Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Причины и условия формирования социального государства




1. Понятие социальной государственности возникает в кон-
це XIX — начале XX в. Оно означает появление у государства новых
качеств, которых не было у либерального правового государства. В
чем причины такого обогащения свойств государства? Означало ли
возникновение социального государства отрицание важнейших
принципов правового государства или появление социальных функ-
ций является новым этапом развития правового государства в изме-
нившихся исторических условиях?

1 Кистяковский Б. Государство правовое и социалистическое//Вопросы фило-
софии. 1990. №6. С. 142.


 

§ 1. Причины и условия формирования социального государства


 


Формирование правового государства явилось одним из вели-
ких достижений человеческой цивилизации, неразрывно связанных с
появлением «первого поколения» прав человека — гражданских и
политических. Однако важным свойством развитого государства, при-
знающего равноправие индивидов, является его динамичность, спо-
собность реагировать на проблемы, возникающие в обществе. Новые
процессы в сфере экономических, политических, нравственных отно-
шений требуют поиска новых параметров взаимоотношений госу-
дарства и индивида. Вопрос о взаимоотношениях государства и лич-
ности в условиях свободной рыночной экономики изначально был в
центре противостояния представителей различных течений экономи-
ческой и политико-правовой мысли буржуазного общества, поскольку
он затрагивал важнейшие принципы буржуазного общества — свобо-
ду и равенство. Как известно, сформировалось два подхода к данной
проблеме. С одной стороны, теория индивиуальной свободы человека,
неотделимая от обязанности государства гарантировать эту свободу от
чьего-либо, в том числе и своего, вмешательства в эту сферу. Глав-
ное — экономическая свобода, а политические права являются лишь
средством к охране независимости и индивидуальной свободы лично-
сти. Сторонники индивидуальной свободы (А. Смит, Дж. С. Милль,
Б. Констан, Д. Локк и др.) понимали, что такая свобода в конечном
счете порождает неравенство, что равенство и свобода могут проти-
воречить друг другу, однако свободу они считали высшей ценностью,
обеспечивающей развитие индивидуальности и своеобразия лично-
сти, устраняющих «уподобление» людей друг другу. Государственное
невмешательство — главное условие обеспечения такой «негативной»
свободы, которая в конечном счете неизбежно порождает

неравенство.

С другой стороны, теория, не отрицающая значимости индиви-
дуальной свободы, но стремящаяся сочетать ее с равенством, с уча-
стием государства в обеспечении равенства личностей. Основополож-
ником такой концепции был Руссо, считавший, что принципу
равенства должно быть подчинено все, в том числе и власть, задача
которой — обеспечение равенства. В таком подходе четко проступает
не только негативное понимание свободы (от вмешательства госу-
дарства), но и ее позитивное понимание как права гражданина на
определенные действия государства, связанные, в частности, с обес-
печением равенства.


100 Глава III. Права человека и социальное государство

Эти два направления четко обозначились в русской дореволю-
ционной политической мысли, исследовавшей позиции государства
по отношению к индивиду. Так, Б. Чичерин отстаивает приоритет
свободы и ее независимость от любого вмешательства в экономиче-
скую сферу. Такая свобода несовместима с равенством. И хотя Б. Чи-
черин выступал против крайностей индивидуализма, по его мнению,
социальное неравенство — естественный результат «движения про-
мышленных сил». Поэтому он выступал против вмешательства госу-
дарства в изменение подобной ситуации, ибо «таков общий закон че-
ловеческой жизни, закон, действие которого может прекратиться
только при совершенно немыслимом всеобщем уничтожении свобо-
ды»1. Если бы государство вместо установления одинаковой свободы
для всех вздумало «обирать богатых в пользу бедных», то это было бы
не только нарушением справедливости, но и извращением коренных
законов человеческого общежития2.

Иные подходы были у П. Новгородцева. Анализируя новые те-
чения английского либерализма конца XIX в., он отметил: «Совре-
менный либерализм стремится продолжать принцип равенства в
сторону уравнения социальных условий жизни, но это открывает для
государства такую сферу деятельности, которая по своим размерам и
возможным последствиям резко отличается от политической прак-
тики еще недавнего прошлого.
Задача уравнения в правах, которую
ставила французская революция, будучи великой по своему принци-
пиальному значению, представляется необычайно легкой по своей
простоте сравнительно с программой социальных реформ»3.

Освобождение индивидов от жесткой опеки государства
развязало инициативу и самодеятельность людей, способствовало
развитию частного предпринимательства и рыночного хозяйства,
обеспечило бурное развитие производительных сил, создание новых
технологий и в конечном счете — рост национального богатства,
упрочение экономической мощи буржуазных государств. Все это под-
твердило высокую ценность классического либерализма XVIII в. с его
идеями свободы и принципом «laissez—faire».

Однако уже в конце XIX в. явно обнаружились и негативные
последствия, явившиеся результатом реализации идей либерализма и

1 ЧичеринБ. Собственность и государство. Часть вторая. С. 326.

2 См.: Чичерин Б. Собственность и государство. Часть первая. 1882. С. 267.

3 Новгородцев П. Указ. соч. С. 340.


 

§ 1. Причины и условия формирования социального государства


 


индивидуализма и потребовавшие корректировки некоторых его прин-
ципов, в частности принципа негативной свободы, «свободы от» (лю-
бого вмешательства, воздействия и т. д.).

В этот период стали все более ярко проявляться классовые
противоречия в обществе, резкая поляризация между богатством и
бедностью, которые могли привести к социальному взрыву и потрясе-
ниям. Прицип «равных стартовых возможностей», осуществляемый
при полном невмешательстве государства, неизбежно породил расслое-
ние общества, поскольку далеко не все, даже талантливые и одарен-
ные люди, располагают способностью к жесткой борьбе и конкурен-
ции, принимают «условия игры» рыночной стихии, вписываются в си-
туации, предлагаемые принципом негативной свободы.

