Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Роль эмоциональной экспрессии




Целью экспериментов, проведенных в Киевской консерватории [65], было исследование эффекта влияния внешне выраженных форм эмоциональной экспрессии музыканта-исполнителя на адекватность восприятия слушателями композиторского замысла. Если в искусстве актера, артиста балета внешне выражен­ная эмоциональная экспрессия как проявление способностей к перевоплощению наряду с другими профессиональными уме­ниями и способностями играет роль в раскрытии образа, в музыкально-исполнительском искусстве внешние проявления эмоциональных переживаний интерпретатора не являются специфическими формами воздействия на слушателей, так как музыка обращается в первую очередь к слуху человека1.

1 В некоторых вокально-инструментальных жанрах внешние эмо­ционально-экспрессивные реакции исполнителей играют более важ­ную роль, чем в инструментальном исполнительстве. Так, в опере не только слушают музыку, но и воспринимают сценические действия, режиссеру, балетные вставки. Однако, доминирующую роль в ней, как и в любом музыкальном жанре, играет образность, заключенная

Музыкально-слуховая деятельность_________________127

Талантливые исполнители не чувства выражают в музыке, а музыку превращают в чувство, так как в самой структуре музыкальной интонации, близкой человеческой речи, сконцен­трированы целые пласты человеческих переживаний. Музыка настолько эмоциональна, что не требует, казалось бы, никакой дополнительной экспрессивной трактовки со стороны исполни­теля. Представители некоторых исполнительских школ очень скупы на внешнее выражение эмоций средствами мимики, пантомимики, считая последние проявлением антимузыкаль­ности. Однако данные музыкальной практики и материалы специ­альных исследований свидетельствуют о том, что восприятие слушателями внешних экспрессивных реакций исполнителей существенно влияет на процесс постижения композиторского замысла и интерпретации исполнителя. Вот почему восприя­тие музыки в условиях непосредственного (концерт) и опосре­дованного (телевидение, кино) общения с исполнителем отли­чается рядом специфических особенностей по сравнению со слушанием музыки по радио (в записи). Экспрессия исполнителя, его жесты. Поведение, внешняя эмоциональная выразительность и заразительность интерпре­тации значительно может повлиять на процесс музыкальной коммуникации. В отличие от концерта телетрансляция музыки позволяет слушателям крупным планом увидеть экспрессию, руки ди­рижера, лицо исполнителя, максимально приближая музы­кантов. Однако обратный отрицательный эффект такого вос­приятия — возможность переключения центра внимания со слухового на зрительный ряд. Как известно, гораздо больше информации человек способен воспринимать по зрительному каналу, нежели по слуховому. Вот почему некоторые специа­листы-музыканты считают, что в телевидении нет места му­зыкальному искусству, так как изображение препятствует адекватному слуховому восприятию (Г. Андерс, А. Дилижан, Б. Троуэль). Этот вопрос до настоящего времени является в музыке. Законы сценических действий оперных певцов, особеннос­ти их эмоциональных переживаний подчинены в первую очередь задачам образно-музыкальным.

1 Сторонники телемузыки, напротив, ратуют за оптимизацию зрительной и слуховой информации, отдавая дань телевизионной технологии с ее крупным планом.

128______________________________Бочкарев Л. А.

предметом дискуссий, результаты которых обобщены в работах Н. П. Корыхаловой, 3. Г. Казанджиевой-Велиновой. Одна из частных задач нашего исследования — экспериментальное изу­чение степени влияния внешне выраженных форм экспрессии музыканта-исполнителя на адекватность распознания слуша­телями эмоционально-образного содержания музыки в усло­виях опосредованного общения (средствами телевидения). Спе­циально был создан конфликт между зрительной и слуховой информацией с тем, чтобы исследовать уровень эмоциональной значимости зрительной программы и степень ее участия в формировании музыкального образа. Использовались миниатюры, специально написанные компо­зиторами на предложенные экспериментатором темы (см. с. 139, 190 настоящей книги), а также программные произведения X. Асакавы, Б. Бартока, Д. Доуленда, Ф. Шопена. В настоящей главе описаны лишь материалы восприятия слушателями Пре­людии Ми минор (№ 4, ор. 28) Ф. Шопена и экспозиционной части Ноктюрна До минор (№ 13, соч. 48) Ф. Шопена. В обоих произведениях выражены в яркой форме два контрастных эмо­циональных состояния: просветленно-элегическое и меланхоли­чески-скорбное. Так, в экспозиционной части Ноктюрна (Largo, 24 такта) просветленную, элегическую мелодию оттеняют «свинцовые ба­сы и аккорды аккомпанемента». На этом фоне «происходит изнемогающее падение мелодии, попытки которой подняться толь­ко оттеняют последнее, самое глубокое, беспощадное ее низвер­жение — как будто руки опустились от беспредельного отчая­ния», — отмечает Ю. Н. Тюлин [305, с. 33]. Полутоновые нисходящие интонации стона, начальное portamtnto, «придыхающие» паузы и синкопы, «горестные» интонации в III такте на аккорде, обрыв мелодии, напряженные изгибы и разгон к кульминации «с оттенком отчаяния, протеста, негодования» при движении через «суровую» неаполитанскую субдоминанту на расширенном дыхании, по мнению Ю. Н. Тюлина, создают не только атмосферу ожидания, но и наполняют музыку «обра­зом тяжелого переживания» [305, с. 34]. Тревожный аккомпа­немент также наполняет созерцательную, полную томления мелодию Прелюдии чувством безысходности. Исполнители (преподаватель консерватории — А и сту­дентка консерватории — Б), принимавшие участие в экспери­менте, несколько раз прослушивали интерпретацию, после че­го под фонограмму исполняли музыку на фортепиано (синх-

