Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Восприятие мелодии и гармонии




В музыкальной практике человеку очень редко приходится встречаться с одиночными звуками. Закономерности ощуще­ний существенно видоизменяются, когда речь идет о воспри­ятии. В процессе восприятия у человека формируется цело­стный образ предмета. Предмет всегда воспринимается в со­вокупности его частей и свойств благодаря совместной работе различных анализаторов. Однако восприятие не сводится к сумме ощущений. Не разбирая здесь детально общепсихоло­гические свойства восприятия, обратимся к восприятию гар­монии, ритма. Выше отмечалось, что основными признаками ощущения музыкальной высоты является переживание чувства интерва­ла и возможность интонировать звук голосом. Многие запад­ные психологи ошибочно считают, что чувство интервала яв­ляется основой мелодичного слуха, то есть для восприятия мелодии достаточно слышать входящие в ее состав интервалы. Однако многочисленные экспериментальные данные опровер­гают это утверждение. Например, Ф. Бремер [296] показал в опытах, что сложность мотивов с точки зрения возможности их воспроизведения голосом не связана с интервальной струк­турой мелодии. Д. Эстергуэс [296] экспериментально продемонстрировал важность опоры на мажорную и минорную гаммы при пении с листа для лиц, не имеющих абсолютного слуха. Испытуемые Б. М. Теплова не смогли спеть с листа после­довательность интервалов, в которой они не улавливали ника­кой ладовой структуры. Не только эксперименты, но и вся многовековая музы­кальная практика свидетельствует о том, что в основе восприя­тия мелодии лежит ладовое чувство, проявляющееся в способ­ности различать ладовые функции звуков мелодии, их устой­чивость и неустойчивость, тяготение звуков друг к другу. Мелодию часто называют душой музыки, ладовое же чув­ство имеет самое непосредственное отношение к «душе» чело­века. Слово «чувство» в данном случае используется в прямом значении — в смысле эмоционального переживания, посколь­ку ладовое чувство — это прежде всего «эмоциональная спо­собность». Ладовое чувство и чувство высоты образуют нерасторжимое единство: ощущение музыкальной высоты связано не только с

Музыкально-слуховая деятельность__________________101

переживанием звуковысотного движения, оно возникает в процессе ладового восприятия мелодии, переживание же лада возможно лишь при таком восприятии звуковысотного движе­ния, в котором высота отделена от тембра. Анализируя психологическую природу мелодичного слуха, Б. М. Теплов сделал важные педагогические выводы: для того, чтобы развивать мелодический слух, необходимо работать в первую очередь над мелодиями, а не над отдельными звуками или интервалами; недостаточно лишь слышать музыку, нужно почувствовать ее эмоционально; нельзя воспитывать у начи­нающего музыканта слуховые качества в отрыве от эмоцио­нальных, музыкальный слух — это слух эмоциональный. Ладовое чувство лежит не только в основе восприятия ме­лодии, но и гармонии. Многие западные исследователи оши­бочно считают, что для восприятия гармонии необходимо «чув­ство консонансов». К. Сишор даже отождествлял чувство гармонии с чувством консонансов. Б. М. Теплов убедительно до­казал, что различие консонансов-диссонансов основывается на тембровом восприятии созвучий. Различие между ощущением тембра и восприятием гармонии заключается в том, что в пер­вом случае человек не анализирует созвучие, а во втором — выделяет его составные части, звуковысотную структуру. Однако для восприятия гармонии важен не анализ созву­чия по вертикали, а оценка ладовых функций аккорда, кото­рая возможна лишь при сравнении, сопоставлении его в ладо­вом отношении с другими аккордами, поэтому решающее зна­чение в развитии гармонического слуха Б. М. Теплов придает работе над полифонией: гармонический слух, по его мнению, является развитой ступенью мелодичного слуха. Но в практике мы часто встречаемся с людьми, у которых хорошо развит гармонический слух при отсутствии мелодиче­ского слуха. Такие примеры приводит и Б. М. Теплов. Так, его испытуемая (№ 8) с порогом различительной чувствительности больше тона, воспринимавшая хроматическую гамму как по­вторение одного звука, не могла не только воспроизвести, но и передать направление движения вверх-вниз, но при этом обна­руживая «чувствительность» к фальшивой гармонизации. При полном отсутствии каких бы то ни было проявлений мелоди­ческого слуха, она обнаруживала зачатки слуха гармоническо­го. На чем же основывались эти «задатки»? Ее оценка качества гармонизации осуществлялась при по­мощи тембрового слуха. Тембровый слух — ступень в разви-

102_____________________________Бочкарев Л. Л.