Индивидуализм, который занимал столь видное место в доктри-
нах классического либерализма, стал обнаруживать «эгоизм и само-
влюбленность» (Ф. Хайек). Это в значительной мере противоречило
тому изначальному смыслу, который придавался данному понятию
либеральными доктринами. В трактовке представителей либеральных
течений индивидуализм ассоциировался прежде всего с высокой
оценкой самобытности личности. «Основными чертами индивидуа-
лизма... явились уважение к личности как таковой, т. е. признание
абсолютного приоритета взглядов и пристрастий каждого человека в
его собственной сфере деятельности, сколь бы узкой она ни была, а
также убеждение в желательности развития индивидуальных дарова-
ний и наклонностей»1. По мнению Ф, Хайека, последовательного
сторонника либеральных рыночных концепций, именно такой инди-
видуализм, выросший из элементов христианства и античной филосо-
фии, впервые полностью сложившийся в эпоху Возрождения, разрос-
ся в западноевропейскую цивилизацию.

По мере развития буржуазного общества понятие индивидуа-
лизма обеднялось, оно стало ассоциироваться со своеволием и эгоиз-
мом. А. Токвиль рассматривает индивидуализм как «взвешенное,
спокойное чувство, побуждающее каждого гражданина изолировать
себя от массы себе подобных и замыкаться в узком семейном и
дружеском кругу. Создав для себя, таким образом, маленькое обще-
ство, человек перестает тревожиться обо всем обществе в целом»2. Та-

1 Хайек Ф. Указ. соч. С. 183.
^ТоквильЛ. Демократия в Америке. М., 1992. С. 373.


102 Глава III. Права человека и социальное государство

кое понимание индивидуализма проистекает, по мнению А. Токвиля,
«из ошибочности суждений». В результате индивидуализм «поначалу
поражает только ростки добродетели общественного характера; одна-
ко с течением длительного времени он поражает и убивает и все ос-
тальные и в конечном итоге сам превращается в эгоизм», т. е.
страстную, чрезмерную любовь к самому себе, заставляющую чело-
века относиться ко всему на свете лишь с точки зрения личных ин-
тересов и предпочитать себя всем остальным людям1.

Гиперболизация индивидуальных потребностей и пристрастий
неизменно приводит к нравственным и социальным деформациям об-
щества, резкой противоположности и противоборству интересов раз-
личных его слоев и групп. Исчезает чувство их взаимосвязанное™,
чувство ответственности и солидарности. Остро ощущая порождае-
мую этим нарастающую напряженность в обществе и необходимость
его социального реформирования, Ф. Д. Рузвельт в 1929 г. выступил
против грубого, примитивного индивидуализма, отметив, что «само-
стоятельно живущий человек», забывающий об ответственности и
взаимозависимости людей, «стал таким же пережитком старины, как
человек каменного века»2.

Кризис идей крайнего индивидуализма и классического ли-
берализма начали ощущать представители новых либеральных тече-
ний уже в конце XIX и особенно в начале XX в. Возрастание проти-
воречий и напряженности в обществе определили необходимость но-
вых способов реагирования государства на возникшую ситуацию,
целью которых было предотвращение революционных взрывов. Их
предпосылки формировались под влиянием не только резкой по-
ляризации общества и увеличения степени фактического неравенства
людей, но и получившей широкое распространение и признание
марксистской доктрины, ориентировавшей на социалистическую
революцию и диктатуру пролетариата.

Чутко улавливая эти процессы, неолиберальные теоретики вы-
двинули новое «позитивное» понимание свободы, означающее обя-
занность государства обеспечивать социально ориентированную по-
литику, выравнивать «социальные неравенства». Новое «положитель-

1 См.: ТоквильА. Указ. соч. С. 373—374.
^Шервуд Р. Рузвельт и Гопкинс. Т. 1.М., 1958. С. 72—73.


 

§ 1. Причины и условия формирования социального государства


 


ное» понимание свободы означало, по словам П. Новгородцева, «це-
лый, переворот понятий, который знаменует новую стадию в развитии

правового государства»1.

Что реально означало такой подход? Во-первых, возрастание
роли государства в воздействии на экономику. Во-вторых, по выраже-
нию Л. Дюги, «умаление индивидуалистической доктрины» и обязан-
ность правителей применять «находящуюся в их распоряжении наи-
большую силу для дела общественной взаимозависимости. Они долж-
ны не только воздерживаться; они должны действовать, и эта обязан-
ность переводится в юридическую обязанность обеспечить обучение и

гарантировать труд»2.

В-третьих, попытки «нравственного измерения» экономических

процессов, основанные на стремлении ликвидировать нищету и нера-
венство, установить социальную справедливость.

В-четвертых, определение основных направлений социального
реформирования общества, которое создало «второе поколение» прав

человека — социально-экономических и культурных.

Таким образом, устанавливались новые параметры отношений
между государством и личностью, связанные с обязанностью госу-
дарства принимать меры, содействующие обеспечению «нового поко-
ления» прав человека. Так возникает идея социального государства,
которая получила широкое развитие и признание во второй половине

XX в.

Однако идеи социального реформирования общества встретили

и продолжают встречать резкое противодействие не только со стороны
консерваторов, но и в среде ученых и политиков старого либерализма.
И это не случайно, поскольку идея социально ориентированного госу-
дарства вновь выдвинула на передний план вопрос о соотношении
важнейших принципов жизнедеятельности индивидов — принципов
свободы и равенства. Социальные функции государства, по мнению
сторонников неограниченной экономической свободы, ведут к нару-
шению «справедливости» свободного рынка, ограничивают права ин-
дивида, порождают слой пассивных людей, уповающих на помощь го-
сударства и не желающих активно включаться в состязание и кон-

1 Новгородцев П. Указ. соч. С. 340.