Музыкально-слуховая деятельность_________________129

ронно звучанию пластинки), в одном случае усиливая внешнее выражение положительных эмоций, отразив на лице возвы­шенные, просветленные, лирические чувства, содержащиеся в музыке (вариант «Просветленность (созерцательность)»), в другом случае — усиливая внешнее выражение отрицательных эмоций: грусти, отчаяния, скорби (вариант «Отчаяние»). В обоих вариантах («П» и «О») внешне выраженные экспрессив­ные реакции исполнителей были связаны с различным индивидуальным переживанием музыки. Согласно заданию экспе­риментатора, они не должны были противоречить замыслу композитора, не нарушать целостности музыкального образа, но быть контрастными. В обоих вариантах была отражена це­лая гамма чувств, связанных с драматургией произведения. Обобщенные названия вариантов условно отражают две по­лярные экспрессивные трактовки. Бесспорно, вариант «П» в меньшей степени воплощал содержание музыки — он был для экспериментатора своеобразной «лакмусовой бумажкой» в решении основной задачи1. Именно в этом варианте был соз­дан конфликт между зрительной и слуховой информацией, провоцирующий слушателей на не совсем адекватное восприя­тие музыки, поскольку в видеоизображении было значительно больше оттенков лирических, просветленных чувств по срав­нению с наличием их в самой музыке. Эмоционально-экспрессивные реакции исполнителей запи­сывались на видеомагнитофон в сочетании с звучанием интер­претаций выдающихся исполнителей. Высокая техника мон­тажа обеспечила синхронность соединения зрительного и слу­хового рядов (см. фото 39-53). В I серии испытуемые — студенты II курса всех специаль­ностей консерватории и преподаватели музыкальных училищ (всего 98 чел.) оценивали без звучания музыки динамику внеш­не выраженных эмоционально-экспрессивных реакций, запи­санных на видеомагнитофон, пользуясь модифицированной методикой семантического дифференциала. В отличие от извест­ных в социальной психологии экспериментов по опознанию

1 Экспертами автора был докт. искусств., проф. А. Д. Алексеев, докт. искусств., проф. Медушевский, докт. иск., проф. Н. А. Горю-хина, В. В. Медушевский предложил назвать экспериментальный ва­риант с преобладанием положительных эмоций — «Просветленность», Н. А. Горюхина — «Созерцательность» (Элегичность), А. Д. Алек­сеев — «Лиричность».

130______________________________Бочкарев Л. Л.

