Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Влияние особенностей интерпретации на адекватность восприятия музыки




Сложность музыкального языка всегда опосредована характе­ром интерпретации. История исполнительства знает немало примеров гениального прочтения труднодоступных произведе­ний, которые благодаря таланту интерпретатора становились сразу любимыми и «легкими» для восприятия. Индивидуальное исполнительское прочтение музыки ока­зывает огромное явление на процесс постижения слушателями

124_____________________________Бочкарев А. Л.

композиторского замысла. С одной стороны, исполнитель, адекватно раскрывающий смысл произведения, может в зна­чительной степени помочь слушателю понять содержание му­зыки, с другой стороны, выйдя за рамки «дозволенного», ис­полнитель может настолько исказить логику музыкального раз­вития, что слушательское восприятие станет неадекватным. Проблема влияния индивидуальности исполнительского стиля на характер восприятия является актуальной для всех исполнительских искусств. Представители музыкальной эсте­тики, психологии, теории и истории искусства с разных сто­рон освещает эту проблему, споря о границах творческой сво­боды интерпретатора, анализируя закономерности общения исполнителя с публикой, трактуя механизмы катарсического действия искусства, рассматривая условия восприятия искус­ства в эпоху НТР [117, 157, 304, 386, 387]. Индивидуальность исполнителя проявляется в особенностях прочтения художественного замысла, специфике художе­ственного мышления, артикуляционных, динамических, темпо-ритмических особенностях интерпретации, манере игры, а так­же в своеобразии внешне выраженных эмоционально-экспрессив­ных реакций исполнителя, его способностях и эмоциональному сопереживанию. Экспериментальному изучению влияния исполнительской интерпретации на степень адекватности восприятия музыки в отечественном музыкознании и музыкальной психологии посвящено сравнительно небольшое количество работ [8, 10, 254-255]. Так, О. М. Агаркова [10] интересовал лишь один важный аспект в интерпретации и восприятии музыки — метроритм. Испытуемым с различным уровнем подготовки предлагалось после трехкратного прослушивания 20 отрывков из различных музыкальных произведений, записанных на пленку, выставить воспринимаемый ими размер и поставить тактовые черты в соответствии со своим восприятием сильной доли. Проанализировав результаты исследования, автор убедительно показал на многочисленных интересных примерах, нас­колько исполнительская свобода в ритме мешает слушателям адекватно воспринимать метричность. На экспериментальных бланках примеры были записаны услов­но и сокращенно (без тактовых черт, указания размера, иногда — без штилей).

Музыкально-слуховая деятельность__________________125

Так, певец Ф. Корелли, исполняя арию Каварадоси из III акта оперы Д. Пуччини «Тоска», сделал две длинные ферматы в 1 и 4 тактах, что значительно затруднило для слушателей задачу опре­деления тактов, этому способствовало и отсутствие у Д. Пуччини регулярно ритмизированной фактуры в сопровождении. Ни один из испытуемых О. М. Агаркова не воспринял метро-ритм адекватно композиторскому замыслу, 24 человека не ответи­ли совсем, 30 человек ответили неопределенно или необоснованно. Однако удручающие, на первый взгляд, результаты восприя­тия метрики данного фрагмента, автор правильно психологичес­ки интерпретирует с точки зрения главного-музыкально-смыс­лового начала, подчеркивая, что различные метрические вари­анты восприятия этой музыки в целом не снижает качества воздействия выразительной мелодии, красоты и эмоционально­сти голоса певца. В этом же акте оперы Д. Пуччини можно най­ти и другие метрические варианты изложения этой мелодии. Комплексному экспериментальному изучению степени влия­ния неспецифических-музыкально-исполнительских средств (тем­па, динамики, штрихов) на структурно-динамические харак­теристики восприятия посвящено диссертационное исследо­вание В. М. Авдеева [8]. Подход к музыкальному восприятию как к полиструктурному психологическому образованию, вклю­чающему эмоциональный, мыслительный и двигательный ком­поненты, позволил автору на экспериментальном материале выявить причины различий в переживаниях слушателей в зависимости от характера интерпретации. Исследователь показал эффект целостного воздействия вы­разительных средств на эмоциональный и мыслительный ком­поненты восприятия при слушании классической музыки, отметив в то же время незначительное влияние исполнитель­ской интерпретации на структурные компоненты восприятия при слушании джазовой музыки. Выразительные исполнительские средства служат «вклю­чателем» эмоционально-ассоциативных процессов, способствуя возникновению адекватных художественных образов и пере­живаний у слушателей. Они не только «проясняют» смысловое значение и специфику музыкальных средств, но и выполняют формообразующие, композиционные функции: темп, динамика, штрихи активно участвуют в формировании пространственно-

1 Этот вывод, бесспорно, следует проверить на большем музы­кальном материале.

126______________________________Бочкарев А. А.

временных представлений слушателя о связанности, слитнос­ти, расчлененности частей произведения и формы в целом Именно на этом вопросе заостряет внимание автор. Так, в ис­полнении С. Рихтером финала Первого фортепианного концер­та П. И. Чайковского форма представляется перед слушателя­ми в виде вариационного цикла: главная партия звучит очень лирично, разделы, связанные с разработочным типом изложе­ния, представлены выпукло, рельефно, с большим количеством темповых отклонений — слушательское внимание приковывает множественность впечатлений. Напротив, в интерпретации этой же музыки В. Клиберном можно услышать черты рондо: в главной партии подчеркивается скерцозное начало мелодии, экспозиционный раздел звучит более укрупненно, по сравне­нию с разработкой. В концепции С. Рихтера ярко выражено стремление отразить полярные эмоциональные состояния, под­черкнуть многообразие эмоционально-контрастных моментов, для В. Клиберна, напротив, характерно стремление к устойчи­вости образов, их варьированию, повторности. Автор обнаружил различия и в психофизиологических реак­циях испытуемых при восприятии разных исполнительских трактовок.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 346 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Настоящая ответственность бывает только личной. © Фазиль Искандер
==> читать все изречения...

2300 - | 2024 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.