2 Дюги. Л. Указ. соч. С. 72.


104 Глава III. Права человека и социальное государство

куренцию свободного рынка. Сам рынок является способом установ-
ления истинной справедливости отношений в обществе, обеспечива-
ющим свободу и автономию личности. Социальная ориентация госу-
дарства — покушение на свободу, поскольку она неизбежно влечет за
собой его вмешательство в экономическую сферу, отступление от тех
основ, которые были заложены буржуазными революциями.

Другое направление, отстаивавшее необходимость обеспечения
социального равенства, явилось, по мнению П. Новгородцева, резуль-
татом крушения старого либерализма, не признающего иного ра-
венства, кроме формально-юридического, и предлагавшего трансфор-
мировать идею свободы под влиянием идеи равенства. По мнению Бу-
же, представителя нового французского либерализма конца XIX в.,
свободное государство не есть состояние, в котором сильные делают
что хотят в меру своей силы; это — состояние справедливости, в ко-
тором общество сдерживает свободу некоторых для того, чтобы сохра-
нить свободу всех. Асквит (английский либералист начала XX в.) от-
мечал, что от государства требуется не только устранение юридичес-
ких препятствий к развитию свободы, но и достижение материальных
возможностей для наилучшего проявления свободы: народного обра-
зования, решения жилищного вопроса, улучшения условий социаль-
ной жизни. Идея Росселя о «призвании государства к моральной,
имущественной и социальной реформе» была воспринята противни-
ками этой позиции как «поощрение принципов Робин Гуда, приме-
нявшихся им в Шервудском лесу».

Право человека на достойное существование, выдвинутое русски-
ми либеральными мыслителями Вл. Соловьевым и П. Новгородце-
вым1, связывалось с осуществлением социальных реформ.

К полемике, ведущейся в сфере буржуазных либералов (клас-
сических и новых) и консерваторов, активно подключился марксизм,
который выступил ярым противником социальных реформ, однако
использовал в этих целях свои аргументы, резко не совпадающие с
аргументами ни сторонников, ни противников реформ буржуазной
политической и экономической мысли. В основе борьбы марксизма с
реформизмом лежала идея о невозможности улучшения положения
трудящихся посредством реформ при сохранении буржуазного строя.

1 См.: Новгородцев П. Указ. соч. С. 310—353.


 

§ 1. Причины и условия формирования социального государства


 


Марксизм признавал значение борьбы рабочего класса в капитали-
стическом обществе за демократические преобразования и улучше-
ние экономического положения трудящихся; однако утверждал, что
такая борьба должна подготовлять почву для осуществления проле-
тарской революции и установления диктатуры пролетариата, ибо
проведение реформ в рамках буржуазного строя существенных изме-
нений в положение трудящихся не внесет. Исходя из этого, В. И. Ле-
нин вел решительную, непримиримую борьбу с реформизмом, с «кон-
ституционными иллюзиями», которые могли возникнуть в результате
завоевания тех или иных социальных уступок рабочим классом и от-
влечь его от революционной борьбы. «Нельзя сделать решительно ни
одного шага к правильной постановке тактических задач в современ-
ной России, — писал он, — не поставив во главу угла систематиче-
ское и беспощадное разоблачение конституционных иллюзий, рас-
крытие их корней, восстановление правильной политической
перспективы»1. В. И. Ленин считал, что движение за реформы ис-
пользуется буржуазией с целью отвлечения масс от революционной

борьбы.

2. История опровергла марксистские идеи путем революцион-
ного насилия установить всеобщее равенство и справедливость. Одна-
ко и в современном мире существует поляризация мнений относи-
тельно того, должно ли государство устранять несправедливости,
порождаемые рыночными отношениями, выравнивать социальные
неравенства, неизбежно возникающие в стихии рынка, стремиться к
утверждению справедливости путем создания социальных программ,

организации распределительных механизмов.

Многие буржуазные ученые, например Ф. Хайек, М. Фридмен,
считают недопустимым любое вмешательство государства в рыночные
отношения во имя справедливости в равенстве, поскольку это проти-
воречит принципам и структурам свободного рынка. Другое совре-
менное течение — новый эгалитаризм — четко обозначило тенден-
цию к выравниванию социального положения людей (Дж. Роулс,
К. Дженкинс), смягчению социальных неравенств. «В лице "нового
эгалитаризма" выступает своего рода антипод консервативных моде-
лей капиталистического развития, поэтому не случайно виднейшие

1 Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 34. С. 33.


106 Глава III. Права человека и социальное государство

американские неоконсерваторы активно включились в полемику с
ним»1.

Эти позиции буржуазных ученых выходят за пределы сугубо
научной полемики; они оказывают непосредственное воздействие на
политику государств, на большую или меньшую степень их социаль-
ной ориентированности. Несмотря на противодействие идеям соци-
ального государства со стороны представителей консервативных, мо-
нетаристских концепций, идея социального государства получает все
большее признание, воплощается в практике и закрепляется в кон-
ституциях современных государств.

В этом отношении интересен опыт ФРГ, которая конституцион-
но провозгласила себя социальным правовым государством. Социаль-
ные функции государства стали складываться уже в первые послево-
енные годы, когда были заимствованы институциональные структу-
ры, уходящие своими корнями в традиции прошлого, ориентиру-
ющиеся на восстановление институтов социальной политики периода
бисмарковской империи. Это касалось отношений в области здравоохра-
нения и жилья. Особо следует выделить пенсионную реформу 1957 г.,
которая «по справедливости считается великим социально-политиче-
ским деянием»2.