эмоциональных состояний по выражению лица, испытуемые-зрители не только были информированы о ситуации опозна­ния, но и опознавали экспрессию именно в ситуации профес­сиональной (исполнительской) деятельности, не слыша, одна­ко, музыки. Задача этой серии — отбор для основных экспе­риментов наиболее контрастных и ярких в эмоциональном отношении вариантов, а также сравнение оценок экспрессии при наличии и отсутствии музыкального сопровождения. Во второй серии одна и та же звукозапись Ноктюрна — в интерпретации М. Воскресенского и Прелюдии — в интерпре­тации Н. Акопян предъявлялась слушателям поочередно с разными вариантами эмоционально-экспрессивных реакций исполнителей («П» и «О»). Испытуемые оценивали по описан­ной выше методике содержание предъявляемой интерпретации музыки. Экспрессивные реакции исполнителей оценивались как одна из составляющих эмоциональности исполнения. По 7-бальной шкале (-3, -2, -1, 0, +1, +2, +3) оценивались так­же уровень исполнения, уровень профессионального мастерст­ва, степень эстетической привлекательности внешности и экс­прессии исполнителей. В III серии разные трактовки музыки сопровождали одну видеозапись. В IV серии испытуемые, слушая музыку без ви­деоряда, должны были сравнить интерпретацию с ранее вос­принятыми вариантами, назвав исполнителя. Восприятие внешне выраженной экспрессии исполнителя (без музыки). Обеим исполнительницам удалось успешно выполнить за­дание экспериментатора — отобразить преимущественно по­ложительные эмоции в варианте «Просветленность» и пре­имущественно отрицательные эмоции в варианте «Отчаяние». В оценках слушателей доминировали наименования положи­тельных эмоций при восприятии варианта «Просветленность», наименования отрицательных эмоций — при восприятии ва­рианта «Отчаяние». На гистограммах 1—2 обращает внимание почти абсолютное преобладание выборов отрицательных эмоций при восприятии варианта «Отчаяние» и почти полное преобла­дание выборов положительных эмоций при восприятии вари­анта «Просветленность». Так, при восприятии экспрессии ис­полнителя Б (вариант «Просветленность») 53,2% испытуемых увидели на лице нежность, 38,3% — умиление, 21,3% — блаженство, 14,9% — приподнятость, лишь 4,2% — печаль, 8,5% — меланхолию. В оценках варианта «Отчаяние» ни у

М узыкально-слуховая деятельность______________131

одного испытуемого не фигурирует наименования положи­тельных эмоций. 24,3% испытуемых увидели печаль, 18,9% — тоску, 13,5% — сожаление, 24,3% — интеллектуальное на­пряжение, 16,2% — страдание. Аналогичная, несколько менее выраженная тенденция представлена в распределении оценок экспрессии исполнителя А. Сравнительный анализ видеограмм экспрессии обоих ис­полнителей свидетельствует о том, что исполнитель Б более интенсивно выражает эмоции средствами мимики, пантоми-мики — испытуемые выбрали значительно больше наименова­ний эмоций для оценки его экспрессии. Более высоко испы­туемые зрители оценили эстетические качества экспрессии этого исполнителя: 86,7% испытуемых поставили положи­тельные оценки. Лишь 42,8% испытуемых оценили положи­тельно экспрессию исполнителя А, таков же процент отрица­тельных эмоций. По мнению испытуемых, эмоции исполнителя Б были «теп­лыми», «согретыми богатыми внутренними переживаниями» по сравнению со «сдержанно-холодной, рассудочной» экспрес­сией исполнителя А. Исполнительский стиль Б (по оценкам экспертов) можно охарактеризовать как эмоционально-субъек­тивный по сравнению с интеллектуальным типом творческого процесса исполнителя А. (по классификации Токиной Н. Н.). Влияние внешне выраженной экспрессии на восприятие слушателями музыки. Если в I серии предметом внимания испытуемых была лишь экспрессия исполнителей, во второй серии оно распреде­лилось между слуховой (основной) и зрительной (дополнитель­ной) информацией. Сравнение оценок одного и того же произ­ведения и интерпретации одного исполнителя при различных вариантах экспрессии дает возможность показать влияние эмоционального содержания внешне выраженной экспрессии на восприятие музыки. Во всех «музыкальных» вариантах, по сравнению с «немузыкальными», резко уменьшается количе­ство выборов наименований положительных эмоций и увели­чивается количество выборов наименований отрицательных эмоций, что, бесспорно, связано с влиянием эмоционального содержания минорной музыки. Так, при восприятии музыкального варианта «Просветлен­ность» в исполнении Б 29,3% слушателей назвали грусть, 19,1% — печаль, 19,2% — сожаление, 17% — меланхолию, 4,2% — страдание; при восприятии экспрессии без музыки

132______________________________Бочкарев А. Л.