тии гармонического слуха. Тембровое слышание гармонии характерно и для лиц, обладающих гармоническим слухом, однако тембровый момент в этом случае второстепенный по сравнению с основным — слуховым. Лица, обладающие активным абсолютным слухом, могут слышать «вертикаль» и при отсутствии звуковысотного движения, хорошо различая состав таких созвучий, которые не разрешимы по законам классической гармонии, безошибочно воспроизводя одноголосую последовательность звуков, лишен­ных ладовой структуры и даже слыша небольшие отклонения от точной высоты1. Однако в основе такого «слышания» лежит не музыкальный слух, а всего лишь «слух настройщика», ба­зирующийся на способности тонкого и точного сравнения зву­ков по высоте. Проявлением «слуха настройщика» является и способность слышать биение, тембровое различие по-разному настроенных гармонических интервалов [45]. Обстоятельному анализу психологических механизмов аб­солютного, интервального («пуантилистического») слуха пос­вящена работа Е. В. Назайкинского [209]. Но не только люди с абсолютным слухом — слухом обост­ренным, с предельно высокими точностными показателями дифференцировки, по терминологии Т. Ф. Цыгульской, способны безошибочно слышать интервалику. Среди музыкантов есть много людей, обладающих не очень хорошим мелодиче­ским и гармоническим слухом, однако, мгновенно схватываю­щих «физиономию» аккорда, точно слышащих его состав. Огромная роль в музыкально-слуховой деятельности таких людей принадлежит навыкам и умениям, сформированным в резуль­тате длительной слуховой практики. Музыканты определяют ладовую функцию аккорда, часто не сопоставляя его с после­дующим разрешением на основе коннексии2 — сокращения и обобщения количества слуховых операций. Человек решает слу­ховые задачи как бы «с места», без слухового анализа и мыс­ленного решения. Такое слышание внешне может показаться проявлением интервального гармонического слуха, не нуждаю­щегося в анализе звуковысотных линий. Однако в основе

' Эту способность Н. А. Гарбузов назвал внутризонньш интона­ционным слухом. Под коннексией в психологии понимают обычно способность «свертывания», сокращения -звеньев рассуждения, например, при решении мыслительных задач [166].

Музыкально-слуховая деятельность_________________103

«мгновенного» восприятия вертикали все же лежит «свернутая» слуховая практика анализа ладовых функций. В связи с сказанным выше нельзя не оставить без ответа вопрос о восприятии современной гармонии, характерным приз­наком которой является диссонантность, полифункциональность, политональность, иногда полное отсутствие элементов ладовых связей тонов и аккордов, что казалось бы под силу лишь слу­ху пуантилистическому, абсолютному. Несмотря на многообразные метаморфозы классической гар­монии в XX веке, ее законы в трансформированном виде исполь­зуются крупнейшими представителями современной музыки (Д. Шостаковичем, И. Стравинским, А. Онеггером). Вот почему для облегчения восприятия современной гармонии педагоги-музыканты предлагают искать аналогии и параллели современ­ной музыки с классической. Л. Маккиннон, например, такие параллели находит в музыке И. Баха и К. Дебюсси [190, с. 86]. Большую роль играет наличие опыта восприятия современной музыки. По наблюдению композитора А. Оннегера, у детей при отсутствии музыкального опыта легко сформировать навыки постижения современной музыки, которая не кажется им трудной [194]. Н. Д. Тавхелидзе [286], исследуя природу восприятия со­временной музыки, предлагала испытуемым три серии малодиссонирующих и консонирующих аккордов и резких диссо­нансов. После каждой серии звучал один и тот же критичес­кий диссонанс, который воспринимался по-разному в зависи­мости от того, какая последовательность предшествовала ему. На основе использования концептуального аппарата грузин­ской психологической школы установки автор убедительно экспериментально доказала наличие общего механизма в вос­приятии классической и современной музыки. И при восприятии современной гармонии опытный слуша­тель оценивает и прогнозирует логику ладоинтонационного и гармонического развития с помощью некоторого набора опре­деленных эталонов, которые значительно сложнее по сравне­нию с музыкой классической. Для восприятия современной гармонии нужен развитый музыкальный-мелодический слух, а не слух «настройщика» [134, 160, 431,433,437]. Таким образом, ладовое чувство является в преобладающем большинстве случаев основой мелодического и гармонического

104______________________________Бочкарев А. А.

слуха. Оно необходимо для восприятия и мелодии, и гармо­нии. Эту способность Б. М. Теплов назвал перцептивным, эмо­циональным компонентом музыкального слуха. С одной сторо­ны, глубина эмоционального переживания музыки зависит от слуховой культуры человека, с другой стороны, совершенство­вание, тонкость слуховой дифференцировки осуществляется ус­пешнее под влиянием образно-эмоциональной стимуляции.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 359 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Бутерброд по-студенчески - кусок черного хлеба, а на него кусок белого. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2461 - | 2389 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.