Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Ощущение музыкального звука




Ощущение и восприятие — два неразрывно связанных процес­са. В музыкально-педагогической литературе эти термины употребляют даже как синонимы: говорят о восприятии одно­го звука или об ощущении гармонии, хотя правильным в психологическом отношении будут выражения «ощущение зву­ка», «восприятие гармонии». И ощущение, и восприятие есть чувственное отражение деятельности при непосредственном воздействии предметов и явлений на рецепторы человека. Однако ощущение — это психический процесс, заключаю­щийся в отражении отдельных свойств предметов и явлений. Восприятие же — целостное отражение и осознание действительности. С одной стороны, ощущение предшествует восприятию, так как человек может различать, ощущать отдельные свой­ства предмета до его восприятия в целом. С другой стороны, такое различение, выделение возможно благодаря восприя­тию и его анализу. С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Б. Г. Ананьев показали, что ощущение как элементарный психический процесс представляет собой особую высокоорганизованную деятельность, включающую абстракцию, соотне­сение, выделение и обобщение. В таком понимании ощуще­ние рождается на основе восприятия, благодаря включению мышления. Вот почему говоря о механизмах связи и единстве ощуще­ния и восприятия, С. Л. Рубинштейн заключает: «ощущение предшествует восприятию, и восприятие предшествует ощу­щению» [265, с. 185].

Музыкально-слуховая деятельность__________________95_

И все-таки традиционно во всех психологических руковод­ствах вначале освещаются закономерности ощущений, затем — восприятия. В современной психологии дифференцируют более двадца­ти видов ощущений. Их классифицируют по различным осно­ваниям: по наличию или отсутствию контакта с раздражите­лем (дистантные — зрительные, слуховые, обонятельные и кон­тактные — вкусовые, болевые, кожные), по расположению рецепторов (экстероцептивные, рецепторы которых расположе­ны на поверхности тела — зрительные, слуховые, тактильные; интероцептивные, рецепторы которых расположены во внут­ренних органах — ощущения голода, жажды; и проприопептивные, рецепторы которых расположены в мышцах и сухо­жилиях — ощущения движения и положения отдельных час­тей тела в пространстве и др.). Слуховые ощущения занимают особое место в жизни чело­века, будучи связанными с восприятием речи. Различают три вида слуховых ощущений: речевые, музыкальные и шумы. В этих ощущениях слуховой анализатор1 выделяет основ­ные качества звука: тембр, высоту, громкость, на анализе ко­торых применительно к музыке и сосредоточим основное вни­мание. Тембр обычно связывают с той стороной звукового ощуще­ния, которая выражает в акустическом отношении состав сложных звуков. Хотя тембр является элементарной характе­ристикой музыкального звука, его ощущение связано с очень многими факторами, такими, как атака, затухание, высота, громкость, «окружение» звука, шумы, вибрато, форманты. Од­нако эти вопросы больше интересуют представителей акустики, нежели психологов. Для того, чтобы охарактеризовать в психологическом от­ношении тембр, необходимо иметь его качественные или количественные признаки. К сожалению, до настоящего времени нет ни количествен­ных, ни удовлетворительных качественных характеристик ощу­щения тембра звука, как, впрочем, и многих других видов ощущений — вкусовых, обонятельных, болевых. Ощущения

1 Анализатор представляет собой целостную функциональную физиологическую систему, состоящую из 3 частей: периферического рецептора — органа чувств, проводящих путей и соответствующего центра коры головного мозга.

96________________________Бочкарев А. Л.

описываются обычно в терминах свойств объектов, которые они отражают, говорят о тембре скрипки, тембре рояля; использу­ются также часто характеристики других видов ощущений, например, зрительных (светлый, блестящий звук), осязатель­ных (мягкий, шероховатый, острый, сухой) и др. Как же человек ощущает тембр? На этот вопрос специали­сты отвечают единодушно — путем «неслышания» частичных; тонов, которые есть в любом звуке. Тембровый слух есть слух комплексный, нерасчлененный, не анализирующий звук на его составные части. Многие исследователи совершенно справедливо решающее значение придают вибрато в ощущении тембра. Вибрато — это периодическая пульсация звука по высоте, интенсивности. «Вибрато, — пишет В. М. Теплов, — есть такая периодичес­кая пульсация высоты, интенсивности и тембра, которая вос­принимается слухом не как пульсация, а как тембровая окрас­ка звука» [296,с. 74]. Для того, чтобы создавалось впечатление тембровой окра­ски, необходима оптимальная частота вибрато — приблизи­тельно шесть колебаний в секунду. Если частота меньше че­тырех-пяти колебаний в секунду, звук становится «качаю­щимся», если частота больше восьми колебаний в секунду — звук приобретает характер «тремолирования». Тембровая характеристика звука тесно связана с высот­ной. Многие исследователи в области музыкальной психологии (В. Келлер, К. Штумпф, М. Мейер, Б. М. Теплов) в ощущении высоты звука выделяют две стороны: ощущение высоты (в «Чисто» тембровый слух (безвысотный), в котором не отражает­ся звуковысотное движение, — слух не музыкальный, по мнению Б. М. Теплова. Развитие слуха должно идти от отвлеченного (от тем­бра) к воплощенному, отражающему все богатство и разнообразие тембров. Тембровый слух развивается в деятельности. Большинство музыкантов слышат музыку темброво. «Я никогда не сочиняю отвлеченно, — отмечает П. И. Чайковский, — т. е. никогда музыкальная мысль не является во мне иначе, как в соответствующей ей внешней форме. Таким образом, я изобретаю самую музыкальную мысль в одно время с инструментовкой» [296, с. 181]. «При сочинении оперы звуки, представленные мысленно, при­надлежат голосам и оркестру», — подчеркивает Н. А. Римский-Корсаков [295,с. 181].

