Барток, Г. Свиридов, Р. Щед­рин), и свободой безграничного применения выразительного арсенала современной техники (П. Хиндемит, С. Стравинский, К. Пендерецкий), и глубоко пристрастной изобразительностью по отношению к средствам отражения образов огромной соци­альной значимости (Д. Шостакович, Т. Хренников и др.). Краткий исторический экскурс не может дать даже поверх­ностного представления об эволюции музыкального мышления. Исследованию его закономерностей посвящены фундаменталь­ные труды видных ученых [27, 107, 161, 164, 193, 197, 208]. Сравнительно-социологическое, этнопсихологическое изу­чение этой проблемы — дело будущего не только музыкозна-ния, но и социальной психологии музыки. Отметим лишь, что категория музыкального мышления не в достаточной степени разработана. Исследователей-музыковедов эта категория инте­ресует в первую очередь с точки зрения анализа историко-теоретических проблем самого музыкального искусства: гносеологическая специфика музыкального мышления, традиции и новаторство в музыкальной культуре, различия в характере музыкального мышления разных эпох истории музыки, особен­ности музыкальной морфологии, синтаксиса, композиции и др. Однако психологию эти же проблемы интересуют в несколь­ко ином ракурсе, с точки зрения проявления общечеловеческих законов мышления, социально-психологических особенностей личности творца. Как справедливо отмечал Л. Яначек, «законы музыкальных произведений не являются исключительными, они совпадают с законами человеческого мышления вообще» [228, с, 52]. Знание закономерностей создания музыкальных произведений, особенностей мыслительной деятельности композиторов может помочь музыковедам правильно и глубоко анализировать идейно-содержательные и технологические особенности музыки, семан­тические возможности музыкального языка, который, несмотря на специфику, является продуктом человеческого мышления. С другой стороны, на основе психологического анализа са­мого языка мы можем проникнуть в тайники творчества, про­следить эволюцию рождения композиторского замысла. Особенно важным исследование психологических особенно­стей мышления композитора представляется для музыкальной педагогики, которая изучает пути и способы воспитания бу­дущих композиторов.

Композиторское творчество____________________165

Многие музыканты сегодня еще недооценивают роли объ­ективных методов для исследования творческой деятельности композитора, руководствуясь принципом «наука — это мы, искусство — это я», называя область творчества таинственной. Процесс композиторского творчества, в отличие от творчест­ва научного, технического, литературного, по их мнению, про­текает спонтанно, в нем невозможно найти никаких закономер­ностей, выделить какие-либо стадии. Так ли это на самом деле?





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 336 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Не будет большим злом, если студент впадет в заблуждение; если же ошибаются великие умы, мир дорого оплачивает их ошибки. © Никола Тесла
==> читать все изречения...

2524 - | 2223 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.