Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Сложность музыкального языка




Понятие «сложность» психологи расчленяют на две категории: сложность как объективная характеристика самого музыкаль­ного материала и трудность как субъективное проявление сложности восприятия для конкретного слушателя. Однако не следует резко противопоставлять субъективность и объектив­ность как абстрактные противоположности. Обе вполне диа­лектичны. Если трудность перестает быть характеристикой индивиду­ального восприятия, общим критерием, проявляющимся в мно­гочисленных случаях восприятия, можно говорить о сложности

122______________________________Бочкарев А. Л.

музыкального сочинения. Психологи установили: сложность связана с количеством информации, содержащейся в материале. Причем, чем больше упорядочен, предсказуем материал, тем меньше информации (в среднем) несет каждый его элемент. Предсказуемость каждого следующего элемента обусловлена наличием в материале закономерностей. То есть, чем их боль­ше, тем меньше единиц информации, а, следовательно, тем легче материал для восприятия и осмысления. Большинство музыкантов считает: классическая музыка легче воспринимается и запоминается. Закономерности инто­национно-мелодического, ладо-гармонического развития в му­зыке классического стиля более предсказуемы. Классическое музыкальное искусство сформировало и принципы, облегчаю­щие слушателю предугадывание дальнейшего развития музы­кальной мысли, например, упомянутые выше принципы экс­позиционности и репрезентативности. Фактором, облегчающим восприятие классической музыки, является ее ладовая организация. Как отмечалось, ладовое чувство имеет эмоциональную природу, эмоционально окра­шенная информация более ярко воспринимается и запомина­ется. Эмоционально-выразительные особенности музыки оказы­вают огромное влияние на характер пред слышания. Высокая степень предслышания и эмоционального предвосхищения наб­людается при восприятии народной музыки, канонических форм (культового пения), стиля венских классиков. Меньше возможностей для эмоционального предслышания предостав­ляют слушателю ярко индивидуализированные стили: барок­ко, романтизм, экспрессионизм, музыка новых средств. Анализируя музыкальное мышление с информационной точки зрения, А. Моль [195] показал, что любое «музыкальное сообщение» несет одновременно информацию двух видов: семантическую и эстетическую, связанную с процессом исполне­ния и восприятия. Человек может воспринять лишь среднюю норму одновременно поступающей информации. Если эта нор­ма превышается (например, мелодия или гармония слишком сложна, очень изысканные или слишком быстрые меняющиеся тембры), слушатель не сможет адекватно воспринять музыку. Наличие слушательского опыта помогает разобраться в му­зыке, оценить с эстетической точки зрения произведение и его интерпретацию. Слушательский опыт включает в себя знание некоторого набора «стереотипов», «алгоритмов», которые по-

Музыкально-слуховая деятельность_________________123

могают лучше понять логику мелодического движения, инто­национного развития, предвидеть изменения в ладогармониче-ской организации произведения. На основе такого предвиде­ния строятся интонационно-гармонические гипотезы слушате­ля — вероятностные по своей природе. С помощью внутренних перцептивных действий, связан­ных с анализом, синтезом, прогнозированием, обобщением, слу­шатель превращает интонационно-гармонические гипотезы в целостное адекватное представление о процессуально развора­чивающейся музыкальной структуре. Существенный показатель степени адекватности музы­кального восприятия, по данным А. Г. Костюка, — качество слышания тематического строения произведения. У испытуе­мых с низким уровнем музыкальной культуры оценка темати­ческого содержания сводится лишь к его сопоставлению с по­пулярными песенными и танцевальными мотивами, к нахож­дению знакомых ритмоинтонаций. Слушатель не ориентирует­ся на тематические «зерна», их сопоставления, анализ носит очень приблизительный характер, поэтому возникает противо­речие между познавательными возможностями такого воспри­ятия и закономерностями образно-эмоционального развития в музыке. Испытуемые с низким уровнем культуры тяготеют к зрительным ассоциациям, угадыванию сюжетно-предметного содержания. При возрастании перцептивной культуры слуша­теля язык музыки, напротив, не требует дополнительного пе­ревода, фрагментарное восприятие превращается в восприятие структурно-целостное. Таким образом, сложность нельзя рассматривать изолиро­ванно от прошлого опыта воспринимающего субъекта: чем выше подготовленность слушателя до знакомства с музыкаль­ным произведением, тем оно оказывается более доступным для него.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 359 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наглость – это ругаться с преподавателем по поводу четверки, хотя перед экзаменом уверен, что не знаешь даже на два. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2599 - | 2174 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.