Музыкально-слуховая деятельность__________________97

собственном смысле) и ощущение тембра (окраски). Если в шу­мах и в звуках речи высотные и тембровые характеристики воспринимаются суммарно, нерасчлененно, основное условие ощущения музыкальной высоты — вычленение высотного ком­понента из темброво-высотного комплекса. Своеобразие музы­кальной высоты, как показал Б. М. Теплов, составляют сле­дующие три признака: переживание движения в определенном направлении, переживание интервала и возможность интониро­вать звук голосом. Переживание звуковысотного движения не является существенным для восприятия музыки, так как оно характерно и для восприятия речи1: в речи мы по особенностям звуковысотной кривой оцениваем эмоциональную сторону инто­нации. Два других признака (переживание интервала и воз­можность интонировать звук голосом) характерны лишь для ощущения музыкальной высоты как высоты движущихся и относящихся друг к другу в определенном отношении звуков. Для того, чтобы оценить музыкальную высоту, необходимо почувствовать и услышать отношения звуков друг к другу. Именно чувствительность к различению высоты звуков мно­гие западные психологи считают основной характеристикой музыкальности. Так, К. Сишор считал, что при пороге 12 цен­тов человек может стать музыкантом, при пороге от 12 до 32 центов — должен получить лишь общее музыкальное образо­вание, при пороге более 70 центов не должен иметь никакого отношения к музыке. Видный современный американский ученый Р. Колвелл также включил чувствительность к разли­чению высоты в число основных музыкальных способностей. Да и в практике отбора в наши музыкальные школы многие педагоги диагностируют эту способность, хотя исследования Б. М. Теплова убедительно свидетельствуют о том, что эта спо­собность не определяет пригодность к профессии, совершенст­вуясь под влиянием тренировки и обучения.

1 В данном случае мы имеем в виду нетональные языки, так как в тональных языках (например, во вьетнамском) высота является выражением содержания, значения.

 

2 Чувствительность к различению высоты связана с разностным слуховым порогом. Радостный порог выражает ту минимальную при­бавку к силе раздражителя, которая вызывает едва заметное разли­чие в ощущениях. Чувствительность — величина, обратно-пропор­циональная порогу. Чем ниже порог, тем выше чувствительность и наоборот.

98_______________________________Бочкарев А. А.

В отличие от тембра высота и громкость звука поддается количественному измерению.^ Чувствительность к различению высоты звуков (разностный порог) как раз и характеризует способность дифференцировать звуки по частоте. Существует также легко измеримая зона чувствительности, ограниченная абсолютными порогами чувствительности. Немецкий психолог Г. Фехнер установил тенденцию более медленного увеличения интенсивности ощущений по сравнению с ростом силы разд­ражителей в средней части зоны чувствительности, выразив эту зависимость математически: величина ощущения пропор­циональна логарифму интенсивности раздражителя. Если попросить, например, оценить испытуемых два звука по уровню интенсивности, то оказывается, что при возрастании физической интенсивности звука в 10 раз интенсивность в пси­хологическом плане увеличивается лишь в два раза. Вот почему Международная организация по стандартизации предложила измерять воспринимаемую громкость в сонах: 1 сон — гром­кость тона при частоте 1000 Гц и интенсивности 40 дб. Анало­гичная психологическая единица существует и для измерения высоты: тон с частотой 1 Гц (при интенсивности 60 дб имеет высоту 1000 мелов. На рис. 1 показано соотношение между час­тотой (в Гц) и высотой (в мелах). Музыканты хорошо знакомы с действием шкалы мелов на практике: при транспонировании совершенно меняется характер звучания музыки. Ощущения высоты и громкости так же тесно связаны в пси­хологическом плане, как ощущения высоты и тембра, на гра­ницах зоны чувствительности эта связь очевидна: человек не слышит звуки ниже 20 Гц или выше 20 000 Гц. Но и в преде­лах зоны чувствительности, в которой находится большая часть звуков музыкальных инструментов, громкость зависит от часто­ты — если слушать оркестр на повышенном уровне громкости, частоты многих музыкальных инструментов не прослушиваются; относительная громкость звучания различных инструментов также зависит от того, воспроизводится ли музыка в звукозапи­си на том же уровне громкости, что и в концертном зале. В запи­си изменяется и характер маскировки звуков: если в концерт­ном звучании низкочастотные инструменты (например, медные Нижний абсолютный порог выражает ту наименьшую силу раз­дражителя, при которой возникает едва заметное ощущение, верх­ний — ту наибольшую силу раздражителя, при которой еще сущест­вует ощущение данного вида.

99 Музыкально-слуховая деятельность__

духовые) маскируют звучание высокочастотных (например, струнносмычковых), то в записи, при меньшей интенсивности звучания, нарушается характер маскировки: мы можем слы­шать прелестные звуки скрипок [183].

100______________________________Бочкарев Л. А.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 896 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лучшая месть – огромный успех. © Фрэнк Синатра
==> читать все изречения...

2196 - | 2086 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.