общий процент отрицательных эмоций составил лишь 12,7% (см. верхние квадранты гистограммы 2). Однако и в музыкальных вариантах оценки слушателей при восприятии вариантов «Просветленность» и «Отчаяние» резко контрастируют, что связано с влиянием внешне выра­женной экспрессии на восприятие содержания музыки. Так, в левом верхнем квадранте гистограммы 2 преобладают наиме­нования положительных эмоций (нежность — 38,3%, припод­нятость — 23,4%, стремление — 19,2%, умиление — 17%, взволнованность— 12,8%, блаженство — 6,2%, радость — 4,2%), в нижнем — наименования отрицательных эмоций (грусть — 57,1%, печаль — 48,4%, меланхолия - 28,6%, со­жаление — 37,1%, страдание — 12,3%). Все студенты консерватории и 91,6% преподавателей учи­лищ при восприятии одной и той же звукозаписи с разными вариантами экспрессии отметили, что слышат другую интерп­ретацию, пытаясь найти в ней новые, несуществующие черты. Приводим фрагменты самоотчетов нескольких слушателей: испытуемая Л. К., 21 г., студентка. Прелюдия с экспрессией испол. Б. вариант «Отчаяние» «Исполнительница довольно точно почувствовала настроение и образную сферу музыки». Прелюдия с экспрессией испол. Б. вариант «Просветленность» «Мне кажется, что прелюдию можно играть и в таком сти­ле. В звучании слышится богатство внутреннего пережива­ния этой музыки — совсем другая интерпретация». Ноктюрн с экспрессией испол. А. вариант «Отчаяние» «Хотелось, чтобы звук был более мягким, фразировка — более тонкой, динамика — более отчетливой». Ноктюрн с экспрессией испол. А. вариант «Просветленность» «Очень заметно изменение темпа в сторону оживления, ис­полнение более свободное. Здесь все лучше: и характер звуча­ния, и выражение чувств». Особенно заметно влияние установки при восприятии од­ной и той же звукозаписи с экспрессивным сопровождением разных исполнителей.

Музыкально-слуховая деятельность—————————133

 

 

 

134_____ Бочкарев А. Л,

 

 

_________

 

Музыкально-слуховая деятельность_________________135

Испытуемый Г. К., 42 г., преподаватель по классу скрипки Харьковского музыкального училища. Ноктюрн с экспрессией испол. В. вариант «Отчаяние» «Исполнитель представляет себе мир без особых волнений и тревог, он еще ничего не пережил в жизни». Ноктюрн с экспрессией испол. А. вариант «Отчаяние» «Б этом исполнении ярче слышны, кульминации, четче вы­строено произведение. Звучит более зрело, интересно, свежо». Испытуемая К. Н., 20 л., студентка историко-теоретическо-го факультета. Ноктюрн с экспрессией испол. А. вариант «Отчаяние» «Исполнение несколько вялое, излишне меланхолично». Ноктюрн с экспрессией испол. Б. вариант «Отчаяние» «По-моему, хорошо чувствуется Шопен. Ясно прослушива­ются регистры, каждый звук продуман, приятное впечатле­ние оставляет манера игры, само выражение лица (открытость, непосредственность), особенно в сравнении с первой исполнительницей. Все эмоции выражены на лице — это хорошо, потому что музыка «звучит» и в руках, и на лице, заставляя слушателя сопереживать исполнителю». Испытуемый К. Р., 33 г., преподаватель Херсонского му­зыкального училища. Ноктюрн с экспрессией исдол. Б. вариант «Отчаяние» «Звучит недостаточно рельефно, плохо интонирует мело­дию, недостаточно убедительны кульминации. Качество звука — среднее». Ноктюрн с экспрессией испол. А. вариант «Отчаяние» «Исполняет концертирующий педагог. Хорошее развитие, ощущение кульминаций вполне устраивает, звукоизвлечение ясное, хорошее интонирование». Как свидетельствуют приведенные выше самоотчеты, большинство испытуемых при восприятии одной и той же звукозаписи с разными вариантами экспрессии «услышали» несуществующие нюансы, погрешности в интерпретации (ар­тикуляции, фразировке, педализации). Однако при повторном восприятии этой серии 85% испы­туемых в процессе третьего (повторного) прослушивания адек­ватно восприняли музыку, отметив, что звучит одна и та же

136_____________________________Бочкарев Л. Л.