Принцип социальности государства в той или иной форме выра-
жен в Конституциях Франции, Италии, Португалии, Турции, Испа-
нии, Греции, Нидерландов, Дании, Швеции и других государств. Он
неразрывно связан с социально-экономическими и культурными пра-
вами. Независимо от того, закреплены эти права в конституции госу-
дарства или нет, развитые государства западного мира не могут от-
вергать значимость этой категории прав, которые нашли воплощение
в важнейших международно-правовых актах — Всеобщей деклара-
ции прав человека и Международном пакте об экономических, соци-
альных и культурных правах. Ключевым принципом социально-эко-
номических прав, вокруг которого выстраивается вся их система, яв-
ляется положение, сформулированное в п. 1 ст. 25 Всеобщей де-
кларации прав человека, согласно которому каждый человек имеет
право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище,

1 Мальцев Г. В. Буржуазный эгалитаризм. М., 1984. С. 186.
^Вольман Г. Чем объяснить стабильность экономического и политического
развития Федеративной Республики Германии/УГосударство и право. 1992. № 11. С. 134.


 

§ 1. Причины и условия формирования социального государства


 


медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который
необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и
его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни,
инвалидности и т. д.. Данный принцип развит в п. 1 ст. 11 Междуна-
родного пакта об экономических, социальных и культурных правах:

«Участвующие в настоящем Пакте государства признают право каж-
дого на достойный жизненный уровень для него и его семьи, включа-
ющий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное
улучшение условий жизни. Государства-участники примут надлежа-
щие меры к обеспечению осуществления этого права, признавая важ-
ное значение в этом отношении международного сотрудничества, ос-
нованного на свободном согласии». Приведенные выше принципы
обязывают участвующие в Пакте государства к социальной ориен-
тации их деятельности, обеспечению «второго поколения» прав чело-
века, без чего в конце XX в. невозможно нормальное развитие обще-
ства.

К числу социально-экономических и культурных прав относят-
ся: право на труд, на справедливую зарплату и равное вознагражде-
ние за труд равной ценности; условия работы, отвечающие требова-
ниям безопасности и гигиены; право на отдых, досуг и разумное
ограничение рабочего времени и оплачиваемый периодический от-
пуск; право на социальное обеспечение, включая социальное страхо-
вание; право на охрану семьи, материнства и детства; право на обра-
зование; право на участие в культурной жизни; право на пользование
достижениями культуры и ряд других. Простой перечень прав
«второго поколения» показывает, что их осуществление невозможно
без активного содействия государства, и это четко зафиксировано
в п. 1 ст. 2 Международного пакта об экономических, социальных и
культурных правах: «Каждое участвующее в настоящем Пакте госу-
дарство обязуется в индивидуальном порядке (курсив мой. — Е. Л.) и
в порядке международной помощи и сотрудничества, в частности в
экономической и технической областях, принять в максимальных
пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить посте-
пенно полное осуществление признаваемых в настоящем Пакте прав
всеми надлежащими способами, включая, в частности, принятие за-
конодательных мер».

Таким образом, вопрос о необходимости социальной ориенти-
рованности государства, постепенном гарантировании прав «второго


108 Глава III. Права человека и социальное государство

поколения» признается международным сообществом. Однако далеко
не все государства могут уже сегодня реально защитить все важней-
шие права этой группы. Основная причина — состояние экономики
страны. Ведь социальная функция может осуществляться в полном
объеме лишь при высоком уровне экономического развития, позволя-
ющем разумно перераспределять средства и ресурсы, сохраняя свобо-
ду рыночных отношений и предпринимательства.

И здесь возникает важная проблема, состоящая в том, как
определить пределы вмешательства государства в экономику, чтобы
оно не стало тормозом ее развития, с одной стороны, и обеспечило со-
циальную защиту граждан — с другой. Это наиболее сложная задача,
поскольку решение социальных вопросов требует роста производства,
«накопления народного богатства». «Сама мысль о крупных социаль-
ных реформах, — писал П. Новгородцев, — могла явиться только в
связи с накоплением народного богатства, и без его прогрессивного
роста социальные условия не могут развиваться успешно»1. Поэтому
важны не только государственные меры по стимулированию произ-
водства, обеспечению его непрерывного роста (такие меры могут
привести и приводят к накоплению огромных богатств в руках отно-
сительно небольшой части общества), но и гибкая налоговая полити-
ка государства, его управляющая и распределяющая роль, которые
смогли бы обеспечить выравнивание положения различных слоев об-
щества. Речь, разумеется, не может идти о полном материальном их
равенстве; нужен поиск путей, исключающих массовое обнищание,
приводящих к непрерывному подъему материального уровня сущест-
вования всех граждан, призванному обеспечить их достойную жизнь.

В практике современных государств, даже высокоразвитых, су-
ществуют большие трудности, связанные с обеспечением социально-
экономических и культурных прав. Достаточно вспомнить, что в
условиях частного предпринимательства, при котором государство не
распоряжается трудовыми ресурсами, безработица неизбежна. Поэто-
му задача государства — минимизировать неблагоприятные послед-
ствия безработицы, добиваться роста занятости, выплачивать пособия
по безработице. Осуществление любого из указанных выше прав тре-
бует постоянного внимания и содействия государства, однако спосо-
бов решения всех социальных проблем пока не найдено. Не случайно

1 Новгородцев П. Указ. соч. С. 342.


 

§ 1. Причины и условия формирования социального государства


 


многие буржуазные ученые не признают социально-экономические
права субъективными, поскольку они далеко не всегда могут быть за-
щищены в суде. Поэтому ряд государств, например США, не
присоединились к Международному пакту об экономических, соци-
альных и культурных правах, ссылаясь именно на это обстоятельство.

Разумеется, процедура реализации экономических прав имеет
существенные особенности, отличающие их от политических и лич-
ных (гражданских) прав, каждое из которых в случае нарушения мо-
жет быть защищено в суде.