звукозапись с разными вариантами экспрессии (интерпретация этого эффекта приводится выше). При восприятии одного и того же варианта экспрессии с разными вариантами интерпретации (III серия) 70% студентов j и 55% преподавателей отметили, что слышат разные интерпретации, однако, дав им более сходные в эмоциональном плане оценки по сравнению с II серией. Отсутствие видеоряда способствовало еще большей оптими­зации восприятия: в IV серии 95,5% преподавателей, 55,6% студентов-музыковедов и 77,8% студентов-пианистов услыша­ли и адекватно оценили действительно новую звукозапись, ра­нее не использовавшуюся в экспериментах. Большинству студентов во II и в III сериях понравилась «игра» и экспрессия исполнительницы-однокурсницы по срав­нению с «игрой» преподавателя кафедры специального форте­пиано: 88,9% слушателей положительно оценили «интерпре­тацию» и 78,1% — экспрессию исполнителя Б, процент отри­цательных оценок составил лишь 4,4. Только 57,4% студентов положительно оценили «игру» преподавателя А и 45,8% — его экспрессию; проценты отрицательных оценок распределились, соответственно: 21,3 и 25,7. Эти данные согласуются с результа­тами исследований в области социальной психологии: люди продуктивнее оценивают и распознают экспрессию преподавате­лей своей возрастной группы. Сравнение оценок эмоционального содержания интерпрета­ции исполнителей эмоционального и интеллектуального типа свидетельствует о том, что степень интенсивности внешнего выражения эмоций значительно влияет на оценку эмоцио­нального содержания музыки. В интерпретации исполнителя с интенсивными формами экспрессии (Б) испытуемые услышали гораздо больше нюансов, оттенков эмоций. Однако менее яр­кая, менее динамичная экспрессия исполнителя А позволила слушателям глубже погрузиться в музыку. Так, в экспрессив­ной трактовке Ноктюрна (исполнит. А — вариант «Отчаяние») преобладают интеллектуальные эмоции; спокойным, сосредо­точенным, чуть просветленным было лицо этого исполнителя в варианте «Просветленность» — вот почему отрицательные эмо­ции, выраженные в музыке Ноктюрна, «поглотили» в слушательском восприятии неинтенсивно выраженные на лице ис­полнителя положительные эмоции в варианте «Отчаяние». В интерпретации Ноктюрна исполнителем с неинтенсивными формами экспрессии слушателям больше понравился вариант

Музыкально-слуховая деятельность________________137

«Отчаяние», у исполнителя с интенсивными формами экспрес­сии — вариант «Просветленность». Слушателям предлагалось конкретизировать оценки, рас­крыв программу музыки и собственную исполнительскую концепцию. Некоторые испытуемые были не согласны с пред­ложенными трактовками. Испытуемая Н. С., 20 лет, студентка оркестрового факультета. Прелюдия, вариант «Просветленность» в исполнении А «Зачем такое умиление и легкая улыбка на лице? Мне ка­жется, что здесь наоборот грусть, сожаление, томление, безнадежность. Исполнитель неверно трактует музыку». Испытуемый М. Н., 21 г., студент оркестрового факультета. Прелюдия, вариант «Просветленность» в исполнении А «Интерпретация мне очень нравится. Исполнитель хорошо передает состояние умиления, наслаждения, жизнеутверждения. Прелюдия передает, на мой взгляд, то состояние умиления, может быть даже блаженства, которое харак­терно для минут приятных воспоминаний». Несмотря на индивидуальные различия в оценках, оба ва­рианта оказались приемлемыми для слушателей, отражая дра­матургические особенности музыки, которая, по выражению одной из испытуемых, несет одновременно «горькие» и «прос­ветленные» чувства. По мнению Ю. Тюлина [305], многие пианисты ошибочно трактуют экспозиционную часть Ноктюрна До минор Ф. Шопена как созерцательную, наполняя ее лирическим настроением. Му­зыка I части, на его взгляд, должна быть связана с огромным внутренним напряжением, тяжестью страданий обессиленного, измученного человека. Именно так музыка Шопена представлена в трактовке В. Софроницкого, звукозапись исполнения которого была использована нами в заключительной серии эксперимента (без видеоряда). Большинство слушателей, характеризуя его эмо­циональную концепцию, выбрали такие наименования эмоций, как разочарование, тоска, печаль, меланхолия. М. Поллини и Г. Черны-Стефанська, в отличии от В. Софроницкого, не выделяют скорбную поступь басов, их характеризует поэтическое интониро­вание мелодии — поэтому слушатели отметили в их игре успо­коенность, светлую грусть, сожаление, умиление. Эксперименты свидетельствуют о значительном влиянии эк­спрессии исполнителя на адекватность восприятия слушателями

138______________________________Бочкарев Л. A.

эмоционального содержания музыки. Неестественная, вычурная, несоответствующая музыке передача эмоций на языке I мимики, пантомимики может деформировать эстетическую структуру слушательского образа, нарушить адекватность музыкального восприятия. Напротив, полноценная в художест-: венном отношении эмоционально-экспрессивная интерпрета- I ция может обогатить процесс постижения музыки и помочь неподготовленному слушателю правильно ориентироваться в программном содержании музыки. Как справедливо отмечает Е. Николов, «передача концерта или спектакля в зависимости от таланта телевизионной интерпретации — сама может стать художественным произведением, которое откроет нам в музы­ке новые, доселе неизвестные горизонты» [386].





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 430 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Есть только один способ избежать критики: ничего не делайте, ничего не говорите и будьте никем. © Аристотель
==> читать все изречения...

2174 - | 2122 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.