Поэтому идеи социальной государственности и гарантирован-

ность социально-экономических и культурных прав требуют дол-
говременных социальных программ и постоянных усилий государст-
ва. В современном мире многие государства сумели обеспечить высо-
кий и достойный уровень жизни своих граждан (ФРГ, Швеция, Да-
ния).

3. Формирование социальной государственности — процесс по-
стоянный и непрерывный, требующий реакции на вновь возника-
ющие ситуации и в экономике, и в политике, и в нравственности.

П. Новгородцев цитирует книгу Самюэля «Либерализм», в ко-
торой отмечается, что силы государства в проведении социальных
реформ не безграничны. Одни социальные проблемы слишком слож-
ны, чтобы их решить законодательным путем, другие — слишком
тонки и неуловимы, а третьи — слишком много зависят от нравствен-
ных причин1.

Трудности, стоящие перед социально ориентированным госу-
дарством, связаны с тем, что государство должно соблюдать баланс
между свободной экономикой и определенными способами воздейст-
вия на распределительные процессы в духе справедливости, «вырав-
нивания социальных неравенств». Отказываясь от ограниченной роли
«ночного сторожа» и стремясь обеспечить всем гражданам достойный
уровень жизни, государство не должно переступить черту, за которой
начинается грубое вмешательство в экономику, подавление инициа-
тивы и свободы предпринимательства. Проявляя заботу о повышении
социального статуса граждан, государство должно соблюдать меру,
которая воспрепятствовала бы освобождению индивида от личной от-
ветственности за свою судьбу и судьбы своих близких. Стремясь со-

l См.: Новгородцев П. Указ. соч. С. 341.


110 _____________Глава III. Права человека и социальное государство

здать «общество всеобщего благосостояния», государство не может ис-
пользовать административно-командные средства. Его задача
применять такие экономические методы, как гибкое налогообложе-
ние, бюджет, создание социальных программ.

Опыт развития социальных государств Запада показывает,
сколь трудно достижим баланс между рыночной свободой и воздейст-
вием государства на экономику. Обеспечение высоких социальных
расходов связано с повышением налогообложения, что со временем
становится тормозом развития производства. В этих условиях прави-
тельство вынуждено временно сокращать социальные программы. За-
тем наступает период, требующий увеличения социальных расходов в
связи с усиливающейся необеспеченностью части общества.

Складывающаяся на различных этапах развития общества кон-
кретная ситуация вызывает приоритет то неоконсервативных, ли-
бертаристских доктрин, то либеральных эгалитаристских концепций.
Так, в США в 80-х гг., в период пребывания Рейгана у власти, возоб-
ладали неоконсервативные, монетаристские модели развития обще-
ства. Под их воздействием правительство Рейгана отказалось от
реализации более 20 социальных программ, что крайне обострило
проблему жилья, страхования по безработице, государственного ме-
дицинского страхования. Президент Клинтон взял курс на повыше-
ние социальной ориентации государства. Значительно расширены ин-
вестиции и ассигнования на социальные нужды1. Особое внимание
уделил Клинтон общегосударственной программе охраны здоровья.
Успехи развития экономики уже к концу первого года пребывания
Клинтона на посту Президента показали, что в основу его было поло-
жено разумное налогообложение. Социальные программы осуществ-
лялись без повышения налогов на абсолютное большинство насе-
ления, и прежде всего без дополнительных тягот станового хребта
общества — среднего класса. Клинтон в своем президентском посла-
нии «О положении страны» подчеркнул, что только самые богатые,
только 1,2 процента населения платят более высокие налоги2.

Политика в социальной сфере напоминает «челночное движе-
ние». В этом движении проявляется поиск баланса между свободной
рыночной экономикой и воздействием государства на ее развитие с

vJCM.: Ледях И. А. Социальное государство и права человека (из опыта запад-
ных стран)//Социальное государство и защита прав человека. М., 1994. С. 28—29.
2 См.: Известия. 1994. 27 янв.


§ 1. Причины и условия формирования социального государства_____ 111

целью обеспечения достойной жизни всех граждан. Это своего рода
метод разрешения противоречий, который «обеспечивает и относи-
тельный прогресс, и относительное равновесие социальных отноше-
ний разных классов и групп населения. Все понимают, что иначе уси-
ливается опасность левого или правого радикализма»1.

Поиск такого баланса, который позволил бы сочетать непре-
рывный рост народного богатства, развитие производства с расши-
рением социальной функции государства, — одно из наиболее важ-
ных направлений общественной мысли в конце XX в., когда новые си-
туации и гуманитарные идеалы не могут найти опоры в существовав-
ших ранее доктринах. Отсюда и вытекает необычайный интерес к
данной проблеме в зарубежной науке, где, наряду с приверженностью
к консервативным концепциям отношений государства и гражданина
в условиях рынка, четко обозначаются подходы, основанные на ли-
беральных стремлениях утверждения в обществе принципов справед-
ливости.
Последние выдвигают теоретическое обоснование курса со-
циальных реформ, программ государства, которые способствовали бы
гуманизации жизни в современных буржуазных государствах.

Теория справедливости Дж. Роулса привлекла к себе наиболь-
шее внимание в современной зарубежной науке. «Она отстаивает
идею "государства благосостояния", соответствующие перспективы и
социальную политику, основанную на перераспределении доходов, по
возможности большего их выравнивания средствами, которые прини-
маются людьми сознательно и добровольно в результате общего со-
гласия, договора»2. Роулс рассматривает общество как кооперацию
всеобщей и взаимной связанности индивидов, дающей им стимулы
личного участия в общем деле. Из теории социальной справедливости
вытекают у него принципы взаимности и братства, функции ко-
торых — удерживать членов общества в рамках единства, подталки-
вать их к сотрудничеству и взаимопониманию3.

Теоретики консервативного толка, отрицающие возможность
государственного вмешательства в перераспределение доходов, упре-
кают Роулса в утопичности и морализаторстве. Тем не менее мораль-
ную направленность теории «справедливости как честности» Дж. Ро-

>;l Баглай М. Дорога к свободе. М., 1994 С. 216.

2 Всесторонний анализ концепции Дж. Роулса содержится в книге Мальце-
ва Г. В. «Буржуазный эгалитаризм» <с. 184—214).

3 См.: Мальцев Г. В. Указ. соч. С. 201.


112 Глава III. Права человека и социальное государство

улса нельзя недооценивать. Она ориентирует на цивилизованное ре-
шение проблем выравнивания неравенства, апеллируя к идеям гу-
манности и солидарности членов общества. Поиск таких путей
утверждения справедливости имеет давние традиции. Можно вспом-
нить теорию социальной солидарности Л. Дюги, который уже в нача-
ле века считал, что пришло время более гибкого и гуманного полити-
ческого строя, охраняющего индивида. Этот строй должен покоиться
на двух элементах: на понятии социальной нормы, основывающейся
на факте взаимозависимости, соединяющей членов человечества и, в
частности, членов одной общественной группы, нормы, обязательной
для всех, слабых и сильных, больших и малых, правящих и управ-
ляемых, а также на децентрализации или синдикалистском феде-
рализме. Новый политический строй развивается с «постоянным ума-
лением индивидуалистической доктрины», и правители должны
применять «находящуюся в их распоряжении наибольшую силу для
дела общественной взаимозависимости. Они обязаны не только воз-
держиваться; они должны действовать, и эта обязанность переводится
в юридическую обязанность обеспечить обучение и гарантировать
труд»1.

Л. Дюги признавал, что в решении всех социальных вопросов
закон взаимозависимости сам по себе бессилен. Нужно нечто боль-
шее: чувство жалости к человеческому страданию. «Приобретенное
оно или врожденное это чувство... одно из наиболее прекрасных до-
стояний цивилизованного человека XX века, оно должно найти место
в нашем положительном политическом строе, который должен иметь
в виду всю целостность человека»2.

В советской юридической науке теория Л. Дюги подвергалась
резкой критике как попытка замаскировать идеей солидарности
растущие противоречия буржуазного строя. Гуманистический,
нравственный пафос этой доктрины игнорировался.

В современных условиях вопрос о социальной роли государст-
ва — это вопрос не только политический, юридический, но и нрав-
ственный. Сводить все проблемы взаимоотношений государства и
гражданина к формальным юридическим аспектам, игнорируя нрав-
ственные проблемы, невозможно.

1 Дюги. Л. Указ. соч. С. 72.

2 Там же. С. 75.


§ 1. Причины и условия формирования социального государства 113

Стремление к нравственному измерению ситуаций, складыва-
ющихся в результате действия законов рынка, было характерно для
либеральных теорий, пытавшихся ориентировать общество на соли-
дарность и взаимосвязь. П. Новгородцев крзд^ковал позицию, соглас-
но которой свобода есть освобождение не только от материальных, но
и от моральных уз, и отмечал значимость такого нового принципа,
как солидарность, который должен дополнить принципы свободы,

равенства и братства1.

Признание необходимости социальной деятельности государст-
ва как нравственного движения, охватывающего и государственные, и
общественные структуры, требует переориентации в теоретических
подходах к природе государства. Какие новые направления деятель-
ности возникают у социального государства?

Обобщая деятельность социального государства в ФРГ, Конрад
Хессе обозначил ее основные направления, которые являются обязан-
ностью государства:

1). Усиление управления и планирования со стороны госу-
дарства, которое осуществляет новые задачи: вторгается в те сферы
жизни, которые регулировались прежде без его участия; повышается
значение государства в экономической и социальной жизни; увеличи-
вается зависимость индивида от этой деятельности. Государственная
активность ФРГ в экономической и социальной сфере отражается в ее
бюджете: более 50% средств в нем уделяется на социальное регули-
рование, социальное обеспечение, стимулирование экономики и по-
вышение жизненного уровня граждан.

2). Социальное государство является планирующим, управля-
ющим, производящим, распределяющим; оно является государством,
обеспечивающим индивидуальную и социальную жизнь в соответ-
ствии с конституционной формулировкой социального правового го-
сударства. «Данный конституционный принцип по своей сущности
служит обеспечению тех правовых сфер, которые относятся к сущест-
ву социально-правового государства, таких как право на охрану
труда, продолжительность дня, право на социальное обеспечение и
социальное страхование, право на создание устава предприятия и до-
говора в тарифах»2.

1 См.: Новгородцев П. Указ. соч. С. 373.

2 Хессе К. Основы конституционного права ФРГ. М., 1981. С. Ill


114 Глава III. Права человека и социальное государство

3). Выполнение указанных задач является функцией правового
государства. «Формирующее и гарантирующее воздействие государст-
венных властей должно служить цели обеспечения человеку достой-
ного существования. Оно служит равенству, понимаемому в качестве
справедливого распределения. Оно служит свободе, которая в отличие
от времен либерализма XIX в. не исчерпывается защитой индивида от
посягательств государства, но является одновременно и вопросом все-
охватывающей деятельности, благодаря которой свобода может во-
плотиться в действительность»1.

Из этих положений видно, что расширение воздействия госу-
дарства на экономику, вторжение его в те сферы, которые раньше на-
ходились вне пределов его деятельности, неотделимы от понимания
назначения социального государства. Следует отметить, что в совре-
менном мире происходит переориентировка различных систем в
определении отношений государства и индивида. Так, страны, в ко-
торых господствовала плановая экономика, стремятся внедрять инди-
видуализм, в то время как страны с рыночной экономикой пытаются
сделать рынок более приемлемым с социальной точки зрения. Оба ви-
да общественных систем, основанных на индивиде или государстве,
испытывают недостаток в промежуточных институтах, которые могли
бы демократически обеспечить влияние социальных групп с различ-
ными интересами на общественное развитие»2. Очевидно, что в ны-
нешних условиях необходима теория, сближающая государство и ин-
дивида не в плане подавления или ограничения последнего, а как
признание неизбежности возрастания социальной функции государст-
ва в условиях рыночных отношений. Правильно отмечает Г. Воль-
ман, что высокий уровень социального обеспечения граждан требует
«больше государства»3.

4. Не вступает ли возрастание роли государства в противоречие
с первоначальным замыслом правового государства как образования,
отстраненного от экономики и ограничивающегося ролью «ночного
сторожа», наделенного лишь охранительными функциями по отноше-
нию к свободе индивида? Не является ли возникновение социальных
функций государства, которые упорядочивают экономические отно-

1 Хессе К. Указ. соч. С. 112.

2 См.: Трудовая этика как проблема отечественной культуры: современные ас-
пекты (Материалы «круглого стола»)//Вопросы философии. 1992. № 1. С. 22.

3 ВольманГ. Указ. соч. С. 134.


т

§ 1. Причины и условия формирования социального государства 115

шения с целью устранения резких неравенств, отрицанием самой
сущности правового государства?

На наш взгляд, следует исходить при ответе на данный вопрос
из сущности правового государства в единстве всех его признаков —
приоритета прав человека, построения государственной и обществен-
ной жизни на принципах права, разделения властей, взаимной ответ-
ственности индивида и государства. «Новое поколение» прав человека
включается в систему приоритетов государства, обязывает его пред-
принимать меры по обеспечению этих прав, оказывать воздействие на
экономические процессы на основе принципов права. Обогащение ка-
талога прав человека дает импульс развитию новых его функций, но-
вых направлений его деятельности. В этом и состоит приоритет прав
человека как системообразующего признака правового государства,
как главного ориентира его деятельности. П. Новгородцев правильно
увидел в социальном реформировании «новую стадию развития
правового государства», стремление выйти за пределы формального
юридического равенства, расширить его путем выравнивания соци-
альных условий жизни. Это означает возрастание гуманизма право-
вого государства, стремление к осуществлению «благородной миссии
общественного служения».

Следует подчеркнуть, что социальная деятельность государст-
ва, хотя и в ограниченном объеме, началась значительно раньше воз-
никновения понятий «социальное государство», «государство всеоб-
щего благоденствия». Это справедливо отмечает Е. Шмидт-Асман:

«Реальная практическая деятельность государства XIX столетия была
менее сдержанной, чем этого требовала его модель. В повседневной
управленческой деятельности либеральное правовое государство не
отбрасывало традиций государства благоденствия; здесь тоже выдви-
гались и ставились новые задачи регулирования общественных процес-
сов, например в градостроительстве или пенсионном обеспечении»1.

Поэтому правовое и социальное государство — это не антитезы,
а диалектика развития государства, признающего приоритет прав че-
ловека и определяющего в соответствии с этим направлением формы
и методы деятельности. Становление социального государства — дли-
тельный процесс, очень сложный и противоречивый. Удерживать его

1 Государственное право Германии. Т. 1. С. 59.


116 Глава III. Права человека и социальное государство

в определенных правовых границах, не ущемляя свободы одних и не
снимая ответственности за свою судьбу с других, помогают уже сфор-
мировавшиеся и вошедшие в реальную практику принципы правового
государства. На их основе возможна дальнейшая гуманизация госу-
дарства и общества.

Начальная стадия развития социального государства — ответ-
ственность за предоставление каждому гражданину прожиточного
минимума. Так, в Германии законодательство о бедных с середины
XVIII в. обязывало общины оказывать все большую помощь нуждаю-
щимся. В XIX в. эта ответственность переместилась с коммунального
уровня на общегосударственный1. В Кодексе социальных законов
ФРГ (§ 9 Общей части) указывается, что каждый, кто не в силах са-
мостоятельно добывать себе средства к существованию и не получает
при этом никакой посторонней помощи, имеет право на личную и ма-
териальную поддержку, которая соответствует его специфическим
потребностям, побуждает к самопомощи, обеспечивает участие в об-
щественной жизни, гарантирует достойное человека существование.

Обязанность государства обеспечить достойный уровень жизни
каждому находит практическое воплощение в высоких объемах соци-
альных расходов развитых современных государств. Доля социальных
расходов в Швеции составляет 1/3 ВНП, в ФРГ и Италии — 1/4, в
США и Великобритании — 1/5. Такой уровень социальных расходов,
позволяющий реализовать социальное обеспечение, дополнительные
пособия по безработице, право на получение образования, жилье, до-
ступ к ценностям культуры, должен опираться на высокоразвитую
экономику, принципы права и справедливости, стремление к гармо-
низации общественных отношений и устранению резких неравенств.
Однако даже эти условия не обеспечивают социального благоденствия
всех граждан. Процесс развития социального государства не одноли-
нейное поступательное достижение к поставленной цели — обеспече-
нию достойного уровня жизни граждан. Это — сложное и противо-
речивое определение социальной политики, в котором есть свои успе-
хи и неудачи, взлеты и падения. На уровень социальности госу-
дарства немалое влияние оказывает политическая ориентация пра-
вительств (социал-демократы, консерваторы), соотношение сил поли-
тических элит общества.

1 Государственное право Германии. Т. 1. С. 67.


 

§ 1. Причины и условия формирования социального государства


 


5. На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что ос-
новные принципы социального государства — достоинство человека,
справедливость, ответственность, преодоление формально-юридичес-
кого равенства с целью устранения резких расхождений материаль-
ных статусов индивидов. Путь к реализации этих принципов, как уже
отмечалось, длительный, а по сути дела 'те- нескончаемый. П. Нов-
городцев писал, что «возлагая на себя благородную миссию обще-
ственного служения, оно (государство. — Е. Л.) встречается с необхо-
димостью реформ, которые лишь частью осуществимы немедленно, а
в остальном либо вовсе не осуществимы, или осуществимы лишь в от-
даленном будущем и, вообще говоря, необозримы в своем дальней-
шем развитии и осложнении»1.

Причины этих сложностей не только в степени развитости эко-
номики, но и в вечном противостоянии принципов свободы и равен-
ства. Полная гармонизация этих принципов практически невозмож-
на. Условие их сосуществования — строго сбалансированное ограни-
чение свободы экономической деятельности (преимущественно эко-
номическими, а не юридическими методами) и стремление к постоян-
ному повышению жизненного уровня людей, понимание недостижи-
мости абсолютного фактического равенства. Последнее является
следствием разности людей — их способностей, талантов, инициатив-
ности, трудолюбия, физического и психического состояния. Поэтому
цель социального государства не устранение неравенства, а «вырав-
нивание неравенств», устранение резкого различия в имущественном
положении, повышение социального статуса индивида для обеспече-
ния всем членам общества достойного уровня жизни.

X. Ф. Цахер раскрывает различные средства и способы, кото-
рые государство применяет для смягчения социального неравенства.
Это социальные коррективы, вносимые в частноправовые отношения
(трудовое право, правовая защита квартиросъемщиков и арендато-
ров), государственное воздействие на общественные отношения
(охрана труда, надзор за воспитанием, помощь молодежи); обеспече-
ние общедоступности наиболее важных благ и услуг (регулирование
цен, обязательность заключения договоров о снабжении энергией
и т. п.); предоставление государственных учреждений частным лицам
(в сфере обслуживания, образования, здравоохранения); создание

1 Новгородцев П. Указ. соч. С. 340.


118 Глава III. Права человека и социальное государство

благоприятных социальных условий существования посредством ус-
тановления обязанностей частных лиц (например, по отношению к
инвалидам); улучшение социального положения путем государ-
ственных выплат (социальных пособий); сглаживание имущественно-
го неравенства за счет средств, мобилизуемых государством (налогов,
взносов, пошлин); перераспределение ценностей (например, путем
земельной реформы); смягчение экономического неравенства путем
обобществления некоторых экономических ценностей или их переда-
чи в общественную собственность и др.1 Поиск способов реагирования
государства на социальное неравенство идет постоянно. При этом
важно, чтобы социальное государство, реализующее свою ответствен-
ность за осуществление экономических, социальных и культурных
прав, в то же время не нарушило автономии общественного развития,
соблюло «меру свободы» участников экономических отношений, не
снизило личного чувства ответственности у адресатов его социальной
функции.

Однако как бы ни была сложна роль социального государства в
современном обществе, без нее невозможно осуществление не только
экономических, социальных и культурных прав, но и прав «первого
поколения» — политических и личных. При необеспеченности соци-
альной стороны жизнедеятельности людей, достойного уровня их
жизни деформируется вся структура прав и свобод человека: снижа-
ется политическая активность, возрастает политическая апатия и не-
верие в государство, далеко не всегда доступны индивиду юридичес-
кие гарантии прав и свобод (например, право на защиту). Социальная
незащищенность порождается нередко отсутствием основного граж-
данского (личного) права — права частной собственности. Проблемы
материального обеспечения нередко играют решающую роль при
проведении выборов в представительные органы, в предвыборной
борьбе за пост президента и т. д. Поэтому социальное государство, за-
дача которого — создание условий и ответственность за реализацию
«второго поколения» прав человека, оказывает самое непосредствен-
ное воздействие на осуществление всего единого комплекса прав и
свобод человека.

Социальное государство и рыночная экономика в процессе вза-
имодействия должны преодолевать свои антагонизмы. Понятие соци-

1 См.: Государственное право Германии. Т. 1. С. 68—69.


 

§ 2. Пути формирования социального государства


 


ально ориентированной рыночной экономики получает и далее все
больше будет получать признание и распространение. Это неизбеж-
ный путь гуманизации общественной жизни, снижения противостоя-
ний в обществе, формирования солидарности сограждан, повышения
нравственности всех социальных групп и индивидов. Современные
государства должны не только охранять свободу, но и считаться с нео-
боримым стремлением людей к равенству, которое возникло в давние
времена и не уничтожаемо никакими законами рыночной экономики.
Об этом блестяще написал А, Токвиль: «Я думаю, что демократичес-
кие народы испытывают естественное стремление к свободе; будучи
предоставлены самим себе, они ее ищут, любят и болезненно
переживают ее утрату. Однако равенство вызывает в них страсть,
пылкую, неутолимую, непреходящую и необоримую; они жаждут
равенства в свободе, и, если она им недоступна, они хотят равенства
хотя бы в рабстве... Это справедливо для всех времен и особенно для
наших дней. Какие бы люди и какие бы власти ни захотели восстать
против этой непобедимой силы, они будут опрокинуты и уничтожены
ею»1. Написанные более 150 лет назад, эти слова являются очень
современными в наши дни, когда принципы свободы и равенства дол-
жны быть гарантированы в границах возможностей развитых госу-
дарств путем дополнения юридического формального равенства
равенством фактическим в тех объемах, которые не окажутся губи-
тельными для свободы.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2922 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Жизнь - это то, что с тобой происходит, пока ты строишь планы. © Джон Леннон
==> читать все изречения...

2326 - | 2093 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.